Рассматривание комнатного растения — бальзамина — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рассматривание комнатного растения — бальзамина

2017-07-25 470
Рассматривание комнатного растения — бальзамина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II младшая группа

Перспективный план работы воспитателя

 

СЕНТЯБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаше идет дождь, много ветреных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно жел­теют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

4. Воспитывать способность переживания чувства радос­ти, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.

ЗАНЯТИЯ

Наблюдение за котенком

Цели. Развивать умение анализировать структуру объекта. Учить различать характерные признаки кота. Развивать уме­ние соотносить анализатор и признаки объекта.

Рассматривание комнатного растения — бальзамина

Цели. Учить узнавать и называть части растения, исполь­зуя модели (корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосре­доточенность внимания. Воспитывать способность пережива­ния чувства радости от рассматривания растения (конспекты паны в приложении).

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

ü Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на учас­ток, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

ü Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

ü Наблюдения за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

ü Наблюдения за осенними цветами (6архатцы, астры). По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.

ü Длительные наблюдения за кленом и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

ü Наблюдения в уголке природы за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кор­млением рыбки. Знакомство с аквариумом.

Экологические игры

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрук­ты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).

Подвижные игры

«Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый—полосатый», В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька».

Фольклор

Песенки—потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»; загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «По­чему кот моется после еды» (литовская).

Беседы

«Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке).

Труд в природе

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам. Оказывать воспи­тателю помощь в подготовке корма для животных на зиму (со­бирать срезанную траву, раскладывать на солнечном месте).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность

Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях.

Уголок природы

Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, че­тыре ноги, мордочка с усами), строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Книжный уголок

Поместить книги С. Маршака «Усатый—полосатый», В. Су­теева «Кто сказал мяу».

 

 

ОКТЯБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе —листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.

2. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка).

3. Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

4. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

ЗАНЯТИЯ

Наблюдение за рыбкой

Цели. Продолжать развивать умение анализировать струк­туру объекта (рыбы). Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища.

Рассматривание дерева

Цели. Уточнить представления детей о деревьях как о рас­тениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, лис­тьях). Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Наблюдения и опыты

ü Продолжить наблюдения за неживой природой (до­ждливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее — надо теплее одеваться).

ü Наблюдение за ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

ü Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

ü Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

ü Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук — в пень, бабочки —под кору деревьев, пчелки — в дупло, жуки забираются в кору).

Поручения

Найти самый большой, самый маленький листок на участ­ке. На прогулке сплести из сухих листьев венок, сделать кукол из сухой травы, каштанов, шиповника.

Экологические игры

«Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу», «Бота­ническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где спряталась рыбка».

Фольклор

Стихи-потешки о рыбке.

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем ого­роде» (беседа об овощах и фруктах).

Труд в природе

Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариу­ме: кормить ее, насыпая в кормушку сухой корм мерной лож­кой; помогать воспитателю мыть кормушки и камешки из аквариума.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Уголок природы

Поместить модели строения тела рыбки (туловище с плав­никами, форма тела, чешуя).

Книжный уголок

Поместить книгу Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

 

 

НОЯБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее - изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

2. Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить название частей растения.

3. Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

 

ЗАНЯТИЯ

Мытье комнатного растения

Цели. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.

Наблюдения и опыты

ü Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюде­ния за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

ü Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Начать знакомство со свойствами снега: снег пушис­тый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблю­дать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).

ü Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

ü Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть ку­сочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические игры

«Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди такой же».

Словесные экологические игры. «Зайчик в беде», «Помоги белке».

Игровые упражнения. «Найди растение, похожее на травку», «Научи мишку мыть растение» (с элементами моделирования), «Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования).

Фольклор

Загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мо­сту...», «Сидит белка на тележке», «Волчок-волчок...».

Беседы

«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Труд в природе

Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Уголок природы

Поместить модели трудового процесса, динамические мо­дели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».

Книжный уголок

Разместить иллюстрации осенних пейзажей. Выложить в свободное пользование игры «Ботаническое лото», «Сложи картинку», «Кто во что одет» (с элементами моделирования).

 

 

ДЕКАБРЬ

ЗАДАЧИ

1. Формировать представления детей о зимних изменени­ях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет.

2. Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).

5. Продолжать развивать умение выделять основные ком­поненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).

6. Воспитывать желание ухаживать за растениями, разви­вать любознательность.

 

ЗАНЯТИЯ

Полив комнатного растения

Цели. Показать детям потребность растений во влаге. Обучить процессу поливки.

Наблюдения и опыты

ü Наблюдение за снегопадом

Наблюдения за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).

ü Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает лип­кий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из лип­кого снега (лепка снеговика, «пирожки» из формочек).

ü Наблюдения за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насы­пать корм на определенное место. Рассмотреть следы на сне­гу: чьи следы?

Экологические игры

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

Подвижные игры

«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

Фольклор

Загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме, пе­сенки-потешки «Сел на ветку снегирек».

Беседы

«Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком».

Труд в природе

Поливка комнатных растений под руководством взрослого. Подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Уголок природы

В уголке природы поместить модели трудового процесса (поливка).

Книжный уголок

Поместить книги и иллюстрации зимних явлений приро­ды. Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей хвост», «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования).

ЯНВАРЬ

ЗАДАЧИ

1. Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

2. Продолжать развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка).

3. Формировать представление детей о потребностях рас­тений в земле.

4. Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

5. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

ЗАНЯТИЯ

Посадка лука

Цели. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Сформировать пред­ставления о потребности растений в земле. Воспитать ин­терес к посадке растений.

Наблюдения и опыты

ü Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт).

ü Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед - что об­щего и чем отличаются.

ü Вместе с детьми сделать ледянь1е игрушки для украше­ния елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают.

ü Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

ü Понаблюдать за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной ма­шиной.

Экологические игры

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Кто где живет» (лото с элементами моделирования), «Сло­жи картинку» (сложить из 4 частей), «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки, луковицы с корешками).

Подвижные игры

«Караси и щуки», «Лохматый пес», хо­роводная игра «Зайка беленький сидит...».

Чтение художественной литературы:

Н. Байрамов «Рыбка»; Лейла Берг «Рыбка»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимцев «Чего хочется рыбке».

Фольклор

Песенки-потешки о морозе, шотландская народная пе­сенка «Купите лук», загадки о снеге, льде, о рыбке, о луке.

Беседы

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».

Труд в природе

С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Подкормить птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Подкормка рыбок в аквариуме, по­ливка лука.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Уголок природы

Поместить модели существенных признаков строения рыбы и последовательности трудового процесса посадки лука.

Книжный уголок

Поместить книги И. Токмакова «Где спит рыбка», «Как на горке снег, снег...»; А. Барто «Снег».

Выложить в свободное пользование игры «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (изображение рыбки), ботаническое лото «Где что растет?» (лото с элементами моделирования).

 

 

ФЕВРАЛЬ

ЗАДАЧИ

1. Развивать умение анализировать структуру объекта, вы­членяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с по­мощью моделей.

2. Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя кон­трастные признаки различия и некоторого сходства.

3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

 

ЗАНЯТИЯ

Рассматривание снегиря

Ц е л и. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания

Детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает,

Клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Сравнение комнатных растений - китайской розы и баль‑

Замина

Ц е л и. Закрепить знания детей о существенных признаках растений (корень, стебель, лист, цветок). Учить сравнивать

Растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия. Развивать любознательность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Ё Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каж­дым днем светит ярче.

Ё Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнеч­ной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ла­дошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объ­яснить, что в это время зима как 6ы борется с наступающей весной.

Ё Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

Ё Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблю­дать, как она будет таять.

Ё Наблюдения за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

Экологические игры

«в зимней столовой», «птички», «узнай по голосу, какая это птичка», «угадай растение по описанию» (бальзамин, ки­тайская роза, фикус).

Подвижные игры «птички и автомобиль», «какая это птица».

Чтение художественной литературы

А. Барто «птичка»; в. Жуковский «птичка» (отрывок); а. Про­кофьев «снегири».

Фольклор

Загадки про снегиря, песенки-потешки (материал прила­гается).

 

Беседы

«если птичка живет дома», «холодно ли птицам зимой», «живые ли деревья зимой».

Труд в природе

Подкормка птиц на прогулке и кормление птиц в группе.

На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи

И свозить для построении снеговика. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Самостоятельная деятельность детей

Изобразительная деятельность

Поощрить детей в отражении зимних изменений в природе с помощью различных изобразителы16ix средств.

Уголок природы

Поместить модели строения растений.

Книжный уголок

Поместить книги а. Барто «птичка»; а. Прокофьева «сне­гири».

Выложить в свободное пользование игры «кто где живет» (с элементами моделирования), «сложи картинку» (изображе­ние птицы).

Март

Задачн

1. Формировать представления о первых весенних изме‑

Нениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

2. Развивать умение сравнивать объекты природы по при­знакам сходства и различия.

3. Совместно с воспитателем составлять короткий описа­тельный рассказ о растении, развивать связную речь.

4. Формировать навык пользования моделями.

5. Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

Занятия

Сравнение снегиря с вороной

Ц е л и. Закрепить знания детей о вороне, используя моде­ли. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки сходства и различия. Воспитывать познавательный интерес к птицам.

Составление рассказа о комнатном растении

Ц е л и. Учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать друг друга.

Совместная деятельность воспитателя с детьми наблюдения и опыты

Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? - солнце стало более ярким.

Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, ко­торую оставляют предметы разной величины.

Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, об­лака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем - утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.

Но воробьи уже стали чирикать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что во‑

Робьи готовятся вить гнездышки. Экологические игры

«вороны», «уточка», «через ручеек», «воробушки и кот», «солнышко и дождик», «найди, что потерялось» (на прогул­ке), «кто где живет», «угадай по описанию», «загадайте, а я отгадаю» (игры прилагаются).

Чтение художественной литературы

С. Я. Маршак «весенняя песенка»; а. Барто «птичка», «кто как кричит»; в. Чарушин «я ш ка».

Фольклор

Загадки и потешки. Беседы

«о птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы -на прогулке и по иллюстрациям в группе), «в какие игры мы играем весной», «на что похожи облака», «что мы чувствуем, когда пригревает солнышко», «как живется нашим комнат­ным растениям в выходной день» (растения засыхают, ску­чают).

Труд в природе

Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними. Уборка с площадки кусочков льда.

Уборка участка от веточек и камешков. Продолжать подкар­мливать птиц. Совместно с воспитателем посыпать песком ледяные дорожки.

Самостоятельная деятельность детей

Изо6разительвая деятельность

Поошрять желание детей отражать и рисунках свои впе­чатления о наступающей весне.

Уголок природы

Поместить модели птиц и модели комнатных растений. Разместить модели признаков весны: сосулька, капель, со­лнце, снег с дождем, проталины.

Книжный уголок

Поместить книги а. Барто «птичка»; с. Я. Маршака «ве­сенняя песенка», иллюстрации весенней природы. Выложить в сво6оцкое пользование игры «кто как двигается» «угадай, вей хвост», «кто где живет» (лотос элементами моделирова­ния), «кто во что одет» (лотос элементами моделирования), «сложи картинку» (изображения птиц), «ботаническое лото» (лото с элементами моделирования).

Апрель

Задачи

1. Продолжать формировать представления о весенних из­менениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них.

2. Показать детям связь, как изменения н неживой при­роде влияют на жизнь растений и животных: на ветвях дере­вьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы.

3. Учить находить общие признаки у деревьев и кустарни­ков. Развивать умение сравнивать.

4. Закреплять знания детей о строении растений, их ос­новных частях.

5. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению приро­ды, желание любоваться ею.

Занятия

Путешествие в весенний лес

Ц е л и. Формировать представление детей о весенних из­менениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показать связь изменений в неживой природе с изменением жизни растений и животных. Активизировать мыслитель­ную деятельность за счет решения логических задач. Раз­витие памяти, внимания, воображения.

Сравнение дерева н кустарника

Ц е л и. Формировать представление о том, что дерево и кустарник -это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть различия (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей). Развивать аналитическое мышле­ние. Воспитывать интерес к жизни растений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

* Продолжить наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручей­ки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогул­ки тают. (спросить детей, почему лед тает.)

* Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (спросить детей, почему кораблик намокает.)

* обратить внимание детей на набухшие почки. * опыт: растереть и понюхать почки.

· Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи.

Экологические игры

Подвижные игры «к дереву беги», «через ручеек», «кто 6ьктрее найдет березу, ель, дуб», «угадай по описанию». Чтение художественной литературы

Т. Александрова «на солнышке согрелась ель»; и. Токма­кова «осанка», «ели»., «дуб» (стихи); л. Толстой «пришла весна».

Фольклор

Песенки-потешки, загадки о деревьях (см. Приложение).

Беседы

«какие растекиц живут у тебя дома», «мамы и их малыши» (понвление детенышей у диких животных).

Труд в природе

Уборка мусора на участке. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

Самостоятельная деятельность детей уголок природы

Поместить модели строения дерева и кустарника, динами­ческую модель «заяц меняет окраску итерсти».

Книжный уголок

Поместить о6водки зверей и птиц. Предложить детям цветные мелки для рисунков на асфальте. Выложить в сво­бодное пользование игры «угадай по описанию», «загадайте, я отгадаю».

Май

Задачи

1. Закреплять представления о весенних изменениях в не­живой природе: много солнечных тепльгх дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.

2. Показать детям связь, как изменения в кеживой при­роде влияют на жизнь растений и животных: в жизни расте­ний происходит бурный рост - травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, сквор­цы), оживились воробьи, проснулись после зимней спички насекомые.

3. Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойствами песка (сухой песок -сыпучий, сырой - липкий).

4. Развивать наблюдательность, воспитывать чувство пре­красного.

Занятие

Сравнение одуванчика и тюльпана

Ц е л и. Учить детей различать и называть первоцветы. Раз­вивать умение сравнивать, находить признаки сходства и раз-

Личин у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно-схе­матическими моделями. Закреплять умение правильно назы­вать основные части растения. Учить о6следовательским дей­ствиям. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение. Закрепить навыки наклеивания аппли­кации (из готовых форм) «тюльпан в вазе».

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения и опыты

Наблюдения за солнцем - солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лу­чей высушивать все вокруг.

* Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.

Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с гро­зой. Рассказать, что такое гроза, молния.

· Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением дере­вьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые диеты - мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик.

* Обратить внимание на появление насекомых (задать де­тям вопрос - откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку.

· Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или сквор­цами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

Экологические игры

«найди дерево по описанию», «что изменилось», лото «кто где живет?» (с элементами моделирования), «чья это тень», лото «кто как двигается» (с элементами моделирова­ния), «собери цветок из частей».

Чтение художественной литературы

С. Капутикян «май»; з. Александрова «одуванчик»; с. Мар­шак «радуга-дуга»; и. Бунин «ясным утром»; к. Д. Ушинский «пчелки на разведках».

Фольклор

Песенки-потешки «солнышко», «дождик-дождик», «раду­га-дуга», «жаворонки-жаворонки», загадки о животных.

Беседы

«какие песенки поет дождь» (предложить детям послу­шать, как шумит дождь, - в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком), «ч го солнце нагревает быстрее?» (почему вес­ной нельзя садиться на камни, на землю), «кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации).

Труд в природе

Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток. Протирка крупных листьев комнатных растений от пыли влажной тряпочкой, поливка растений в уголке природы.

Самостоятельная деятельность детей

Изобразительная деятельность

Поощрять желание детей отражать в рисунках свои впе­чатления о весне.

Уголок природы

Поместить модели строения растения.

Книжный уголок

Поместить книги з. Александрова «одуванчик», и. Токма­ковой «стихи»; и. Бунина «ясным утром». Выложить в сво­бодное пользование игры «кто как двигается», «собери цве‑

 

Ii младшая группа

Приложения:

Приложение 1. Приложение 2.

Приложение з.

Конспекты занятии.

Экологические игры и упражнения. Фольклор.

 

 

Приложение 1

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. «наблюдение за котенком»

Цели

О развивать умение анализировать структуру объекта, уз­навать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост).

О учить различать характерные признаки кота: тело жи­вотоного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пи­ща: молоко, рыба, мясо. Способ питания: грызет зубами, ла­кает языком.

Оо развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

Модели

Модели особенности строения тела (хвост, ноги, усы, уши). Модели органов чувств детей (глаз, рука, ухо).

Ход занятия

1. Входит игровой персонажи вносит корзинку, в которой сидит незнакомый ему зверь. Дети говорят, что это котенок. Далее наблюдение идет по обычному плану:

– Как называется животное;

– Строение тела;

– Особенности поведения.

2. Воспитатель задает вопрос: «что могут рассказать о ко­тенке наши глазки?» дает образец ответа. Затем задает во­прос, обращаясь индивидуально к каждому ребенку: «что твои глазки, сережа, расскажут нам о котенке?» (строение тела, чем покрыто тело, цвет шерсти). Вопросы сопровожда­ются показом модели «глаз» (на наборном погroтне).

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать, что расскажут о котенке ручки детей (модель «рука»). Воспитатель

Дает возможность каждому ребенку не только погладить ко­тенка, но и сказать, какая шерсть (гладкая, пушистая, мягкая И Т. Д.).

Воспитатель предлагает детям спрятать ручки за спину, за­крыть глаза и узнать, что могут рассказать о котенке ушки (мо­дель «ухо»). Дети прислушиваются к звукам, которые издает ко­тенок (ходит мягко, тихо, легко спрыгивает, тихо мяукает).

3. Дети кормят котенка (воспитатель наливает в 6. Нодце молоко и дает кусочек колбасы). Дети наблюдают, как коте­нок грызет зубами колбасу и лакает языком молоко.

Занятие 2. «Рассматривание комнатного растения ‑
бальзамина»

Цели

О Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок).

О Формировать представления о частях растения как его существенных признаках путем сравнении с другими объек­тами наблюдения.

О Развивать сосредоточенность внимания.

О Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения.

Модели

Особенности строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Ход занятия

1. Дети с воспитателем находятся в уголке природы. Вхо­дит игровой персонаж, который несет с собой какой-либо предмет зеленого цвета, например пирамидку. Показывает ее детям и утверждает, что это комнатное растение. Воспитатель при поддержке детей объясняет ему, почему принесенная пи­рамидка не является растением.

2. В качестве примера, на котором воспитатель объясняет игровому персонажу отличительные признаки растении, бе­рется бальзамин (находящийся здесь же, в уголке природы). Цветок выставляется на видное место, лучше на стол, вокруг которого могут разместиться все дети. Рассматривая бальза­мин, дети выделяют существенные признаки растения (ко­рень, лист, стебель, цветок) и называют их игровому лерсо‑

Нажу. Воспитатель закрепляет знание этих признаков демон­страцией моделей.

3. Воспитатель показывает картинки с изображением раз­ных растений (цветы, кустарники, деревья) и других предме­тов (игрушки, мебель, посуда). Дети объясняют игровому пер­сонажу: растение изображено или нет и почему. (Доказывают, опираясь на модель.)

ОКТЯБРЬ

Занятие 1. «Наблюдение за карасиком»

Цели

О Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта - узнавать и называть части тела рыбки (голова, Те­ло, плавники), отличительные ее признаки (чешуя).

О Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необ­ходима вода и пища.

О Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

Модели

Особенности строения рыбы (голова, тело, чешуя, плав­ники).

Предварительные наблюдения

1. Первое знакомство с рыбкой. Воспитатель привлекает внимание Детей к аквариуму (кто обитает в аквариуме, что делает рыбка, нравится Ли она?).

2. Кормление рыбки. Воспитатель тгоказы вает детям корм

и Объясняет, что это - корм для рыбки. Дети с интересом наблюдают за кормлением рыбки, за тем, как она подплывает

и Ест корм.

3. Знакомство с аквариумом. Воспитатель чистит аквари­ум и рассказывает, что рыбка живет в аквариуме с водой, что в нем есть песок, камни, травка. Аквариум нужно регулярно чистить.

4. Рыбка живая, и ее нужно кормить каждый день. В те­чение недели после завтрака воспитатель кормит рыбку и привлекает внимание детей: «Дети, мы с вами позавтракали, а наша рыбка еще голодная. Она тоже живая и хочет есть. Ее пужно кормить каждый цепь».

Ход занятия

1. Дети встают вокруг стола воспитателя. На столе - ак­вариум, накрытый покрывмом. ПОЯ ВЛЯСТС51 игровой персо­наж, который говорит, что прислал посылку с птичкой. Сни­мается покрывало. Дети спорят с игровым персонажем, что перед ними рыбка, а не птичка. Воспитатель предлагает детям о6ъхснить персонажу, что перед ним рыбка.

2. Обсуждение строения тела рыбки с использованием моделей. Воспитатель объясняет детям, зачем рыбке нужна чешуя.

3. Игровой персонаж предлагает достать рыбку из аква­риума и погладить ее. Воспитатель вместе с детьми объясняет, что рыбке для жизни необходима вода. Игровой персонаж предлагает угостить рыбку конфетой. Воспитатель и дети объ­ясняют, чем нужно кормить рыбку. Воспитатель кормит рыб­ку, а дети наблюдают.

Занятие 2. «Рассматривание березы»

Цели

Оо Уточнить представления о том, что дерево -это рас­тение, о его основнь[х частях (корень, ствол, ветви, листья), используя модели.

Оо Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. Модели

Особенности строения березы (корень, ствол, ветви, лис­тья).

Предварительные наблюдения

На прогулке рассмотреть березу и выделить основные ча­сти строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность).

Ход занятия

1. Дети стоят у стола воспитателя. Приходит игровой пер­сонаж И ГОВОРИТ 0 ТОМ, как красиво, когда вокруг много рас­тений, при этом он с грустью замечает, что было 6ы замеча­тельно, если 6ы растения росли не только дома в горшках, но и на улицах. Но почему-то там их нет. Дети разубеждают его, что он не прав, - на улице растет множество растений,

Например большие деревья, только они не похожи на те, что живут в помещении. Игровой персонаж им не верит, ут­верждая, что деревья - большие, а растения в горшках ма­ленькие.

2. Дети доказывают, что, независимо от размера, дере­вья - тоже растения. Для примера выбирается ближайшее дерево, которое хорошо просматривается из окна группы.

Дети подходят к окну и рассматривают дерево, выделяют его существенные признаки как растения. Воспитатель пред­лагает детям самостоятельно найти соответствующие детали-модели. Совместно с детьми обсуждается новая модель-сте­6ель, который у дерева коричневого цвета и называется ство­лом. (Какую возьмем картинку?).

3. Игровое упражнение «Найди листок, какой покажу». После занятия наборное полотно с изображением дерева ста­вится в уголок природы.

НОЯБРЬ

Занятие 1. Рассказ воспитателя «Как звери в лесу

Готовятся к зиме»

Цель

Оо Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зве­рей (изменение окраски шерсти, спичка, запасы на зиму).

Модели

«Заяц в лесу», «Медведь в берлоге».

Предварительные наблюдения

Рассматривание иллюстраций - зимний лес, заяц на сне­гу, медведь, спящий в берлоге...

Ход занятия

1. Дети сидят на коврике возле панно. Появляе


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.