Понятие ценностей, их влияние на — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие ценностей, их влияние на

2017-07-25 204
Понятие ценностей, их влияние на 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Осознание собственной позиции в окружающем мире. Целостность позиций во взаимодействии с окружающим миром: индивид (био)—личность (социо) — человек (дух). Осознание собственных ценностей: любовь к природе (родина, рол, родственники, родители), к себе (пол, возраст, вид, темперамент, здоровье); совесть (гражданская, профессиональная, личностная); разум (высший; человеческий в сочетании ума и доброты, интеллекта и эмоций; вера; надежда; любовь). Гуманизация как сочетание человеческого и личностного, профессия как призвание.

 

Ключевые слова: индивид, личность, человек, ценности, разум, совесть, вера, надежда, любовь, гуманизация

 

• Понятие о ценностях

• Классификация ценностей

• Общечеловеческие ценности

 

Понятие о ценностях

 

Жить счастливо и жить согласно

с природой - одно и то же

Сенека

 

Ценности — один из факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Их формирование происходит под воздействием культуры социума, всех его уровней: общества, общности, коллектива, группы, семьи. В ценностях воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются предпочтения. Личное предпочтительнее, если не ввергает в противоречие, конфликт с социальной средой: близкими людьми, членами семьи, сослуживцами — всеми, чье мнение нам небезразлично, чьим отношением мы дорожим.

Ценности — это то, что для нас значимо, чем мы не можем пренебречь, через что не можем переступить в своих поступках, чем руководствуемся в собственном поведении. Для каждого безусловной ценностью является жизнь, здоровье; в отношениях с другими людьми главная ценность — совесть. Честное слово, честное дело, честные мысли всегда считались главным достоинством в общении с другими людьми. В основе ценностей духовных — разум (разумные речи, разумные поступки), свобода (свобода слова, свобода действий).

Исторические и географические условия показывают, что ценности не есть догма, заданность, они меняются во времени и

пространстве, в течение жизни человека и человечества; отличаются по национальному признаку, меняются при переходе общества от одной экономической формации к другой. При их существенной переориентации говорят об изменении системы ценностей, о переоценке ценностей. Система ценностей у каждого своя. Она формируется в сомнениях, меняется под воздействием внешних условий, состоит из признанных идеалов, которые в реальности деформируются, вызывая внутренние противоречия, разногласия, переживания.

В XX в. сформировалось учение о ценностях — аксиология («ак-сиос» с греч. — «ценность»), хотя вся история философской мысли пронизана мудрствованием о смысле жизни, о высших ценностях и предназначении человека, от сократовского «Что есть благо?» до шекспировского «Быть или не быть?». Человек оценивает мир и факты своей жизни по юс значимости. Ценностное отношение к миру влияет на восприятие событий общественной жизни, которое у разных людей может быть противоположным, и это отдаляет людей, а может быть похожим, сближая людей (говорят «близки по духу»).

Понятие ценности сложилось в длительной эволюции. В античной философии ценность отождествлялась с истиной. В философии средних веков вопрос о ценностях сводился к ценности Бога. Бог есть все. Всякие сомнения, размышления на этот счет не только не поощрялись, но и пресекались. В Новое время философы разделили истину и ценности. Величайшая заслуга в этом немецкого философа И. Канта, последователи которого установили, что истиной занимается рассудок, а ценностями — разум. Ценности — это выражение субъектом собственных предпочтений, которые проявляются в поведении, деятельности через самоопределение, цели, в рефлексии — в поисках ответа на вопрос «Ради чего?». Как возвышенная потребность ценность сопровождается эмоциональным реагированием. Она то, к чему неравнодушен, небезразличен, что волнует, беспокоит, что хочется защищать, отстаивать как собственные убеждения.

 

Классификация ценностей

 

Именуют богатством блага те,

что во вне. Настоящее благо

существует во мне

Р. Тагор

 

Чтобы классификацию ценностей провести в соответствии с требованием системного подхода, следует рассмотреть структуру системы ценностей, выделить в ней различимые элементы, не забывая об их взаимосвязях: взаимозависимости, взаимообусловленности, взаимопроникновении и т.п. Так возникает необходимость выбора системообразующей, т.е. поиска ответа на логический вопрос: «Что образует систему ценностей?»

В философской и психологической литературе можно встретить множество попыток составить шкалу ценностей, их иерархию. Вряд ли это возможно в линейной или в пирамидальной моделях, поскольку ценности определяют отношения к окружающему, а мир не линеен и не пирамидален. Его пространственная модель, рассмотренная нами ранее, позволяет классифицировать ценности по позициям, определяющим отношение с окружающим миром: индивид («био») — личность («социо») — человек («дух»). Именно эта классификация заложена в Декларации прав человека, где главными ценностями объявлены Свобода, Равенство и Братство. Все люди рождаются, природа — их мать, и в этом смысле все люди планеты — братья (они от природы — родственники, и главная ценность в отношениях — братство и любовь). Они объединяются для организации собственной жизнедеятельности: производят, потребляют, обмениваются, и в этом смысле основа их общения, общежития — равенство (именно нарушение равенства сеет вражду, столкновения). Человек рождается свободным, его свобода в его разуме, в понимании своей зависимости от природы и общества. Достижение внутренней свободы как обретение разумности каждым членом общества уменьшает необходимость насильственного подчинения общепринятым правилам, законам. Эти ценности можно считать общечеловеческими, к ним относят немало других, признаваемых во все времена всеми народами. Они сконцентрированы в Библии, Коране и других религиозных трактатах, имеющих немало общего, по-разному выраженного. Ценность жизни («Не убий»), ценность собственности («Не укради»), ценность духа: вера, надежда, любовь. Доморощенный российский учитель Порфирий Иванов сформулировал общее для каждого человека триединство ценностей так: «У человека должно быть три качества: совесть, разум и любовь к природе», отражающих гармонию отношений с окружающим миром: «социо» (совесть), «дух» (разум), «био» (любовь к природе).

Очень важно понять для себя эти главные смыслы ценностей.

Совесть. Жизнедеятельность сопровождается производством и потреблением, а уровень ее организации — состоянием обмена. В обществе происходит общение, в общении — обмен ценностями: интеллектуальными (И), эмоциональными (Э), материальными (М). Во всех отношениях инстинктивно проявляется стремление сбалансировать, уравнять его.

 

 

Этот баланс закрепляется нормами общественного сознания: религией (заповеди), правом (кодексы), моралью (общественное мнение) и т.д. С понятием совести связано понятие чести, чувство долга, чувство благодарности. Долг в самом буквальном, привычном для нас материальном смысле означает, что взял больше, чем отдал. По этому поводу у людей совестливых возникают переживания, они стараются компенсировать полученное не только материальным, но и эмоциональным, интеллектуальным продуктом, выражением благодарности (особенно в отношении людей близких, детей и родителей).

Разум. Категория разума составляет основу духовности, потому правомочно говорить о понимании его смысла. Наука стремится к ограничению пониманий, к объективным определениям, в которых первый шаг — семантический. Слово «разум» созвучно слову «ум», но они, безусловно, различаются так, как различаются «дол» и «раздолье», «мах» и «размах», «мышление» и «размышление», вторые содержат больше широты, свободы, более сложны и возвышенны. Человек умный может быть добрым и злым. Если он творит злодеяние, то вряд ли может быть назван разумным. Человек разумный — созидатель, он против зла и разрушения, которые, разрушая внешнее, разрушают и внутреннее, т.е. его самого. По поводу разума есть много разных высказываний как древних, так и современных мыслителей.

«...Существует лишь одна правильная монета — разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость — одним словом, подлинная добродетель; она сопряжена с разумом, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и все иное тому подобное или не сопутствуют» (Платон).

«...Нет ничего превосходнее разума» (Цицерон).

«Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное...» (Августин).

«...Человек стал человеком благодаря разуму...» (Фараби).

«...Человеческий разум, предоставленный самому себе, не заслуживает доверия» (Ф. Бэкон).

«Разум дан нам, чтобы служить страстям, а не бороться с ними, это их советник, а не тиран» (К. Гельвеции).

«Ваш criterium — разум всего человечества; но как постигли вы его направление? Ничем другим, как вашим собственным разумом! Следовательно, ваши слова «верь разуму человечества» значат «верь моему разуму!» — и, что бы вы ни делали, каким бы именем ни называли ваш criterium в той сфере, где вы находитесь, вы всегда придете к этому заключению» (В. Одоевский).

Любовь к природе. «Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же» (Сенека).

Если мы любим себя, мы ухаживаем за собой, приводим в порядок, стремимся к гармонии. Если мы любим свой двор, свою улицу, мы приводим в порядок и их — мы «приводим в порядок свою планету». Она поддерживает нашу жизнь, мы многое берем от нее, а сколько возвращаем? Мы откладываем это на потом, когда будут возможности? Они есть всегда, потому что планета — это все живое на Земле — растения, животные, люди, а еще земля, атмосфера и то, что создал человек.

Нам иногда кажется, что в городских условиях трудно найти возможность что-то сделать для природы, для планеты — созидать; тогда хотя бы не разрушать — не портить, не сорить, не ломать и т.д. А если есть потребность созидать, т.е. делать добро, то стоит осмотреться вокруг — кругом люди — «Помоги и обретешь». Отношения с природой прекрасно выражены в стихах (к сожалению, неизвестного мне автора):

 

О нет! Я зверь другой породы. Какой я к черту царь природы?

Я часть ее: в УМенье — УМ, в ее Особенностях — ОСОБь,

В ее СПОСОБностях — я СПОСОБ цель выбирать не наобум.

А в челоВЕЧНОСТи есть ВЕЧНОСТЬ, а в сЧАСТЬе — ЧАСТЬ,

а в ЦЕЛом — ЦЕЛь.

Жизнь и здоровье — главные ценности в отношении с природой. Человек родился, он появился на свет благодаря родителям. Эта благодарность не имеет эквивалента, и потому дети всегда в долгу перед родителями. Долг — категория очень понятная: что-то мы получили и что-то возвращаем. Мы получили жизнь. Чем она может быть оплачена? Поэтому говорят о вечном долге, который предполагает оплату в виде вечной благодарности («благо дарить»), в виде любви и заботы.

Факт рождения — это продолжение рода, который образуют родственники — группа людей, принадлежащих к одному роду.

Первый вопрос о человеке в момент знакомства с ним ставился приблизительно о том, какого он рода-племени. И это говорило о многом: об образе жизни, благополучии и добродетелях. Здесь же немаловажно и другое однокоренное с родом понятие «Родина», под которым понимается место, где человек родился, в разных очертаниях: село, область, регион, страна. При этом также предполагается, что, родившись именно здесь, человек получил среду обитания, за это благодарен ей, любит ее всю свою жизнь. Народная мудрость выразила это в словосочетании «родина-мать».

Природа породила один из своих видов, но особенный, именно такой смысл имеет слово «индивид». От рождения он имеет тело и душу. Его особенность в отличии от других многочисленных видов, в природе данной предрасположенности производить мысль и слово. Из задатка производить мысль происходит становление разума, а имеющий его понимает свое предназначение — жить в мире, согласии и любви с себе подобными. В гармонии с природой и красоте формируется человек. Из задатка производить слово складывается общение с себе подобными, позволяющее понимать друг друга, договариваться, убеждать, т.е. жить в мире и согласии — формируется личность. В позиции «человек» появляются человеческие ценности (духовные). В позиции «личность» формируются личностные ценности (социальные).

Таким образом, в основу классификации ценностей можно положить взаимодействие с окружающим миром, который био — социо — дух, и соответствующие ценности рассматривать как критерии взаимодействия с окружающей природной средой, с окружающей социальной средой и духовным пространством.

Поскольку ценностные ориентиры проявляются в отношении с социумом, их можно классифицировать в соответствии со структурой социума как средой, в которую каждый погружен, в той или иной степени значимости к ней относится. Если в центре «социальной матрешки» личность, то остается ответить на вопросы:

• Насколько для нее значимы ценности семьи, группы, коллектива, общности (территориальной, профессиональной, национальной), общества, мирового сообщества?

• Каким ценностям она отдает предпочтение, т.е. чувствует ли, осознает ли себя личность гражданином мира, своей страны, патриотом своего города, своей профессии, своей нации, своего коллектива, группы, семьи?

• Ценностям какого уровня отдает предпочтение в поведении, деятельности?

 

Общечеловеческие ценности

 

В меру радуйся удаче,

в меру в бедствиях горюй. Познавай

тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт

Архалох

 

Понятие «общечеловеческие ценности» предполагает их распространение на все человечество, признание разными народами и народностями в той или иной интерпретации. Кроме того, в это понятие вкладывается и исторический смысл. Человечество в своем развитии прошло огромный путь, сочетающий эволюцию и революции, в которых изменения касались не только социальных установок, но и духовных предпочтений, и тем не менее современной цивилизации свойственны вечные предпочтения, передаваемые из поколения в поколение.

Общечеловеческие ценности можно рассматривать в диалектике общего, особенного, единичного. Как общее они трансформируются в особенность исторического времени и географического пространства и выражаются в единичном, конкретном субъекте жизнедеятельности «здесь и сейчас».

Ценности общества характеризуют наиболее возвеличенные убеждения и идеалы, отражаемые во всех формах общественного сознания (науке, религии, морали, искусстве, политике, праве), в его культуре. Так, ценностями в российском сознании традиционно считались милосердие, духовность, совесть. Они отражались в религии, морали, искусстве, правовой базе, были критериями в политике. Ценности советского периода, основанные на материализме, атеизме, возвеличили классовые идеалы, борьбу и борцовские качества, нетерпимость к инакомыслию и классовым врагам. Общественные ценности провозглашались общими и выступали как критерий гражданственности. «Общественное выше личного» было правилом жизни, а не предметом для размышлений. Европейская культура основана на системе ценностей прав и обязанностей, социально ориентированных, на ценности демократических отношений членов общества между собой и с властью (самосознание и внутренняя свобода допускают высокую степень свободы внешней). Здесь большую роль играют общественное саморегулирование, гуманистическая ориентация профессионализма. Именно эти ценности отличают сознание европейское от российского. «Мое отношение к моей среде — есть мое сознание» (К. Маркс).

Общество имеет ценности: нравственные, которые в социальных отношениях проявляются в бизнесе, карьере, социальных деяниях; религиозные, впитавшие в себя всю историю и с позиций заповедей оценивающие современность; эстетические, несущие критерии красоты в образах и средствах искусства, отражающих мир реалий и идей; научные достижения, позволяющие продвинуться в техническом прогрессе и человеческом самосознании; правовые, устанавливающие правила жизни, социального равенства и справедливости; политические нормы, позволяющие группам лиц, объединенных в партии, вырабатывать альтернативные программы развития общества на современном этапе.

Каждое последующее поколение живет в мире предметов, созданных предшествующими поколениями, оно получает в наследство культуру — все самое ценное, что общество пронесло через века, сохраняя и приумножая созданное ранее. Оно также получает в наследство и духовные ценности, формирует собственное отношение к ним, корректирует, адаптирует к условиям перемен.

Ценности духовные и отношение к ним конкретного человека — основной критерий 'его человечности, гуманизма. Идея гуманизма проходит красной нитью через всю историю человечества, становления его духовной культуры. Эта главная ценность социальных отношений, в которых кроме обмена произведенным материальным и интеллектуальным продуктом предполагаются и эмоциональные отношения, отношения сопереживания, сострадания, сочувствия, милосердия, добросердечности, любви. Их исключение из социальных отношений означает нарушение гармонии, которая в зависимости от степени нарушения приводит к противоречиям, конфликтам, столкновениям.

Высшую ценность существованию дает счастье, которое объясняется по-разному, но суть всякого объяснения при этом — гармония. Гармония в отношениях индивида и природы, личности и общества. Господство природы над индивидом на заре цивилизации вызывало страх, угрозу его жизни и здоровью. Заявленное господство индивидов над природой, которое продемонстрировал XX в., не сделало человека более здоровым, а жизнь более счастливой, так как нарушило единство и целостность индивида и природы. Крайности в предпочтениях личного или общественного, через которые многократно проходило человечество — все то же нарушение гармонии, соответствия между личностью и обществом. Разум человеческий сегодня должен эту гармонию восстановить, обеспечить, предотвратив тем самым многочисленные конфликты, грозящие катастрофой всей Планете. Гармония — главная ценность во всех предпочтениях человека и человечества в новом столетии, новом тысячелетии.

Стремление человечества к гармонии объясняет многие исторические явления. Первобытная жизнь человека, которая была близка к «животной», «растительной», утверждала причастность к природе и недостаточную развитость социальной и духовной составляющих. Объединение людей в семьи, общности усиливало социальную составляющую в каждом индивиде, усиливало свойства личности, которая к началу XXI в. стала преобладающей, затмевающей индивидность. Развитие духовной составляющей как развитие человеческого, разумности воплотилось в зарождении веры в возвышенное, божественное.

Дух определяет систему ценностей. Во что верю? Что люблю? Что больше всего ценю? — это и есть собственная система ценностей, жизненная опора, стержень сознания. И чем ближе система ценностей к ценностям общечеловеческим, тем сильнее человек духом, тем возвышеннее его устремления, тем благороднее цели, тем разумнее потребности, тем чище мысли.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. В чем различие позиций: индивид, личность, человек, их единство и целостность.

2. Перечислите ценности духовные, социальные, данные природой.

3. Раскройте понятие гуманизации в профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы

 

1. Осознание собственной позиции в окружающем мире, в разных ситуациях.

2. Целостность позиций во взаимодействии с окружающим миром: индивид («био») — личность («социо») — человек («дух»).

3. Осознание собственных ценностей: любовь к природе (родина, род, родственники, родители), к себе (пол, возраст, вид, темперамент, здоровье); совесть (гражданская, профессиональная, личностная); разум (высший; человеческий в сочетании ума и доброты, интеллекта и эмоций; вера; надежда; любовь). Рассмотрите на примерах.

4. Гуманизация как сочетание человеческого и личностного, профессия как призвание. Почему гуманизация — проблема современного общества?

Упражнения

 

1. Проанализируйте сегодняшний или вчерашний день, выделите наиболее значимые ситуации. Определите, что в Вашей позиции преобладало: индивид, личность, человек. Не забыли ли Вы об их сочетании. Делайте это упражнение почаще, если хотите быть в ладу с собой и окружающим миром.

2. Если Вы освоили технологию осознанного действия (Для чего? Что? Как? Что получилось?), то можете освоить его более высокий уровень — ценностный, постановкой вопросов иного уровня (Ради чего? Что получу и отдам не только я, но и окружающее меня пространство получит и отдаст в процессе моего действия? Соответствуют ли способы моего действия цивилизованному уровню? И т.д.).

Рассмотрите формулу обмена

М1 + И1 + Э1 ⇄ М2 + И2 + Э2 в ее частных проявлениях:

1. Возможные разновидности этого обмена, когда только:

М1 = М2 (равноценный простой обмен, торговля и др.);

Э1 = Э2 (симпатия, улыбка и др.);

И1 = И2 (обмен информацией и др.);

Э1 = Э2 (подарок, благотворительность — с одной стороны,

и чувство благодарности — с другой, и др.).

2. Коммуникация:

И1 + Э1 = И2 + Э2

(совет старшего — благодарность младшего; рассказчик — слушатель, учитель — ученик и др.).

3. Чрезвычайно разнообразен обмен, в котором проявляются совесть, честность и честь. Нарушение его разрушает гармонию отношений между людьми, группами, коллективами, обществами (приведите примеры).

4. Назовите в зависимости от способности выдерживать баланс «потребляю — произвожу» личностные качества человека. Оцените их у себя. Прокомментируйте: «Нажитое от общества должно вернуться к обществу, народу в том или ином полезном виде» (меценат П.М. Третьяков).

5. Назовите в зависимости от способности выдерживать баланс «потребляю — произвожу» индивидуальные качества человека. Оцените их у себя.

6. Назовите положительные и отрицательные качества как производные от основных: разум, совесть и любовь к природе.

7. Прокомментируйте: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Эпикур).

8. Укажите точкой расположение известных вам теорий о человеке на прямых АВ, ВС, АС, например: А — фрейдизм, С — марксизм, с учетом преувеличения значимости либо природного, либо социального, либо духовного.

 

 

Глава 8


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.