И выпускных квалификационных работ — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

И выпускных квалификационных работ

2017-07-25 230
И выпускных квалификационных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЫПОЛНЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов

кафедры социально-экономической географии

 

Пермь 2013


УДК 910(075.8)

 

Составители: доц. Т.А. Балина, доц. М.Б. Иванова, ст. преп. А.С. Лучников, доц. Т.В. Субботина

Выполнение, оформление и защита курсовых и выпускных квалификационных работ: учеб.-метод. пособие для студ. и магистрантов каф. социально-экономической географии / сост.: Т.А. Балина, М.Б. Иванова, А.С. Лучников, Т.В. Субботина; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2013. – 108 с.: ил.

 

ISBN 978-5-7944-2125-5

 

В учебно-методическом пособии раскрываются особенности, структура и содержание учебно- и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебными планами и федеральными государственными образовательными стандартами по специальности и направлению обучения «География». Формируются требования, предъявляемые к каждому виду исследовательских работ и их структурным разделам; акцентируется внимание на процессе выбора темы работы; называются и характеризуются источники получения географической информации; описывается алгоритм выбора методического инструментария и создания методики работ; указываются правила оформления, порядок и особенности защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.

Предназначено для студентов, магистрантов и сотрудников кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета.

 

Печатается по решению методической комиссии географического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета

 

Рецензенты: доц. И.В. Фролова (Перм. гос. нац. иссл. ун-т), кафедра экономической географии и методики обучения географии Урал. гос. пед. ун-та (г. Екатеринбург)

 

 

ISBN 978-5-7944-2125-5 © Балина Т.А., Иванова М.Б., Лучников А.С., Субботина Т.В., составление, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………..  
1. Общие положения о курсовых и выпускных квалификационных работ по географии …………………………………………………….  
1.1. Курсовая работа …………………………………………………  
1.2. Выпускная работа бакалавра …………………………………...  
1.3. Дипломная работа специалиста ………………………………..  
1.4. Магистерская диссертация ……………………………………..  
2. Общие требования к содержанию и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по географии ……………………  
2.1. Процесс написания курсовых и выпускных квалификационных работ ………………………………………………………………..  
2.2. Выбор темы и подготовка к работе …………………………….  
2.3. Источники географической информации ……………………...  
2.4. Выбор методики социально-экономико-географического исследования ………………………………………………………………  
2.5. Структура и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ по социально-экономической географии …………...  
3. Требования к техническому оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ ……………………………………………...  
3.1. Общие требования ………………………………………………  
3.2. Оформление титульного листа …………………………………  
3.3. Оформление оглавления ………………………………………..  
3.4. Техническое выполнение и редактирование текстовой части  
3.5. Оформление картографических и иллюстративных материалов ……………………………………………………………………….  
3.6. Оформление таблиц ……………………………………………..  
3.7. Оформление списка использованных источников ……………  
3.8. Оформление приложений ………………………………………  
4. Порядок проведения защиты курсовых и выпускных квалификационных работ ………………………………………………………….  
4.1. Защита курсовых работ …………………………………………  
4.2. Защита выпускных квалификационных работ ………………...  
Приложения …………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ студентами и магистрантами является неотъемлемой частью процесса обучения в высшей школе, необходимым элементом формирования специалистов, готовящихся к самостоятельной практической работе. Реализация данного вида учебной работы прежде всего способствует развитию инициативы, творческих навыков, приобщает студента к научно-исследовательскому процессу, позволяет ему выявить собственные интересы в пределах изучаемой специальности, расширить какую-то определенную область познания и наметить предпочтительное поле практической деятельности.

Каждый вид учебно- и научно-исследовательской работы представляет собой самостоятельную разработку, отражающую уровень общенаучной и специальной подготовленности студента, степень освоения им знаний, умений и навыков, полученных за определенный период обучения в высшей школе. Но при этом каждый вид имеет свои специфические учебно- и научно-воспитательные задачи.

Курсовая работа студента на втором году обучения носит ознакомительный характер и позволяет расширить информационное поле по изучаемым дисциплинам. Курсовая работа на третьем курсе – это учебно-исследовательская работа с элементами научного анализа, подготавливающая студента к написанию выпускной квалификационной работы.

Выпускная работа бакалавра предусматривает написание такой квалификационной работы, которая сочетает в себе черты курсового проекта и научного исследования с подробным описанием объекта, анализом геоинформации о нем и выводами, сделанными на его основе.

Дипломная работа специалиста и магистерская диссертация представляют собой инициативные научно-исследовательские проекты выпускников вузов, в которых выбранная научная проблема подвергается всестороннему рассмотрению и предлагаются варианты ее решения с использованием соответствующей теоретической базы и адекватных методик. Данные виды исследовательской работы включают все звенья научного поиска. Причем следует подчеркнуть, что магистерская диссертация имеет теоретико-методологический характер (что выражается в глубоком теоретическом изучении поставленной проблемы). Дипломная работа, в большинстве случаев, направлена на решение конкретной прикладной задачи – например, прогнозирование путей развития или оптимизация функционирования территориальных общественных систем (ТОС), их компонентов и связей, возникающих между ними.

Одним из важнейших условий успешной защиты курсовых и выпускных квалификационных работ является их правильное оформление, а также соответствие текстовой части работы научному стилю, правилам и нормам русского языка. Выполнение данных условий отражает степень ответственности студента за проделанную работу, понимание важности процесса обучения и уважительное отношение к преподавательскому коллективу.

Цели издания данного учебно-методического пособия:

1) ознакомить студентов и магистрантов с основными особенностями выполнения и защиты исследовательских работ в области географии, а также правилами их оформления;

2) помочь им в проведении самостоятельных научных изысканий в течение всего периода обучения в вузе;

3) способствовать формированию студента и будущего выпускника как творческой личности, активно участвующей в научно-исследовательской работе.

При составлении данного пособия первостепенное значение имели методические разработки и опыт организации учебно-педагогической и научно-исследовательской работы сотрудников кафедры социально-экономической географии и других кафедр географического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, а также их коллег из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга.

Цели и общие требования к содержанию и выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ определены требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС) 3-го поколения по направлению подготовки «География» (бакалавриат и магистратура) и ГОС ВПО специальности «География», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Пермского государственного национального исследовательского университета (2011).

Общие требования к оформлению работ составлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.11-2004 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках», ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов в русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Правила и требования, включенные в данное пособие, являются обязательными при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ студентами и магистрантами кафедры социально-экономической географии, но могут быть использованы студентами и сотрудниками иных кафедр и подразделений.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ

Курсовая работа

 

Курсовая работа представляет собой вид научно-исследовательской работы студента, выполняемой ежегодно с целью становления его как молодого специалиста-географа и отражающей основные результаты его научно-исследовательской деятельности. Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее написания студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания через отбор и анализ дополнительных источников географической информации. Кроме этого, курсовая работа способствует мотивации инициативной работы студента, формированию навыков самостоятельной, творческой исследовательской деятельности.

К курсовой работе как к первому самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

– в своей основе она должна иметь актуальную проблему, которая решается с помощью теоретико-методологического арсенала общественной географии;

– должна быть выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением широкого перечня литературных, картографических, статистических и других материалов;

– должна быть грамотной, написана научным языком, логично структурирована и правильно оформлена;

– должна быть создана самим студентом под руководством его научного руководителя;

– не должна быть пересказом уже изученного ранее материала или простой компиляцией[1];

– должна содержать элементы творческого подхода к решению научной проблемы.

Работа над курсовыми работами предшествует выполнению выпускных квалификационных работ. В связи с этим каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, но может быть и составной частью будущей квалификационной работы.

Выполнение курсовых проектов начинается с выбора темы, обоснования ее актуальности, отбора литературных источников, составления библиографических списков. Важным источником информации для написания курсовой работы на старших курсах могут быть материалы, собранные при прохождении производственных практик. По мере углубления работы над курсовым проектом, проявления при этом научного поиска студенты пытаются формулировать основную проблему их исследования. Это очень важный этап на пути к окончательному утверждению темы. От четкого формулирования проблемы в значительной мере зависят правильная постановка цели исследования, определение комплекса решаемых задач, а также объектно-предметной сущности работы, выбор методов и подходов исследований, структурное построение и логика работы, набор используемой географической информации и, в конечном счете, – результат исследования.

Курсовая работа отличается от всех других научно-исследовательских работ как по содержанию, так и по объему. В связи с этим следует отметить специфику курсовых проектов на младших и старших курсах.

Курсовая работа на 2-м году обучения[2], как правило, носит в большей степени сравнительно-описательный (реферативный) и учебный характер.

Выполнение курсовой работы студентами кафедры социально-экономической географии на 2-м курсе должно соответствовать процессу формирования общепрофессиональной компетенции по ФГОС – ПКВ.23: «уметь применять знания о территориальных социально-экономических системах в научных исследованиях».

Рассмотрение базовых основ общественной географии студенты должны начинать с закрепления первичных знаний об основных понятиях и категориях, основных учениях социально-экономической географии, ее структуре и отдельных направлениях, а также навыков по их применению в исследовательской работе. В качестве одного из таких понятий используется категория «территориальная социально-экономическая система» (ТСЭС), под которой понимается территориальная ячейка жизни общества, в которой взаимообусловленно протекает множество процессов, возникают и развиваются явления социально-экономического характера. В качестве обязательного полигона исследований в курсовой работе студенты вместе со своим научным руководителем должны выбрать ТСЭС микро- (уровня муниципальных образований), мезо- (уровня субъекта федерации), макроуровня (уровня крупной части страны или страны в целом). Категория ТСЭС является базовой, так как имеет свойство развития в более сложном территориальном явлении – территориальной общественной системе, речь о которой пойдет на старших курсах.

Рассматривая на 2-м курсе данное понятие, его можно увязать с другими категориями общественной географии: «экономико-географическое положение», «территориальная структура», «территориальный потенциал», «функции местности», «факторы и закономерности размещения производства и населения», являющимися предметом рассмотрения различных лекционных курсов: «Введение в социально-экономическую географию», «Технолого-экономические основы производства», «Основы учения о территориальных социально-экономических системах». Работая над курсовым проектом, можно применять различные методы исследований, о которых шла речь в курсе «Методы экономико-географических исследований». Тем самым создается база для активизации научно-исследовательской работы на 3-м и 4-м курсах.

Рекомендуемый объем работы – не менее 25 страниц компьютерного текста формата А4. Необходимое количество источников для написания – не менее 15.

В ходе работы над курсовыми сочинениями на старших курсах – 3-м (на очном, заочном отделениях), 4-м и 5-м (на очно-заочном отделении) – студенты формируют следующие компетенции:

– ПК.10: «применять теоретические знания на практике»;

– ПК.18: «владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основных географических закономерностей, факторов размещения и развития».

Формирование этих компетенций предполагает, что курсовые проекты на старших курсах приобретают в большей степени научно-исследовательский и прикладной характер. Выбор темы курсовой работы на 3-4-м курсах обусловлен собственными интересами студента в общественной географии. В ходе работы над инициативным исследованием студент проводит углубленный анализ информационных источников, создает авторскую методику или модернизирует уже разработанные методики общественно-географических изысканий, систематизирует / обобщает геоинформацию, проводит территориальный анализ, выявляет причинно-следственные связи между географическими объектами, явлениями и процессами социально-эколого-экономического развития территориальных общественных систем (ТОС), предлагает варианты их перспективного функционирования. Обязательными элементами курсового проекта на старших курсах являются авторская позиция относительно объекта исследования, самостоятельность выводов, обоснованность рекомендаций.

Выбор темы для инициативного исследования на старших курсах лежит в рамках следующих учебных дисциплин: «География населения и геоурбанистика», «Экономическая и социальная география России и мира», «Экономическая, социальная и политическая география», «География и экономика видов деятельности» и др. Рекомендуемое количество страниц курсового проекта – 30–50. Для выполнения работы желательно проанализировать не менее 20 литературных источников.

 

Выпускная работа бакалавра

Выпускная работа бакалавра – вид выпускной квалификационной работы, выполняемой выпускником вуза при условии завершения образования по программе бакалавра. Срок выполнения работы – конец 8-го семестра обучения. Выпускная работа является итоговым аттестационным испытанием и имеет целью формирование навыков исследовательской работы, закрепление уровня профессиональной подготовленности выпускников, полученного в период обучения и необходимого для самостоятельной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направлению подготовки «География». Согласно ФГОС основными видами деятельности выпускников-бакалавров географии являются:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; оценка природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения; анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; оценивание воздействий на окружающую среду и др.);

3) педагогическая (в т.ч. учебно-вспомогательная работа в вузах, учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах).

Общий порядок выполнения выпускных квалификационных работ по географии, в том числе работ бакалавра, указан в п. 2.1. данного пособия.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ (выпускной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации) определяются учебным планом, графиком учебного процесса и ФГОС высшего профессионального образования. Особенно это касается требований к итоговой государственной аттестации выпускников.

Выпускная работа бакалавра представляет собой вид учебно-исследовательской работы, основанной на обобщении материала выполнявшихся курсовых работ с предложением вариантов решения выявленных проблем функционирования ТОС или ее компонентов на разных территориальных уровнях. Она состоит из двух частей: реферативной, в которой отражаются теоретико-методологические наработки иных специалистов по избранной теме, и исследовательской части, в которой отражены авторские умозаключения и выводы. По завершении работы будущий выпускник представляет окончательный вариант решения инициативной теоретико-прикладной или прикладной задачи.

В ходе создания и защиты выпускного проекта студент формирует и закрепляет следующие компетенции:

– ОК.1: «способен к обобщению, анализу, восприятию информации»;

– ПК.1: «владение математическим аппаратом для обработки информации и анализа географических данных»;

– ОК.2, ОКВ.1: «владение навыками публичной и научной речи»;

– ОК.5: «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы»;

– ОК.10: «владение навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач»;

– ПК.10: «готов использовать теоретические знания на практике».

Данные компетенции реализуются в процессе следующих учебных и научно-исследовательских работ:

– использование подходов и методов общественно-географических исследований, в частности, картографического, системно-структурного, проблемного и др. (ОК.1);

– применение математического аппарата, чтение, обработка и анализ статистической информации (ОК.2);

– обобщение, систематизация и анализ географической информации (ОК.10);

– формулирование проблем развития территорий, создания прогнозов их дальнейшего развития (ОК.5; ПК.10);

– определение причинно-следственных связей между явлениями и процессами (ОК.10);

– проявление самостоятельности, инициативы и творческих подходов к исследованию;

– формулирование выводов и предоставление рекомендаций по результатам работы (ПК.10).

Руководство выпускной работой бакалавра осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседании кафедры и совета факультета. Допускается привлечение к руководству выпускной работой бакалавра в качестве консультантов специалистов смежных специальностей (профессоров и доцентов вузов и академических учреждений, сотрудников НИИ, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих соответствующую квалификацию).

Общий объем выпускной работы бакалавра должен составлять не менее 40 страниц компьютерного текста формата А4. При этом устанавливается также количественный предел использования литературных источников, необходимых для выполнения работы, – 20–30 наименований.

1.3. Дипломная работа специалиста [3]

 

Дипломная работа специалиста представляет собой вид выпускной квалификационной работы. Выполнение дипломного проекта является элементом итоговых аттестационных испытаний и завершает процесс обучения в высшем учебном заведении. Цель выполнения дипломной работы – закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков в области экономической, социальной и политической географии, определяемых Государственным образовательным стандартом ВПО 2-го поколения по специальности «География». Основные задачи, необходимые для реализации поставленной цели:

– решение актуальной теоретической или практической проблемы в области общественной географии;

– систематизация теоретических знаний по выбранной инициативной теме исследования;

– развитие профессиональных навыков и умений, необходимых для решения практических задач регионального развития;

– выявление способности специалиста на основе полученных знаний решать конкретные практические задачи по направлениям деятельности, определяемым Государственным образовательным стандартом по специальности «География».

Основными видами профессиональной деятельности выпускников в ГОС названы:

1) научно-исследовательская (в т.ч. проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества; выявление и диагностика проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием и др.);

2) проектно-производственная (в т.ч. проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного уровня иерархии; разработка географических аспектов маркетинговой и управленческой деятельности отдельных предприятий и фирм; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности и др.);

3) контрольно-экспертная (в т.ч. проведение географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа и др.);

4) педагогическая (в т.ч. учебная и воспитательная работа в общеобразовательных школах, сузах и вузах).

Дипломная работа специалиста должна соответствовать следующим требованиям:

во-первых, она должна носить исследовательский и/или инициативный характер, что выражается в актуальности и новизне изысканий, логичности построения работы, ее комплексности, конструктивности, анализе новой литературы, во внесении элемента дискуссионности;

во-вторых, она должна являться продуктом самостоятельной деятельности студента (не Интернет, не компиляция) при консультационной и ориентирующей работе научного руководителя, в котором наряду с раскрытием теоретической основы инициативного исследования большая часть работы посвящена решению практической проблемы;

в-третьих, дипломная работа должна отличаться полнотой исследования, т.к. кроме материалов литературных источников в ней должны присутствовать выводы, умозаключения, конкретные рекомендации, мероприятия по улучшению ситуации (практическая направленность). Все это обусловливает увеличение объема дипломной работы по сравнению с курсовой и выпускной работой бакалавра. Ее общий объем должен составлять не менее 50 страниц компьютерного набора формата А4. При этом необходимо проанализировать не менее 30 литературных источников как отечественных, так и зарубежных авторов.

Кроме вышеуказанных, к основным требованиям дипломной работы относятся:

– научное изложение, грамотная обоснованность и доказательность выводов;

– современный теоретический и методический уровень выполнения;

– полнота раскрытия темы;

– конструктивность исследования;

– наличие картографических, графических, табличных материалов в приложении;

– хорошее техническое оформление работы.

Процедура выполнения дипломного проекта в основном соответствует алгоритму, указанному в п. 2.1. данного пособия, и включает выбор темы, получение заданий от научного руководителя, определение структуры работы, выбор и анализ геоинформации, изложение текста работы, формулирование основных положений, рекомендаций и предложений, доработка рабочего варианта с учетом замечаний руководителя, оформление чистового варианта работы.

В дипломной работе и иных научно-исследовательских работах разработанная географическая теория, изложенная в первой главе, в дальнейшем должна апробироваться на материалах конкретного региона, в качестве которого выступают ТОС различного уровня иерархии. В основу дипломной работы могут быть положены выводы предыдущих курсовых работ, материалы, собранные в результате прохождения производственных практик, иные материалы, в т.ч. фондовые материалы кафедры.

Руководство дипломной работой осуществляют преподаватели кафедры социально-экономической географии, назначенные и утвержденные на заседаниях кафедры и совета факультета. Допускается привлекать к руководству дипломными проектами в качестве консультантов по отдельным темам, инициативно разрабатываемым в рамках тематики кафедры, двух преподавателей кафедры или иных сотрудников факультета, вуза, практических работников, экспертов и иных лиц, имеющих необходимую квалификацию.

 

Магистерская диссертация

 

Магистерская диссертация (диссертация на присуждение ученой степени магистра географии) представляет собой вид выпускной квалификационной работы, выполняемой магистрантом в конце второго года обучения в университете. Магистерская диссертация – это законченная научно-исследовательская работа, отличающаяся логично выдержанной структурой, содержащая выводы и результаты инициативного поиска магистранта, проводимого им в течение периода обучения.

В отличие от других видов квалификационных работ магистерская дис­сертация характеризуется наибольшей полнотой исследований и теоретической направленностью, ярко выраженным проблемным изложением и более глубо­ким раскрытием теоретико-методологической основы. В ней в полной мере должны быть отражены теоретические и узкоспециальные знания ма­гистранта в рамках направления обучения «География (экономическая и соци­альная география)», его способность правильно формулировать теоретические положения, использовать аналитические способности, проводить сравнение, давать объяснение изучаемым процессам и явлениям. Важной составляющей магистерской диссертации является разработка, обоснование и представление методики исследовательского проекта, построенной исходя из цели и задач инициативного исследования. В методические разработки авторов, как правило, включаются методы камеральных исследований, связанные с обработкой гео­графической информации с помощью электронно-вычислительной техники. При этом важно отметить, что определенное значение имеет процесс овладения навыками экспериментальных исследований, в том числе проведения научных опытов, организации натурных исследований, участия в научно-исследователь­ских экспедициях, проведения социологических опросов и др.

Все эти и другие виды работ, выполняемых магистрантами в ходе написания работы, способствуют формированию и закреплению следующих общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС:

– ОК.5: «проявлять готовность к самостоятельному применению новых методов исследований»;

– ПК.4: «использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований»;

– ПК.11: «самостоятельно и в коллективе разрабатывать практические рекомендации по региональному социально-экономическому развитию»;

– ПК.13: «проектировать социально-экономическую и хозяйственную деятельность в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах, проводить мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных, этнокультурных и других процессов»;

– ПК.30: «обладать навыками экономико-географической экспертизы».

Магистерская диссертация является инициативным исследованием, поэтому должна соответствовать научным интересам и предпочтениям магистранта. Выбор тематики исследования осуществляется им самостоятельно. Формулирование конкретной темы должно происходить в ходе работы над диссертацией, при обработке собранных материалов и представлении результатов исследования магистрантом совместно с его научным руководителем.

В большинстве случаев выбор темы магистерской диссертации основан на необходимости решения каких-либо актуальных научных или научно-практических задач, имеющих большое значение в рамках определенной отрасли общественной географии или в одном из прикладных направлений будущей деятельности выпускника.

Отдельная глава диссертации должна быть посвящена апробации теоретико-методологических умозаключений и положений на примере конкретной ТОС (возможно, разных уровней иерархии), а также представлению рекомендаций, плана мероприятий и/или алгоритма по их реализации в процессе территориального управления и планирования.

Среди основных требований к магистерской диссертации следует назвать:

– оригинальность научно-исследовательской работы автора, обусловленная важностью (приоритетностью) и недостаточной изученностью определенной теоретико-методологической или практической проблемы общественной географии. Содержание магистерских диссертаций должно соответствовать требованиям, изложенным в ФГОС ВПО по направлению подготовки «География» (магистратура);

– актуальность представленной работы, доказанная в ходе ее написания;

– раскрытие объекта и предмета работы, четкое формулирование цели и задач исследования;

– привлечение и обзор значительного списка научной литературы по выбранной теме исследования (более 50–60 источников). В магистерской диссертации рекомендуется использование отечественных и зарубежных текстов, в т.ч. изданных на языке авторов;

– логичность структурирования научно-исследовательской работы, последовательное раскрытие проблемы и способов ее разрешения, отражающее внутреннее единство диссертации;

– достижение цели посредством последовательного решения задач;

– самостоятельность инициативного исследования (без копирования работы из Интернета, без компиляционных решений);

– использование разнообразных методов сбора и анализа информации, в т.ч. описательно-объяснительный, системно-структурный, статистический, картографический и др.;

– конструктивность, наличие конкретных результатов исследования;

– правильное оформление работы и соблюдение требований по структуре и содержанию диссертации, указанных в настоящем пособии.

Общий объем диссертационного исследования (без приложений) – около 60 страниц компьютерного текста формата А4.

Алгоритм выполнения магистерской диссертации в общих чертах соответствует алгоритму, представленному в п. 1.2, и включает выбор темы работы, определение объектно-предметной сущности, выбор или разработку методики исследования проблемы, выявление ее проработанности в научной литературе, обработку имеющихся источников геоинформации, оформление картографического и графического материалов, написание текста работы (теоретической главы и ее дальнейшую апробацию на конкретных примерах), его доработку с учетом замечаний научного руководителя и/или консультантов.

Тема магистерской диссертации и научный руководитель, осуществляющий подготовку магистранта к написанию данной квалификационной работы, утверждаются на заседаниях кафедры и совета факультета. В качестве консультантов при выполнении диссертации могут привлекаться ученые иных специальностей (направлений обучения), ведущие специалисты соответствующих НИИ, государственные чиновники, эксперты в области территориального управления и планирования.

 

 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПИСАНИЮ

ПО ГЕОГРАФИИ

Процесс написания курсовых

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

Оформление титульного листа

 

Размещение элементов титульного листа (в порядке расположения сверху вниз) и правила их оформления указаны в табл. 3.1. Текст титульного листа набирается без отступа первой строки.

 

Таблица 3.1

Правила оформления титульного листа

Элемент титульного листа Требования по оформлению
1. Полное название ведомства – учредителя вуза Прописными буквами. Выравнивание по центру. Шрифт обычный
2. Официальное название вуза, где выполнена работа Аббревиатура «ФГБОУ ВПО» – прописными буквами, в названии вуза первая буква прописная (остальные – строчные). Название помещается в кавычки на двух строках. Выравнивание по центру. Шрифт обычный
3. Название факультета Первая буква прописная, остальные – строчные. Выравнивание по центру. Шрифт обычный

Окончание табл. 3.1

<
Элемент титульного листа Требования по оформлению
4. Название выпускающей кафедры Отступить от названия факультета 1–2 строки. Выравнивание по правому краю. Название – с прописной буквы (остальные – строчные). Шрифт курсивный
5. Фамилия студента (магистранта), выполнившего выпускную квалификационную работу Отступить от названия выпускающей кафедры 1–2 строки. Фамилия, имя, отчество полностью. Выравнивание по центру. Шрифт полужирный
6. Название работы Отступить от фамилии, имени, отчества студента (магистранта) 1 строку. Название работы печатается прописными буквами. Выравнивание по центру. Шрифт полужирный

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.