Исследования высших психических функций — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исследования высших психических функций

2017-07-25 523
Исследования высших психических функций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нейропсихологический анализ нарушений речи при афазии начинается в диагностической и реабилитационной практике с детального изучения анамнеза заболевания, данных историк болезни (неврологический статус, данные ЭЭГ и параклинических методов обследования больных) и включает рассмотрение нескольких аспектов, в которых может выступать дефект. Прежде всего анализу подвергается клиническая картина нарушения речи. Клиническая картина протекания афазии обнаруживает ряд симптомов, которые могут указать на механизм нарушения и возможную топику поражения мозга. Психологическая картина проявления дефекта дает возможность раскрыть:

1) нарушения психологической структуры речи;

2) какие функции, формы и виды речи оказываются нарушенными, а какие—сохранными при той или другой форме афазии;

3) психологические механизмы нарушения речи и способы преодоления дефектов.

Нейропсихологический синдромный анализ дает возможность обнаружить синдром, в котором протекает афазия, выявить фактор, лежащий в ее основе, центральный ее дефект, выявить связи нарушения речи с другими психическими процессами и т.д. вся эта система обследования больного с афазией является продуктивным инструментом в работе логопеда, позволяющим поставить топический диагноз, а также наметить правильную стратегию и методы преодоления дефекта в каждом конкретном случае.

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВПФ У БОЛЬНОГО С АФАЗИЕЙ

(А.Р.ЛУРИЯ, 1947, 1969, 2000)

А.Р.Лурия при исследовании состояния ВПФ у больного начинал не с обследования понимания его речи, а с исследования неречевого, конструктивно-пространственного праксиса (кубика КООСА, праксиса позы пальцев (теменной праксис) и удержания плана движений руки (кулак, ладонь, ребро а также с удержания в памяти различных ритмов: ...., …... и т.п.) Эти тесты выявляли наличие очага поражения при поражении теменной доли (афферентная моторная афазия) или премоторной зоны (эфферентная моторная афазия), в виде персевераций; сохранности ритмического рисунка, то есть сохранности премоторной зоны, констатации больным с акустико-мнестической или акустико-гностической афазией: «очень много, не запомнил»

В процессе выполнения этих тестов больной не только справляется со всеми неречевыми тестами, но происходит установление контакта с больным. Логопед или нейропсихолог фиксирует сохранность и особенности нарушения устной речи больного (при сенсорной афазии — речевую «окрошку» больного), аграмматизм устной речи больного, степень нарушен понимания им устной речи. Нейропсихолог или логопед обращают внимание на наличие у больного персевераций. Вести протокол во время «беседы» с больным бестактно. Все погрешности и возможности больного восстанавливаются логопедом после завершения обследования. У логопеда остаются и «документы» в виде письма и счета больного, его ориентации в простейшей карте, в часах, которые логопед предлагает больному. Желательно при обследовании использовать альбом для исследования ВПФ разработанный А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой и другими нейропсихологами, который позволяет выявить нарушение функций не только левого, но и правого полушария головного мозга.

1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации – беседа с целью уточнения:

а) понимания им ситуативной речи; ориентации в месте и времени;

б) степени речевой активности;

в) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости (наличие или отсутствие «назального» оттенка речи, то есть дизартрии).

2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух:

а) краткие инструкции (типа «откройте рот», «поднимите руку»‚ «снимите с телефона трубку»‚ «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман»);

б) нахождение предметов: «покажите окно», «покажите нос» серии предметов: «покажите дверь, окно, потолок», «покажите глаз, нос, ухо, рот, глаз» и т.п. (фиксируют трудности слухоречевой памяти или персевераторность выполнения задания);

в) понимание коротких сюжетных текстов;

г) понимание логико-грамматических конструкций, например: «покажите на рисунках где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое уха, и т.п.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.