Тема 1. Педагогика как научная область знаний — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 1. Педагогика как научная область знаний

2017-07-25 1167
Тема 1. Педагогика как научная область знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

1) Дайте определение понятий наука, искусство, технология. В чем заключается сущность научно-педагогического знания?

2) Педагогика использует понятия других наук. Почему при этом она является самостоятельной наукой?

3) Почему устарело определение «педагогики» как науки о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта от поколения к поколению?

4) Что понимается под объектом, предметом, функциями, целями и задачами педагогики?

5) Назовите основные отрасли педагогического знания. Сформулируйте задачи каждой отрасли.

Задания:

1) Подготовьте сообщения:

· педагогика – это наука, искусство или технология? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите доказательства. Представьте структуру системы педагогических наук;

· исходя из известных Вам тенденций развития общества и педагогической мысли, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться? Докажите Ваши прогнозы;

1) подберите отрывки из научных и художественных текстов по одной из тем «Функции педагогической науки», «Связь педагогики с философией, социологией, медициной, психологией и другими науками».

Тема 2. Основные категории педагогики и их роль в развитии педагогической науки и практики

Вопросы для обсуждения:

1) Объясните сущность понятий «категория», «термин», «понятие».

2) Сравните определения основных педагогических категорий, сформулированных различными авторами. Выберите наиболее удачное, на Ваш взгляд, определение каждой категории.

3) В чем заключается проблема развития понятийно-терминологического аппарата педагогики?

4) Сравните ряд понятий, использующих категорию «педагогическая»: педагогическая антропология, педагогическая синергетика, педагогическая феноменология, педагогическая психология, педагогическая прогностика, педагогическая герменевтика. Какие специфические характеристики предмета педагогики зафиксированы в каждом из этих понятий?

Задания:

1) распределите педагогические термины от простого к сложному «категория», «понятие», «термин», «факт»;

2) сравните понятия «развитие личности» и «формирование личности». Результаты представьте в виде таблицы, отразив общее и различное этих понятий;

3) выпишите и оформите в виде таблицы наиболее удачные, на ваш взгляд, определения основных категорий педагогики, укажите источники определений.

 

Тема 3. Методология педагогической науки и деятельности

Вопросы для обсуждения:

1) В чем специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?

2) В чем специфика применения культурологического подхода в изучении педагогических явлений?

3) Какие еще подходы к изучению педагогических фактов и явлений Вы можете назвать?

4) Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику примерами из педагогики.

5) В чем заключается различие между стихийно-эмпирическим и научным познанием?

Задания:

1) составьте понятийно-терминологический словарь по теме «Методология педагогической науки».

Рекомендации студентам: при составлении словаря обращайтесь к разным информационным источникам – словарям, учебникам, Интернету.

Требования к выполнению задания:

· словарь должен содержать не менее 20 понятий и терминов;

· соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение всех норм русского литературного языка.

2) Проведите интервью со своими однокурсниками с целью выявления их мнения о роли педагогического знания в жизни человека. Обработайте полученные результаты. Представьте результаты в виде устного сообщения с презентацией.

Методическая подсказка.

Интервью – это разновидность беседы, при которой интервьюер спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по исследуемому вопросу, а интервьюируемый отвечает.

Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Главный отличительный признак интервью – строгая последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них.

Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия.

1. Постановка цели, исходя из которой выбирается тот или иной вид интервью:

· поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;

· интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное ин­тервью) – сравнение групповых и/или индивидуальных различий;

· интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо законо­мерности или теоретические положения;

· интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточ­нения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).

2. Предварительная подготовка. Включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.

3. Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в опре­деленных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные.

4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.

Рекомендации студентам: по результатам проделанной работы проведите презентацию.

Требования к оформлению презентации:

1.Требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.

2.Требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.

2)

Тема 4. Целостный педагогический процесс в общем и профессиональном образовании

Вопросы для обсуждения:

1) Сравните различные позиции в раскрытии сущности педагогического процесса (П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин). Какие проявления сущности педагогического процесса зафиксированы в определениях указанных авторов?

2) В чем заключается целостность педагогического процесса?

3) Охарактеризуйте основные функции педагогического процесса: образовательную, воспитательную и развивающую.

4) Расскажите о структуре педагогического процесса. Охарактеризуйте каждый компонент педагогического процесса.

5) Из каких этапов состоит педагогический процесс?

6) В чем заключается специфика педагогического процесса в профессиональном образовании?

7) Проиллюстрируйте примерами объективные и субъективные противоречия педагогического процесса.

Задания:

1) Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике структурные компоненты педагогического процесса. Сделайте выводы: какие аспекты педагогического процесса актуализируют различные структурные представления? Какая из предложенных структур является наиболее целесообразной? В чем недостатки, на ваш взгляд, других структурных представлений?

2) Приведите примеры, отражающие формулу педагогического процесса «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать».

3) Предложите критерии эффективности педагогического процесса (не менее 3-х).

4) На основании анализа педагогической литературы выявите взаимосвязь понятий «образовательный процесс» и «педагогический процесс».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.