Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей.

2017-07-25 633
Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Человек в системе ценностей. Проблема субъективного выбора.

2. Высшие духовные ценности. Истина, добро, красота. Понятие духовности, бездуховности и псеводуховности.

3. Ценности в условиях трансформации современного российского общества.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1, с. 348-400]; [7, с. 399-433]; [13, с. 492-496].

Дополнительная:

[20, с.78-80]; [25, с. 193-202].

Электронные ресурсы:

[6, 407-425]; [8, с. 708-760].

 

 

Основные понятия и термины:

 

Ценность – это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

 

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

 

Ценности, обеспечивающие жизнь человека – это здоровье, безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.

В философской антропологии ставится и решается вопрос о духовной жизни человека и тех ценностях, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией.

Ценность – это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека – это здоровье, безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Для человека как природного существа главной ценностью является здоровье. Не менее важная проблема для человека – проблема смысла жизни человека, в основе которой лежат жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбирает сам человек. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям может иметь несколько индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется свобода воли. Свобода – это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки. Ответственность – это социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Нравственные ценности и мораль – важные для человека и способствуют становлению личности. Мораль – совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Этика – философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.

Правила нравственности содержались уже в религиозно-философских воззрениях древневосточных мыслителей. Так, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», одним из качеств которого должно стать качество человечности. Особая этическая система провозглашалась в буддизме, который рассматривал жизнь человека как страдания и говорил о путях освобождения от этих страданий.

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из которых являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того, чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание. Гедонистическая этика представляет собой стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни (примером может служить этика Эпикура). Стоицизм – учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости.

В средние века христианство предложило свою систему ценностей, исходящую из любви к Богу. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве вышей ценности.

В эпоху Реформации возникает протестантская этика, по выражению М. Вебера, превозносящая роль труда до значения молитвы, и считающая приобретение богатства богоугодным делом. В период немецкой классической философии И. Кант главной категорией нравственности считал категорию долга. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла бы быть и нормой всеобщего законодательства». В новое время существовала и ницшеанская мораль, связанная с именем Ф. Ницше, который критиковал христианский ценности.

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм исходили из своих этических систем.

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими, как добро, зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье.

Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможными отношения между людьми во всем конкретном их многообразии.

Особенность морали в единстве свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важные для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. На вершине ценностной пирамиды – высшее благо, или идеал. Именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.п. Добро – это то что, приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина. Мораль опирается на общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению.

 

Одной из форм ценностного отношения к миру является религия. Религия – система представлений, на основе которых группа верующих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Религия предполагает веру в существование сверхъестественных сил. Религия – это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разные функции.

Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.

Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.

В-третьих, религия оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования.

Религия делятся на политеистические (многобожие)и монотеистические (единобожие). К мировым религиям относятся такие монотеистические религии, как: буддизм, христианство, ислам.

Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения к миру. Человек познает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята эстетика – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.

В переводе с греческого языка эстетика – «эстезис» - ощущение, чувственное восприятие. Немецкие философы Лейбниц и А.Г. Баумгартен выделили три сферы духовного мира человека: разум, полю и чувство. Если две первые изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве Баумгартен назвал эстетикой. В период античности на эстетику оказывала влияние философия, в эпоху средневековья на нее влияли религия и богословие, в эпоху Возрождения – художественная практика. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в ХVIII в., а с ХIХ в. начался новый этап развития этики, когда на нее оказывали влияние позитивизм, социология и марксизм.

Искусство – форма эстетической деятельн6ости, поэтому эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными категориями, такими, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому даже существовала трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.

Эстетическое - универсальная категория. Кроме нее можно выделить три группы категорий, которые отражают:

§ Объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

§ Духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

§ Мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).

Можно выделить следующие виды ценностей:

По содержанию различают ценности, соответствующие подсистемам общества – материальные (экономические), политические, социальные, духовные. Материальные ценности включают в себя производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают в себя нравственные, познавательные, эстетические, религиозные представления.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека. К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки, нормативы, запреты, цели, проекты, эталоны и стандарты. Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те и другие ценности неразрывно связаны между собой.

Все ценности носят общественный характер. Возникновение ценностного отношения к миру стало возможным только после появления человека как объекта и субъекта общественной жизни. Социальные ценности, по определению американского социолога Т.Парсонса, это – общепризнанные представления о желательном типе социальной системы.

Фундаментальным обоснованием ценностей являются потребности. В зависимости от ценностей та или иная потребность может быть одобрена или нет. Социальные ценности формируют конкретные интересы.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимы для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяют цели человеческой деятельности. Вторая группа – духовные ценности, они определяют смысл человеческой деятельности. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое целеполагание? Дайте определение понятия «норма».

2. Раскройте сущность термина «ценность».

3. Что изучает аксиология?

4. Как в истории философии решался вопрос о сущности ценности?

5. Обоснуйте положение о том, что ценности являются регуляторами поведения человека.

6. Что такое высшие духовные ценности?

7. Дайте определение и раскройте сущность таких понятий, как добро, красота, справедливость, истина.

8. Какие ценности, на ваш взгляд, сегодня являются превалирующими?

Тест для самоконтроля:

1. Гедонизм видит смысл жизни в…

а) удовольствии;

б) наслаждении;

в) отказе от удовольствий;

г) отказе от наслаждений.

2. Счастье в философском смысле понимается как…

 

а) положительная самооценка;

б) удовлетворение биологических потребностей;

в) освобождение от моральных норм;

г) удовлетворенность жизнью.

3. Свобода - это…

а) возможность поступать так, как хочется;

б) надуманное понятие, т.к. человек всегда подчинен объективным законам природы и общества;

в) отсутствие ответственности;

г) знание законов природы и возможность использовать их в определенных целях.

4. О смысле жизни человек начинает задумываться, когда…

а) начинает ходить и говорить;

б) попадает в экстремальную жизненную ситуацию;

в) выбирает профессию;

г) подводит итоги жизненного пути.

5. Нигилистическое отношение к действительности, достоянию культуры, особенно к моральным и другим социальным нормам – это:

а) холизм;

б) эгоизм;

в) эвдемонизм;

г) цинизм.

6. Эстетическое отношение к действительности определяется ценностью:

а) истинного знания;

б) материального блага;

в) священного;

г) прекрасного.

7. Истина, добро, красота являются:

а) ценностями;

б) знаками;

в) нормами;

г) оценками.

8. Античный философ…… связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма:

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Парменид.

9. Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога – утверждает…

а) волюнтаризм;

б) фатализм;

в) провиденциализм;

г) нигилизм.

10. Категорический императив, по Канту, это –

а) внутренний нравственный закон;

б) государственная власть;

в) чувственная склонность;

г) общее благо.

 

 
 
 
     

 

 

3.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. Апрышко, П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. М.: Республика, 2012. 656 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. 3-е изд. М.: Высш. шк., 2011. 350 с.

3. Бессонов, Б. Н. История философии: учебник / Б.Н. Бессонов. М.: Юрайт,2012. 278 с.

4. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. М.: Проспект, 2013. 325 с.

5. Гриненко, Г.В. История философии: учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Г.В. Гриненко. М.: Юрайт,2012. 689 с.

6. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. М., 2012. 354 с.

7. Кальной, И.И. Философия: Учебник. 2-е изд., оп и перераб. / И.И. Кальной. Симферополь: Бизнес-информ, 2011. 496 с.

8. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. М.: Кнорус, 2013. 232 с.

9. Липский, Б. И. Философия: учебник для студентов вузов / Б.И. Липский. М.: Юрайт, 2012. 495 с.

10. Орлова, Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов / Э.А. Орлова. М.: Академический проект; Альма Матер, 2012. 647 с.

11. Спиркин, А.Г.. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 828 с.

12. Философия: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко.5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 561 с.

13. Философия: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратниковой.4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 735 с.

14. Философский словарь / Под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 576 с

Дополнительная литература:

1. Алексеев, П.В. Социальная философия: учебное пособие / П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2014. 256 с.

2. Бельская, Е.Ю. История и философия науки: учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов. М.: Альфа, 2014. 416 с.

3. Гаспарян, Д.Э. История социальной философии: курс лекций / Д.Э. Гаспарян. М.: Вузовский учебник, 2014. 166 с.

4. Ивин, А.А. Социальная философия: учебник для бакалавров / А.А. Ивин. М.: Юрайт, 2013. 510 с.

5. Киричек, А. В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. / А.В. Киричек. М.: АГПС, 2013. 324 с.

6. Кохановский, В.П. Философия / В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 574 с.

7. Краткий курс лекций по философии / Сост. Л.М. Снигирёва. Керчь: КГМТУ, 2014. 200 с.

8. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Высш. шк., 2013. 546 с.

9. Мамардашвили, М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии / М.К. Мамардашвили, М.: Академия, 2012. 320 с.

10. Методические указания к семинарским занятиям по философии / Сост. Л.М. Снигирёва. Керчь: КГМТУ, 2014. 51 с.

11. Моисеева, Н. А., Сороковикова, В. А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеев, В.А. Сороковикова. СПб.: Питер, 2012. 138 с.

 

 

 Электронные ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/ (дата обращения 25.03.2015).

2. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/ (дата обращения 25.02.2015).

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 25.03.2015).

4. Алексеев П. В. Философия: учебник [Электронный ресурс] 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, МГУ, 2010. 588 с. Режим доступа: http://texts.lib.tversu.ru/texts/1001293ogl.pdf (дата обращения 25.03. 2015).

5. Данильян О.Г. Философия. Учебник [Электронный ресурс] 2-е перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=419064 (дата обращения 25.03.2015).

6. Данильян О.Г. Философия. Учебник [Электронный ресурс] 2-е перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=341075 (дата обращения 20.03.2015).

7. Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2012. 375 с. Режим доступа: http://texts.lib.tversu.ru/texts/999752ogl.pdf (дата обращения 25.01.2015).

8. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/_20.php, Глава 4, с. 760-787 (дата обращения 2.04.2015).

9. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - Режим доступа: http://e.lanbook.com (Дата обращения: 18.02.2015).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философская культура личности предполагает постоянное пополнение знаний, в том числе и через самообразование. При этом знание – не только обладание, потребление созданного и накопленного предыдущими поколеними, но это еще участие в «со-творчестве», предполагающем диалог Учителя и Ученика. Навыки подобного со-творчества и формируются в процессе изучения философии. Предлагаемый конспект лекций по дисциплине «Философия» для студентов дневной и заочной форм обучения предназначен для изучения курса и подготовки к экзамену. Цель данного конспекта лекций – не только передать определенную сумму знаний, но и попытаться привлечь внимание обучающихся к проблемам философии как знанию лично им необходимому, поскольку философия видит смысл своего существования именно в умении правильно искать ответы, что всегда предполагает наличие вопросов, выраженных в явной или неявной форме.

В представленном конспекте лекций учтены современные требования к изучению дисциплины «Философия», дано краткое изложение основных тем по дисциплине для самостоятельного изучения курса, предложены тестовые задания для проверки знаний по темам. По каждой теме приводится глоссарий для усвоения студентами основных философских понятий, а также представлен список основной и дополнительной литературы, интернет-источников, которые помогут обучающимся в самостоятельном освоении материала по дисциплине «Философия».

 

Лиля Исметовна Кемалова

 

Философия

 

Конспект лекций

для студентов направлений подготовки: 05.03.06 «Экология и природопользование», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения», 38.03.01 «Экономика», 39.03.02 «Социальная работа»

очной и заочной форм обучения

 

Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.

Заказ №________. Объем 8,87 п.л.

ФГБОУ ВО “Керченский государственный морской технологический

университет”

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.