Гуманизация и гуманитаризация геогр.обр-я. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Гуманизация и гуманитаризация геогр.обр-я.

2017-07-25 303
Гуманизация и гуманитаризация геогр.обр-я. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день в развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации лишь в незначительной степени. Высветленные финансовым кризисом понятия гуманизации и гуманитаризации в текущем веке приобрели огромную актуальность. Кстати, некоторые исследователи полагают, что указанные термины выступают в литературе как тождественно равные единицы. Несмотря на их существенную близость, между ними есть немало различий. Говоря о гуманитаризации образования, следует понимать под этим словом не только утверждение человечности в отношениях между субъектами системы, но и приоритет ориентаций на главные моральные ценности. Честь, порядочность, совесть, ответственность, милосердие, справедливость и многое другое должны в определенной мере выступать фундаментальными принципами процесса гуманитаризации образования. На сегодняшний день в обществе слабо протекает гуманитаризация образования. Признаки этого заключаются в следующем: потребность, желание и инициатива овладения гуманитарной культурой у молодежи напрочь отсутствуют; темп демократизации в российской сфере образования слишком низкий при наличии массы противоречий; профессия преподавателя не является престижной, с точки зрения учащихся.

 


43. Становление высшего географического образования в вузах Республики Татарстан в XIX — первой половине XX века

Первый этап (1900-1934 гг.) – организационно-аналитический, связанный с становлением ГО в КУ и Казанском учительском институте (ВПИ, КГПИ). В эти годы под руководством П.И. Кротова в КУ ведется большая работа по созданию кабинета Г, организации науч.-пед.деят-ти кафедры, уделяется огромное внимание чтению лекций и проведению семинарских занятий, учебных экскурсий.

С 1 сентября 1918 года началась подготовка учителей Г для школ.

Дальнейшее становление географического образования в университете связано с профессором Б.Ф. Адлером, заведовавшим кафедрой географии. В эти годы увеличилось количество читаемых курсов по картографии, климатологии, лимнологии, экологии растений и животных, зоогеографии и др. В своей педагогической деятельности Б.Ф. Адлер уделял огромное внимание организации самостоятельной и кружковой работы студентов, созданию этнографического музея.

В связи с нехваткой учителей Г с 1930-31 учебного года в Восточно-педагогическом институте открываются заочное и вечернее отделения.

В 1932 году кафедра географии и этнографии КГУ была разделена на две кафедры – кафедру физ.Г и кафедру экон. Г; была начата подготовка геоморфологов. Появление кафедры экон.Г в КГУ было обусловлено быстрым развитием системы Г наук в конце ХIХ - начале ХХ вв., необходимостью эффективного решения проблем хозяйственного освоения огромных территорий СССР. Возглавлял кафедру директор КГУ Н.-Б.З. Векслин.

В эти годы происходило последовательное совершенствование учебного процесса на естественном отделении физико-математического факультета КГУ и естественно-географическом факультете Казанского учительского института (ВПИ, КГПИ), постепенное обогащение содержания географических дисциплин, становление методически грамотного профессорско-преподавательского состава вузов.

В 1933 году в составе Восточно-педагогического института была организована кафедра Г.

Второй этап (1934-1946 гг.), – интегральный, он характеризуется дальнейшим развитием географического образования в КГУ, КГПИ, КФЭИ.

В 1935 году естественно-Г факультет КГПИ разделился на два факультета: хим.-биол-ий и Г. Большое внимание на Г факультете обращается подготовке учительских кадров для школ, организации науч.-иссл-ой работы преподавателей и студентов.

В 1935 году в КГУ был создан геолого-почвенно-Г факультет. В 1938 году из состава геолого-почвенно-Г факультета был выделен Г факультет, структурно включавший кафедру физ. Г и кафедру экон. Г, где проводилась подготовка географов и учителей Г для школ.

В 30-40-х годах ХХ века происходит дальнейшее развитие Г факультетов КГУ, КГПИ. Высококвалифицированный научно-педагогический потенциал позволил поднять качественный уровень научных исследований, выйти за пределы местной и региональной тематики, решать теоретические и методологические проблемы Г, расширив образовательное поле.

Во время ВОВ мн. преподаватели и студенты ушли на фронт, количество студентов резко сократилось, ухудшилась учебно-материальная база факультетов.

Третий этап (1946-1991 гг.) – дифференциально-интегральный (синтетический). Он связан с дальнейшим интенсивным развитием географического образования в КГУ, КГПИ, КФЭИ. В эти годы происходит значительное обновление профессорско-преподавательского состава вузов. Впервые все 3 кафедры – физ.Г, экон. Г, метеорологии и климатологии возглавляются докторами Г наук, профессорами А.В. Ступишиным, Н.И. Блажко, Н.В. Воробьевым.

Последующее объединение кафедр физ и экон Г в КГУ в 1963 году отрицательно влияет на развитие Г. Поэтому в 1967 году происходит восстановление кафедры экон Г с новым матем-м направлением, заметно возрастает интерес к использованию матем-х методов в различных областях Г и метеорологии; начинается подготовка эконом-географов на фундаментальной математической основе (специализация «эконом-географ-математик») (Н.И. Блажко, А.М. Трофимов, О.Р. Архипов, Р.Г.Хузеев).

Начиная с 1978 года, развитие ГО связано с теорией и методами моделирования территориальных систем и закономерностями формирования территориальных образований (А.М. Трофимов, Н.И. Блажко, Р.Г. Хузеев, М.В. Панасюк, В.А.Рубцов). Все эти годы на факультете велись исследования в области геоморфологии, изучения равнинного карста, эрозионных процессов (А.П.Дедков, В.И. Мозжерин, А.Н. Шарифуллин), особенностей атм. циркуляции и энергетических преобразований в тропо-, стратосфере; крупномасштабного взаимодействия м/у слоями атм. и т.д. (Ю.П.Переведенцев, М.А.Верещагин, Р.Р. Хайруллин).

В 1949 году в КГПИ открывается кафедра методики преп-я Г и школьного краеведения под руководством В.А. Кондакова.

В 1954 году ГФ вновь объединяется с биол.-хим. в качестве ЕстестГФ

Четвертый этап (1991-2009 гг.) – постинтегральный (модернизационный, инновационный). Он связан с процессами модернизации ГО и внедрения новых пед. технологий и инновационных форм, методов, средств в образовательный процесс в вузах РТ и сохранением преемственности непрерывного ГО. В 1995 году в КГУ ГФ был преобразован в факультет Г и геоэкологии, на котором с 2003 года начинается подготовка по специальности «геоэкология».

В КГПИ в 1989 году открывается кафедра экон.и соц. Г на базе ЕГФ.

В 1991 году в Набережно-Челнинском ГПИ образованы ГФ и кафедра Г.

В 2002-2008-х годах был восстановлен ГФ в КГПУ (КГПИ). В составе факультета открываются новые кафедры – биоэкологии, английского языка. Расширяется перечень подготовки специалистов, бакалавров, магистров географии, экологии


44. и 45.Использование ситуационного подхода в Г.

Геоситуационная концепция

Одним из подходов формирования представления о единстве природной и социально-экономической подсистем является подход, связанный с понятием Г ситуации, или геоситуации, под которой понимается исторически сложившаяся обстановка, совокупность условий в окружающей среде, обусловливающая взаимодействие компонентов этой среды. В общем случае геоситуации возникают в результате глубинного взаимодействия разнокачественных, неоднородных компонентов окружающей среды. В частном случае геоситуации отражают результат взаимодействия между природной и социально-экономической составляющими в определенных участках географического пространства.

Геоситуация - это состояние ОС, в кот. сущ-т некоторый Г объект, с учетом состояния самого объекта, находящегося в диалектическом единстве с окружающей средой. Глобальная геоситуация есть результат взаимодействия локальных геоситуаций; в свою очередь, глобальные геоситуации формируют и определяют (направляют) развитие локальных.

Геоситуации существуют объективно; они спорадически или периодически возникают, функционируют, развиваются, исчезают и складываются вновь на различных пространственных уровнях и в различные отрезки времени. Другими словами, геоситуации - это постоянная перегруппировка элементов в Г пространстве в каком-то определенном направлении. Регулярно возникающие геоситуации образуют разнообразные инварианты. «Время жизни» их различно. Но поскольку геоситуации связаны между собой отношениями, то существует определенная унаследованность в их развитии; последующая геоситуация имеет «структурную память», несущую отражение предыдущих. Особенности и последовательность смен геоситуаций связаны с их вовлечением в общий исторический поток, ха­рактеризующийся направленностью развития.

Понятие геоситуации и связанный с ним геоситуационный подход имеет не только теоретико-Г, но и прагматическое значение. С прагматической точки зрения геоситуацию следует трактовать как совокупность усл., в которых находится исследуемый геообъект, при этом внутреннее состояние самого объекта не принимается во внимание. Понимаемая таким образом геоситуация представляет собой выражение состояния окружающей среды применительно к изучаемому объекту.

Геоситуации конкретны и с учетом соц. деят-ти функц-т целенаправленно. Устойчивость сущ-я геоситуации, периодичность ее возникновения и исчезновения определяется пространственно-временными особенностями ОС. Поэтому считается, что изучать ОС целесообразно на уровне геоситуаций. Управлять необходимо именно ситуациями, являющимися отражением изменений геообъектов.

 


Становление и развитие географии и ГО в Казанском Университете.

Развитие ГО в Казани началось с Казанского университета. По первому университетскому уставу 1804 года на отделении словесных наук Г была представлена на двух кафедрах: статистики, Г и истории; статистики и Г Российского государства. (Директор И.Ф. Яковкин - изучал окрестности города и занимался Г топографическим изучением различных территорий Казанской губернии, с 1820 году кафедру истории, статистики и географии возглавлял В.Я. Булыгин – методист, изучал ПСС м/у объектами и явлениями в природе,

значительное внимание изучению природы, климата, водоемов и природных богатств России, А.Я. Купфер- занимался изучением геологии Урала)

В Казанском университете в 1835 году согласно уставу изменилось положение Г. На отделении словесных наук из Г дисциплин осталась только статистика, и она относилась к кафедре политической экономики и статистики. На отделении математических наук была открыта кафедра физики и физической географии, научные интересы которой охватывали область метеорологии и учения о земном магнетизме.

В этих условиях физ. и экон. Г в учебном процессе оказались совершенно изолированными др.от др.. Кафедра физики и физ. Г. не могла решить вопросы подготовки учителей Г для сред. шк. в связи с отсут-ем преподавателей по физ. Г.

В 1884 г. на базе историко–филологического факультета была открыта кафедра Г, которая в 1888 г. была переименована в кафедру Г и этнографии. На кафедре проводилась большая работа по исследованию Волго- Уральского региона и по подготовке преподавателей Г.

В 1930 г. кафедра Г и этнографии в КУ была разделена на две – кафедру физ. Г и экон. Г. С 1932 г. на кафедре физ.Г началась подготовка геоморфологов. Кафедра экон. Г КГУ, при активном и непосредственном участии выпускника Восточно-педагогического института Н.З. Векслина, стала самостоятельным науч.-образовательным подразделением вуза, имеющим большие перспективы развития.

В 1933 г. в Казанском университете был сформирован геолого-почвенно-Г Ф.

В 1935 г. из него был выделен ГФ в составе двух кафедр (физ.Г и экон. Г), где про- водилась подготовка учителей Г для городских и сельских школ РТ.

В 1936 г, геолого-почвенный и ГФ вновь были объединены, и лишь с сер. 1938 г. ГФ стал самост. структурным подразделением КУ.

В 40–50-х.г XX в. произошло становление ГФ КГУ, и наличие высококвал. науч. и пед. коллектива позволило существенно поднять уровень науч. исслед., выйти за пределы местной и региональной тематики, решать теорет. и методол.проблемы Г и значительно расширить образовательное поле

Во 2 пол. 60-х годов ХХ века ГФ КГУ становится самостоятельным творчески работающим факультетом. Впервые все три кафедры – физ.Г, экон.Г, метеорологии и климатологии – возглавили доктора наук, профессора А.В.Ступишин, Н.И.Блажко, Н.В.Колобов. Основными науч. напр-ми являются: глоб. и регион. проблемы геоморфологии; геоэкология Ср.Поволжья; пространственный анализ социо-эколого-экономических систем; мониторинг, анализ и моделирование изменений глоб.и регион. климата, циркуляционного и энергетического режима атм.

Решением ученого совета КГУ в 2006 году ГФ был объединен с экол.факультетом.

 


47. Единая теория географического поля (ЕТГП) – это наиболее общая, теоретическая Г система, которая позволила бы объединить все специфические разнокачественные и разноуровневые Г взаимодействия.

Географическое поле, или геополе (ГП), – это субстрат Г событий.

Как известно в общей теории относительности поле задается взаимодействием, движением определенным образом распределенных материальных масс, и потому можно говорить, что поле – это искривленное пространство-время. Но, в свою очередь, сама структура поля определяет движение и распределение масс, и, следовательно, формирует пространство и время.

Сущностью геополя являются материальные отношения, взаимодействия между географическими объектами (геообъектами). В отличие от физ. теории, где суть структуры поля составляют гравитационные, электромагнитные и другие процессы, в Г структуру поля образуют не только и не столько отмеченные физические связи, сколько вся совокупность, комплекс физических, химических, биологических и социальных взаимодействий, составляющих особый сплав – географическую пространственно-временную структуру. К тому же геополе можно охарактеризовать как географический «материал», «массу», как «географическую материю», существующую в пространстве и во времени. Сущностью поля являются прежде всего взаимодействия. В гносеологическом отношении геополе можно считать первичным.

«Под реальным геополем понимается весь Г материальный субстрат с самым существенным в нем – материальными Г отношениями, взаимодействиями. Этот материальный субстрат по своей природе разнороден, так как включает материальные носители различных форм движения материи. Образно геополе можно представить в виде неоднородной разнокачественной подвижной массы, в которой наблюдаются постоянные переливы, перекачка вещества, энергии и информации, их концентрация и рассеяние»

Географическое время – это такая сторона структуры ГП, которая выражает совокупность отношений координации и длительности сменяющих друг друга разнородных состояний (геоситуаций) этого поля. С представлением о времени связана история Г объектов и преобразование структуры всего геопространства.

Геопространство является определенной структурой ГП. Основой этой структуры служит существование неоднородных состояний (геоситуаций) ГП как материального субстрата географических взаимодействий. Поле – это совокупность взаимодействующих системных и несистемных геообъектов различных уровней (пространственный аспект), взаимосвязанные Г процессы, в своей совокупности образующие географическую историю (временной аспект)

Прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения природных систем и определяются естест. процессами и воздействием на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос: «Что будет, если?...».Метод прогнозирования мб применен в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация о прошлом и наст. конкретного объекта иссл-я, не хватает времени для поведения полевых работ.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.