Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-07-25 | 175 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Многими отечественными учёными отмечается, что именно специализированный детский сад наиболее реально решает задачи сочетания коррекционно-педагогической помощи с лечением детей, имеющих нарушения зрения.
Одним из наиболее важных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в ДОУ для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживая интерес ребёнка к лечению. Кроме того, дети в СДОУ находятся в щадящих условиях, исключающих психическую травму (насмешки сверстников), при строгом соблюдении режима дня; в детском саду имеется возможность проводить, наряду с офтальмологическим лечением, общие оздоровительные мероприятия, что позволяет добиться высоких результатов. Важно и то, что ребёнок, помещённый в специализированный детский сад, должен ежедневно затрачивать определённое время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети массового ДОУ. Эта проблема в значительной степени решается путём сочетания лечебных офтальмологических мероприятий с педагогическими занятиями, направленными на восстановление функций зрения.
Восстановление бинокулярного зрения обречено на неудачу, если у человека нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения.
Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.
|
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным лечением на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счёт развития сохранных анализаторов, речи и мышления.
Задачи лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребёнка, решаются в процессе всей коррекционно-педагогической работы. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.
Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, в процессе занятий лепкой, рисованием, физкультурой. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом.
Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребёнку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребёнка (см. таблицу 5).
Таблица 5
Характер учебно-наглядных пособий, рекомендуемых для
лечения косоглазия и амблиопии у детей дошкольного возраста
Характер пособий | для детей в возрасте 3-4 лет | для детей в возрасте 3-4 лет | ||
при остроте зрения 0,01 – 0,3 | при остроте зрения 0,4 – 1,0 | при остроте зрения 0,01 – 0,3 | при остроте зрения 0,4 – 1,0 | |
цвет | Оранжевый, красный, зелёный и их оттенки | Разнообразный | Жёлтый, красный, зелёный и их оттенки | Разнообразный |
размеры | Больше 2 см | Меньше 2 см | До 2 см | Разнообразные |
форма | Разнообразная | Объёмная | Разнообразная | Объёмная |
|
Обучение и воспитание в ДОУ III-IV вида направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также подготовку детей к обучению в школе. Успешность достижения этих задач зависит от решения их во взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в СДОУ является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула даёт хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.
Большое внимание педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сёстрами, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах. Так, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нём. Проводятся игры и упражнения следующего типа: «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно» и др.
По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.
Так, например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи рекомендуют такие упражнения, как нанизывание бус, обводка через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.
|
Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям по старше – сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещённый экран.
Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры и упражнения «Найди различия в предметах (рисунках)», «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое» и др. В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрёшками, пирамидками, игрушками-вкладышами.
Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др.
В работе с детьми применяются следующие приёмы: воспроизведение по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета.
Шнуровку можно внести в одежду кукол, т.к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.
Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрёшки, пирамидки, разрезные лото и т.д.), заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.
Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты, в которых содержание картинок может быть разнообразным.
Дидактические игры и задания подбираются для детей индивидуально (в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы). Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. При этом детям не следует предлагать работу со слишком мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.
|
Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонариком: «Где зажёгся фонарик?», «Проследи за огоньками» и др.
На занятиях в качестве физминуток можно предложить задания типа: «Сколько раз включилась настольная лампа?», «Где горит огонёк?» и т.д.
На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках. Психофизиологические методы восстановления зрения (светостимуляция, предъявление изображений на световом табло и др.) сочетаются с Психолого-педагогическими методиками.
Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. Дети могут рассматривать изображения животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.
Детям можно предложить игру «Кто с какой игрушкой играет». Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определённые действия (девочка со скакалкой, с мячиком; мальчик едет на самокате и др.). Детям надо рассмотреть, а затем определить, для какого движения характерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребёнок.
В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) даётся образец рисунка в нескольких планах (1 – 3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок.
В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перенагрузка, пособия и материалы даются более крупного размера.
Каждый педагог, если ему известны состояние зрения детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. Например, если на занятиях по ФЭМП формируется понятие широкое – узкое, длинное – короткое, можно предложить дошкольникам в зависимости от величины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки соответствующей величины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. В таких заданиях активно упражняется зрение, что способствует лечебно-восстановительному процессу.
|
В период ортоптического лечения косоглазия с дошкольниками важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или чёрной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их на нарисованные изображения.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры и задания типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Набрось кольцо» и др.
В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки» и др., а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояние между предметами и объектами.
Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удалённости, протяжённости пространства имеются в подвижных играх, в играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.
Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.
В целом все предлагаемые детям игры, задания, упражнения должны быть осознанными и направленными на активизацию и тренировку зрительных функций.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!