Тема 4. Знакомимся с точками. Точка снаружи рабочих клеток. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 4. Знакомимся с точками. Точка снаружи рабочих клеток.

2017-07-25 516
Тема 4. Знакомимся с точками. Точка снаружи рабочих клеток. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная цель:

1) Познакомить с положением точки снаружи относительно рабочих клеток. Тренировать умение определять, показывать и называть место расположения точки снаружи рабочих клеток.

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц, способность к самоконтролю.

Печатный материал:

П – 3.1 Образец написания цифр (по количеству групп в классе) из темы № 3.

П – 3.3 Эталон № 3 «Рабочие клетки» из темы № 3.

П – 4.1 Эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 4.

На данном занятии учащиеся под руководством учителя актуализируют понятия «внутри – снаружи», вспоминают правило, что все цифры пишутся в рабочих клетках и выделяют цифры, у которых точки «нарушают» главное правило написания цифр – это цифры: 3, 5, 6, 8, 9, 0.

Так как все занятия по каллиграфии объединены одним героем – госпожой Каллиграфией, то на этапе актуализации учитель может попросить учащихся вспомнить один из главных секретов помощника Каллиграфии – Клетки, который они смогли открыть на прошлом уроке.

Ученики называют правила: «Все цифры пишутся в рабочих клетках», «Рабочие клетки расположены справа», «Рабочих клеток две – верхняя и нижняя».

Учитель вывешивает П – 3.3 эталон № 3 «Рабочие клетки» на доску и предлагает учащимся, опираясь на эталон, в парах выполнить в прописях задание № 1 стр. 12, – обвести границы рабочих клеток цветным карандашом и внутри каждой рабочей клетки нарисуйте по кружочку, а затем нарисовать цветочек снаружи рабочих клеток. Данное задание служит для актуализации понятий «внутри – снаружи».

 

Прежде, чем предложить учащимся индивидуальное задание для пробного действия, учитель сообщает «по секрету», что, оказывается, что не все цифры в королевстве Каллиграфии соблюдают это правило. И задача первоклассников, определить, какие цифры нарушает правило рабочих клеток.

Для этого в задании № 2, стр. 12 учащиеся выполняют первую часть задания – обводят одной линией рабочие клетки, затем находят точки, которые выходят за эту линию и обводят их кружком.

Исходя из особенностей своего класса, учитель на данном этапе может использовать любую форму организации работы учащихся (индивидуальную, фронтальную или групповую). Для работы в группах необходимо заранее подготовить карточку с образцом букв из печатного материала к теме 3 (П – 3.1).

 

 

Затем, после того, как учащиеся нашли и обвели кружком точки, которые выходят за границы рабочих клеток, учитель обращает внимание на то, что точки стоят в одном и том же месте в большой клетке, снаружи рабочих клеток.

Учащиеся под руководством учителя делают вывод, что это одна и та же точка и в группах обсуждают и придумывают свое название этой точке.

Еще раз напомним о необходимости давать возможность учащимся предлагать как можно больше своих вариантов. Все варианты выслушиваются, обсуждаются, согласовываются.

Учитель вывешивает П – 4.1 новый эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток» на доску. Учащиеся сравнивают свои варианты, и если, среди предложенных вариантов был более понятный ученикам, могут сами уточнить эталон или дополнить. В данном случае, на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся будут пользоваться своим вариантом названия точки снаружи и соответственно эталоном, что совсем не противоречит технологии обучения каллиграфии (ТОК).

 

 

Отметим для учителя, что «точка снаружи» рабочих клеток – это единственная точка на контурах цифр за границами рабочих клеток, место расположения которой не удается точно локализовать словами, как, например, в остальных случаях (в центре клетки, в углу и т. д.)

А в этом случае всегда остается вероятность, что точка окажется на самой линии границы или в центре нижней левой маленькой клетки.

Поэтому учитель может предложить детям дополнительное средство самоконтроля – между нижней рабочей клеткой и «точкой снаружи» можно поставить еще одну и только одну точку.

Положение «точки снаружи» относительно середины левой границы нижней рабочей клетки можно будет обсудить с детьми позже, после введения понятия «граница» и «середина».

Пока же данная точка запоминается, прежде всего, визуально, с неполной схемой ориентировочной основы действий (ООД). Напомним, что полная схема ООД – это всегда точная и однозначно понимаемая инструкция к действию.

Для формирования умения отмечать «точку снаружи» рабочих клеток в учебном пособии предлагаются задания № 4 – 7, стр. 13.

Сначала учащиеся отмечают «точку снаружи» в больших графленых клетках с выделенными цветом рабочими клетками и проговаривают хором свои действия: «Ставлю точку снаружи» (задание № 4).

Затем сами закрашивают рабочие клетки и ставят «точку снаружи», проговаривая свои действия вслух (задание № 5) и «про себя» (задание№ 6).

Задание № 6 можно предложить для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

В заключение занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, открыли для себя место написания важной точки на контурах цифр – «точки снаружи» рабочих клеток.

ТЕМА 5. ИГРАЕМ В «ТЕЛЕФОН».

Основная цель:

1) Познакомить учащихся с правилами дидактической игры «Телефон», научить играть в данную игру для тренировки умений, полученных на предыдущих занятиях по каллиграфии.

2) С помощью игры «Телефон» потренироваться в умении определять, показывать и называть места расположения клеток в большой клетке, рабочих клеток, «точки снаружи» рабочих клеток.

Печатный материал:

П – 5.1 Описание игры «Испорченный телефон».

Эталоны № 1 – 4.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 5.

Дидактическая игра «Телефон» рассматривается нами как форма организации работы в парах и является универсальной формой тренинга практического применения нового знания с само- и взаимоконтролем при опоре на полные схемы ориентировочных основ действий (эталоны) в технологии обучения каллиграфическому письму цифр (ТОК).

Данная игра может применяться с момента изучения учащимися любых учебных элементов (дидактических единиц) курса каллиграфии.

На этапе мотивации учитель сообщает, что сегодня учащиеся узнают, как играть в новую игру, которая тоже поможет им научиться писать цифры правильно и красиво. Игра называется «Телефон». Сначала можно вспомнить и обсудить правила традиционной игры «Испорченный телефон», которые первоклассникам известны (П – 5.1)

Если учитель знаком с содержанием курса «Мир деятельности»[2], то при обсуждении правил игры может познакомить первоклассников на доступном им уровне с ролями в коммуникации – с ролью автора и с ролью понимающего. Например, просто пояснить, что когда разговаривают два человека, один говорит, а другой слушает. Того, кто высказывает другому свою мысль мы можем назвать автором, а тот, кто слушает, старается понять, что ему говорит другой человек. Его можно назвать понимающим. Отдельно останавливаться на занятии на правилах автора и понимающего в коммуникации не следует. Это цель надпредметного курса «Мир деятельности».


И только потом перейти к новой игре «Телефон». Учащиеся под руководством учителя рассматривают картинки в задании № 1, стр. 14, и отвечают на вопросы к заданию.

На картинке изображены мальчик и девочка, это ученики, они сидят за партой. На крышке парты между детьми стоит «стена» (например, учебник по математике).

Дети друг друга не видят но, естественно, слышат. В руках у них карандаши. Мальчик говорит и пишет, а девочка слушает его и тоже пишет. Дети «играют в «Телефон».

 


Затем, выполняя задание № 2, стр. 14, учащиеся знакомятся с условиями игры «Телефон» и тренируются их выполнять. В ходе обсуждения условий игры, они выделяют следующие правила игры:

  1. Сначала надо определить тему игры и вспомнить соответствующие эталоны (в этом поможет плашка с указанными номерами эталонов).
  2. В игре участвует двое. Каждый участник работает в своих прописях на поле для игры – в левой части («Я рисую и диктую») или правой («Мне диктуют, я рисую»).

 


  1. В игре нужно поочередно выполнять роли «автора» («Я рисую») и «понимающего» (Мне диктуют, я рисую).
  2. Каждый участник, в соответствии с согласованной темой игры, задумывает свой вариант диктовки.
  3. С помощью считалки или жребия, или просто договорившись, можно определить, кто будет первый начинать игру в роли «автора» – диктовать свой вариант второму участнику игры в роли «понимающего».
  4. Первый участник («автор») начинает работать в левой части игрового поля – рисует задуманное сам и проговаривает вслух свои действия («диктует») другому.
  5. Второй участник («понимающий») в это время слушает, старается понять «автора» и под диктовку рисует в правой части игрового поля.
  6. Подсматривать нельзя![3]
  7. Можно ли пользоваться эталонами? Этот вопрос решается по договоренности в начале игры.
  8. Проверка результата. «Стена» убирается, картинки сравниваются. Если они одинаковые – участники ставят знак «+». Если «автор» продиктовал неверно или «понимающий» допустил ошибку, ставят знак «?», затем ошибку вместе исправляют, и ставят знак «+». Побеждает дружба! Участники пожимают друг другу руки.
  9. Роль «автора» переходит ко второму участнику, а роль «понимающего» к первому. Игра продолжается.

Для тренировки умения применять правила игры в «Телефон» учитель может сначала организовать фронтальную работу и на своем примере показать образец диктовки в роли «автора».

Для этого необходимо заранее продумать, где «автор» будет «рисовать». Например, на заранее подготовленной карточке, если створки доски закрываются – на обратной стороне доски, и др.

После окончания диктовки «автор» открывает свой вариант, а учащиеся соотносят со своим результатом. Те, у кого результат совпал, ставят себе «+», у кого не совпал – знак «?», и исправляют свою ошибку.

Затем роль «автора» могут выполнить несколько учеников по очереди, пока учитель не убедится, что правила игры и проверки результатов понятны каждому. В заключение игры можно предложить всем учащимся поаплодировать себе или пожать руки друг другу.

После такой подготовки учащимся будет понятно и интересно играть в парах, они смогут организовать игру в «Телефон» с родителями.

В заключение занятия учащиеся под руководством учителя делают вывод, что игра помогла им закрепить умение называть место расположения изученных клеточек и точек.

Эту игру можно организовывать на всех этапах обучения письму цифр, а также на других уроках, например, на уроке письма, если в этих курсах учебные элементы также представлены в виде эталонов-полных схем ООД. В противном случае, дети не смогут осуществить критериальный (с опорой на эталон) само- и взаимоконтроль, и игра потеряет дидактический смысл.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.