Для неспециализированных потоков — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Для неспециализированных потоков

2017-07-25 167
Для неспециализированных потоков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение (2 часа)

Обеспечение личностно ориентированного, разви­вающего обучения — основное требование современ­ной школы. Организационное переустройство учебного процесса с учётом психофизиологических особенно­стей детей, совершенствование методических принци­пов, связанных с введением вариативного содержания обучения, рационализация процессуальных основ обу­чения и воспитания. Необходимость разработки и вне­дрения новых педагогических технологий. Важность переподготовки учителя к работе в новых социальных условиях, повышения общего уровня педагогической культуры.

Тема 1. «Педагогические технологии: понятие и типология» (4 часа)

Выращивание понятия «профессиональная дея­тельность». Необходимость технологизации учебного и воспитательного процессов. Сущность и особенности педагогической технологии. Причины возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий. Классификация педагоги­ческих технологий. Препятствия на пути воплощения инновационных авторских проектов и условия их пре­одоления.

Тема 2. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения (4 часа)

Наследие «информационного общества» и тотали­таризма: отсутствие экологии информации, место, роль, и значение информации, не подкреплённой практическим действием. Сущностные черты тотали­тарного государства. Необходимость формирования. личности с заданными свойствами. Основные способы формирования управляемого исполнителя в образова­тельных структурах.

Практическое занятие: построение «портрета» вы­пускника массовой школы, выделение типологических особенностей школьников, обучающихся с принуди­тельном режиме объяснительно-иллюстративных тех­нологий обучения.

Тема 3. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения (8 часов)

Внешний механизм функционирования объясни­тельно-иллюстративных технологий: просвещение обу­чающихся, доминирование обучения над учением, единообразие и закостенелость в формах и содержа­нии, регламентированное исполнительство учителя и ученика, направленность на решение узко дидактиче­ских задач, превознесение внешних показателей ре­зультата работы, надзор за внешними проявлениями вместо управления психологическими процессами.

Внутренние психологические последствия исполь­зования традиционных технологий. Принуждение в процессе обучения, репрессивная среда в школе. Влияние принуждения на психологическое состояние учителей и учащихся. Подмена внутренней мотивации стимулированием. Отсутствие в объяснительно-иллю­стративных технологиях обучения организованных процедур развития, саморазвития, воспитания лично­сти, невозможность реализации в этой системе обуче­ния триединых дидактических задач.

Последствия подмены воспитания просвещением. Неадекватность профессиональных затрат педагогов общему уровню обученности и воспитанности выпуск­ников школы.

Практические занятия. Просмотр в видеозаписи и анализ урока в объяснительно — иллюстративном ре­жиме обучения. Сильные и слабые стороны традици­онного урока. Позиция учителя и ученика в массовой школе. Необходимость изменения процессуальной сто­роны и режима урочной системы. Удачные находки из педагогической практики учителей Тверской области в решении этой проблемы.

Тема 4. Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся — необходимое условие перехода к более совершенным технологиям обучения (8 часов)

Основное условие при переходе к более совершен­ным технологиям обучения — замена внешнего стиму­лирования внутренней мотивацией учения школьни­ков. Традиции в оценочной деятельности учителя мас­совой школы, доставшиеся ему по наследству, и неиз­бежно необходимые при использовании объяснитель­но-иллюстративных технологий.

Сущность общепринятой (социальной) и индиви­дуальной нормативной ориентации учителя. Содержа­ние оценочного акта в массовой и инновационной технологиях обучения. Применение в работе индиви­дуальных эталонов оценивания — основная задача учи­теля при переходе к более совершенным технологиям работы. Сочетание в работе индивидуальных и обще­принятых эталонов.

Самооценка как основа саморегуляции и внутрен­ней мотивации учения. Основные условия и способы обеспечения самооценки учебной деятельности школьниками на разных типах уроков. Уровни сфор­мированности действий самооценки. Виды тестов, ис­пользование их на разных этапах обучения.

Практические занятия. Просмотр видеофрагментов уроков с разными подходами к оцениванию учащихся.

Анализ последствий внешнего стимулирования уча­щихся и внутренней мотивации учения на развитие познавательной активности и самостоятельности обу­чающихся.

Просмотр видеозаписи и анализ интервью учащих­ся разных возрастных групп и родителей по поводу школьного балла и его роли в социальной жизни школьника.

Тема 5. Воспитание в процессе учения (8 часов)

Совместная деятельность — стабильное и мощное воспитательное средство. Механизм её организации. Совместная деятельность и общение — активная форма проявления отношений. Сущность процесса воспита­ния. Отношения — центральное звено изучения и формирования личности. Виды и свойства отношений. Базовые (производственные) отношения и межлично­стные, их рассогласованность в традиционной школе. Педагогическая процедура формирования и корректи­ровки нравственных качеств личности. Роль характера воспитательных отношений в педагогической практи­ке. Процедуры, обеспечивающие субъектную позицию воспитанникам. «Нетрадиционные» формы уроков, их специфика и роль в организации воспитательных от­ношений. Технологии, обеспечивающие воспитание в процессе учения.

Практические занятия. Просмотр в видеозаписи, анализ уроков и внеклассных занятий с целью опреде­ления содержания воспитательных отношений и про­гнозируемых последствий в плане формирования ха­рактера воспитанников. Анализ видеофрагментов с це­лью определения согласования или рассогласованности базовых отношений в учебном процессе и межлично­стных. Способы выражения отношений.

Тема б. Адаптивная система обучения (12 часов)

Необходимость перехода к более совершенным технологиям обучения. Основные пути реформирова­ния традиционной системы обучения: новое в содер­жании образования, организационные изменения в

учебном процессе, процессуальные преобразования в учебной деятельности.

Применение личностно — ориентированных техно­логий обучения. Основные идеи получивших призна­ние прогрессивных личностно -ориентированных тех­нологий обучения: технологии «полного усвоения зна­ний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения».

Изменения в типовой структуре урока. Учебное занятие в адаптивной школе: особенности организа­ции. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей.

Первоочередные вопросы методики адаптивной школы.

Практические занятия. Проектирование учебного занятия по типовой схеме. Просмотр в видеозаписи и анализ учебных занятий в адаптивной школе.

Тема 7. Основы развивающего обучения (20 часов)

Переход к развивающему обучению — условие дей­ственной перестройки общеобразовательной школы. Сущность развивающего обучения. Основные научные школы и их направленность.

Л.С. Выготский и его последователи о роли обуче­ния в развитии личности. Новый взгляд на проблемы психического развития детей а процессе обучения.

Продуктивные и малопродуктивные типы мышле­ния. Развитие теоретического сознания и мышления — главная цель концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова.

Основные положения теории развивающего обуче­ния Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Теория учебной деятельности: строение, содержание и принципы орга­низации. Формы взаимодействия и характер общения учителя и ученика в процессе учебной деятельности. Метод проблемных учебных задач, виды и механизм их составления.

Учебный цикл как основная структурная единица учебного процесса. Типовая структура учебного цикла. Функции учителя в режиме развивающего обучения.

Практические занятия. Просмотр в видеозаписи ва­риантов проведения первого акта учебного цикла — постановки проблемной учебной задачи при изучении разных учебных предметов; второго акта — решения учебной задачи; целого учебного цикла — методиче­ского кольца от постановки проблемы, самостоятель­ной деятельности школьников по добыванию новых знаний до анализа контрольных заданий.

Посещение и анализ отдельных занятий в системе развивающего обучения в школах — лабораториях.

Конференция по обмену опытом работы: «Поиски и находки в процессе перехода на новые технологии обучения». Семинар: «Пути ускорения реализации но­вых технологий обучения в школах Тверской области». Обзор литературы по проблеме. Обсуждение учебного плана и программы специализации «Возрастная психо­логия и проблемы развивающего обучения» (для спе­циализированных потоков).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.

2. Анисимов О.С. Методологическая культура пе­дагогической деятельности и мышления. — М., 1991.

3. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

4. Бросалина Г.Н. Построение групповой диффе­ренцированной работы учащихся на основе сотрудни­чества и взаимопомощи // Нравственное формирова­ние личности школьника в коллективе. — Л., 1975.

5. Бурменская Г.В. Проблема обучения и умствен­ного развития в школьном возрасте //Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

6. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. — Томск, 1996.

7. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М., 1994.

8. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). — М., 1966.

9. Воронцов А. Б. К вопросу о домашних заданиях, их значении и содержании на разных этапах обучения в системе развивающего обучения // Феникс. — 1997 — №6.

Ю.Воронцов А.Б. Практика развивающего обуче­ния по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М, 1998.

11. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962.

12. Вторая Международная олимпиада школ разви­вающего обучения: Содержательный анализ и ком­ментарии. — М., 1997.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.

Н.Гантая И. С. Формирование основ самообразо­вания при обучении младших школьников чтению. — Кишинев, 1983.

15.Гребенюк Т.Г. Дидактика и педагогическая пси­хология. - Калининград, 1996.

16. Громов М.К. Развитие мышления младшего школьника // Психология младшего школьника. - М., 1960.

17.Гуружапов В.А. Психология формирования личности и проблемы обучения. - М., 1980.

18.Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения // Психологическая наука и образование. - 1996 - № 1.

19.Давыдов В.В. Виды общения в обучении (логико-психологические проблемы построения учеб­ных предметов). — М., 1972.

20.Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

21.Давыдов В.В. Особенности реализации содержа­тельного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

22.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обуче­ния: опыт теоретического и экспериментального ис­следования. — М., 1986.

23.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.

24.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

25.Давыдов В.В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

 

 

2б.Давыдов В.В. Принципы обучения в школе бу­дущего // Хрестоматия по возрастной и педагогиче­ской психологии. - М., 1981.

27.Давыдов В.В. Психологические проблемы про­цесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.,

1981.

28.Давыдов В.В., Верданян А.У. Учебная деятель­ность и моделирование. — Ереван, 1981.

29.Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация разви­вающего обучения в 5—9 классах средней школы // Феникс. - 1996 - № 5.

30.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.

31.Доналдсон М. Мыслительная деятельность ре­бёнка. - М., 1985.

32.Драгунова Т.В. Общение с товарищами как осо­бая сфера жизни подростков. - М., 1967.

33.Дусовицкий А.К. Дважды два равно икс. — М.,

1982.

34.Дусовицкий А.К. Загадки птицы Феникс. — М., 1986.

35.Дусовицкий А.К. Развивающее обучение: ос­новные принципы. — Харьков, 1996.

36.Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М., 1996.

37.Жеден П.С. Использование методов развиваю­щего обучения на уроках русского языка в младших классах. — Томск, 1992.

38.3ак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.

39.3ак А.К. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1995.

40.3ак А.К. Диагностика видов мышления млад­шего школьника. - М., 1995.

41.3анков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963.

42-Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.

43.3анков Л.В. Беседы с учителями. — М., 1970.

44.Занков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963. 45.3анков Л.В. Наглядность и активизация уча­щихся в обучении. — М., 1960.

46. Захарова А.В. Психология обучения старше­классников. — М., 1976.

47.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М., 1993.

48. Изучение развития учащихся учителем. — М., 1984.

49. Кабанова-Малер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М., 1981.

50. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.

51. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в ус­ловиях развивающего обучения. — М., 1980.

52.Клинберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984.

53. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагоги­ческого пространства школы развивающего обучения. — Калининград, 1996.

54.Костюк Г.С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника // Обучение и развитие младших школьников. — Киев, 1970.

55. Кравцов Г.Г. Некоторые психологические осо­бенности учебной деятельности младших школьников // Экспериментальные исследования по проблемам педа­гогической психологии. — М., 1976 — Вып. 2.

56.Кудина Г-Н., Новлянская З.Н., Цукерман З.А. Психологические основы построения школьного курса литературы // Развитие психики школьников в про­цессе учебной деятельности. - М.. 1983.

57.Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М., 1983.

58.Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школь­ная практика: Экспериментально-дидактические ис­следования на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащих­ся. - Минск, 1978.

59Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

60.Лернер И.Я. Процесс обучения и его законо­мерности. — М., 1980.

61.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

62.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1985.

63.Лысенкова С.Н. Главы будущей книги. — М., 1993.

64.Лысенкова С.Н. Жизнь моя — школа. — М., 1995.

65. Маркова А.К. Психология обучения подростков. — М., 1975.

66. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятель­ность как предмет психологического исследования // Хрестоматия по возрастной и педагогической психо­логии - М., 1981.

67. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.

68. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Форми­рование мотивации учения. — М., 1990.

69. Марев И.С. Методологические основы дидакти­ки. - М., 1987.

70. Матис Т.А. Психологические особенности орга­низации совместной учебной деятельности школьни­ков // Психологические проблемы учебной деятельно­сти школьников. — М., 1977.

71.Мечинская НА Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психо­логии. - М., 1975.

72. Обучаемость по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения // Книга для учителя. — М., 1991.

73. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование. — М., 1975.

74. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV-V кл.). - М., 1985.

75. Петрова Г.И. Гносеологический анализ теорий обучения. — Томск, 1977.

76. Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания ме­жду детьми в учебной деятельности // Развитие психи­ки школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.

77. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умствен­ное развитие. — М., 1967.

78. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. — М., 1989.

79. Психологические проблемы учебной деятельно­сти школьника. — М., 1977.

80. Психологические проблемы обучения и воспи­тания. - Душанбе, 1974. - Ч. 1.

81. Психология обучения и воспитания (вопросы организации формирующего эксперимента): Обзорная информация. — М., 1978. — Вып. 5.

82. Психология формирования личности и пробле­мы обучения. — М., 1980.

83. Психологическое развитие школьников в про­цессе учебной деятельности. — М., 1983.

84. Психология учебной деятельности школьников:

Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции по пе­дагогической психологии в г. Туле. — М., 1982.

85.Пунский В.О. Азбука учебного труда. — М., 1988.

86.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск,1993.

87.Репкин В.В. О понятии учебной деятельности. Структура учебной деятельности // Вестник Харьков­ского университета. — 1976. - № 132.

88.Репкин В.В., Дусавицкий А.К. О потребностной основе учебной деятельности // Проблемы формиро­вания социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974.

89.Репкин В.В. Формирование учебной деятельно­сти как психологическая проблема. // Вестник Харь­ковского университета. — 1977. — № 155.

90.Репкин В.В. Формирование учебной деятельно­сти в младшем школьном возрасте. // Вестник Харь­ковского университета. - 1978. - № 171.

91.Репкин В.В. Формирование учебной деятельно­сти в младшем школьном возрасте. - М., 1993.

92.Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, 1992.

93.Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности // Вестник МАРО. - 1996 - № 1.

94.Репкин В.В. Психолого-педагогический мони­торинг // Вопросы психологии. — 1995 — № 1.

95. Романовская М.П. и др. Оценка знаний и уме­ний учащихся в системе развивающего обучения: 2-3 класс. - М., 1995.

96.Сикорский И.А. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей. - СПб., 1992.

97. Содружество учёного и учителя: Работаем по системе Л.В. Занкова // Книга для учителя. — М., 1991.

98.Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности. — Кемерово, 1996.

99. Составление учебных задач: Методическая раз­работка. - М., 1990.

100.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвое­ния знаний. — М., 1975.

101.Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. — Рига, 1997.

102.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж, 1996.

103.Формирование учебной деятельности школь­ников. - М., 1982.

104.Фридман Л.М. Логико-психологический ана­лиз школьных учебных задач. - М., 1977.

105-Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологиче­ский справочник учителя. — М., 1991.

10б.Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.

107.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

108.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.

109.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? — М., 1985.

110.Цукерман Г.А. Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения // Новые исследования в психологии: Сообщение 2. Обоснование гипотезы. — М., 1984.

111. Цукерман Г.А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М.,

1983.

112.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.

11З.Чуприкова Н. Система обучения Л.В. Занков и современная психология // Педагогика. - 1993. - № 2.

114.Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Воз­растные возможности усвоения знаний (младшие клас­сы школы). — М., 1966.

115.Эльконин Д.Б. Психологические основы фор­мирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогиче­ской психологии. — М., 1981.

116.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего

школьника. — М., 1974.

117.Эльконин Д.Б. Избр. педагогические труды. —

М., 1991.

118.Юмашева Р.Н., Дусавицкий А.К., Неструева З.Н. Особенности нейропсихологического развития школьников при обучении, направленном на форми­рование интеллектуальных способностей. // Материа­лы 1-й Международной конференции педиатров евро­пейских стран «Здоровый ребёнок». - М., 1979.

119.Якиманская И.С. Развивающее обучение. —

М., 1979.

120.Якиманская И.С. Знание и мышление школь­ника. - М., 1985.

СТАТЬИ

121.Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной дея­тельности // Вопросы психологии. — 1975. — № 4.

122. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной ра^ боты младших школьников // Вопросы психологии. — 1985. - № 4.

123. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 4-х классов // Вопросы психо­логии. - 1968. - № 3.

124. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлек­сии у младших школьников // Вопросы психологии. — 1978. - № 2.

125. Давыдов В.В. О понятии развивающего обуче­ния // Педагогика. — 1995. — № 1.

126. Давыдов В.В. О понятии развивающего обуче­ния // Педагогика. - 1990. - № 1.

127. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. - № 6.

128. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственно­сти дошкольной и начальной школьной ступеней //. Вопросы психологии. — 1997. — № 1.

129. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учеб­ной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1981. - № 6.

130. Давыдов В.В.. Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников. от характера обучения // Вопросы психологии. — 1973. — №2.

131. Дусавицкий А.К., Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьни­ков // Вестник Харьковского университета. — 1976. — Вып. 9. - № 132.

132. Дусавицкий А.К. Зависимость между интере­сом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии — 1982. — № 3.

133. Железнова Г.А. Подготовка учителей по ди­дактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. —

1993. -№ 10.

134. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Во­просы психологи. — 1983. — № 2.

135. Ксензова Г.Ю. Использование активных мето­дов обучения в переподготовке руководителя народ­ного образования // Пути и методы активизации учеб­ной деятельности студентов. - Тверь, 1990.

136. Ксензова Г.Ю. О функциях педагога автори­тарной и гуманистической школ // Методические и психолого-педагогические аспекты образования. —

Тверь, 1992.

137. Ксензова Г.Ю. О некоторых аспектах новых

технологий обучения // Опыт обучения как предпо­сылка перехода к многоуровневой системе образова­ния. — Тверь, 1993.

138. Коростылёв А.Ю. Психологические особенно­сти организации совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 4.

139. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Прак-тико-ориентированные подходы к развивающему обра­зованию. // Педагогика, 1996. — № 5-

140. Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школь­ном возрасте // Вопросы психологии. — 1974. — № 5.

141. Маркова А.К. Психологические критерии эф­фективности учебного процесса // Вопросы психоло­гии. - 1977. - № 4.

142. Нечаева Н.И., Занков Л.В. О методической

системе начального обучения // Начальная школа. —

1995. - № 11.

143. Носатов В.Г. Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения // Во­просы психологии. — 1978. — № 4.

 

 

144. Об авторских программах, параллельных кур­сах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Вестник образования. — 1994. — № 5/6.

145. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобрази­тельного творчества детей. // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2; 1981. - № 1, 2.

146. Понамарёв Я.А. Исследование внутреннего плана действий // Вопросы психологии. - 1964. — №6.

147. Репкина Н.В. Память и особенности целепо­лагания в учебной деятельности младших школьни­ков //Вопросы психологии. — 1983. — № 1.

148. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом раз­витии младших школьников // Вопросы психологии. — 1980. - № 6.

149. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии ин­теллекта детей // Вопросы психологии. — 1980. — № 4.

150. Рубцов В.В., Гузман Р.Я. Психологические особенности способов организации совместной дея­тельности в процессе решения учебной задачи // Во­просы психологии. - 1983. — № 5.

151. Цветкова Т.К. Исследования учебного сотруд­ничества в педагогической психологии США // Вопро­сы психологии. 1989. — № 2.

152. Цукерман Г.А. Обыкновенный гуманизм // Вопросы психологии. — 1990. — № 6.

153. Эльконин Д.Б. Опыт психологического иссле­дования в экспериментальном классе // Вопросы пси­хологии. - 1960. - № 5.

2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

154. Актуальные проблемы дифференцирован­ного обучения. — Минск, 1992.

155. Амонашвили Ш.А. Возможности обучения без отметок в начальных классах // Эксперименталь-

ное исследование по проблемам перестройки системы начального обучения: Материалы 1-го Межреспубли­канского симпозиума. — Тбилиси, 1969.

156. Амонашвили Ш.А.Как живете дети? Книга для учителей. — М., 1991.

157. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.

158. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. От­метка. - М., 1980.

159. Бардин К.В. Ваш ребёнок не хочет учиться. -М., 1980.

160. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. — Воро­неж, 1996. - Ч. 1.

161. Бондаренко С.Н. Почему детям трудно учиться? - М., 1975.

162. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. — М., 1989.

163. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981.

164. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991.

165. Готовность к обучению в школе: разви­вающие программы. — М., 1995.

166. Границкая А.С. Научить думать и действо­вать: Адаптивная система обучения в школе. — М., 1991.

167. Дифференциация как система. — М., 1992. — Ч. 1,2.

168. Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей. — М., 1983.

169. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997.

170. Зеньковский В.В. Принцип индивидуаль­ности в психологии и педагогике // Проблемы воспи­тания в свете христианской антропологии. — М., 1996.

171. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1988.

172. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. — Горький, 1972.

173. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.. 1990.

174. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982.

175. Коротяев Б.И. Учение — процесс творче­ский. - М., 1989.

176. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориенти­рование во внутреннем мире. — М., 1997.

177. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. — Тверь, 1998.

178. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж, 1997.

179. Мендлина С.Л. Показатели трудоёмкости домашней учебной работы школьников // Новые ис­следования в педагогических науках. — М., 1977. — Вып. 1 (29).

180. Мерлин В. Психология индивидуальности:

Избранные психологические труды. — Воронеж, 1996.

181. Рабунский B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1975.

182. Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания. — М., 1985.

183. Ротенбер B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.

184. Унт И.Э. Индивидуализация и дифферен­циация обучения. — М., 1990.

185. Хьелл Л., Зипер Д Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. - СПб., 1997.

186. Чередов И.М. Сочетание фронтальной, об­щеклассной, групповой и индивидуальной форм учеб­ной работы на уроке. — Омск, 1982.

187. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. — М., 1997.

188. Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. -М., 1979.

189. Школа и психическое здоровье. — М., 1988.

190. Якиманская И.С. Личностно-ориентиро-вочное обучение в современной школе. — М., 1996.

СТАТЬИ

191. Андронова М.В. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педаго­гика. - 1996. - № 5.

192. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Во­просы психологии. —1997. — № 4.

193. Макарчева А.П. Развитие и обучение в ус­ловиях многопрофильной школы с адаптивной систе­мой образования // Начальная школа. - 1994. - № 2.

194. Психолого-педагогические проблемы диф­ференцированного обучения в школе // Советская пе­дагогика. - 1991. - № 4.

195. Ярулов А. Через самостоятельность и само­контроль: опыт внедрения индивидуально-ориен­тированной системы обучения // Директор школы. — 1997. - № 1.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. Педагогические технологии: понятие и типология

2. Объяснительно-иллюстративные технологии обуче­ния...................................................................................6

2.1. Наследие «информационного общества» и тота­литаризма................................................................... 13

2.2. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения..........17

• Просвещение обучающихся

• Доминирование обучения над учением

• Единообразие и закостенелость в содержа­нии и формах

• Регламентированное исполнительство

• Формирование личности с заданными свой­ствами

• Превознесение внешних показателей

• Надзор вместо управления

2.3. Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий...................29

• Репрессивная среда в школе

• Социально-психологические последствия принуждения

• Психологическое состояние учителя в ре­жиме принуждения

• Психологическое состояние ученика в ре­жиме принуждения

• Подмена внутренней мотивации стимули­рованием

• Отсутствие внимания к личности ребёнка

• Отсутствие реального воспитания лично­сти

• Последствия подмены воспитания просве­щением

• Чрезмерная «затратность» педагогического процесса

2.4. Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения....................................................................59

3. Адаптивная система обучения..................................62

3.1. Необходимость перехода к новым технологиям обучения.............................................................62

3.2. Основные пути реформирования традиционной системы обучения.....................................................65

• Новое в содержании образования

• Организационные изменения в учебном процессе

• Процессуальные преобразования в учебной дея­тельности

3.3. Применение личностно-ориентированных тех­нологий обучения......................................................70

• Технология полного усвоения знаний

• Технология разноуровневого обучения

• Технология коллективного взаимообучения

• Технология модульного обучения

3.4. Учебное занятие в адаптивной школе.............79

3.5. Типовая схема учебного занятия в адаптивной школе.........................................................................83

3.6. Варианты использования типовой схемы учеб­ного занятия в классах с разными способностями детей..........................................................................96

• Обучение детей со слабыми способностями

• Обучение детей со средними способностя­ми

• Работа с хорошо успевающими и одарён­ными учащимися

• Первоочередное в методике адаптивной школы

 

Рекомендации по преподаванию в адаптив­ной школе

4. Основы развивающего обучения............................. 112

4.1. Введение в теорию развивающего обучения.112

• Новый взгляд на проблемы психического развития детей в процессе обучения

• Продуктивные и малопродуктивные типы мышления

• Основные идеи дидактической системы / Л. В. Занкова

• Общие положения теории развивающего обучения Эльконина — В. В. Давыдова

4.2. Теория учебной деятельности.133

• Строение учебной деятельности

• Содержание и принципы организации учеб­ной деятельности

• Формы взаимодействия и характер общения учителя и ученика в процессе учебной дея­тельности

4.3. Метод проблемных учебных задач.................. 145

• Виды и механизм составления учебных задач

4.4. Функции учителя в режиме развивающего обу­чения.......................................................................153

4.5. Учебный цикл — основная структурная единица учебного процесса................................................... 159

Типовая структура учебного цикла

Въгвоаы.........................................................

Заключение................................................

Приложения................................................

• Терминология

• Рекомендации по организации дискуссии на уроке, направленной беседы с учащимися начальной школы

• Типы задаваемых вопросов и реакция на ответы

• Вырабатываете ли Вы в себе положитель­ное отношение к детям в процессе беседы?

• Формирование у учащихся заинтересованно­сти в беседе и стимулирование их понима­ния обсуждаемого материала

• Материалы по организации функционирова­ния начальной школы

• Уровни сформированности компонентов учебной деятельности

• Программа учебного курса «Педагогика раз­вивающего обучения»

Использованная и рекомендуемая литература......

 

 

КСЕНЗОВА Галина Юрьевна Перспективные школьные технологии

Ответственный за выпуск Кисарова Т.С. Корректор Денисьева Т.И. Компьютерная верстка Кузнецов Г.А. Дизайн обложки Герасимова Д.

Педагогическое общество России ЛР № 030840 от 22.07.98 г. ISBN 5-93134-051-3

Подписано в печать 1.10.99 г. Формат 84х108 /зд Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура ТаймсЕТ. Объем усл. печ. л. - 14,0. Тираж 3000 экз Заказ 2681.

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93-953000

Текст отпечатан с готовых диапозитивов в Загорской типографии Московской области


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.