Постижение единства мироздания . — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Постижение единства мироздания .

2017-07-25 143
Постижение единства мироздания . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главное исследование науки Каббала – взаимопроникновение всех частей мироздания: как все части огромной действительности всех пяти миров, управляемые единым законом природы, включаются друг в друга, объединяются, и соединяются, пока не составят единое целое, в котором все включено друг в друга и соединено вместе.
Далее исследователь высшего мира находит, что все миры и сама наука Каббала объединены только в десять реальностей, которые называются десять сфирот (в перев. с иврита «десять сияний»), образующие порядок из пяти частей, упорядочивающихся в точку, обозначающую мир Бесконечности.
Начинающий изучение науки Каббала обязан начать свое обучение с точки, от нее – к десяти сфирот, находящихся в первом под миром Бесконечности мире, называемом мир Адам Кадмон (в перев. с иврита мир «прообраза человека»).
Далее изучающий находит, каким образом неисчислимые детали, существующие в мире Адам Кадмон продолжаются и распространяются, подчиняясь причинно-следственному порядку, по тем законам, которые мы находим в астрономии, физике и пр. земных науках.
То есть установленные законы – абсолютно взаимообязывающие, и закон поэтапного развития одного из другого не подлежит нарушению: от точки – ко всему множеству, находящемуся в мире Адам Кадмон, а от него отпечатываются один от другого, как оттиск с печати, и распространяются четыре мира, пока мы не достигнем всего множества, находящегося в этом мире, и после этого возвращаемся в своем исследовании, включая друг в друга все детали мироздания, пока все не достигнем мира Адам Кадмон, после этого – десяти сфирот, а затем – четырех основных ступеней, а затем и исходной точки.
Причем, несмотря на то, что материал неизвестен, можно исследовать его путем логики, как и в любой науке. Например, когда занимаемся анатомией, отдельными органами и их взаимодействием, нет у органов представления об общем субъекте – живом человеке, но с течением времени, постигнув эту науку, мы уже можем из частного вывести общее правило, которое обуславливает поведение организма в целом.
Так и начинающий изучение высшего мира, о котором не имеет никакого знания, постигаемого только из общности всех деталей, обязан постичь все детали, схему их взаимодействия, факторы причины и следствия, пока не постигнет всю мудрость. А когда будет знать все до тонкостей, достигнет общего знания.
Только сейчас науку Каббала начинают изучать во всем мире. Ее не изучали не потому, что она непостижима, ведь и у астронома нет никакого понятия о звездах и планетах, но он изучает процессы, происходящие с ними, как науку. Знания науки Каббала скрыты от человечества не больше астрономии. Ее детали и процессы хорошо разъяснены в учебниках по Каббале даже начинающим.
Причина скрытия науки Каббала в том, что сами каббалисты скрывали ее в течение тысячелетий. Вплоть до нашего времени, пока не появилась настоятельная необходимость в ней в мире, поскольку человечество развилось в своем эгоизме и осознало порочность и тупиковость своего развития.
Цель творения
Как нет ничего бесцельного у всего, порожденного высшей управляющей силой, так, несомненно, и у нее самой есть цель творения, развернувшегося перед нами. Из всего разнообразия действительности, порожденной высшим управлением, особую важность представляет собой разумное ощущение, данное исключительно человеку, благодаря которому он ощущает страдания ближнего.
Поэтому, если у высшей управляющей силы есть цель творения, то объектом ее является человек, и все сотворено только ради достижения человеком своего предназначения – достижения состояния ощущения высшей силы, управляющей им, подобно тому, как ощущает все окружающее.
Вследствие сближения, подобием свойств отдачи и любви, возникает в человеке огромное наслаждение, вплоть до чудесного ощущения полного взаимного контакта с высшей управляющей силой.
Выявление замысла – в достижении цели
Известно, что конец действия и его результат всегда присутствуют уже в первоначальном замысле, как желающий построить дом, мысленно рисует его, и это является его целью. Исходя из этого, он создает план строительства, чтобы намеченная цель была успешно достигнута.
Так и в мироздании: после выяснения цели, становится понятно, что порядок творения во всех своих проявлениях определен заранее и только в соответствии с этой целью, согласно которой человечество будет развиваться и подниматься в свойстве отдачи до тех пор, пока не станет способным ощутить высшую управляющую силу, как своего ближнего.
Свойство отдачи обретаются человеком поступенчато, как ступени лестницы, и человек поднимается по ним, преодолевая одну за другой, пока не достигает своей цели. И знай, что количество и качество этих ступеней определяется двумя действительностями:
1. действительность материи – порядок раскрытия высшего света сверху-вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Свет этот проходит сокрытия, одно за другим, пока не возникнет из него материальная действительность и материальные создания
2. действительность высшего разума – после раскрытия нисхождения сверху-вниз, начинается порядок снизу-вверх, представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которой развивается человечество, взбираясь и поднимаясь, пока не достигнет цели творения.
Обе эти действительности исследуются во всех своих частных проявлениях и подробностях в науке Каббала.
Высшая управляющая сила
Высшая управляющая сила, обычно называемая Творец, характеризуется учеными-каббалистами, как Абсолютное добро. Таковой они ее постигают на себе. То есть, невозможно, чтобы Она причинила кому-либо какое-то зло. И этот факт воспринимается постигающими эту силу каббалистами как главный закон мироздания.
Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, «желание получать наслаждение для себя» (вкратце «желание получать»). Именно страстная погоня за собственным благополучием, вызванная «желанием получать», является причиной для причинения зла ближнему, так как «желание получать» стремится к наполнению себя.
А если бы творение не находило никакого удовлетворения в собственном благополучии, то не было бы никого в мире, кто причинял бы зло ближнему. И если подчас мы встречаем какое-то создание, причиняющее зло окружающим не из-за «желания получать», то оно совершает это лишь в силу привычки, которая изначально была порождена «желанием получать». И эта привычка является сейчас единственной причиной его поступка.
Поскольку высшая управляющая сила воспринимается нами как совершенная, не нуждающаяся ни в чем для своего совершенства, то ясно, что нет в ней никакого «желания получать», а потому отсутствует в ней всякое основание для причинения вреда кому-либо. Более того, она обладает «желанием отдавать» – желанием творить добро своим творениям.
Все, что испытывают творения, хорошие ощущения или плохие, посылается им высшей управляющей силой, обладающей единственным свойством – желанием отдавать, желанием творить добро своим творениям. И это единственный закон ее отношения к творениям, из которого следует, что, очевидно, все творения получают от нее только благо и только для блага создала их.
Таким образом, каббалисты именуют эту силу как «Абсолютное добро».
Высшее управление – целенаправленное
Посмотрим на настоящую действительность, управляемую и контролируемую высшей силой, и как она творит одно лишь добро.
Взяв любое, даже самое малое, создание, принадлежащее к одному из 4-х видов: неживой, растительный, животный, говорящий, мы увидим, что как отдельная особь, так и весь ее вид в целом, поступенчато целенаправленно управляются в своем причинно-следственном развитии, подобно плоду на дереве, управление которым преследует благую конечную цель – созревание.
Ученые-ботаники смогут объяснить сколько состояний проходит плод с момента появления до достижения своей цели, окончательного созревания. Но все состояния, предшествующие последнему, не только не содержат даже намека на его конечное состояние – красивое и сладкое, а наоборот, проявляется противоположность его конечной формы: чем более сладок плод в конце, тем он более горек и безобразен в предыдущих стадиях своего развития.
Еще более поразительные отличия развивающегося и достигшего созревания на уровнях «животный» и «говорящий» (человек): животное, чей разум остается мал и по завершению роста, не претерпевает значительных изменений в процессе развития, в то время как в человеке, чей разум многократно увеличивается в конце своего развития, происходят огромные изменения.
Например, теленок-однодневка уже называется быком, так как обладает силой стоять на ногах и ходить, и разумом, чтобы избегать опасностей, встречающихся на его пути.
В то же время, человек одного дня от роду подобен существу, лишенному чувств. И если бы кто-то, кто не знаком с реалиями этого мира, глядя на этих двух новорожденных, попытался бы описать ситуацию, то, конечно же, о младенце сказал бы, что он не преуспеет в достижении своей цели, а о теленке сказал бы, что родился будущий великий герой. То есть, если судить по степени развития разума теленка и новорожденного, то последний – несмышленое и не ощущающее ничего существо.
Таким образом, явно бросается в глаза, что высшее управление действительностью, которую она создала – не что иное, как форма целенаправленного управления, которое не принимает в расчет порядок уровней развития. Наоборот, как будто с их помощью пытается специально обмануть нас, отвлечь от понимания цели их существования, всегда показывая состояния, обратные своему окончательному варианту.
Имея это в виду, мы говорим: «Нет умнее человека, чем опытный». Ибо только человек, приобретший опыт, то есть, имеющий возможность наблюдать творение на всех стадиях развития, до конечной, совершенной, может не бояться всех искаженных картин, в которых находится творение на разных этапах своего развития, а только верить в красоту и совершенство завершенного развития.
Наука Каббала объясняет смысл такого ступенчатого развития, обязательного для каждого творения.
Таким образом, детальное выяснение путей высшего управления в нашем мире указывает на то, что это управление может быть только целенаправленным, так, что его хорошее отношение вообще не ощущается прежде, чем творение не достигнет своей окончательной точки, то есть законченной формы и окончательного развития. А до тех пор, напротив, развивающееся творение всегда намеренно предстает перед наблюдателем во внешне испорченном виде.
Два пути развития: путь страданий и путь Каббалы
Из вышеприведенного примера следует, что высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, исходя из своего совершенства абсолютного добра, без всякой примеси зла.
Это означает, что целенаправленность ее управления обязывает нас принять порядок прохождения различных состояний, связанных законом причины и следствия, пока не достигнем состояния, в котором сможем получить желаемое благо, тем самым, достигнув цели нашего создания, подобно великолепному плоду в конце его созревания. Этот результат обеспечен абсолютно всем нам.
Замысел высшей управляющей силы в том, чтобы привести нас в подобие ее свойству – абсолютному добру, и этой целью продиктованы все ее действия над нами. Для приведения нас к цели, нам уготовлены два пути развития:
1.Путь страданий. Представляет собой порядок саморазвития творения, которое, исходя из своей природы, вынуждено следовать ему, переходя от одного состояния к другому, связанному с предыдущим зависимостью причины и следствия. Так мы очень медленно развиваемся до осознания необходимости выбора добра, отрицания зла и достижения целенаправленной связи, желательной управляющей силе. Этот путь, однако, долог по времени и полон страданий и боли.
2. Путь Каббалы. Он легкий и приятный, способный сделать нас достойными нашего предназначения за короткое время и без страданий.
В любом случае, наша конечная цель заранее задана, обязательна, и нет никакой возможности уклониться от нее, ибо высшая сила твердо управляет нами двумя способами – путем страданий и путем Каббалы. В окружающей нас действительности мы видим, что управление нами осуществляется двумя путями одновременно.

Суть Каббалы – развить в нас чувство осознания зла
Целью всех действий человека в устремлении к постижению высшего мира является в итоге осознание зла, находящегося в нем, потому что обнаруживает, что именно природный эгоизм стоит на его пути в высший мир.
Все отличие между творениями заключается лишь в мере осознании зла: более развитое создание осознает большую степень зла в себе, и потому различает и отталкивает от себя зло в большей степени, а неразвитое создание ощущает в себе меньшую степень зла, и потому отталкивает от себя только малую степень зла, оставляя его в себе, так как совсем не ощущает его, как зло для себя.
Основа всего зла – любовь к самому себе, называемая эгоизмом. Это свойство противоположно высшей силе, единственное свойство которой – желание отдавать.
Суть наслаждения заключается в степени подобия человека свойству высшей силы.
Суть страданий и нетерпения заключается в различии со свойством высшей силы. Поэтому именно сам эгоизм причиняет нам боль, осознанием отличия от свойств высшей силы.
Ощущение отвратительности эгоизма неодинаково в каждой душе: неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством, и поэтому открыто пользуется им, без всякого стыда. Более развитый уже ощущает некоторую степень своего эгоизма как зло, а потому стесняется пользоваться им публично и продолжает использовать его только скрытым образом.
Еще более развитый ощущает эгоизм как мерзость, настолько, что не может терпеть его в себе, и потому совершенно изгоняет его, в соответствии со своей степенью осознания, так как больше не желает и не может получать удовольствие за счет других.
И тогда в человеке начинают пробуждаться искры любви к ближнему, называемые «альтруизм», который является основой добра. И это свойство тоже развивается в нем поступенчато: вначале развивается в нем чувство любви к близким и желание заботиться о них. А когда свойство альтруизма развивается в нем еще больше, растет в нем степень отдачи всем, кто окружает его – любовь к соседям, к своему народу, ко всему человечеству.
Развитие осознанное и неосознанное
Две силы толкают нас и побуждают подниматься, взбираясь по ступеням лестницы, пока не достигнем ее вершины – конечной цели равенства наших свойств с управляющей силой:
1. Одна из сил толкает нас не осознаваемо нами, то есть без нашего выбора. Эта сила толкает нас сзади, и каббалисты назвали ее «путь страданий». Отсюда берут свои начала системы воспитания и этики, которые основываются на опытном познании, то есть, на проверке с помощью практического разума. Вся суть этой системы представляет собой не что иное, как оценку суммы вреда, нанесенного проросшими зернами эгоизма.
Эти опытные данные попали к нам «случайным образом», то есть неосознаваемо нами, не по нашему выбору, но они достаточно убедительно служат своей цели, так как степень зла, проявляющегося и увеличивающегося в наших ощущениях, в той мере, в которой мы осознаем его вред, заставляет нас избегать его, и тем самым, мы достигаем более высокой ступени лестницы.
2. Вторая сила толкает нас способом нашего осознания, то есть мы сами выбираем эту силу. Эта сила притягивает нас спереди и каббалисты называют ее «путь Каббалы». Следуя ей, мы, выполняя все советы каббалистов с намерением сравняться свойствами с вышей силой, с огромной скоростью развиваем в себе осознание зла и выигрываем дважды:
а. не должны ждать, пока жизненный опыт начнет болью толкать нас сзади, обнаружением зла в нас, в то время как устремление к подобию высшей силе развивает в нас то же осознание зла без предварительных страданий. С самого начала своего устремления к подобию высшей силе, ощущаем чистоту и сладость приобщения к ней, и в нас развивается осознание низменности любви к себе. Это ступенчатое ощущение раскрытия зла развивается в нас на фоне ощущения наслаждения и покоя, возникающего в нас как результат подобия высшей силе.
б. выигрываем время, так как действуем осознанно, и в наших силах сделать больше и, таким образом, ускорить время своего исправления до полной тождественности высшей силе.
Наука Каббала предназначена для пользы применяющего ее.
Отличие каббалистической методики исправления человека от иных методик воспитания – в их цели: чему должен соответствовать исправленный человек – стандартам общества или высшей силе. И в этом заключается отличие Каббалы от этики, как отличие духовного от материального.
Цель этики – счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт, и эта цель не обещает пытающемуся ее достичь никакой выгоды сверх рамок, ограниченных природой. А если цель не выходит за пределы досягаемости критики, кто же может раз и навсегда доказать индивидууму справедливость меры имеющегося у него блага, чтобы заставить его отказаться от какой-то части полагающегося ему, по его пониманию, в пользу общества?
В отличие от этого, цель развития каббалистической методикой обещает стремящемуся к ней счастье для самого человека. Ведь человек, постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств находится в слиянии с высшей силой и выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи породившей его высшей силе и творениям.
Система этики обязует обретение человеком благорасположенности людей, что похоже на аренду, деньги за которую возвращают в конце. Привычка человека к такой работе не дает подняться даже по ступеням этики, так как он привыкает к этим усилиям, которые хорошо оплачиваются окружением за его добрые дела.
В то время, как занимающийся Каббалой ради отдачи высшей силе, подобно ее действиям без получения какого-либо вознаграждения, действительно взбирается по уровням морали, ведь не получает никакой оплаты на своем пути, по крупицам собирая необходимое, для обретения другой природы – отдачи ближнему, без всякого получения для себя, кроме как для поддержания собственного существования.
Только так человек действительно освобождается от природного эгоизма и всех запретов природы. Ведь когда человеку отвратительно любое получение для себя, и душа его свободна от всех лишних и мелких удовольствий тела, и не стремится получить богатство, уважение, власть, он свободно обитает в мире высшей силы, и гарантировано ему, что никогда не будет для него угрозы неприятностей, не будет причинен ему никакой ущерб, ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь со стороны эгоизма.
Таким образом, очевидно, что наука Каббала служит человеку, использующему ее, и не несет никакой пользы созданиям, не использующим ее. И даже, если все дела и действия человека служат его исправлению – это лишь средство достижения цели тождественности высшей силе.

 

Суть науки Каббала. Том 2

Михаэль Лайтман

· 1. Свобода воли

· 1.1.2 Суть свободы

· 1.1.3 Наша жизнь – между наслаждением и страданием

· 1.1.4 Кто определяет наши наслаждения?

· 1.2 Свобода воли. Урок 2

· 1.2.2 Свобода выбора

· 1.3 Свобода воли. Урок 3

· 1.3.1 Защита от трех остальных факторов

· 1.3.2 Власть разума над телом

· 1.3.3 Следовать за большинством

· 1.4 Свобода воли. Урок 4

· 1.5 Послесловие

· 2. Мысль – это следствие желания

· 3. Время действовать

· 4. Условия разглашения каббалистических знаний

· 5. Воздействие Творца. Каббалистическая метафора

· 6. Наука Каббала и современные науки

· 6.1.2 Ценность науки Каббала

· 6.1.3 Причина малочисленности ученых-каббалистов

· 6.14 Постижение – в усилиях

· 6.2 Наука Каббала и современные науки. Урок 2

· 7. Один закон

· 7.1.1 Исправление творения – в исправлении намерения

· 7.1.2 Два достоинства выполнения закона отдачи в обществе

· 7.2 Один закон. Урок 2

· 7.2.1 Выполнение закона отдачи в обществе (два достоинства)

· 7.2.2 Часть методики, определяющая отношения человека с товарищем

· 7.3 Один закон. Урок 3

· 7.3.2 Два вида доставления наслаждения Творцу

· 7.4 Один закон. Урок 4

· 7.4.2 Истинная мудрость

· 8. Тело и Душа

· 8.1.2 Теория веры

· 8.1.3 Теория дуализма

· 8.1.4 Теория отрицания

· 8.1.5 Тело и душа как научные понятия в Каббале

· 8.1.6 Открытое и скрытое

· 8.2 Тело и душа. Урок 2

· 8.2.1 Открытое и скрытое

· 8.2.2 Запрет на использование обычных наук

· 8.3 Тело и душа. Урок 3

· 9. Скрытие и раскрытие Творца

· 9.1 Двойное скрытие Творца (скрытие в скрытии)

· 9.2 Одиночное скрытие Творца

· 9.3 Раскрытие

· 10. Любовь к Творцу и к творениям

· 10.1.1 Общее и частное

· 10.2 Любовь к Творцу и к творениям. Урок 2

· 10.2.1 Одно исправление

· 10.2.2 Две части в методике Каббалы: исправления отношений с Творцом и исправления отношений с товарищем.

· 10.2.3 Методика каббалы дается целому народу.

· 11. Четыре мира

· 11.2 Четыре мира. Урок 2

· 12. Все миры

· 13. В себе найти Творца

· 13.1.2 Три периода роста тела

· 13.1.3 Рост души

· 13.1.4 Тело и душа

· 13.2 В себе найти Творца. Урок 2

· 13.2.2 Необходимость постижения Творца

· 13.2.3 Постижение Творца

· 13.3 В себе найти Творца. Урок 3

· 13.3.2 Различие между духовным творением и поведением

· 13.3.3 Притягивание, накапливающееся в разуме человека

· 14. Истина и вера

· 15. В мире не должно быть пустоты

· 16. Неживое, растительное, животное, человек

· 16.2 Растительное

· 16.3 Животный уровень

· 16.4 Человек

· 17. Три тела в человеке

· 18. Внутреннее созерцание

· 19. Созидающий разум

Михаэль Лайтман

Суть науки Каббала. Том 2

 


Михаэль Лайтман – основатель Международной Академии Каббалы родился в 1946 году, в городе Витебске (Беларусь).
В 1970 году окончил Ленинградский Политехнический Институт – факультет биологической и медицинской кибернетики. В 1974 году репатриировался в Израиль и начал исследование науки каббала в Иерусалиме и в других городах, занимался с различными преподавателями каббалы до тех пор, пока в 1980 году не нашел своего учителя – каббалиста Баруха Шалом Леви Ашлага (1907-1991 гг.). Михаэль Лайтман оставался ближайшим учеником, секретарем, помощником своего учителя в течении последующих 12 лет вплоть до последней минуты жизни Рабаша.
С 1981 года Михаэль Лайтман начал читать первые публичные лекции по каббале для всех желающих, что в последствии, в 1991 году, привело к основанию центра по изучению науки каббала – «Бней Барух» (назван в честь каббалиста Баруха Ашлага), где начали проводиться систематические занятия и лекции по каббале, согласно методике Бааль Сулама, в том виде, в каком она была передана М.Лайтману его учителем, с целью повышения духовного уровня человечества.
В 1996 году он создал один из наиболее популярных интернет-сайтов по каббале – www.kabbalah.info. Сегодня этот сайт обеспечивает пользователям неограниченный доступ к аутентичным текстам более чем на 20 языках без обязательной регистрации или указания личной информации, и в 2000 году был отмечен энциклопедией «Британика», как один из крупнейших сайтов интернета, как по числу посетителей, так и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по науке каббала.
Ежедневно ведется прямая видео и аудио интернет-трансляция уроков и лекций на весь мир с синхронным переводом на 5 языков, с демонстрацией чертежей и возможностью задавать вопросы и получать ответы в реальном времени. Все записи занятий помещаются в колоссальный по своему объему медиа-архив.
В результате широкой просветительской деятельности М.Лайтмана, количество его последователей и учащихся во всем мире привело в 2001 году к созданию Международной Академии Каббалы. На сегодняшний день количество очных и заочных студентов Академии во всем мире превышает несколько десятков тысяч. Отделения Академии открыты в более 20-и странах мира.
М.Лайтман читает бесплатные лекции по каббале в течение 23-х лет по всему миру, которые обычно посещают от сотен до тысяч слушателей.
За это время им было издано более 20-и книг на русском языке (15 из которых уже переведены на другие иностранные языки), постоянно публикуются десятки статей в современных научно-публицистических изданиях стран мира.
Сегодня 30-летние исследования М.Лайтмана в области науки каббала находят всеобщее признание среди всемирно-известных ученых, занимающихся исследованием окружающего мира, фундаментальным изучением классических наук. Под эгидой Российской Академии Наук, а также в США проходят встречи ученых различных областей с ученым-каббалистом М.Лайтманом. Проводится совместная работа по созданию института интегральных наук, в котором будет исследоваться взаимопроникающая связь всех наук нашего мира с наукой каббала, которая, по сути, является их корнем и вершиной всех постижений человека, ибо раскрывает ему саму суть создания всего существующего, объясняет смысл жизни и, тем самым, подымает человека на совершенно иной уровень познания мира.

Устоявшийся подход к жизни, основанный на постоянном потреблении, вызывает дисбаланс в природе и разрушительно отражается на всех сферах человеческой деятельности. Глобальный кризис современной цивилизации – проблема, остро заявляющая о себе не только на научных конференциях и в программах передовых исследовательских проектов, но и лично в каждом из нас. Потеря ориентации в жизни, поглощающие современное общество депрессия, насилие, наркотики и суицид – все это говорит о том, что человечеству пора остановить самоуничтожение и на секунду задуматься, как действительно
изменить свою жизнь. Именно для этого, говорит автор книги, каббалисты на протяжении тысячелетий передавали и адаптировали для каждого нового поколения древнюю методику каббалы, ибо назначение этой науки – раскрыть целостную картину мира и поднять все человечество на совершенный, высший уровень существования, изначально предназначенный Человеку в Замысле Творения.

1. Свобода воли

1.1 Свобода воли. Урок 1

1.1.1 Предисловие

В одной древней молитве говорится: «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого».
На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действий, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Почему человек естественным путем, от природы, не получает этого знания?
Несмотря на то, что в основе нашей природы лежит лень и здоровый эгоизм – желание максимального получения при минимальных усилиях, – почему мы, в отличие от животных, совершаем неэффективные поступки и постоянно ошибаемся?
Возможно, мы действуем там, где уже все запрограммировано заранее, и наше участие должно быть намного более пассивным? Возможно, в большинстве случаев «Аннушка уже пролила масло», уже произошло все, что должно произойти, только еще не раскрылось перед нами, тогда как мы убеждены, что ход событий зависит от нас?
Может, мы вообще должны изменить подход к своей жизни: не относиться к ней так, будто мы что-то решаем, а предоставить ей течь самой по себе, самим же устраниться и действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию, то есть выбрать, где мы на самом деле можем поступать свободно, а где поступаем автоматически, и нет нужды об этом заботиться.
Неразумные поступки совершают дети, потому что их развитие (так определено природой) происходит неосознанно или под влиянием инстинкта. Природа вынуждает их поступать так или иначе, чтобы они учились. Взрослый же человек определяет цель, и желание достичь ее дает ему энергию для движения к этой цели. Но когда взрослый человек определяет цель, желание, средства и т.д., свободен ли он при этом, понимает ли, что делает, или сама цель, которую он видит, вынуждает его поступать так или иначе?
Очевидно, мы ошибаемся именно в оценке пределов наших возможностей достижения цели. Мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам. Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы воли. Природа позволяет нам ошибаться – как каждому человеку, так и всему человечеству.
Ее цель – привести нас к разочарованию в своей способности изменить что-либо в этой жизни и в самих себе, чтобы все мы оказались в состоянии полной растерянности и дезориентации относительно того, как дальше жить.
Бааль Сулам в «Предисловии к Талмуду Десяти Сфирот» говорит, что человек начинает поиск духовного пути с вопроса: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Я не вижу в своей жизни ничего рационального. Для чего мне все эти годы, наполненные только страданиями? Я не получаю наслаждения от них и никому не даю наслажения. Для чего они, какой в них толк?»
И тогда, остановившись, мы бы смогли определить, на что мы действительно в состоянии влиять, и для чего, действительно, нам стоит существовать.
Если я на что-то влияю – мое существование целенаправленно, осмысленно; если у меня нет свободы воли – тогда я просто животное, только с осознанием того, что я животное. Животное и этого не осознает – просто существует.
Таким образом, получается, что вопрос о свободе воли – это самый главный, кардинальный вопрос не только философии, но и моей повседневной жизни, потому что я спрашиваю: «Зачем я страдаю, зачем я живу, что я делаю каждую секунду, каждое мгновение?» В итоге все эти вопросы сводятся к вопросу о свободе воли. И потому это единственный и самый главный вопрос, который человек должен для себя решить.
Если у человека есть свобода воли, надо точно определить, в чем она – во всем, ни в чем, или в каких-то границах? Свобода воли – это свобода поведения, или свобода решения, или свобода выполнения? Чем ограничена эта свобода – мною, окружением или отношениями между нами? Или она ограничена ни тем и ни другим, а моими взаимоотношениями с Творцом? Все это надо выяснить.
На самом деле, понятие «свобода воли» включает в себя абсолютно все.
Вопрос: Почему оно включает в себя все остальное?
Я стою перед будущим: кто я в этой жизни – запрограммированный автомат или создание со свободой воли? Я могу быть марионеткой и одновременно понимать и видеть, насколько я запрограммированный автомат.
Я могу быть свободным и не знать, что я свободен. Я могу быть свободным и решать, оценивать, понимать, действовать в той мере, в которой я свободен. А в той мере, в которой я не свободен, – видеть, что я не свободен, и видеть, что я поступаю несвободно, соглашаться с этим или нет.
И в итоге получается, что вся моя жизнь в осознании себя, окружающих и Творца сводится к вопросу о свободе.
Вопрос: В чем же из трех категорий – в желании, в решении или в действии – нет свободы?
Ты уже просишь от меня ответа. Подожди немного. В чем вообще есть свобода? Может, ее ни в чем нет.
Вопрос: Природа допускает, чтобы мы ошибались. Существует ли допустимый «размер» ошибки?
Может быть, она этого не допускает, и, возможно, мы не ошибаемся, а нам это только кажется. Возможно, я вижу свои ошибки в сравнении с тем, что надо было бы сделать, и в этом заключается выяснение моей свободы.
Животное не ошибается. Почему? Очевидно, потому что нет свободы воли: оно действует инстинктивно и никогда не ошибается. Мы видим, что все животные поступают правильно, мы можем только позавидовать им в этом. Животное действует, исходя из своих сил и обстоятельств, максимально правильно выбирая в каждый момент то, что ему надо, – насколько это в его власти, в его возможностях.
То есть существует определенный внутренний механизм, который оптимально просчитывает все варианты и выбирает наилучший из имеющихся. В таком случае мы говорим, что свободы воли нет, а есть механизм, есть заданные внутренние и внешние обстоятельства и свойства, и все рассчитано.
Что же тогда получается? Поскольку мы не знаем наших внутренних свойств и внешних обстоятельств, мы не ощущаем внутри себя четкой программы действий. В этом наша свобода.
Получается, что свобода – в недостатке информации? И это называется свободой – когда я не знаю, как поступить? Если бы я знал что-то одно, то поступил бы так, а если бы знал другое – поступил бы иначе. Так что же – отсутствие информации называется свободой? Разве это свобода? Наоборот – я нахожусь в плену неизвестных мне обстоятельств.
В чем же тогда свобода? А если бы я, как животное, абсолютно все знал о себе и окружающей действительности? Животное не знает больше меня, но у него нет сомнений: то, что знает – знает, и, исходя из этого, поступает. А у меня есть какая-то область неизвестного, скрытого: я «не читаю» другого человека. Животное точно знает другого, ощущает его и, исходя из этого, решает.
Я же не знаю окружающих, не знаю и себя – поэтому возникает пустота, недостаток информации. Это называется свободой? От чего я свободен? Это абсолютное незнание. У нас совершенно искажено понятие свободы. Если бы у нас были такие же обстоятельства, как у животных, мы были бы роботами. Мы и сейчас, может быть, роботы, только не понимаем этого.
Итак, нам надо выяснить, к чему относится эта категория – «свобода воли», что значит свобода. В итоге мы поймем, что свобода заключается только в том, чтобы быть подобными Творцу, что есть такое состояние, которое действительно можно называть «свободой».
Все остальное – это, на самом деле, жесткое подчинение обстоятельствам, известным или не известным, нахождение в своей природе – вне зависимости от того, раскрыта она нам или нет. То есть абсолютнейший диктат. Когда мы выходим из-под власти нашего желания насладиться, тогда мы становимся свободными. Но это надо еще определить, а не просто голословно говорить об этом.
Вопрос: В итоге получается, что нам предоставлена роль ощущающих те действия, которые производятся над нами. А что Он в результате хочет от нас?
Очевидно, мы отличаемся от животных именно этим ощущением неизвестности, которое сводится к вопросу: «Как дальше жить, для чего я живу, в чем смысл жизни?» У животных изначально нет этого вопроса. У меня этот вопрос есть, потому что у меня есть ощущение недостатка информации, недостатка знания, постижения, ощущения.
Этот вопрос и является вопросом о моей свободе.
Вопрос: Если я не устремляю себя к подобию Творцу, значит, я не реализую свободу воли?
Если свобода заключается в полном уподоблении Творцу, значит, мое исправление – это реализация свободы воли. Свобода – в действии или в замысле этого действия? В планировании его или в самой реализации и пребывании в подобии Творцу? В чем заключается свобода?

Суть свободы

«При общем рассмотрении свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Мы видим, что животные в неволе страдают, и это свидетельство того, что природа не согласна с порабощением любого творения. И не случайно человечество сотни лет вело войны, пока не достигло некоторой степени свободы личности.
В любом случае, наше представление о свободе очень туманно, и если мы углубимся в ее содержание, то от нее почти ничего не останется. Ведь прежде чем требовать свободы личности, мы должны предположить, что стремление к свободе есть у каждой личности. Но прежде надо убедиться: может ли личность действовать по своему свободному желанию – способна ли она к этому». (Бааль Сулам)
Что значит «быть свободным»? Означает ли это, что у меня есть свое «Я», и реализация его называется реализацией свободы воли? Вы видите, насколько трудным, смутным становится вдруг определение самого понятия – «свободен».


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.