Как отказать и при этом никого не обидеть — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Как отказать и при этом никого не обидеть

2017-07-25 408
Как отказать и при этом никого не обидеть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теперь, когда вы настроились на то, чтобы говорить «нет» без дрожи в голосе, ознакомьтесь с десятью способами выражения отказа, которые не оскорбят чувств собеседника.

– Нет, но на следующей неделе мы могли бы…

– Нет, но что, если я…

– Нет, я буду занят до…

– Нет, сейчас мне необходимо закончить…

– Нет, к сожалению, я должен…

– Нет, извините, никак не могу…

– Нет, боюсь, мне придется…

– Нет, но ты можешь смело обращаться ко мне через неделю.

– Нет, однако я смог бы…

– Нет, сейчас это невозможно, но…

Если и после этого вам трудно произнести слово «нет», воспользуйтесь менее категоричными формулировками. Вот еще несколько вариантов вежливого, но недвусмысленного отказа:

– Извини, но я не в состоянии помочь, поскольку…

– К сожалению, это невозможно, потому что…

– Боюсь, что…

– Заманчиво, однако…

– Я бы с удовольствием, но…

– В другой раз я бы с радостью (если это действительно так), да вот в данный момент…

 

Не забудьте сказать «спасибо»

 

Часто обращаются не с просьбой что-либо сделать, а с предложением, которое, по мнению другого человека, может вам понравиться и касается, скажем, смены характера деятельности, совместного посещения театра или представившейся возможности интересно и с пользой (для души и тела) отдохнуть. В подобных случаях, если вы намерены отказаться, первое, что следует сказать, – это «спасибо». «Спасибо, замечательная мысль, но…» – вполне приемлемый вариант реакции. В конце концов, человек полагает, что заботится о вас, поэтому вам следует в первую очередь выразить признательность, чтобы не навредить дальнейшим отношениям.

 

Виды отказов

 

Отказ-сожаление:

– Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать.

– Сожалею, но не смогу согласиться с этим.

– Не хочется вас огорчать, но мой ответ отрицательный.

Отказ вынужденный:

– Вынужден отказаться от такого предложения.

– Увы! Другие мои обязательства требуют, чтобы я отказался.

– Придется ответить вам отказом…

Отказ – опасение и огорчение:

– Боюсь, что это невозможно.

– Есть большая опасность, что я не смогу принять это предложение.

– Меня огорчает необходимость отказать вам.

 

Что облегчает отказ

 

Вытянутое из вас «да» нарушает ваши планы, осложняет жизнь обременительными обязательствами. Они не отвечают вашим приоритетам: для вашего блага вам нужно делать одно, а приходится делать совсем другое, не нужное вам. Если постоянно держать в голове свои главные приоритеты и спрашивать себя, отвечает ли то, что от вас хотят, этим приоритетам, то вам будет легче откреститься от навязываемых вам обязательств.

Правильному определению приоритетов настоящего момента способствует проверка их соответствия вашим долгосрочным целям.

В исследовании группы выпускников Йельского университета их спрашивали о планах на будущее. Только у 3 % респондентов планы существовали в виде записей целей, задач и этапов их решения. Через 20 лет эти 3 % были более счастливы и удовлетворены жизнью, чем остальные. Их доход превысил суммарный доход остальных 97 % сокурсников.

Назовите каждую из ваших долгосрочных целей и составьте список действий, которые на протяжении года-двух смогут привести к ее достижению. Сделайте список как можно более подробным. Вот пример того, как может выглядеть ваш список.

Определите и запишите свои долгосрочные цели

 

 

 

Ясно представляйте себе, чего хотите достичь в жизни и каковы ваши приоритеты. Определиться в этих вопросах вам поможет таблица приоритетов.

То, на что вы соглашаетесь и обещаете другим, должно так или иначе работать на ваши цели. Это не означает, что следует быть отпетым эгоистом и абсолютно ничего не делать для других. Но если ваше согласие отнимет у вас массу времени и энергии и никак не пойдет на пользу приоритетам вашей жизни, то от этих предложений следует решительно отказываться. Всегда можно найти возможность сделать что-то хорошее для других, но при этом не за счет самопожертвования.

В книге я привожу множество реальных примеров из жизни, но всех ситуаций не перечислишь. А потому вот вам мой совет, пусть и высказанный в несколько грубоватой манере: если у вас есть голова на плечах, не давайте себя втягивать во всякого рода сомнительные проекты и дела, где вам на собственной шкуре придется испытать, что это такое, когда вы всем должны и перед всеми виноваты!

 

Глава 10

Познаем себя. Тесты

 

Первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «Познай себя!»

Тот, кто не управляет собой, становится объектом управления со стороны других.

М. Икбал

 

 

Тест «Вы ассертивны, покорны или агрессивны?» [3]

 

Ассертивность – это способность человека отстаивать свои интересы, не ущемляя интересов других людей. Ассертивное поведение признано оптимальным способом взаимодействия с окружающими.

Инструкция. Оцените приведенные высказывания; за каждый ответ «всегда» начисляйте 1 балл, «часто» – 2 балла, «редко» – 3 балла, «никогда» – 4 балла.

1. Я не умею знакомиться с людьми, к которым чувствую симпатию. Жду, когда они сделают первый шаг.

2. Разговаривая с кем-либо, я не способен возразить, даже если думаю, что моя собственная точка зрения более правильная. Мне проще промолчать.

3. На заседаниях и различных собраниях я предпочитаю отмалчиваться, чтобы не оказаться в глупом положении.

4. Пригласить на встречу интересующего меня человека (например, противоположного пола) выше моих сил.

5. Когда меня хвалят, говорят комплименты, я теряюсь, не знаю, как на это реагировать, чувствую себя не в своей тарелке.

6. Во время разговора о чем-нибудь важном или с кем-либо, от кого я завишу, я путаюсь и ощущаю неубедительность своих слов.

7. Мне очень трудно попросить о чем-либо незнакомого человека.

8. Мне трудно заводить разговор с чиновниками и с руководителями, даже если необходимо просто что-то им сообщить.

9. Я не отстаиваю свои права.

10. Я стесняюсь указать всем, кто работает, отдыхает или проживает со мной в одной комнате, чтобы они выполняли свою часть работы по поддержанию порядка.

11. Мне трудно смотреть в глаза человеку, с которым я расхожусь во взглядах.

12. Мне трудно обратиться с просьбой об услуге.

13. Если что-то в поведении собеседника мешает беседе, мне не хватает решимости сказать ему об этом.

14. Я позволяю вить из себя веревки.

15. Бывает ли так, что вы сторонитесь каких-то людей или стараетесь не попадать в определенные ситуации из-за нежелания испытать неловкость?

16. Вам неудобно напомнить о себе официанту, если он, не обслужив вас, начнет обслуживать пришедшего позже вас посетителя?

17. Если какой-то человек в чем-то не прав, вы постесняетесь сказать ему об этом?

18. Трудно ли вам смотреть в глаза собеседнику?

19. Постесняетесь ли вы попросить официанта в дорогом ресторане заменить вам блюдо, если оно плохо выглядит?

20. Трудно ли вам защитить свою точку зрения, если она противоречит взглядам человека, которого вы уважаете?

21. Я не могу объективно судить о собственном поведении.

22. Мне приходилось оправдываться и извиняться за свое поведение.

23. Я переживаю за близких, когда у них возникают проблемы.

24. Для меня очень важно мнение окружающих.

25. Я должен быть логичным в принятии решений.

26. Мне трудно признаться, что я не понял объяснения (задания).

Ключ к тесту. Посчитайте сумму набранных баллов. Если она меньше 66, то вы не уверены в себе, если больше 77 – вы склонны к агрессии, показатели в диапазоне 66–77 баллов означают, что вы ассертивны.

 

Тест «Оценка степени незащищенности от манипуляций» [4]

 

Ответив на вопросы теста, вы узнаете, насколько вы не защищены от манипулирования со стороны окружающих.

Инструкция. Выберите один из предлагаемых вариантов действий (а, б или в). Чем точнее ответы – тем достовернее тест диагностирует оцениваемое качество (незащищенность от манипуляций). Отвечайте быстро, ведь в реальных ситуациях у вас не будет времени на размышления.

Ниже приведены два варианта теста – для взрослых и для молодежи.

 

Тест для взрослых

1. Молодая работница обращается к своему непосредственному руководителю с просьбой посоветовать, как ей поступить: она развелась с мужем, но вместе с ребенком живет в квартире его родителей, и они ее выживают, а уйти ей некуда. Дать ей совет?

а) да; б) нет; в) в зависимости от обстоятельств.

2. Трое руководителей подразделений – претенденты на получение дополнительного финансирования – приглашены к директору для защиты своих заявок. Один из них, явившись с завязанным шарфом горлом (ангина, потеря голоса), сообщил шепотом, что представил свои аргументы письменно. Кому лучше озвучить их?

а) пригласить заместителя заболевшего руководителя;

б) чтобы не тратить время, зачитать самому директору;

в) не вижу разницы.

3. У руководителя есть осведомители (из числа сотрудников), которые регулярно докладывают ему о том, кто и что сказал. На месте руководителя вы поступили бы так же?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

4. Что бы жена ни поручила, муж делает это так, что жене приходится переделывать. Как поступить жене?

а) поберечь нервы и сделать все самой; б) продолжать поручать; в) это зависит от ситуации.

5. Девушка спрашивает у парня: «Ты меня любишь?» – «Ну, да…» – «Сильно?» – «Конечно. А у тебя есть сомнения?» – «Нет, но мне так приятно это слышать!» Только ли «приятно слышать»?

а) да; б) нет, не только; в) зависит от нюансов ситуации.

6. Девушка во всем слушается своего парня, буквально смотрит ему в рот.

а) видно, что влюблена, будет прекрасной женой; б) сомневаюсь в этом; в) затрудняюсь с ответом.

7. Взрослая дочь обращается к матери за советом: выходить ли ей замуж за своего молодого человека? Как поступить матери?

а) дать совет; б) уклониться от него; в) решить в зависимости от обстоятельств.

8. Выпускник школы обращается к родителям за советом: куда поступать учиться? Родителям следует:

а) дать совет; б) уклониться от него; в) решить в зависимости от обстоятельств.

9. Незамужняя женщина жалуется по телефону подруге: «Кому я нужна с ребенком? Вон сколько молодых девиц, охочих до замужества». Слыша это, ее ребенок:

а) будет больше любить мать; б) станет более послушным; в) будет винить себя.

10. Родитель создает в глазах ребенка образ сверхродителя – человека, который никогда не ошибается и всегда выполняет свои обещания. Каково ваше мнение на этот счет?

а) это положительный пример для ребенка; б) это причинит вред ребенку; в) здесь есть и плюсы, и минусы.

11. Бабушка говорит маленькому внуку: «Не делай этого! А то Баба-яга заберет». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка; б) грозит отрицательными последствиями для него; в) здесь есть свои плюсы и минусы.

12. Мама – ребенку: «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка; б) грозит отрицательными последствиями для него; в) здесь есть свои плюсы и минусы.

13. Девочка просит маму (или бабушку) показать, как выполнять задание, заданное на дом на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Какова наиболее вероятная причина такого поведения?

а) домашние задания по труду очень сложны для детей;

б) девочка надеется, что взрослые сделают за нее; в) возможно и то и другое.

14. Сын – отцу:

– У тебя по математике что было в школе?

– Отлично.

– Ну да?!

– Да, учительница меня всегда хвалила.

– Но, наверное, сейчас уже у тебя мозги не те…

– С чего это ты взял?

– Думаю, что обычную школьную задачку не решишь.

– Это как сказать!

– А вот смотри, – сын показывает задачку из тех, что задали на дом.

Почему сын так поступает?

а) желает самоутвердиться, принизив отца; б) это подготовка к тому, чтобы усадить отца за выполнение домашнего задания; в) возможно и то и другое.

15. Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т. п.). Каково ваше мнение?

а) это учит детей быть правдивыми; б) это помогает бороться с указанными явлениями; в) это наносит ущерб детям.

16. Чтобы урезонить нарушителя дисциплины на уроке, учитель пригрозила: «Если не прекратишь – оставлю всех после уроков!» Как вы оцените этот прием?

а) это воспитывает коллективную ответственность;

б) это способ противопоставить нарушителя всему классу; в) это беспомощность учителя.

17. Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число “e”?» Учитель: «Я его об этом не спрашивал». Какова ваша оценка слов учителя?

а) своим остроумным ответом он поднял настроение классу; б) поднял свой престиж; в) нанес вред учащимся.

18. Преподаватель А. приходит к началу своего занятия на курсах повышения квалификации. Уже закончился перерыв, но преподаватель Б. остается в аудитории и продолжает свое выступление как ни в чем не бывало. Преподаватель А. появляется в дверях и показывает на часы. Ноль внимания. На возмущение А. преподаватель Б. объясняет, что были вопросы, на которые он считал своим долгом ответить. Каково ваше мнение?

а) Б. должен был ответить на вопросы слушателей;

б) Б. создал эту ситуацию преднамеренно; в) затрудняюсь с ответом.

19. Таксист – пассажиру: «Командир, куда едем?» Эта фраза:

а) означает уважительное отношение к клиенту; б) может создать сложности при расчете; в) затрудняюсь с ответом.

20. Вы едете на такси из центра города в свой микрорайон. По прибытии таксист объявляет сумму, превышающую показания счетчика. На ваше недоумение он отвечает, что поздно вечером в ваш микрорайон не каждый поедет и что, судя по вашему респектабельному виду, вам не к лицу крохоборничать. Вы:

а) поддержите свой имидж респектабельного человека и не станете «крохоборничать»; б) заплатите строго по счетчику; в) поступите в зависимости от ситуации.

 

Ключ к подсчету результатов

 

 

Результаты. Если вы набрали меньше 15 баллов, то вы отлично защищены от манипуляций, 15–20 баллов – хорошо защищены, 21–25 баллов – защищены средне, 25–30 баллов – защищены слабо, больше 30 баллов – практически не защищены.

Рекомендация тем, кто набрал большое количество баллов: советую как следует освоить технику защиты от манипуляций, описанную в главе 5.

 

Тест для молодежи

1. Когда родители заставляют ребенка заниматься в музыкальной школе, спортивной секции, то они так поступают, чтобы:

а) ребенок достиг успеха в жизни; б) прославил фамилию; в) затрудняюсь с ответом.

2. От твоего решения зависит, кому из авторов проектов присудить победу. Один из них, явившись с завязанным горлом (ангина, потеря голоса), прошептал, что представил свои аргументы письменно. Кому лучше зачитать их:

а) чтобы сэкономить время, зачитаешь сам; б) пригласишь кого-то из команды заболевшего участника; в) это зависит от конкретной ситуации.

3. Ты – капитан команды. Один из игроков стал докладывать тебе о том, кто о ком что сказал. Ты:

а) воспользуешься этой информацией для управления командой; б) откажешься слушать; в) затрудняешься с ответом.

4. Что бы ты ни поручил(а) младшему брату, он делает это так, что приходится переделывать. Как ты поступишь?

а) побережешь нервы и сделаешь все сам(а); б) продолжишь поручать; в) зависит от конкретной ситуации.

5. Разговаривают парень и девушка: «Ты меня любишь?» – «Люблю». – «Сильно?» – «Конечно. А у тебя есть сомнения?» – «Нет, но мне так приятно это слышать!» Как думаешь, только ли приятно слышать?

а) да; б) нет, не только; в) затрудняюсь с ответом.

6. Чаще всего несчастный вид означает, что:

а) человеку плохо; б) он(а) хочет привлечь внимание;

в) зависит от конкретной ситуации.

7. Он(а) во всем слушается ее (его), буквально смотрит в рот:

а) видно, что человек влюблен, будет прекрасным супругом; б) сомневаюсь в этом; в) затрудняюсь с ответом.

8. Представь, что у тебя есть сестра и она обратилась к тебе за советом: выходить ли ей замуж за своего молодого человека или не спешить? Как поступишь?

а) дам совет; б) уклонюсь от него; в) решу в зависимости от обстоятельств.

9. Друг обратился к тебе за советом: куда поступать учиться? Каковы твои действия?

а) дам совет; б) уклонюсь от него; в) решу в зависимости от обстоятельств.

10. Незамужняя женщина объясняет дочке, почему у них в доме нет папы: «Кому я нужна с ребенком? Вон сколько более молодых и без детей». Слыша это, ребенок:

а) будет винить себя; б) скажет себе, что он тут ни при чем; в) затрудняюсь с ответом.

11. Родитель создает в глазах ребенка образ сверхродителя, который никогда не ошибается и всегда выполняет свои обещания. Каково твое мнение на этот счет?

а) это положительный пример для ребенка; б) это наносит вред ребенку; в) здесь есть и плюсы, и минусы.

12. Бабушка говорит маленькому внуку: «Не делай этого! А то Баба-яга заберет». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка; б) грозит отрицательными последствиями для него; в) здесь есть свои плюсы и минусы.

13. Мама – ребенку: «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка; б) лучше так не говорить; в) здесь есть свои плюсы и минусы.

14. Младшая сестра просит тебя показать, как выполнять задание, заданное на дом на уроке труда. Ты объясняешь, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Какова наиболее вероятная причина такого поведения?

а) домашние задания по труду очень сложны для детей;

б) девочка надеется, что ты сделаешь за нее; в) возможно и то и другое.

15. Парень-сосед спрашивает у тебя:

– У тебя по математике что за четверть?

– Отлично.

– Не может быть!

– Да, учительница меня всегда хвалит.

– Наверное, ты просто ее любимчик.

– С чего это ты взял?

– Да вообще, ваша математичка была слабак, задавала простенькие задачки для дебилов. Думаю, те, что задает нам наша математичка, ты решить не сможешь!

– Это как сказать!

– А вот смотри (показывает задачу из тех, что задали на дом).

Сосед пристал, чтобы:

а) показать свое превосходство; б) усадить тебя за решение его задания; в) затрудняюсь с ответом.

16. Некоторые учителя приучают ребят сообщать о тех, кто нарушает установленные правила поведения (сквернословит, хулиганит, курит и т. п.). Каково твое мнение?

а) это помогает выработать у детей принципиальность;

б) это наносит вред тем, кто докладывает; в) затрудняюсь с ответом.

17. Чтобы урезонить нарушителя дисциплины, учительница пригрозила: «Если не прекратишь мешать вести урок, из-за тебя пострадает весь класс – оставлю всех после уроков!» По твоему мнению:

а) она воспитывает коллективную ответственность;

б) это беспомощность учителя; в) затрудняюсь с ответом.

18. Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число “e”?» Учитель: Я его об этом не спрашивал. Какова твоя оценка слов учителя?

а) своим остроумным ответом он поднял настроение классу; б) нанес вред учащимся; в) затрудняюсь с ответом.

19. Учительница беседует с учеником, которому грозит плохая оценка за четверть:

– Должны ли младшие помогать старшим?

– Должны.

– У меня сегодня тяжелый портфель с тетрадками. Ты поможешь мне донести его до дома? Каково твое мнение?

а) учительница приучает помогать старшим; б) отношусь к такому методу отрицательно; в) затрудняюсь с ответом.

20. На факультативе преподаватель А. приходит к началу своего занятия. Уже закончился перерыв, а преподаватель Б. остается в аудитории и продолжает занятие. Преподаватель А. появляется в дверях и показывает на часы. Б. не реагирует. На возмущение А. преподаватель Б. объясняет, что были заданы вопросы, на которые он обязан ответить. Каково твое мнение?

а) Б. должен был ответить на вопросы слушателей;

б) Б. создал эту ситуацию преднамеренно; в) затрудняюсь с ответом.

21. Таксист начинает общение с пассажиром фразой: «Командир, куда едем?» Эта фраза:

а) означает уважительное отношение к пассажиру;

б) может привести к сложностям при расчете; в) затрудняюсь с ответом.

22. Ты едешь в такси. По прибытии таксист назвал сумму, превышающую показания счетчика. На твое недоумение он ответил, что, судя по твоему респектабельному виду, тебе не к лицу крохоборничать. Ты:

а) поддержишь образ успешного молодого человека и заплатишь сколько просят; б) несмотря на недовольство таксиста, рассчитаешься строго по счетчику; в) поступишь в зависимости от обстоятельств.

23. Родители без конца наказывают ребенка. Каково твое мнение?

а) это для его же пользы; б) чтобы знал, кто в доме главный; в) затрудняюсь с ответом.

24. Мать говорит сыну (дочери): «Иди и радуйся, что у меня болит голова». Он (она) думает:

а) «Видно, это я ее расстроил(а)»; б) «Ей что-то от меня надо»; в) затрудняюсь с ответом.

25. Мать: «Если уберешь квартиру, отпущу на дискотеку». По твоему мнению, она:

а) приобщает к работе по дому; б) не хочет убирать за другими; в) затрудняюсь с ответом.

26. Подросток говорит: «Родители запрещают мне практически все…» Как бы ты продолжил эту фразу?

а) чтобы приучить к порядку; б) чтобы показать, кто в доме хозяин; в) затрудняюсь с ответом.

27. Родители задаривают ребенка (все ему покупают, постоянно дают карманные деньги). Тем самым они:

а) выражают свою любовь; б) преследуют свои цели; в) затрудняюсь с ответом.

28. Бабушка (дедушка) постоянно критикует домашних, потому что:

а) она переживает за всех, хочет, чтобы дела в семье шли как можно лучше; б) ей нравится поучать; в) затрудняюсь с ответом.

29. Друг (подруга) обращается к тебе за советом, как поступить. Ты:

а) дашь совет; б) откажешься советовать; в) затрудняюсь с ответом.

30. Друг просит взять деньги на хранение – собутыльники его отца могут деньги найти и забрать. Ты:

а) возьмешь на хранение; б) откажешься; в) затрудняюсь с ответом.

31. Он (она) часто опаздывает на свидание, причины всякий раз серьезные. По твоему мнению, этот человек:

а) неорганизованный; б) не очень дорожит встречей; в) затрудняюсь с ответом.

 

Подсчет баллов. За ответ а – 2 балла, ответ б – 0 баллов, ответ в – 1 балл. Просуммируйте баллы.

Результаты. Если вы набрали меньше 10 баллов, то вы полностью защищены от манипуляций, 10–20 баллов – отлично защищены, 20–30 баллов – хорошо защищены, 30–40 баллов – средне защищены, 40–50 баллов – слабо защищены, больше 50 баллов – практически не защищены, вами может манипулировать любой желающий.

 

Рекомендация тем, кто набрал большое количество баллов: как следует освоить технику защиты от манипуляций, описанную в главе 5 данной книги.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.