Принципы построения предметно-развивающей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Принципы построения предметно-развивающей

2017-07-25 206
Принципы построения предметно-развивающей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К 7-1.104 1171

Предисловие


 
 

 

INHN S K9814-332-7

В сборник вошли методические рекомендации посвященные теме организации и рационального использования предметно - пространственной среды в различных группах детского сада. Представлено содержание и назначение развивающих центров групповых помещений всех возрастных групп ДОУ общего типа, а также логопедических

Для сотрудников ДОУ, логопедов.

ББК 74.104

© Коллектив авторов, 2006

© Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006


Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с деть­ми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседнев­ную практику широко внедряется педагогическая импровиза­ция, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации вза­имодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникально­сти личности каждого ребенка, поддержка его индивидуаль­ных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспита­нии. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учи­тывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоро­вья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его раз­вития независимо от уровня исходной подготовленности — вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профес­сиональной деятельности.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педаго­гами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и


поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Конечно, педагогам приходится посто­янно проявлять творчество, потому что в условиях импро­визации работа по готовому рецепту невозможна. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любо­знательность, инициативность, самостоятельность, способ­ность к творческому самовыражению. Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у младшего школьника, а от умения само­стоятельно их находить и применять.

При создании развивающего пространства в групповом по­мещении необходимо учитывать ведущую роль игровой дея­тельности в развитии дошкольников и не позволять себе ув­лекаться различными «школьными» технологиями, фронталь­ными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощуще­ния, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспи­тания.


Р. А. Кирьянова

Предметно-пространственная среда в ДОУ

Как стимул интеллектуального, художественного

Рисование

Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее буду­щее, и той теме, которую дети уже освоили. Фоны разного цвета, размера и формы (5x7, 17x30, 45x30 см, прямоугольник, овал, круг). Краски и другой изобразительный материал: гуашь, аква­рель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши и т. д. (в соответст­вии с возрастом).

Кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые. Подставки для кисточек. Стаканчики для воды. Салфетки для кисточек. Палитры для смешивания красок.

Подносы, на которые ставятся стаканчики для воды, ста­канчик для кистей, салфетки для рук, палитры для орга­низации рабочего места.

Вага для смачивания бумаги перед работой акварелью; га­зеты для работы «по мокрому».

Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.


Лепка

  • Глина (влажная в закрытом контейнере — готовая для ра­боты).

· Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.

· Холст, скалка для раскатывания глины.

· Стеки.

  • Стаканчики для воды. Салфетки для рук.
  • Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
  • Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т.д.).

Аппликация

o Иллюстративный материал по ближайшей теме.

o Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).

o Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.

o Сопутствующий материал: накрахмаленные лоскутки тка­ни, нитки, пуговицы, бусинки, наклейки, фантики.

o Подставки для кистей, кисти.

o Клееночки.

o Салфетки для разглаживания деталей и для рук.

o Ножницы на подставке.

o Ведро или тазик для обрезков.

o Клей в закрытой баночке.

o Инвентарь для уборки: сметки, тряпочки, ведро, совок,

o швабра или веник (детские).

o Инвентарь для уборки в центре искусства может быть еди­ным для всех трех рабочих мест. Главное — чтобы дети не забывали использовать его по назначению.

Центр науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде


 




зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве инте-рьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета.

Аквариум с рыбками — непременная принадлежность уголка природы любой возрастной группы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами — беспроигрышный прием со­временного дизайна, не теряющий популярности уже много лет. Во-первых, аквариум визуально облегчает конструкцию. Во-вторых, он вносит в организацию пространства элементы интриги: сквозь толщу воды можно наблюдать за происходя­щим в соседнем уголке. В-третьих, этот декоративный элемент не требует большого пространства. Важно только обеспечить свободный доступ к воде и приборам, поддерживающим в аквариуме необходимый тепловой и кислородный режим.

Клетку с птицами лучше поместить на полку (стеллаж) рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нем со­держится. Не следует забывать об эстетической и гигиениче­ской сторонах содержания рыб и других животных: дополни­тельные аксессуары и своевременная уборка обеспечат при­влекательность и безопасность данного центра. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кро­нами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зеленом уголке.

Примерный набор оборудования центра наук

■/ Растения, требующие разных способов ухода, с учетом воз­раста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).

•/ Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

•/ Календарь наблюдений за состоянием погоды, за расте­ниями, животными.


S Литература природоведческого содержания (по тучагмои

и изученной темам).

S Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (ни формация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участ­ке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, север­ных широт).

•/ Настольно-печатные, дидактические игры природоведче­ского содержания.

S Природный материал, материал для составления икебаны. V Информация по валеологии.

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емко­сти с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ло­жечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для про­ведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.

Центр ручного труда. Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепен­но на основе устойчивого интереса к этой деятельности. По­этому зона труда должна быть активно работающей. Материа­лы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Коробки должны легко открываться са­мими детьми. Каждому виду материала отводится определен­ное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удоб­но пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к ра­боте, приучит их к порядку.

Для формирования у дошкольников интереса к самостоя­тельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки (совместно с родителями). Главное, чтобы у ре­бенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, сме­калку.

Материалы для ручного труда следует систематически об­новлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно


 



21)


находилось оборудование для работы с тканью, кожей, дере­вом, природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т.д. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, нацио­нальных, половых особенностей детей.

Примерный набор оборудования центра ручного труда

Работа с канцелярским ножом

o Иллюстративный материал, образцы.

o Пооперационные карты с алгоритмом действия.

o Канцелярский нож.

o Плотная подкладка.

o Контейнер с цветной бумагой, картоном.

o Скрепки для соединения деталей.

o Карандаши для нанесения рисунка.

o Двусторонняя плотная бумага.

o Нитки, бусины.

o Клей, кисти, подставки, стаканчик, тряпочки.


o Емкость для обрезков

o Инвентарь для уборки.

Создавая развивающую среду в группе, педагоги порой не учитывают психологические особенности и интересы мальчи­ков, — ориентируясь при создании зон главным образом на девочек. Однако известно, что маленьким мужчинам нужна специфическая деятельность, обеспечивающая развитие их интеллектуальных способностей и ручных умений. Так, рабо­та с деревом является привлекательным и доступным для мальчиков видом труда. Изготовление поделок из дерева с использованием простейших столярных инструментов способ­ствует развитию руки ребенка, глазомера, наблюдательности, умения анализировать и представлять конструкцию в целом, выделять в ней составные части, устанавливать их соотноше­ние по величине, размерам, положению. В то же время ручной труд развивает целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности на пути продвижения к цели.

Важно, чтобы в группе имелось специальное приспособ­ление для данного вида деятельности. Это может быть дет­ский специальный верстак с тисками для закрепления обра­батываемого материала. Могут также использоваться и обыч­ные столы, но с более тяжелой крышкой — толстая крышка заглушает шум, возникающий в процессе работы с молотком, пилой.

Рядом с верстаком на укрепленном в стене щите хранятся столярные инструменты: молоток столярный, клещи, пила лучковая, пила лучковая в распиловочной коробке, пила-но­жовка, пила-ножовка в распиловочной коробке, напильник, шило, деревянный молоток или киянка, тисочки, гвозди (ко-сариком и ножом пользуется воспитатель). Чтобы ребенку бы­ло легче ориентироваться при уборке, силуэт каждого инстру­мента (пила, молоток, клещи и т.д.) обозначается на щите с помощью прибора для выжигания. Здесь же в ящиках, на полочках, модулях на колесах находятся деревянные за­готовки, гвозди, пооперационные карты с алгоритмом дейст­вий, образцы, готовые изделия, выполненные руками детей. Материал, который дается дошкольникам, должен быть по



возможности хорошо выструган, чтобы ребенок не оцарапался и при соединениях деталей не получалось щелей. Исполь­зуются бруски, дощечки, строганные и пиленые рейки, круг­ляки (преимущественно из мягких пород дерева). Подсобный материал: катушки, проволока, обрезки ткани, кожи, пено­пласт и т.д.

Во время занятий воспитатель формирует у детей способ­ность самостоятельно поддерживать порядок на верстаке в процессе работы и по ее завершении, следит за тем, чтобы во время работы соблюдались гигиенические требования, прави­ла техники безопасности, правильное применение исправного инструмента, хранение материалов, достаточное проветрива­ние, правила противопожарной безопасности и охраны труда. Рабочее место дети убирают сами, пользуясь щеткой, совком, веником, небольшим ведерком для мусора.

Педагоги постоянно говорят о том, что ребенок является субъектом воспитания, что он — хозяин в группе, и в то же время продолжают прятать от него карандаши, кисточки, нож­ницы, стеки, иголки, забывая о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, и развивать пальцы — прямая обя­занность взрослых. Необходимо повернуться лицом к ребенку, оказать ему доверие, не обеднять и не тормозить его развитие скудным оборудованием зоны самостоятельной деятельности. В домашней обстановке ребенка окружают стеклянные жур­нальные столики, витрины сервантов, дорогая техника. Он знает, где у мамы хранятся ножницы, иголки, спицы, а у папы — молотки и гвозди, которыми он, не нарушая правил, часто пользуется. Что же препятствует воспользоваться этими предметами не по назначению или испортить их? Наверное, чувство ответственности и самоконтроль, которые ограничи­вают свободу ребенка и в то же время раздвигают рамки для проявления самостоятельности в деятельности.

Конечно, в группе дошкольного учреждения нельзя рас­кладывать предметы повышенной опасности без предвари­тельного ознакомления детей с ними. Каждый инструмент не­обходимо детально рассмотреть с детьми, познакомить детей с его качествами, свойствами, правилами обращения с ним.


Если начинать с младшего дошкольного возраста постепенно формировать у ребенка представление о правилах использова­ния того или иного инструмента, то ребенок будет применять инструменты по прямому назначению.

Педагогу необходимо создавать условия для работы ребен­ка с различными инструментами, что сформирует у него опыт адекватного пользования ими в соответствии с их функцио­нальным назначением, воспитает ответственное отношение к труду, разовьет самоконтроль, умение с удовольствием зани­маться любимой деятельностью.

Центр занимательной математики. Удобное рабочее место может состоять из одного или нескольких столов на ролико­вых опорах, оборудованных выкатными секциями (тумбами) для хранения дидактического материала, навесными полками, которые не занимают много места и красиво смотрятся. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений ис­пользуется фланелеграф.

Модульный принцип фланелеграфа (поле, состоящее из нескольких небольших квадратов) позволяет создавать всевоз­можные эффектные комбинации, а функциональные и ком­пактные части (сектора) обеспечивают их комфортное исполь­зование. Такой фланелеграф можно сделать из коврового по­крытия, подобранного по цвету в тон мебели или мебельного канта.

Примерное оборудование центра занимательной математики

o Счетные палочки, счетный материал (матрешки, грибочки,
рыбки и т.д.).

o Лабиринт.

  • Пособия для нахождения сходства и различия.
  • Головоломки.
  • Составление целого из частей.
  • Занимательные примеры.



  • Задачи-шутки.
  • Карты по мнемотехнике.
  • Коллажи.
  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «волшебные круги» и т.д.
  • Геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
  • Веревочки разной длины, толщины.
  • Ленты широкие и узкие.
  • Линейки.
  • Модели: года, дней недели, частей суток, часы.

Литературно-театральный центр. Принимая решение о том, где будет располагаться литературный центр, обратите внимание на окна. Если естественного освещения недоста­точно, используйте дополнительные осветительные приборы. Это может быть торшер, создающий уют домашней обста­новки, настенное бра, бра-«прищепка». Литературно-теат­ральный центр может располагаться в спальне, вдали от мест активных игр детей. Мобильный столик, стулья, кресла или мягкие пуфики помогут создать комфорт и придать привле­кательность этому уголку. Штора из бамбука или соломки поможет зрительно отделить литературный центр от других зон. Уединившись за такой шторой, ребенок чувствует себя защищенным; испытывая чувство комфорта, он отдыхает с любимой книжкой в руках. В то же время педагог видит уединившихся через ажурную занавеску. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к ли­тературному центру.

Примерное оборудование литературно-художественного центра

  • Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, в том числе юмо­ристические, фольклор, энциклопедическая литература, детские журналы и т.д.).
  • Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т. д.

  • Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сеюмы, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие) и т.д. S Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстра­ции, игры).
  • Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, паль­чиковые игры, буквы из наждачной бумаги, крупы, кожи и т.д.
  • Литературные игры, игры с грамматическим содержанием. </ Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимна­стики.
  • Оборудование для театрализации: ширмы, фланелеграф, маски, костюмы и детали одежды для ряженья, разные виды театров (настольный, пальчиковый, бибабо, перча­точный, теневой и т.д.).
  • Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов. •/ Пособия по краеведению (символика родного города, стра­ны): книги, настольные игры, альбомы, фотоподборка, мнемотаблицы, рабочие тетради, поделки и т. д. •J Портреты поэтов, писателей.

Строительный центр. Благодаря встроенной мебели, изго­товленной точно в соответствии с особенностями помещения, можно наилучшим образом сосредоточить весь строительный материал (мелкий и крупный) в одном центре. На стеллажах, которые являются конструктивным элементом, отделяющим один центр от другого, размещаются мелкие игрушки: машин­ки, дорожные знаки для обыгрывания построек. Чертежи, ри­сунки, фотографии и прочий иллюстративный материал хра­нятся в папках-файлах рядом со строительным материалом. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранит­ся на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмас­совых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.



Физкультурно-оздоровительный центр. Спортивно-оздоро­вительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

Использование разнообразных физкультурных и спортив­но-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности дви­гательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В со­вместной деятельности со сверстниками у детей воспитывает­ся готовность помочь партнеру по игре, способность сопере­живать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

При наличии места в групповых комнатах, раздевалках, спальнях вдали от играющих детей устанавливают конструк­ции из металлических труб или оборудование из дерева. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят тра­диционные пособия: гимнастическая стенка, канат, веревоч­ная лестница, трапеция, кольца, качели и другие приспособ­ления. С целью обеспечения страховки, предотвращения трав­матизма необходимо иметь набор матов.

Крупные детали (гимнастические лестницы, рукоходы, ме­таллические основы) должны быть прочно и надежно закреп­лены. Важно, чтобы все материалы соответствовали экологи­ческим и гигиеническим требованиям.

Существенное значение имеет цветовое решение спортив­но-игровых комплексов. Нежелательно использование слиш­ком ярких, насыщенных тонов для спортивных снарядов. При выборе окраски физкультурного оборудования следует отда­вать предпочтение мягким, пастельным тонам или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок. Таким образом по­средством решения задач эстетического оформления у воспи­танников формируется художественный вкус.

К сожалению, не всегда есть возможность приобрести и установить спортивный комплекс. Для достижения оздорови­тельного и развивающего воздействия можно использовать имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретатель-


ность, фантазию и «золотые руки» воспитателя. Коврики для массажа стоп можно сделать, наклеив на основу вырезанные из кожи, меха, резины и т.д. стельки, можно нашить на кон рик пуговицы разного диаметра или разноцветные полиэтиле­новые пробки от пластиковых бутылок, установить контей­неры с наполнителем из фасоли, гороха, гречи. Для оздо­ровительной дорожки используются ребристые коврики, гимнастические палки, веревки разной толщины, диск «Здо­ровье» и другие приспособления.

Мелкий спортивный инвентарь, фрагменты оздоровитель­ной дорожки хранятся в настенных карманах, выполненных из моющихся материалов, в ящиках на колесах, в пластмассо­вых или металлических сетчатых модулях (этажерках) на ко­лесах, которые могут передвигаться за своим маленьким хозя­ином в любой конец комнаты.

Центр шашек и шахмат. Каждый профессиональный пе­дагог знает, что хорошо развитое планирующее пространст­венное мышление и воображение определяет успех умствен­ного развития ребенка и волевых качеств ребенка.

Формирование коры головного мозга, и главным образом ее лобных отделов, продолжается как минимум до 12—14 лет, а ведь еще Ч. Дарвин говорил, что всякий орган от трени­ровки развивается. Высота планки требований, которые пе­дагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть-чуть, но выше их сегодняшних возможностей и способ­ностей. Лучшего стимула к личностному росту никто еще не придумал.

Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысло­вую нагрузку, развивают способность к познанию простран­ства и ориентации в нем. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчита­на на работу в паре и изначально предполагает элемент сорев­новательности, что существенно повышает эффективность развития ребенка. Эти игры способствуют развитию логиче­ского мышления, произвольного внимания, усидчивости.

Для данного вида деятельности лучше выбрать тихий уго­лок в группе (возможно, в спальне). Небольшой стол, л.на


уютных кресла или стульчика, скромная подсветка создадут атмосферу покоя и помогут играющим сосредоточиться. На стене можно укрепить поле из черно-белых клеток (по прин­ципу фланелеграфа) для обыгрывания разнообразных вариан­тов ходов — дети смогут проводить шахматные партии не только на горизонтальной, но и на вертикальной плоскости.

Центр отдыха. Создавая развивающую среду, следует по­заботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувство за­щищенности и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий уголок», или «уголок отды­ха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто по7 мечтать. Педагог организует такое место, отделив его от игра­ющих детей стационарной или переносной ширмой из бамбу­ках или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная ре­лаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребенку ненадолго уединиться, как бы спрятаться «в норку», восстановить силы.

Для оформления физкультурного зала стоит выработать концепцию дизайн-проекта, т.е. определить алгоритм дейст­вий. Созданию особой атмосферы зала способствует порядок, согласованность всех деталей, их подчиненность главному — цели, к которой надо стремиться, и единая цветовая гамма предметов и элементов интерьера (ковровое покрытие, цвет стен, мебельного канта и т.д.).

Крупный спортивный инвентарь — шведские лестницы, стационарные тренажеры, щиты для метания — прочно кре­пится к стенам. Если имеются веревочные или «чудо-лестни­цы», канаты, их крепят к потолку. Желательно, чтобы это оборудование при необходимости задвигалось, перемещаясь по монорельсам для рационального использования помеще­ний. «Чудо-лестница», имеющаяся в продаже, — достаточно дорогое оборудование. Но подобное приспособление можно изготовить способом макраме из толстой веревки. Родители окажут помощь в изготовлении и монтаже конструкции, по­зволяющей лестнице крепиться к потолку, а прочным караби­нам — двигать это чудо как шторы на окнах. Специалисты по


охране труда ценят надежность конструкции для использова ния в дошкольном учреждении.

Окна защищаются разными способами. Традиционный спо­соб — деревянные рейки. Более эстетично и стильно выглядит сетка (пластмассовая или металлическая в пластмассовой оплет­ке), которая продается в магазинах для садоводов. Сетка — при­способление многофункциональное и служит не только страхов­кой, но и основой для крюков, вешалок, кронштейнов, бумаж­ных масок, скакалок и другого легкого инвентаря.

Удобная, встроенная и очень практичная стенка займет достойное место в зале. На закрытых полках разместится мел­кое спортивное оборудование, в специальной секции — обру­чи разного диаметра. Выкатные тумбы хороши не только для хранения мячей разной величины, но и в качестве горизон­тальной цели для метания. Шкаф для одежды и секретер пред­назначены для педагога.

В последнее время все большее распространение в прак­тике работы дошкольных учреждений получило использова­ние мячей-фитболов. В зале они занимают много места. А может быть, стоит их расположить на вертикальной опоре с помощью небольших крепежных карабинов? Основой по­служит или защитная оконная сетка, или толстая веревка с петлями. Ее пропускают через вбитый в потолок крюк. С по­мощью несложного движения веревка опускается (как лифт), мячи снимаются с карабинов, а после использования крепятся обратно и с помощью веревки-лифта поднимаются к потолку. Приспособление смотрится эффектно, как гроздь разноцвет­ного винограда, и удобно в эксплуатации.

Для зрительной гимнастики на потолке имеется специаль­ный рисунок, позволяющий снимать зрительное напряжение.

Расписание занятий, различные графики, инструкции можно представить в виде «книжки», в которой каждая стра ница закрыта прозрачным моющимся материалом, и закре­пить на стене. Такая конструкция не занимает много места и отвечает эстетическим требованиям.

Перечень оборудования для физкультурных залов наиболее полно представлен в книге Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевич,


 


 


М.А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудо­вание для ДОУ».

Вариативность дошкольного образования, современные программные комплекты и новые образовательные технологии предъявляют требования и побуждают к созданию определен­ных условий для формирования личности дошкольника.

Каким же образом следует действовать специалисту для реализации своей цели? Можно обратиться за помощью к про­фессиональным дизайнерам, но они вряд ли смогут учесть все методические тонкости при организации условий самостоя­тельной деятельности воспитанников. Есть возможность вос­пользоваться услугами организаций, которые пытаются по­мочь в оснащении современного образовательного простран­ства. Предлагаемые ими мебельные модули функциональны, эстетичны, но подчас не учитывают особенностей помещения. Имеется еще и такой вариант: последовать нашему опыту ос­нащения учреждения встроенной мебелью, спроектированной в соответствии с конфигурацией стен, ниш, оконных проемов.


М. Н. Полякова

Старший дошкольный возраст

Центры «Песок — вода» и «Наука и природа»: банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюде­ний за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный ма­териал; календари погоды и природы; карта мира; картотека


 




опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллек­ция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, маг­ниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палоч­ки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, фор­мочки для печенья.

Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски; ба­ночки, миски, палитры; бумага различного размера; воско­вые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щетки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы, яич­ная скорлупа; ножницы; обводки; оберточная бумага; пено­пласт; пластилин, игровое тесто; пооперационные карты; пу­говицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тря­почки, фломастеры, художественная литература по ИЗО; цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.

Центр «Кулинария»: блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитер­ский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатки, поварешка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вилки, ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; ре­цепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, терки, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печенья; электрическая духовка.

Манипулятивный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция кры­шек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, ку­бик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-голо­воломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клет­ку, цифры.


Центр «Литература»: алфавит буквы; бумага, ручки, про­писи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотеки чистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражне­ния для пальцев рук; книжки-самоделки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; различные виды театра.



Н. В. Нищева

Младшая группа

При организации предметно-пространственной развива­ющей среды в групповом помещении младшей логопедиче­ской группы нужно учитывать, что дети младшего дошколь­ного возраста плохо реагируют на пространственные измене-

ния обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, в связи с чем не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой па­тологией движения плохо скоординированы, дети моторно не­ловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространст­венная организация среды должна одновременно и обеспечи­вать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, ката­ния в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооруже­ния модульных конструкций. В группе должны быть 2—3 больших надувных мяча, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка-кольцеброс. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухо­вого и зрительного внимания и восприятия), в группе необ­ходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих, игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают круп­ные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из раз­личных материалов чистых цветов и несложных форм. Для этой цели рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные представ­ления об окружающем. Помня о том, что развитие речи не­посредственным образом связано с развитием мелкой (паль­цевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количест­вом игр и пособий для развития мелкой моторики.

У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патоло­гией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом по­мещении обязательно создается центр экспериментирования «Мы познаем мир» — место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов:


 




«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воз­душные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в ак­вариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши по­мощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Пригото­вим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяже­лый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполага­ет создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей логопедической группе необ­ходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей логопедической группе обязательно оборудует­ся уголок «Учимся говорить», оснащенный наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в зву­коподражаниях, уточнения произношения гласных и соглас­ных раннего онтогенеза, наборами игрушек для проведения артикуляционной и ритмической гимнастики, подборками предметных картинок по из


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.