Один день в вальдорфском детском саду — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Один день в вальдорфском детском саду

2017-07-25 1150
Один день в вальдорфском детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВАЯ ФАЗА РИТМА ДНЯ — «ВЫДОХ»:
«СВОБОДНАЯ ИГРА»

Ритм дня выглядит примерно так: начало дня жестко не зафиксировано. Родители приводят детей в сад, скажем, от 8 до 8.30. В Германии, как правило, группа создается не по территориальному признаку. Многие родители живут достаточно далеко, и поэтому разброс бывает довольно значительным. В российских условиях заметна та же тенденция — в вальдорфские сады приходят дети родителей, интересующихся воспитанием и развитием своих детей. Они, читая литературу, расспрашивая знакомых, «находят» вальдорфский детский сад и иногда проделывают довольно долгий путь и во внутреннем, и во внешнем смысле. Поэтому «детская география» вальдорфских детского сада и школы может быть довольно широкой. Это одна из причин, почему не стоит строго фиксировать начало работы группы.

Каждого ребенка воспитательница приветствует, здороваясь с ним отдельно — персонально. Таким образом, как бы символически, удостоверяется, что ребенок «принят» в группу. Этот жест индивидуального принятия не лишен значения для самочувствия ребенка в группе. В группе, как правило, около 20—25 детей, что как для ФРГ, так и других стран Европы, считается нетипично большим количеством. Почти всегда основной воспитательнице помогает практикантка. Первая часть дня, как правило, это «Свободная игра» (см. выше).

Когда дети входят, воспитательница уже на месте и занимается какой-нибудь работой: может быть она готовит завтрак, занимается рукоделием или мастерит украшения для предстоящего праздника. Дети могут присоединиться и начать делать что-то вместе с воспитательницей. Но, в большинстве случаев, они идут в игровой уголок и, как правило, сразу, без дальнейших пояснений, начинают играть. Кто-то строит дом, кто-то идет на прием к врачу, кто-то начинает играть в дочки-матери. А, может быть, сегодня у куклы Кати день рождения, к ней собираются гости и нужно готовить обед?.. и т. д. В богатом природном игровом материале — желуди, шишки, кора и прочее, о чем мы упоминали выше, — дети находят для своей игры пластичное «сырье», из которого можно сделать все, что угодно.

Очень важно, чтобы дети удовлетворили бы свою потребность в свободной игре. Поэтому на «Свободную игру» должно быть выделено не менее 1,5—2 часов. Свободная игра — это, на языке вальдорфских педагогов, «выдох», то есть ребенок предоставлен самому себе, дабы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.

Но важно также, чтобы игра имела свой конец, и все было убрано на свои места. Однако воспитательница не говорит детям: «Теперь игра закончена, пожалуйста, убирайте все на место». Такого в вальдорфском детском саду стараются не произносить. Поступая так, мы обращаемся к представлению ребенка через слово. Но, как было сказано выше, воля ребенка не направляется осознанным решением, мотивом которого у взрослого выступают представления, выражаемые вербально, посредством слова. Ребенок идет от действия к представлению, а от восприятия к действию. Таким образом, задача воспитательницы: необходимое завершение игры и порядок «развить» из самой игры. Например, если дети играли в театр, то спектакль должен окончиться, и все разъезжаются по домам. Если же дети очень увлечены получившейся сценой, тогда может наступить «антракт», и сцену не убирают до следующего дня.

ВТОРАЯ ФАЗА — «ВДОХ»: «УТРЕННИЙ КРУГ»

После свободной игры, кончающейся обычно около 10 часов, наступает «вдох», т. е. дети делают нечто вместе и под руководством воспитательницы. И это обычно так называемый «утренний круг». На несколько минут наступает покой и концентрация на общей песне или ритмической игре. Как правило, песня или игра — стихотворение — сопровождаются движениями детей, изображающими содержание песни или стиха — это и есть «райген», описанный в особом разделе выше. Дети могут изображать плотника или портного, деревья, раскачивающиеся на ветру, или восход солнца, гномов и великанов. Очень важно, что эти движения носят художественный характер. Они тоже возникают из подражания: воспитательница делает, дети свободно воспроизводят. Никакого давления или корректуры не производится, каждый делает, как получается, и все — хорошо.

Раз в неделю может прийти эвритмист — и тогда будет небольшой урок эвритмии. Эвритмия[18] — это искусство движения, в котором выражается звуковая сторона речи, а также музыка. Затем дети вместе идут в туалет, изображая, быть может, поезд или что-либо подобное.

После туалета все моют руки и показывают воспитательнице. Та подтверждает чистоту рук каждого ребенка символически, например, капнув на ладошку капельку масла. Дети растирают это масло так, что руки становятся теплыми. (Детям очень нравится эта процедура). Эти символические действия («ритуалы») сопровождают многие моменты детской жизни, например, прием пищи, отход ко сну и т. д. Приведенные выше примеры с поездом, каплей масла есть, естественно, не жесткие рекомендации, а лишь примеры, как это можно осуществлять. Каждая «детская садовница» находит свои формы для таких переходных моментов. Это могут быть песенка или стишок, звонок колокольчика или зажигание свечки и т. д.

ПРИЕМ ПИЩИ — «ТРАПЕЗА» —
ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ГРУППЫ

После возвращения из туалета все садятся завтракать. В противоположность широко распространенной сегодня практике, завтрак готовится вместе с детьми — часть детей участвует в этом во время утренней свободной игры — самой воспитательницей и ее помощницей. Это крайне важный момент: дети видят, как готовится пища! Все происходит естественно, как дома. В каждом детском саду есть «печка», где, может быть, пекут вместе с детьми замешанное тесто, которое получили из муки, размолотой на ручной мельнице также вместе с детьми. Процесс принятия пищи, таким образом, перестает быть чем-то абстрактным и безличным, так что с приемом пищи — этим бичом государственных детских садов, — проблем, как правило, не возникает.

Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности, благоговения ко всему что дается, дарится человеку, по мнению вальдорфских педагогов, есть основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают изречение, в которых выражается благодарность Земле, Солнцу, Хлебу. Это выражение благодарности может принимать самые разные формы. Может быть взят стих из псалма Давида, общепринятая в данной местности молитва перед едой или свободное изречение, например, стихотворение Христиана Моргенштерна «Всякий плод в земле растет». Содержание здесь не столь важно, так как дети улавливают прежде всего не абстрактное содержание, а отношение к этому взрослых. Важно только, чтобы предлагаемые образы носили наглядно чувственный и одновременно «духовный» характер.

Атмосфера благодарности, пробуждение благоговения перед всем, что дается, дарится человеку, есть необходимый компонент формирования здоровых основ развития личности. Согласно Рудольфу Штайнеру, ребенок не безразличен в своем отношении к нравственным категориям. В период дошкольного детства у ребенка есть совершенно непосредственное, естественное внутреннее отношение к добру [19]. Доброе для ребенка одновременно и красивое, и истинное, правдивое. И если он не находит этого «добра» в своем окружении, то он просто заболевает и часто даже физически. В сказке добро должно непременно побеждать, а зло быть наказано. Мир добр — таков девиз этого периода воспитания. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Этот аспект зачастую упускается из виду и не учитывается в программах дошкольного воспитания в нашу интеллектуалистическую и прагматическую эпоху.

ТРЕТЬЯ ФАЗА — «ВЫДОХ»:
«ИГРЫ И ПРОГУЛКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

После того, как завтрак закончен, — это также общий и «ритуализированный» акт — все идут в гардероб, одеваются и снова «выдох»: идут на прогулку. Основным занятием детей на свежем воздухе является свободная или подвижная игра. Однако, эта часть дня может быть занята и другими видами деятельности. Сегодня это может быть работа в саду; завтра — прогулка по близлежащей местности.

Во время прогулки дети и взрослые «замечают» разнообразнейшие вещи: может быть, они проходят мимо строящегося дома; там работают маляры и плотники; а вот птичка, она поет или собирает корм для своих птенцов. Зимой можно кататься на санках, лепить снежную бабу и проч. Каждое время года предлагает свои возможности.

 

Если сейчас осень, то время собирать осенние листья для украшения праздничного уголка, и т. д.

Это общее «замечание» различных вещей во время прогулки есть немаловажный элемент воспитательной работы. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на различные явления, прежде всего, деятельность взрослых, и маршрут прогулки может быть выстроен сознательно, с учетом этого обстоятельства. Именно наблюдая деятельность взрослых в различных ситуациях — магазин, стройка, врачебный кабинет — дети получают побуждение к интенсивной свободной игре.

Здесь практика вальдорфского детского сада согласуется с данными отечественной психологии. Согласно проведенным исследованиям, прогулка становится игрой тогда, когда взрослые обращают внимание детей на деятельность взрослых, например, в зоопарке или при поездке за город. Тогда дети, спустя некоторое время, начинали играть в зоопарк. В противном же случае игры не возникало. (См. Д. Б. Эльконин «Психология игры»).

 

ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА — «ВДОХ»:
«СКАЗКА»

После возвращения с прогулки, которое символизируется, быть может, звонком колокольчика, — дети обычно тянут руки, желая позвонить «можно сегодня я!», — опять следует фаза «вдоха»: воспитательница рассказывает (нет, не читает, а именно рассказывает!) сказку. Рудольф Штайнер сравнивал сказку с питанием души: «Человеческая душа имеет неуничтожимую потребность вобрать в свою плоть и кровь вещества сказки, подобно тому, как организм имеет потребность вбирать в себя питательные вещества». Значение сказки для детского развития — отдельная тема. Здесь лишь добавим, что для дошкольного возраста полезно в течение нескольких дней рассказывать одну и ту же сказку так, что дети, спустя короткое время, знают ее наизусть. Это ритмическое повторение благотворно влияет на детское развитие.

Сказки или истории — как правило, это традиционные русские народные сказки — подбираются по возможности в соответствии с временем года или праздником. Так, осеннее время — время наступления тьмы: на передний план выходят мотивы борьбы света и тьмы, Михаила (Св. Георгия) с драконом. На Пасху — мотивы зерна, смерти и воскресения, как они отражаются в народных сказках (например, Царевна-лягушка) и т. д. Воспитательница также может придумывать истории, в которых в образной форме отражается жизнь группы или проблемы какого-либо ребенка.

Обычно, т. е. в Германии и в других странах Европы, после рассказывания сказки, которое может быть заменено маленьким кукольным спектаклем, празднованием дня рождения какого-либо ребенка (о чем, впрочем, следует обязательно сказать накануне, так как многие дети с нетерпением ждут сказки), родители забирают детей домой. Считается, что не стоит слишком сильно отрывать детей от непосредственной тесной связи с родительским домом. Однако, у нас в стране, в силу социальных обстоятельств, в большинство садов работают группы полного дня. Есть много примеров успешной работы таких групп.

Вальдорфская педагогика — не слепое следование каким-либо установившимся, пусть даже очень хорошим формам. Главное — это сохранить принцип построения дня, ритмическое членение, чередование занятий, которое в каждом детском саду может многообразно варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы. Но, после установления благоприятного режима дня, рекомендуется его придерживаться.

 

Ритм недели

Как день, так и неделя построена ритмически, то есть характеризуется многообразными повторениями, возвращениями к уже бывшим мотивам и способам работы. Благодаря этому каждый день может получить своеобразный индивидуальный характер. Например, во многих вальдорфских детских садах воспитатель старается построить меню по дням недели, что, по понятным причинам, в России трудно реализовать. Специальное время дня отведено для таких меняющихся в течение недели занятий, как живопись, лепка, кукольный театр, занятия эвритмией... Пятница — конец недели, как правило, день генеральной уборки группы, когда все должно возвратиться к своему первоначальному порядку.

 

Ритм года

Ритм дня и недели включены в большой годовой ритм, на который ориентируется практически вся жизнь группы. Сознательное переживание изменений, происходящих в природе в течение года, должно быть снова открыто для детей через различную активную деятельность. Особенно это важно для городских детей, у которых, благодаря условиям жизни, теряется естественное отношение к окружающей природе. Здесь важную роль играет так называемый «стол времен года» — особое место, на котором можно встретить типичные для времени года или праздника природные материалы. Например, в конце зимы там можно встретить луковички крокусов или других весенних цветов. Луковичку сажают в горшок и наблюдают, как она медленно растет. Дети с восторгом рассказывают дома о своем цветке, который уже «такой большой». Другой типичный пример — осенний праздник урожая, когда на «столе времен года» появляются различные плоды, характерные для осени. В это время года в группе могут появиться срезанные колосья пшеницы, возможно, выращенной самими детьми. Их молотят, зерно размалывают и пекут из него хлеб.

Так, в различных повседневных занятиях, ориентированных на ход года, отражается годичный кругооборот. Кроме этого, на годичный круг ориентированы различные игры и хороводы (райгены), а также поделки детей. Все эти «мероприятия» происходят как совершенно естественная жизнь детей в детском саду, помогая им гармонично найти себя в земном природном и культурном окружении.

Праздники года

К годичному ритму относятся также праздники, которым уделяется в вальдорфском детском саду очень большое внимание. В проведении праздников вальдорфские сады ориентируются на традиционные местные обычаи и традиции, приспосабливая их к специфике детского сада, что делает вальдорфский детский сад настоящим оазисом национальных традиций в разных уголках мира. Если вспомнить о том, что к праздникам готовятся и в них участвуют также и родители, то значение такого подхода в педагогике для сохранения и развития культуры трудно переоценить. В этом отношении в вальдорфском детсадовском движении в нашей стране накоплен уникальный опыт, который может быть использован и в системе государственных детских садов повсеместно.

 

Каждый праздник годичного круга, вписанный в соответствующее время года, имеет свое «настроение», связанное с динамикой жизни света в течение года. Так, праздник Михаила Архангела, отмечаемый осенью, когда день сокращается и наступает тьма, отмечен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время покоя, внутренней углубленности, дарения подарков; лето, напротив, время радости, ликования, благодарности и т. д. В течение года можно культивировать и упражняться в человеческих добродетелях совершенно естественным способом, через образы праздников, ненавязчиво преподносимых детям. Это крайне важный аспект культуры воли и нравственного воспитания (см. Праздники. Экскурс).

Праздники. Экскурс 5

Праздники года в детском саду

Праздники кругооборота года можно сравнить с душой всей жизни группы вальдорфского детского сада. Здесь к ним готовятся очень тщательно, в их праздновании участвуют, как правило, и родители. Праздник ни в коем случае не должен становиться «мероприятием». Это — важная часть самой естественной культурной[20] жизни.

В осмыслении годичного круга в странах Европы, куда относится и Россия, ориентируются на христианские культурные традиции. В других регионах земли за основу берутся национально-религиозные традиции этих регионов.

Праздники как элемент культуры народов

Праздники — это форма, в которой передаются традиции и выражается культура народов. Появление праздников в жизни людей в историческом прошлом не случайно. Они являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного, и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Значительные, выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности (семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей) словно возникают вновь во время праздника. Так образуется память поколений, культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность. В празднике все участники становятся причастными к событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Самый дорогой подарок

Advent — по латыни «приход» — время, включающее четыре воскресенья накануне Рождества. По традиции зажигается по одной свече каждое воскресенье до тех пор, пока свет четырех свечей не озарит рождение Христа. Если в нашем доме живет праздник Адвента, то мы приносим свет и тепло в зимние холодные дни. Венок или просто симпатичная композиция из четырех свечей и красной ленты, зеленые веточки и сосновые шишки — это символический центр праздника.

Адвент — время внутренних и внешних приготовлений к празднику. Подготавливая внешнее убранство дома, нужно помнить, что мы готовимся принять Рождество и в наш внутренний космос.

В каждой группе в детском саду есть особое место — это стол сезона — маленькое отображение того, что происходит вокруг нас в мире, в природе. Из натуральных материалов, тканей, маленьких кукол мы создаем композиции — так, чтобы они выражали характер данного времени года, не только изменения в природе, но и изменения духовного состояния, связанного с кругооборотом года.

Изменения, которые происходят на рождественском столе, наиболее символичны. Очень просто и наглядно детям преподносится великая Мистерия рождения Иисуса на Земле. Рождество — это праздник не одного дня. Это долгий путь. Долго готовилась Земля к этому событию. И в этой Мистерии, сознательно или нет, принимают участие все: камни, растения, животные. Сотни видений, откровений, упоминаний в Библии свидетельствуют о том, что люди верили в Приход задолго до Рождества.

Чтобы ребенок почувствовал величие Рождества, его значение для каждой частицы Земли — мы должны вместе пройти этот путь ожидания.

Переживание Рождества — самый дорогой подарок, который можно преподнести своему ребенку.

Каждая из четырех недель адвента имеет свой особенный смысл. Мир, небо и земля готовятся к рождению Младенца. Первое, что появляется на столе сезона, — темно-синее небо и темно-коричневая голая земля. Теперь ежедневно здесь будут происходить изменения, чудеса, которые поддержат в ребенке состояние удивления, радости, ожидания. На небе зажгутся одна за другой яркие звездочки, на земле окажутся красивые камни, кристаллы, минералы. На следующей неделе вырастут маленькие деревья (сделанные из веток, по форме напоминающих дерево), появятся мох, сухая трава и листья — все, что есть в природе в это время.

Вскоре начнут появляться животные. Здесь необходимы фантазия и трудолюбие взрослых. Самый простой путь — вылепить фигурки из глины или воска. Сложнее сделать из овечьей шерсти. Животные могут быть самые разные — черепашки, ягнята, птицы, а в конце приходят ослик и волк.

И уже ближе к Рождеству появляются фигуры людей — Марии, Иосифа, пастухов... За четыре недели мы с детьми как бы наблюдаем построение мира — от минерального царства до людей, которые приветствуют рождение Младенца.

В последний день перед Рождеством Мария и Иосиф заходят в вертеп. Над ними загорается яркая Вифлеемская звезда. Появление на следующее утро ребенка в яслях — это очень сильное переживание для ребенка — переживание великого чуда. Если все сделано последовательно и с любовью — вы услышите восторженное восклицание: «Посмотрите, Мария родила сына!» Ради этого стоило пройти весь этот путь.

Помимо того особенного, что связано с культурой и религией того или иного народа, в традиционных праздниках различных народов можно найти и общечеловеческий пласт, связанный общностью жизни людей на земле. Такие семейные праздники, как день рождения или свадьба, наверное, празднуются по всей земле. Во всех культурах люди вспоминают об ушедших близких, о людях, внесших выдающийся вклад в культуру народа или всего человечества. К общечеловеческому относятся и природные циклы, связанные с сельскохозяйственным трудом. На характер, «настроение» праздников влияет переживание времени года, в который этот праздник обычно происходит.

Душевные настроения праздников

Р. Штайнер написал для кругооборота года цикл изречений, который он назвал «Календарь души». В этом «Календаре» весь кругооборот года описывается с точки зрения «душевных настроений». Так, зимой, на Рождество, душа пребывает в себе и ощущает «духовное дитя в душевном лоне». Летом, на Иоанна, наоборот, преобладают впечатления внешних чувств: великолепие цветущей и пышной природы выводит душу во вне — и душа переживает духовное, божественное начало, разлитое во Вселенной. Осенью происходит переход от внешнего света к внутреннему. Это апокалиптическое время испытаний и мужества, время противопоставить внешней тьме внутренний свет, время борьбы Архангела Михаила с драконом. Весна, напротив, такое время, когда холод и тьма отступают, время рождения Новой жизни. Пасхальный мотив — это мотив смерти и воскресения, смерти старого и рождения нового мира и нового человека. Так годичный кругооборот с его динамикой жизни света и природы может быть осмыслен в духе христианской культуры и приведен в связь с переживающей годичный круг душой.

Праздник как педагогическая задача

Праздники с детьми — это особая важная педагогическая задача. На протяжении своей истории вальдорфские детские сады разработали целую культуру празднования праздников. Помимо дней рождений и локальных праздников, характерных для того или иного региона, основной мотив цикла праздников года в детском саду — это переживание кругооборота года, выраженное в образно-символической форме, созвучной детскому мироощущению.

В детском саду акцент делается на переживании жизни природы. История и культура человечества всегда были теснейшим образом связаны с природой и космосом, которые в прежние времена мыслились одушевленными и одухотворенными. Празднование праздников не только дает детям возможность пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей.

Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. Согласно философии воспитания Р. Штайнера, основное настроение, своего рода девиз для всего периода дошкольного детства — идея Добра. Для ребенка очень важно прочувствовать идею о том, что в основе мира лежит Добро. В добродетелях — основных «героях» праздников года — Добро являет себя конкретно, в полноте своих проявлений в мире. Настроение добра, в которое, как в основную субстанцию, должен быть погружен маленький ребенок, не обязательно понимать лишь как отдание дани традиции и прошлому, хотя этот аспект также немаловажен. Штайнер имел в виду нечто совершенно конкретное — глубокую психологическую и даже психофизиологическую потребность ребенка чувствовать в своем окружении добро, ощущать, что в большом незнакомом мире, в который ребенок пришел, царит Добро. Если ребенок этого не ощущает, если он видит, что зло побеждает — это для него психологически невыносимо. Настроение добра является, по Штайнеру, условием психосоматического здоровья ребенка — аспект, крайне актуальный в наше время. Таким образом, праздники — помимо своей культурной и воспитательной ценности, имеют еще психологическое и даже терапевтическое значение.

Главное — найти образ

В детском саду речь идет о том, чтобы облечь «настроение», а также смысл праздника в соответствующие образы. Источниками этих образов служат, как правило, богатые народные традиции. Так, например, для осеннего настроения мужества подходят сказки и легенды, в которых встречаются мотивы мужества, борьбы Добра со злом, такие, как Чудо Георгия о змие или другие мотивы сказок, в которых Герой — носитель добра, побеждает злое начало. Пасхальный мотив — это мотив преобразования. Главный образ, содержащий в себе пасхальный мотив, это, конечно, прорастающее в земле зерно. Умирая, оно дает жизнь многим семенам. Хлеб существует благодаря тому, что зерно умерло, пожертвовав собой. Пасхальный мотив преобразования мы находим также и в сказках, в которых заколдованный принц или принцесса обретают свой первозданный человеческий образ (например, Царевна-Лягушка и др.).

К праздникам, которые празднуют в детском саду, относятся и празднования дней рождений, а также некоторые гражданские праздники (день Победы, день города и др.) Весенний «выпуск» из детского сада будущих первоклассников — важное торжественное событие, праздник, в котором участвуют все, — и дети, и взрослые.

Праздник фонариков

Сегодня, когда дети с раннего возраста воспитываются в мире фактов, очень важно помочь им соединить вместе реальность и фантазию и дать простор для развития их воображаемой жизни, пока они маленькие. Грустно, когда дети постоянно слышат от своих воспитателей: «Ничего подобного нет, ни волшебников, ни гномов, ни драконов, ни Деда Мороза»...

Что-то уходит из внутреннего мира при подобном воспитании. И это может привести к однобокому, ограниченному пониманию жизни. Став старше, дети сами во всем разберутся. А вот если не развивать воображение в раннем возрасте, человек, будучи взрослым, уже никогда не сможет ощутить гармонию мира.

Поздней осенью, когда солнце лишь изредка выглядывает из-за низких серых облаков, которые гонит холодный ветер, когда дни становятся все короче и темнее, в нашем детском саду, как и во всей школе, проводится праздник фонариков.

Подготовка к нему начинается задолго: за неделю или две дети начинают делать фонарики самостоятельно. Это совсем несложно: нужно разрисовать акварельными красками лист бумаги, промаслить его и приклеить на основание-донце, для которого может послужить обычная коробочка. Можно сделать дно самим, не забыв приклеить к нему (при помощи клея или пластилина) маленькую свечку на подставке.

До праздника наши фонарики будут висеть на шнурке в углу игровой комнаты.

Настроение этого времени года — природа готовится к зиме. И люди должны помочь ей в этом. Можно привести в порядок цветочные грядки, подстричь кусты, собрать опавшие листья и унести их в специально отведенное место.

Дети могут собирать маленькие камушки и строить из них в корнях деревьев и других укромных уголках маленькие домики для гномиков. Стол времен года также можно украсить пещерой гнома из корней и сухого мха.

На улице по-настоящему холодно, и солнечного света стало заметно меньше. В день праздника, в сумерки, детям рассказывается сказка, образы которой помогут ребенку пережить это непростое темное время года. В этой жизнеутверждающей сказке добро обязательно побеждает зло, а свет — тьму.

И вот, после маленького представления, когда уже почти стемнело, дети выходят на улицу с горящими фонариками, как будто они получили в подарок частицу последнего солнечного света. Держа этот дар перед собой и тщательно его оберегая, они с песнями проходят по аллеям парка. Как мало нужно, чтобы удивить детей и создать им хорошее настроение! А если они обнаружат, что в «пещерах гномиков» горят огоньки, — их восторгам не будет предела.

После праздника фонарики можно унести домой, а можно и оставить в садике. Если время от времени мы, взрослые, будем зажигать их, создавая особое настроение, это поможет ребенку и всем нам по-настоящему пережить сумерки года.

Надо сказать, что значение праздника и праздничного настроения для детей было в последнее время снова открыто в дошкольной педагогике. Во многих детских садах делаются попытки интегрировать праздник в повседневную жизнь группы. Часто это приводит к тому, что детям все время предлагают какой-нибудь праздник, чтобы постоянно веселить их, держать их в праздничном настроении. В результате ребенок не успевает выдохнуть — «переварить» праздничное настроение, и педагогический, воспитательный смысл праздника теряется, превращаясь в свою противоположность. Поэтому важно иметь в виду, что праздник — это особое событие на фоне повседневной, обычной жизни. Праздник включает в себя период подготовки, проведения праздника и паузу, в которой дети могут «переварить» свои впечатления от праздника. Как правило, эти впечатления достаточно глубокие, и детям нужно время, для того, чтобы они смогли начать готовиться к следующему празднику.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.