Зрение и восприятие у слепых и слабовидящих — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Зрение и восприятие у слепых и слабовидящих

2017-07-25 309
Зрение и восприятие у слепых и слабовидящих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Этика общения

Особенности восприятия

Методическое пособие

МОСКВА

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
  • ОТНОШЕНИЕ СЛЕПЫХ К ОБЩЕНИЮ СО ЗРЯЧИМИ
  • ОТНОШЕНИЕ ЗРЯЧИХ К ОБЩЕНИЮ СО СЛЕПЫМИ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ НЕЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО ЗРЯЧИМ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО СЛЕПЫМ
  • НАУКА ПОМОГАТЬ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ

Многие помнят рекламу государственной программы «Доступная среда», в которой говорилось – «инвалид, не инвалид - люди так не делятся». Но в реальной жизни, как правило, всё иначе.

Можно с уверенностью сказать, что зрячим людям сложно общаться со слепыми. Согласно социологическим исследованиям, проведенным югославским тифлологом Т. Марковичем, на вопрос, что они чувствуют, общаясь с незрячими, 84% опрошенных зрячих ответили, что испытывали очень неприятные чувства и не хотели бы повторить такие контакты. Для 3% анкетируемых это общение было затруднительным; 6% не смогли ответить на данный вопрос и только для 7% контакт с незрячими доставил удовольствие.

Несмотря на то, что данный опрос проводился ещё в 1984 году, а сведений о подобных опросах среди незрячих нет, практика показывает, что слепым тоже затруднительно общаться со зрячими.

По данным на октябрь 2016 года на учёте во Всероссийском обществе слепых состоит более 209 тысяч незрячих и слабовидящих. Реальное количество инвалидов по зрению в нашей стране, думается, значительно больше.

Так или иначе, в поле зрения каждого из нас может появиться человек, лишенный этого самого зрения. Попробуем понять слепого или слабовидящего, наладить контакт и нивелировать коммуникативные барьеры.

 

Постарайтесь быть внимательнее к тем, кто вас окружает, и учите этому подрастающее поколение.

Итак, мы поговорили о том, что надо учитывать. А что надо уметь? Каков, так сказать, инструментарий?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция инвалидов в общество – это встречное движение инвалидов и здоровых людей. Да, без помощи зрячих инвалид по зрению обойтись не может. Такой человек нуждается в особом понимании и помощи, его жизнь, здоровье, работоспособность находится под угрозой, ему трудно адаптироваться, ориентироваться в пространстве. Но, согласитесь, потребность в помощи не равна беспомощности! А наличие помощи – это еще не всё. Любой человек нуждается в добром отношении, дружбе, любви, понимании в семье.

Ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что перед вами прежде всего человек. Не стоит ставить слепоту своего собеседника во главу угла. Ведь стремление основной массы незрячих – это быть полезными и полноправными гражданами общества, полноценными сотрудниками, любящими и любимыми членами семьи, хорошими друзьями.

Сегодня этому способствует многое, включая российское законодательство, программу «доступная среда», обилие современных тифлосредств и т.д.

В связи с этим большую актуальность приобретает проблема распространения тифлологических знаний среди зрячих, находящихся в непосредственном контакте со слепыми (родственники, друзья, коллеги).

Но это не главное. Необходимо повернуться лицом к человеку и понять, что на его проблеме не замыкается вся его жизнь. Отбросьте ложный стыд. Попробуйте гордиться своим незрячим приятелем, родственником, соседом, и вы убедитесь, что недооценивали их реальный уровень и возможности. Главное - тактичность, отзывчивость и внимательность к слепым и слабовидящим, желание поддерживать отношения. А владение инструментарием и чутье придут со временем.

Источники

1. Лукша В. Вы пришли на Учебно-Производственное Предприятие. - М., 1988.

2. Мельникова, Маргарита. Что мы знаем о возможностях незрячих людей? // Школа жизни.ру: Познавательный журнал. - https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/19179

3. Слепой и зрячий: этика общения // http://цдоякутия.рф/def12

4. Сотиров Ангел. Можно ли преодолеть барьеры?. - Пер. с болг.: Иван Таран //
Советский школьник. – 1987.

 

Ссылки

1. США - Helping hands for the blind (Помощь руками для слепых): Некоммерческая организация, целью которой является содействие социальным, экономическим и образовательным возможностям для слепых / Сайт организации. (http://www.helpinghands4theblind.org/)

2. Австралия: - Guiding a person who is blind or has low vision (Сопровождение слепого или слабовидящего) [На англ. Яз].//Vision Australia: Blindness. Low vision. Opportunity. [Сайт организации]

3. США и Канада: Оrganizations for the blind [Организации для слепых] [На англ. яз].// Материалы сайта www.blind.net

 

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Этика общения

Особенности восприятия

Методическое пособие

МОСКВА

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
  • ОТНОШЕНИЕ СЛЕПЫХ К ОБЩЕНИЮ СО ЗРЯЧИМИ
  • ОТНОШЕНИЕ ЗРЯЧИХ К ОБЩЕНИЮ СО СЛЕПЫМИ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ НЕЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО ЗРЯЧИМ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО СЛЕПЫМ
  • НАУКА ПОМОГАТЬ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ

Многие помнят рекламу государственной программы «Доступная среда», в которой говорилось – «инвалид, не инвалид - люди так не делятся». Но в реальной жизни, как правило, всё иначе.

Можно с уверенностью сказать, что зрячим людям сложно общаться со слепыми. Согласно социологическим исследованиям, проведенным югославским тифлологом Т. Марковичем, на вопрос, что они чувствуют, общаясь с незрячими, 84% опрошенных зрячих ответили, что испытывали очень неприятные чувства и не хотели бы повторить такие контакты. Для 3% анкетируемых это общение было затруднительным; 6% не смогли ответить на данный вопрос и только для 7% контакт с незрячими доставил удовольствие.

Несмотря на то, что данный опрос проводился ещё в 1984 году, а сведений о подобных опросах среди незрячих нет, практика показывает, что слепым тоже затруднительно общаться со зрячими.

По данным на октябрь 2016 года на учёте во Всероссийском обществе слепых состоит более 209 тысяч незрячих и слабовидящих. Реальное количество инвалидов по зрению в нашей стране, думается, значительно больше.

Так или иначе, в поле зрения каждого из нас может появиться человек, лишенный этого самого зрения. Попробуем понять слепого или слабовидящего, наладить контакт и нивелировать коммуникативные барьеры.

 

ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Для начала поговорим о видах слепоты и о том, какие особенности встречаются у слабовидящих людей и слепых с остаточным зрением.

Тотально слепым называют человека, не отличающего света от тьмы.

Слепой со светоощущением воспринимает свет и различает его яркость. Такой слепой не видит формы предметов, но может различать не только свет, но иногда и цвета. Впрочем, в большинстве своем, слепые со светоощущением всё вокруг себя видят в сером цвете. Но этот серый цвет имеет много оттенков. Одни предметы или их части кажутся более темными, другие более светлыми. Именно это облегчает им ориентировку в помещениях и на улице. Зачастую светоощущение помогает угадывать движение предметов, жестикуляцию, основываясь на восприятии света и тени.

Слепым с остаточным зрением считаются те люди, острота зрения которых на лучше видящем глазу с коррекцией - очки, линзы, искусственный хрусталик - не превышает 0,04 (т. е. 4%). Они имеют форменное зрение.

Слабовидящие - это люди с остротой зрения на лучшем глазу при коррекции от 0,05-0,4. При таких параметрах человек не распознает лица, видит в книгах и газетах только крупный шрифт (заголовки).

Если вы носите постоянно очки, то, сняв их, вы можете примерно представить, как видит инвалид по зрению. Только ваше зрение полностью корригируется очками, а у инвалида по зрению даже в очках зрение остается неполным и расплывчатым.

У остаточного зрения могут быть дополнительные особенности, осложняющие и без того непростую жизнь слабовидящего. Например, так называемое трубчатое зрение. Поле зрения в этом случае не превышает 20 градусов. Мир видится как бы через тоненькую трубочку. В результате не видно того, что находится справа, слева, выше или ниже центра глаза. Чтобы разглядеть то, что находится вокруг, надо постепенно исследовать глазами окружающее пространство. Это занимает много времени. Кроме того, центр глаза у инвалида, как правило, видит не 100%, а гораздо меньше. Такой слабовидящий может читать газету, но не может найти предмет, который находится рядом с ним. Просто он не попадает в поле зрения, и нужно время, чтобы отыскать его.

Еще больной может обладать низким порогом контрастной чувствительности, т.е. с трудом видеть предметы, если они имеют такой же цвет и яркость, как и основной фон.

Встречается такое явление как скотома, т. е. очаговый дефект поля зрения, при котором из него выпадают отдельные кусочки. Человек может видеть окружающее, правильно и быстро ориентироваться в доме и на улице, но налетать на стулья и людей, так как они попадают в зону скотомы.

Дальтонизм -цветовая слепота, особенность зрения, выражающаяся в сниженной или полной неспособности различать цвета.

Нистагм – так называют повторяющееся, неконтролируемое, колебательное быстрое движение глазных яблок.

Косоглазие – прежде всего, чревато отсутствием бинокулярного зрения. Такой человек при взгляде на предмет видит сдвоенное изображение, поэтому вынужден смотреть на него одним глазом.

Впрочем, вряд ли стоит перечислять все возможные глазные заболевания. К несчастью, их хватает. Просто подведем итог.

Из всего вышесказанного мы видим, что у слепых и слабовидящих людей наблюдается:

- нарушение остроты зрения, четкости видения,

- нарушение глазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичности;

- выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном (происходящим одновременно) восприятии объектов и т.д.

Что же из этого следует?

Прежде всего, то, что проблемы со зрением существенно осложняют незрячим возможность опираться на информацию, которую дает зрение, в процессе познания мира и коммуникации с ним:

1. снижение скорости переработки информации;

2. неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;

3. обедненность представлений об образах и предметах, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

4. нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;

5. нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижение познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижение желаний к самопроявлению, возникновение зависимости от помощи и руководства окружающих людей.

Каким образом и почему это мешает слепым общаться со зрячими?

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.