Характер межличностных отношений — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характер межличностных отношений

2017-07-25 199
Характер межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межличностные отношения детей в малой социальной группе, ка­ковой является отряд, — это одна из ведущих форм реализации соци­альной сущности индивида, эмоционально-психологический климат, который складывается на базе этих отношений — среда и фактор раз­вития личности. Вот почему очень важно своевременно обследовать характер межличностных отношений, которые уже к концу первой десятидневки становятся более или менее стабильными, оформивши­мися. Если вожатый не будет держать руку на пульсе взаимоотноше­ний, то есть высокая вероятность, что стихийно складывающиеся от­ношения (например, в результате «социального передела», скрытого от глаз взрослых) приобретут нежелательный антигуманный харак­тер, став групповой нормой. Кроме того, неинформированность о сущ­ности внутригрупповых отношений приведет к тому, что будут упу­щены судьбы проблемных, дезадаптированных детей.

Для исследования в «полевых условиях» межличностных отно­шений в отряде можно использовать модифицированный вариант методики Р. Жиля.

Инструкция. Членам отряда раздаются карточки с изображени­ем стола (см. рис.). Предлагается «пригласить» на свой день рожде­ния ребят из отряда, ставших близкими за дни, проведенные в лаге­ре, и посадить на стульчики поодаль ребят, присутствие которых пока нежелательно за праздничным столом. Ребятам гарантируется

полная «тайна» информации. Дается обещание, что будит сообще­ны обобщенные данные по отряду (но без указания фамилий).

Обработка результатов. Полученные выборы оформляются в ви­де социометрического документа — социоматрицы. Положительные выборы отмечаются крестиком, отрицательные — минусом. Взаимные выборы, положительные и отрицательные обводятся кружочком. Под­считывается сумма произведенных выборов (табл. 4)

Предложенная методика дает возможность определить следую­щие социально-психологические характеристики: социовалентность членов отряда (степень включенности во взаимоотношения);

статус каждого ребенка; сплоченность группы; уровень гуманиза­ции (агрессивности взаимоотношений детей — источников агрессии и детей — жертв групповой агрессии).

Начать анализ социометрических данных целесообразно с пара­метра «социовалентность», который свидетельствует о степени и характере включенности ребенка в систему взаимоотношений в от­ряде. По социовалентности можно судить о потребности ребенка в общении и о его установке удовлетворить эту потребность именно в отряде, что в свою очередь позволяет судить о привлекательности отряда для личности. Определяется валентность по количеству и характеру сделанных выборов. Социовалентность будет положи­тельной, если преобладают положительные выборы; отрицатель­ной, если преобладают минусы. Дети с выраженными негативными установками характеризуются двумя типами отклонений в эмоцио­нально-волевой сфере: во-первых, это дети аффективные, растор­моженные. Психологический смыслих отрицательных выборов в том, что агрессия, конфликт — наиболее доступный для них способ взаимодействия со средой, что является признаком слабых адапта­ционных возможностей. Во-вторых, это дети замкнутые, необщи­тельные, погруженные в себя. Психологический смысл отрицания в этом случае носит защитный характер, отражает коммуникатив­ную тревожность.

Социально-психологический статус члена отряда отражает его по­ложение в коллективе, в системе межличностных отношений. Статус определяется числом выборов, полученных в группе и свидетельствует о степени признания личности в ней. В небольшом отряде статусы рас­пределяются следующим образом. Высокие статусы: дети-звезды, пол­учившие 4 и более положительных выбора; дети-предпочитаемые, пол­учившие 2-3 положительный выбора. Низкие статусы: принятые дети, получившие один положительный выбор; изолированные дети, не пол­учившие ни положительных, ни отрицательных выборов; отвергаемые дети, получившие преимущественно отрицательные выборы.

Детей, получивших равное количество положительных и отри­цательных выборов, принято называть членами коллектива с неоп­ределившимся статусом. Оценка статусной структуры отряда идет по логике: чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучнее. В основе такого подхода лежит учет психологиче­ского потенциала статуса.

Высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверст­ников, положительную оценку окружающих (формирующую, в свою очередь, высокую самооценку), интенсивность и разнообразие

контактов, эмоционально и содержательно обогащающих социаль­ную жизнь ребенка.

Низкий статус, наоборот, делает противоречивым и неблагоприят­ным развитие личности. Дефицит общения у низкостатусного ребенка обедняет его эмоциональную жизнь; он лишен возможности иметь бо­гатый личный опыт общения, наращивать социальную компетент­ность. У ребенка, лишенного признания группы, складывается зани­женная самооценка, особенно в условиях невыгодного для него срав­нения с популярными детьми.

Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отвер­женные дети — объекты групповой агрессии. Пучина отрицатель­ных коммуникативных потоков создает для личности хроническую стрессовую ситуацию, вступают в силу защитные механизмы лич­ности; созревает состояние внутреннего взрыва, ведущего к само­изоляции личности, данный коллектив становится для ребенка не­значимым, он начинает игнорировать жизнь группы и ее мнение.

Сплоченность — показатель, характеризующий меру интенсив­ности личных контактов, психологическую взаимность членов группы: чем больше дружеских пар, микрогрупп успели образо­ваться в отряде, тем он сплоченней на момент обследования. Уро­вень сплоченности определяется как отношение числа взаимных положительных выборов к их теоретически возможному числу:

где Ус — уровень сплоченности, N — сумма взаимных выборов, n — число членов группы. Принято считать уровень сплоченности высоким, если он более 0,4 пункта; средним, если равен 0,21—0,3;

низким, если менее 0,2 пункта.

Уровень гуманизации/агрессивности отношений, сложившихся

в отряде, выводится из удельного веса положительных/отрицатель­ных выборов по формуле:

где Уг — уровень гуманизации; п — сумма положительных выборов;

N — сумма положительных и отрицательных выборов.

Принято считать, что выраженность агрессивного фона отноше­ний начинается с 15-20% отрицательных выборов, сделанных в группе.

Особо пристальное внимание педагог должен обратить на случаи отрицательной взаимности, т.е. взаимоконфликтные пары. Такие пары — один из сильнейших источников агрессивного фона детско­го сообщества. Кроме того, условия аффектно-застойного контакта крайне неблагоприятны для развития самой личности ребенка — участника такой пары. Наличие выраженной агрессивности в отря­де — знак отрицательного качества социально-педагогической сре­ды, ответственность за которую несет прежде всего вожатый.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.