Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере

2017-07-25 2772
Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 1. Общие сведения о ребенке

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Лето — ответственная пора в жизни ре­бенка для его отдыха, его развития: физического, духовного, умст­венного. Ваш ребенок едет в лагерь. Он войдет в новый коллектив, в иные условия жизни.

Мы хотим, чтобы все члены коллектива участвовали в планиро­вании и организации жизни в лагере: дети, воспитатели, вожатые, руководители кружков. И, конечно, родители.

Каждый ребенок уникален, неповторим. Этим он и интересен в первую очередь. Мы хотели бы, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в коллективе, с уважением относился к другим, к самому себе, сохранил свою неповторимость.

Чтобы учесть Ваше мнение и желания, мы просим ответить на следующие вопросы:

1. Какие, по вашему мнению, особенности здоровья вашего ре­бенка мы должны учесть?______________________

2. Каковы особенности поведения, психологии ребенка?

3. Просим сообщить круг интересов вашего ребенка____

4. Что вы ждете от лагеря, каковы ваши пожелания к организа­ции жизни в нем? ______________________

5. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства

Директор лагеря _____________ (подпись)

Ожидания ребенка

Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь

Дорогой друг!

Ты приехал в лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сде­лать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь — в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой от­вет. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!

1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть)

2. Твой возраст ____

3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые__

4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах,

как___________________________

5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться__

6. Я надеюсь, что наш вожатый будет ____________

7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если ____

8. Я хотел бы научиться в лагере _______________

9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я

10. Я буду протестовать, если меня заставят ________

11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уехать, я бы _________________________

12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя

Интересы ребенка

Карта интересов

Дорогой друг! Ты приехал в наш лагерь, Для организации досуга мы хотели бы узнать о твоих интересах и склонностях. Отметь, ка­кие области знания и деятельности для тебя интересны. Используй следующую шкалу оценок:

очень интересно: ++

просто интересно; +

все равно: О

не интересно: скучно: —

Знания по предметам   Личное участие в делах  
история   техническое творчество  
литература   литературное творчество (сочинение стихов, сказок,  
языки   историй и т д.)  
химия   художественная самодеятельность (пение, танцы, игра  
физика   на муз инструментах, театр)  
техника   журналистика (радио, газета,  
искусство   устные журналы)  
архитектура   спорт (спортивные игры, военизированная игра, спорт-  
военное дело   секции, «Веселые старты»)  
биология   рукоделие (шитье, вязание, вышивка и т п.)  
география   художественное ремесло (поделки резьба, выжигание и  
экология   т.п.)  
информатика   рисование  
экономика   уход и наблюдение за животными  
астрономия   уход и наблюдение за растениями  
право   туризм, турслеты  
философия   краеведение, фольклор  
еще?   занятия с младшими детьми, опека, игры  
    просто чтение  
    интеллектуальные игры и соревнования («Брейн-  
    ринг», «Что? Где? Когда?», КВН и т.п.  
    коллекционирование  
    досуговое общение: «Огоньки», вечера отдыха, костер,  
    игровой час, праздник, телевизор, видео  
    выставки, музеи, поездки  
    трудовая деятельность  
    клубы, кружки, еще?  

 

Творческая направленность

Известная методика П. Торренса нацелена на определение уров­ня развитости творческого мышления. Методика может применять­ся практически для всех возрастов: от младшего школьного до юно­шеского. Информация о творческих возможностях и склонностях вновь прибывших детей важна для проектирования досуговых ме­роприятий, для получения представления о готовности контингента к творческим видам деятельности. Методика позволяет выявить та­кие характеристики творческого мышления, как гибкость и богат­ство идей, оригинальность. Кроме того, практика использования данного теста показала, что он очень выразительно определеляет направленность мышления (гуманитарную, предметно-бытовую, абстрактно-техническую, философскую), склонность личности к открытости, связям, контактам, единению с другими.

Инструкция. Ребенку дают бланк с 20 кругами диаметром 2,5 см и предлагают в течение 10 минут нарисовать любые изображения, ис­пользуя круг как элемент изображения. Каждый рисунок подписать.

Обработка носит качественный характер. Гибкость мышления определяется по количеству групп изображений одной тематики, богатству выраженных идей. Группируются рисунки по темам:

«Природа», «Предметы быта», «Животные», «Декоративные фигу­ры», «Абстракции» и т.д. Чем больше тематических групп, тем больше богатство и гибкость мышления. Считается, что 1-2 группы

— показатель низкого уровня гибкости; 6 и выше — высокого. Ори­гинальность мышления отмечается, если в рисунках ребенка при­сутствуют редко встречающиеся образы. К ним относят: 1) нестан­дартные изображения, редкие, не встречающиеся у других детей обследуемой группы; 2) изображение несуществующих предметов или животных (неведомых планет, новых конструкций машин); 3) редкие образы (морской еж, изображение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека), редкие ракурсы, то есть показ предмета с неожиданной точки зрения. Направленность мышле­ния определяется по содержанию изображения. Абстрактное мыш­ление — по наличию абстрактных символов, знаков, геометриче­ских фигур; предметно-бытовое — по преобладанию предметов бы­та и технической деятельности; философское — по наличию высо­кообобщенных образов (колесо истории, злость, смерть, мысль в действии, печаль); образное — по эмоционально выразительным и богатым образам, детализованным, с выдумкой, юмором. Гумани­тарная направленность видна в склонности к изображению челове­ка, его лица, игрушек, животных. Открытость, коммуникабель­ность личности определяется по склонности выйти за пределы кру­га, объединить несколько кругов в одну композицию (велосипед с колесами, колеса танка, воздушные шары, очки, гроздья).

Ниже приводятся рисунки детей, иллюстрирующие указанные выше параметры творческого мышления.

Рис. 1. Образный, эмоционально насыщенный строй мышления;

яркая склонность к связям, объединению; оригинальность всей композиции в целом.

Рис. 2. Хорошо иллюстрирует гибкость мышления: автор создал 6 тематических групп: спорт — 2 рисунка, животное — 1, игрушки

— 2, техника — 5, объекты природы — 2, человек — 2.

Рис. 3. Насыщен оригинальными, редко встречающимися в быту объ­ектами, несуществующими предметами, редкими ракурсами: свет от фар машины, вид конуса сверху, микробы, пень сверху, цифра 10, луноход.

 

 

Рис. 4. Иллюстрирует замкнутость, несклонность к контактам;

мышление предметно-бытовое, стандартное, неоригинальное, нет гибкости и богатства идей.

Лидер — ведомый

Теория лидерства еще складывается. На вопрос «Есть ли особые лидерские качества?» современные психологи отвечают неодно­значно. Одни считают, что лидер проявляет себя всегда и обладает строго определенными качествами (умом, волей, доминированием и т.д.). Другие психологи рассматривают лидера как функцию группы: лидер — это человек, которому в данной ситуации, в дан­ных обстоятельствах группа делегировала руководство. Мы при­держиваемся второй точки зрения: да, подросток, обычный в шко­ле, классе, дома, может стать в лагере — новой ситуации — лиде­ром отряда, принять на себя ценности и проблемы группы, про­явить скрытые в нем качества, актуализированные именно сейчас, в этой группе, которая признала его лидером. И наоборот: подро-

сток, привыкший командовать, властвовать, подавлять, «вдруг» оказывается в лагерной группе не у дел, поскольку группа не при­знала в нем вожака.

Если вы, вожатый, согласны с нами, значит, вам пригодится методика определения лидера в отряде, основанная на признании функционирования персоны лидера в зависимости от восприятия и позиции группы. Методика носит игровой характер и должна прово­диться примерно через неделю после заезда, когда дети в деятельности и взаимодействии узнают друг друга.

Инструкция. Представьте, что соседний колхоз позвал нас на полевые работы. Жарко. Работать в полдень неохота, но надо. Определите, кто из нашего отряда сможет убедить ребят остаться в поле и выполнить полностью норму? Кто придумает новый, оригинальный способ прополки, который заинтересует всех ребят и скрасит их работу? Кто попытается увести ребят с поля и кому это удастся? Кто молча выполнит свою норму без принуждения и понукания? Каждый член отряда вписывает фамилии ребят, отве­чая на каждый из четырех вопросов.

Обработка результатов. Подсчитывается, сколько раз названа та или иная фамилия в роли лидера организатора (вопрос № 1); ли­дера-идеолога (вопрос № 2); лидера-дезорганизатора (вопрос № 3);

исполнителя (вопрос № 4). Только тот, кто назван в конкретной роли не менее 4-5 раз, может претендовать на роль лидера. На него-то вожатый может опереться, поскольку данного ребенка лидером признала сама группа. Если в каждой из ролей не определился ли­дер (т.е. названы какие-то ребята, но не более одного-двух раз), то можно говорить о лидерском вакууме в отряде.

7. Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность

Данные социально-психологические качества относятся к психо­динамическим характеристикам человека, определяющим черты его темперамента и достаточно хорошо отслеживаются методом наблюде­ния за поведением и способом общения ребенка в группе. Все же мы предлагаем вожатому известный опросник Г. Айзенка, который помо­жет ему подтвердить или опровергнуть личные наблюдения.

Общительность — коммуникативное качество, очень важное для успешной жизни подростка во временном коллективе. Для зам­кнутого ребенка ситуация принудительного общения мучительна, часто она становится базой для появления эмоционального напряже­ния вплоть до стресса. Своевременно выявленный некоммуникабель-

ный подросток должен стать предметом особо тактичного подхода со стороны прежде всего вожатого. Его нельзя принуждать к коллектив­ным формам деятельности — можно только приглашать, его нельзя на­значать на ту или иную роль в отрядном деле — только ставить в ситуа­цию свободного выбора; первые дни в лагере целесообразно дать ему оглядеться, побыть в роли пассивного наблюдателя.

Столь же важна для вожатого информация об эмоционально не­стабильных детях, неуравновешенных, возбудимых, с повышенной тревожностью. Такие дети с трудом уживаются в коллективе, пло­хо переносят режим лагеря, нередко являются источником ссор, не­стабильности детского сообщества. Кроме того, дети с выраженным нейротизмом нуждаются в оздоровлении своего психического здо­ровья. Лагерь — прекрасное место для оздоровления и стабилиза­ции эмоциональной сферы: природа, отдых, усиленное питание, пе­ремена обстановки, доброжелательность окружающих — вот сред­ства и источники такого оздоровления.

Ключ к методике

«Психологическая характеристика темперамента»

 

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию — интроверсию, ригидность — пластичность, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), актив­ность (высокую — низкую) и, кроме того, искренность испытуемо­го в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивает­ся с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умно­жить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с отве­тами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характе­ризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента   Ответы «да»   Балл   Ответ «нет»   Балл  
1. Экстраверсия   1,7,13,19, 25,31,37,            
    4,43        
2. Ригидность   8,26,32,        
    2,14,20,38,44     19,46    
3. Эмоциональ­   15,21,33,39.45,            
ная возбудимость   3,9.            
               
4. Темп реакций   4,16,28,            
    10,22,34,40,46,            
    17,29,37            
5. Активность   5,11,17,23,29,35,41,47,            
           
6. Искренность   30,36,42,48,            
    6,12,            
    18,25,24       1  

 

Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13-20 баллов, средняя — 8-12 бал­лов, низкая — 0-7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководст­вуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств

темперамента», определите степень выраженности каждого свойст­ва и зафиксируйте письменно, например:

«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоцио­нальной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)».

Самооценка

Для организации индивидуального подхода вожатому полезно иметь представление об особенностях самооценки каждого ребенка. Самооценка — важная часть самосознания личности, это эмоцио­нально-ценностное отношение к себе, которое во многом определяет и объясняет характер и поведение человека. Самооценка прямо влия­ет на переживание личностью своей ценности, определяет уровень притязаний. Особое внимание вожатый должен обратить на детей с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой. Лица с за­вышенной самооценкой склонны к зазнайству, высокомерию, не ис­пытывают потребности к самокритике и самовоспитанию. Они имеют завышенный уровень притязаний, и поскольку он не всегда подтверж­дался успехом, это порождало конфликтный стиль отношений. Лица с заниженной самооценкой теряют веру в себя, свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея очень низкий уровень притязаний, они укло­няются от трудных задач.

Наиболее благоприятна для развития личности адекватная са­мооценка с высоким и средним уровнем. Ребята с такой самооцен­кой испытывают потребность в достижениях, верят в свои силы, инициативны в самовоспитании.

Методика «Круг»

Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5-7 классы). Доступность методики для данного возраста определяет­ся тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащи­мися своей концепции Я, не требуя сложных вербальных и логиче­ских обобщений в процессе самоанализа.

Инструкция. 1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества. Для этого поставь крестик на соответствую­щем делении: чем дальше деление от центра круга, тем больше раз­вито качество. 2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого поставь кружок на соответствующем делении (Табл. 1)

Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики, затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между иде­альным Я и реальным Я. Подсчитывается количество делений (на каждом ридиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее коли­чество делений в зоне расхождения (Табл. 2)

Шкала оценки

Уровень самооценки   Количество делений (баллов)  
высокая   менее 50  
средняя   60-90  
низкая   более 100  

 

Методика «Лесенка»

Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на уча­щихся младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулиров­ками черт характера.

Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта лич­ности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.

Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество баллов. Первая — 0 баллов, вторая 1 балл и т.д., вплоть до последней ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому качеству и находим среднее арифметическое значение (Табл. 3)

Шкала оценки

Степень развития качества   Баллы  
высокая   7 и более  
средняя   3-6  
низкая   5 и менее  

 

Данной методикой можно воспользоваться при изучении дезадаптированиых младших подростков с конфликтным рассогласо­ванием со средой. Подростничество — период активного формиро­вания концепции Я. Важной составляющей этой концепции явля­ется осмысление своего «публичного Я», т.е. представления о том, как окружающие воспринимают личность подростка. У дезаптированных подростков,развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных негативных переживаний является чув­ство непонимания, несправедливой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного переживания, рассогласования са­мо и внешней оценки можно выявить, введя в процедуру проведе­ния методики вторую инструкцию: «А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву «В» на соответствующей ступеньке».

Обработка. Подсчитывается, сколько ступенек-баллов разделя­ет -Я-оценку и взрослую оценку по каждому качеству. Количество баллов суммируется, находится среднее арифметическое значение.


Шкала оценки

Степень рассогласования Я-оценки и внешней оценки   Баллы  
высокая   6 и более  
средняя   3-5  
низкая   2 и менее  

 

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА

Эмоциональное самочувствие

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции происходит оценка собы­тия явления. Эмоции могут служить способом познания мира, обще­ния с другими, кроме того, эмоции насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.

Эмоциональное самочувствие — не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в организации вос­питательных отношений. Эмоциональные переживания определя­ют во многом отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой — мощный мотиватор деятельности: выпол­няется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, на­сыщает радостью. Именно с учетом этого педагоги применяют спе­циальную группу «эмоциональных мотиваторов»: игру, романтику, соревнования, образы литературы и искусства, природу, оформле­ние интерьера и т.д.

Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целе­сообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмо­ционального климата детского коллектива (в середине и конце сме­ны) и эмоциональное самочувствие каждого конкретного ребенка в разных жизненных зонах. Таким образом, будет «замерена» эмоци­ональная температура среды развития и эмоциональный настрой личности в этой среде.

Методика «Эмоционально-психологический климат отряда» (ЭПК)

Для исследования ЭПК отряда предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей разных возрастов тестовая мето­дика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и от­рицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились

у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего кол­лектива». Полезно рассмотреть с детьми первую пару качеств для примера.

 

 

Бланк опроса

1. В нашем отряде всегда весело       В нашем отряде всегда скуч­но  
2. Все ребята в общем-то добрые       В отряде много злых. равно­душных  
3. Мы никогда не ссоримся   — — — — —   Мы часто ссоримся, конф­ликтуем  
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные   — — — — —   Ребята в отряде часто грубят, ругаются  
5. Мне в нашем отряде спо­койно, хорошо       Мне в нашем отряде неспо­койно, тревожно  
6. У нас все равны   — — — — —   Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими  
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе       Несколько ребят дружат между собой, остальные са­ми по себе  

 

Обработка результатов. Каждая из черточек соответствует оп­ределенному баллу: крайняя правая — 0 баллов, крайняя левая — 4 балла. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоцио­нального благополучия: 7х4 = 28 баллов. Далее находим макси­мальный групповой индекс ЭПК отряда. Для этого индивидуаль­ный максимальный индекс умножаем на число обследованных де­тей. После определения максимальных значений, которые прини­маются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуаль­ный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набран­ных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс — это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по простой формуле:

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индекса Э в %
очень высокий   более 80  
высокий   71—80  
выше среднего   66—70  
средний   45—65  
ниже среднего   40-44  
низкий   менее 40  

 

Методика «Эмоциональная цветопись»

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в раз­личных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модифика­цию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некото­рые устойчивые аналогии между чувством, настроением и опреде­ленным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет — невербальное (неязыковое) выражение эмоционального со­стояния; его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состоя­ния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как: отряд, отрядные дела, ре­жим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купа­ние, посещение столовой, кружок и т.д. Вожатый может сам соста­вить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фанта­зии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде «ромашки» (см. рис. 5)

Инструкция. Вожатый предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настрое­ния. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное — красный

спокойное — зеленый

безразличное — белый

скучное — серый

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний воз­можно вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов

Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно за­писать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны сле­дующие варианты обработки. Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов на­брал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне. Качест­венный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеи­ваются цветополоски, «выданные» отрядом данной зоне. В итоге получается эмоциональный ковер — образ лагерной жизни. Очень

важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настро­ении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Я в лагерь приехал,

Где море и речка.

Где дом меня ждал

И мой друг на крылечке.

Мне было по-разному

В лагере этом:

Был пасмурный день

И был солнцем согретый.

Бывало, я прыгал

От радости дикой,

Бывало, ходил

Целый день совсем тихий.

Бывало, я злился

И даже нередко.

И каждому дню

Выставлял я отметку.

И каждый свой день

Я на память о лете

Представил в каком-то

Особенном цвете.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В нем он перед сном фиксирует преобладаю­щее сегодня настроение через цвет. Красный — восторженное, оранжевый — радостное, желтый — спокойное, зеленый — уравно­вешенное, синий — грустное, фиолетовый — тревожное, черный — унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, на­сколько оно стабильно. Что же может повлиять?

1. Состояние здоровья

2. Очень личное

3. Погода

4. Жизнь дома

5. Жизнь группы (семьи)

6. Мастерская

7. Общеколлективное дело

8. Отношения с детьми

9. Отношения со взрослыми

10. Успехи (неуспехи)

11. Не было ничего нового

12. Не было свободы и раскованности

13. Просто устал

14. Скучаю по дому

15. Недовольство собой

16. Мне здесь интересно

17. Чему-то научился, узнал новое

18. Походы, спорт

19. Хорошо (плохо) кормят

20. Что еще?

Технология проста. День обозначается сначала в цвете (некото­рые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколь­ко цветов). А на цвете ставится цифра (одна или несколько) — обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже есть картина по всему отряду.

Всех обычно волнуют выпадающие, «сидящие в черном или фио­летовом», или, наоборот, те, что «в красном» надолго — жди срыва. Бесконечное ровное настроение — не занудили ли детей в отряде? Подчеркиваем: цветопись — это материал к размышлению, осмыс­лению, а не приговор вожатому. Методики никто не должен боять­ся. Она должна быть значима и для ребенка, и для педагога. Это своеобразная рефлексия дня.

Наши советы

1. Для оформления данных по методике стандартизированной характеристики необходима развертка, в которой обозначены все показатели в закодированном виде (столбцами от 1 до 7). В гори­зонтальной строке рядом с фамилией ребенка проставляются "оценки" соответственно его проявлению по каждому показателю.

фамилия, имя   Показатели  
             
1. Смирнов Саша                              
2. Очев Олег                              

 

2. Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить о подростке в целом, об уровне его развития.

3. Подсчет баллов по вертикали дает возможность судить о сфор­мированности каждого из признаков (показателей) у членов данно­го отряда.

2. Удовлетворенность пребыванием в лагере

Дорогой друг! Закончилась еще одна смена в летнем лагере. У тебя появились новые друзья, новые впечатления. Но все ли, о чем мечтал, сбылось? Ведь лето такое короткое, а желаний всегда много. Что тебе за­помнилось, что тебя радовало и огорчало, захочешь ли ты еще раз провести лето в лагере? Давай еще раз вместе вспомним нашу смену.

1. Удовлетворен ли отношениями с ребятами в отряде? Подчерк­ни нужное: да: скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.

2. Каковы взаимоотношения между ребятами? Подчеркни нужное:

дружные, приятельские, равнодушные, холодные, враждебные.

3. Каким ты считаешь свой отряд?

— сплоченным и дружным;

— дружным, но далеко не всегда;

— скорее разобщенным, чем дружным;

— разобщенным, с отдельными замкнувшимися группировками;

— каждый сам по себе.

4. Оказывало ли влияние на твое поведение мнение ребят, всего отряда? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно отве­тить; скорее нет, чем да: нет.

5. Какие запомнились дела? Укажи их здесь_______

Почему? Подчеркни нужное:

— узнал много нового;

— принесли пользу людям:

— все дружно действовали;

— сами все придумывали;

— я был организатором;

— мы победили в соревновании;

— работали вместе со взрослыми;

6. Я с удовольствием участвовал в том, что делал мой отряд, когда

— мы приносили пользу другим людям;

— нравился взрослый, который работал с нами;

— чувствовал, что я нужен другим;

— все вместе дружно работали;

— был случай покомандовать;

— со всеми мне было интересно;

— я знал, что могу проявить себя;

— я знал, что смогу что-то новое узнать и чему-то научиться;

— это расширяло и укрепляло круг моих друзей;

— это интересное дело, и я получал от него удовольствие;

— участвовал, потому что не хотел быть «белой вороной»;

— участвовал, так как это помогло мне выделиться среди това­рищей.

7. Мои поручения в отряде.

Как ты оцениваешь результаты выполнения поручений?

— моя работа приносила пользу отряду и была интересна мне;

— отряду было полезно, но мне неинтересно;

— было интересно мне, приносило мало пользы отряду;

— работа была бесполезна.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Екатеринбург 1996

Содержание      
Введение    
Входная диагностика    
1 Общие сведения о ребенке    
2 Ожидания ребенка    
3 Интересы ребенка    
4 Творческая направленность    
5 Коллективизм—индивидуализм,—    
6 Лидер — ведомый    
7 Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность    
8 Нравственный опыт и представления    
9 Самооценка    
Текущая диагностика    
1 Эмоциональное самочувствие    
2 Характер межличностных отношений    
3 Уровень развития отрядного коллектива    
Итоговая диагностика    
1 Личностный рост каждого члена отряда    
2 Удовлетворенность пребыванием в лагере    

 

Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Метод, реко­мендации / Урал. ин-т молодежи. Екатеринбург, 1996.

В работе дана программа обследования параметров личности ребенка педагогически значимых для организации индивидуального повода к нему в детском лагере. Предлагаемое диагностические метоики (анкеты, опросники, тесты, социометрия, игры, цветометодики) просты, небольшие по объему, интересны для детей и до­ступны для вожатого-практика.

Карпова Г.А., Брагина Т.А., 1996

Введение

Сегодня перед учебно-воспитательными учреждениями, центра­ми детского досуга, оздоровительными детскими лагерями стоит об­щая задача — формировать в каждом ребенке личность. Решение этой задачи требует переориентировки мышления педагога, вожа­того в осознании целей, принципов воспитательной работы с деть­ми, конечных ее результатов; предполагает взаимодействие, со­трудничество взрослого и ребенка в совместной деятельности, ак­тивную позицию каждого из них и как итог — развитие личности и ребенка, и взрослого.

Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесо­образно рассматривать как органический этап его психобиографии, который может и должен быть организован педагогами как лично­стно утверждающая ситуация, предполагающая создание условий не только для физического оздоровления ребенка, но и для раскры­тия и реализации его индивидуальных духовно-творческих возможностей, для личностного роста (обогащения и развития нравст­венного опыта и представлений, социально-коммуникативной ком­петентности, самооценки, смысло-жизненных ориентации и т.д.).

В целях создания в детском лагере личностно утверждающей си­туации для каждого ребенка педагогическому коллективу лагеря необходимо, на наш взгляд, решить следующие магистральные за­дачи:

1) обеспечение положительного эмоционального самочувствия лич­ности, поставленной в новые, резко измененные по сравнению с при­вычным семейным и школьным режимом, условия. Только в состо


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.