Основные функции специалистов в дошкольных — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные функции специалистов в дошкольных

2017-07-25 1921
Основные функции специалистов в дошкольных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

образовательных учреждениях для детей

С нарушениями зрения

В ДОУ III-IV вида работают различные специалисты (тифлопедагог, воспитатель, учитель-логопед, врач-офтальмолог, медицинская сестра и др.), за каждым из которых закреплены определённые обязанности.

Специалисты должны знать Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими нарушения зрения, новейшие достижения дефектологической науки.

 

Функции тифлопедагога

Тифлопедагог ДОУ III-IV вида – это ведущий специалист, координирующий и направляющий коррекционно-педагогическую работу. Занятия, которые проводит тифлопедагог, играют пропедевтическую роль - данный специалист должен подготовить детей к различным видам деятельности. Одной из функций тифлопедагога является снятие у детей психоэмоционального напряжения, связанного с аппаратным лечением.

При организации и планировании работы тифлопедагог руководствуется действующими коррекционными программами для СДОУ III-IV вида и методическими разработками учёных.

Тифлопедагог должен осуществлять работу по следующим направлениям:

1. проведение тифлопедагогического обследования детей;

2. проведение коррекционных занятий (подгрупповых, индивидуальных, комплексных);

3. участие в методической работе СДОУ;

4. работа с родителями.

Тифлопедагогическое обследование (1) предполагает знакомство дефектолога с документацией на детей. Это данные ПМПК, общая медицинская и офтальмологическая карты. Из названных документов дефектолог получает информацию о психическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе, степени и тяжести зрительной патологии. Тифлопедагог должен выявить умение ребенка пользоваться своим остаточным зрением, уровень развития сохранных анализаторов. Тифлопедагогическое обследование проводится в начале, середине и конце учебного года. Используются методики, разработанные учеными в области тифлопсихологии. По данным обследования дефектолог составляет тифлопедагогические характеристики детей (оформляются в виде карт, см. приложение). Информация, полученная дефектологом в процессе обследования детей, дополняется наблюдениями за ними (на прогулке, на общеразвивающих занятиях, в режимные моменты и т.д.).

В конце года тифлопедагог анализирует, обобщает полученные в ходе всех 3-х обследований данные, прослеживая тем самым динамику в развитии каждого ребенка. Тифлопедагогическое обследование педагог-дефектолог проводит при совместном участии специального психолога.

На основании результатов проведенного в начале года обследования тифлопедагог осуществляет комплектование подгрупп для проведения коррекционных занятий (2). Занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их в соответствии с содержанием программ для СДОУ III (IV) вида. Кроме того, с некоторыми детьми (дети со сложной структурой дефекта, с тяжелой зрительной патологией и др.) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по индивидуальным программам обучения. Индивидуальные программы обучения составляются на 1-2 недели (недлительные сроки).

Дополнительно к подгрупповым занятиям тифлопедагог должен проводить индивидуальные занятия и с теми детьми, которые на данном этапе обучения испытывают значительные трудности в усвоении программного материала.

Тифлопедагог должен проводить и особый вид индивидуальных (иногда в подгруппах) коррекционных занятий, направленных на подготовку детей к проверке и лечению зрения на аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует с опорой на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог отталкивается от того, какие умения и навыки надо сформировать у детей, чтобы дошкольники могли действовать на том или ином аппарате.

Тифлопедагог участвует в проведении общеразвивающих занятий, оказывая на них индивидуальную коррекционную помощь тому или иному ребенку.

Индивидуальная работа тифлопедагогом должна осуществляться и в процессе прогулки – данный специалист учит дошкольников ориентироваться на местности – территории ДОУ.

В СДОУ тифлопедагог проводит различные виды коррекционных занятий, а именно: РЗВ, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, СБО.

В процессе занятий тифлопедагог решает различные задачи:

- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться остаточным зрением;

- обучение дошкольников получению информации об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, в познавательной, коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Центральная задача деятельности тифлопедагога – формирование у дошкольников с нарушенным зрением навыков социально-адаптивного поведения.

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа (3), которая проводится по следующим направлениям:

- посещение общеобразовательных занятий (для изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приёмами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребёнку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия);

- выступление на педсоветах (для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками);

- организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

- индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей;

- показ занятий с детьми (для ознакомления воспитателей с конкретными методами и приёмами коррекционной работы);

- пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию; демонстрация дидактических материалов).

Тифлопедагог проводит систематическую и целенаправленную работу с семьями детей с нарушениями зрения (4). Данная работа, как и методическая, включает несколько направлений:

- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения;

- консультации для отдельных групп родителей с учётом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определёнными знаниями;

- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребёнка;

- проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приёмам взаимодействия с ребёнком, оказания ему помощи в выполнении определённых видов деятельности;

- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в процессе занятий с детьми дома;

- задания на дом (на выходные дни, на лето).

Тифлопедагог должен вести следующую документацию (см. таблицу 3):

1. Индивидуальные тифлопедагогические карты (ИТК) развития ребёнка.

2. Перспективный план работы.

3. Календарный план работы.

4. График работы.

5. Табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога

 

Таблица 3

Документация тифлопедагога и её основное содержание

№ п/п   Наименование документа Основное содержание документа
1. ИТК развития ребёнка Сведения о ребёнке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания; результаты тифлопедагогического обследования и динамика развития ребёнка.
2. Перспективный план работы (составляется на срок от 1 до 3 месяцев и более) Общие задачи коррекционной работы тифлопедагога с детьми данной возрастной группы на определённый период; методическая работа с воспитателями (отмечается, какие сообщения будут сделаны на педсоветах, какие консультации, семинары, открытые занятия для воспитателей будут проведены); работа с родителями (отмечается тематика выступлений на родительских собраниях, указываются темы консультаций для родителей, которые могут уточняться, изменяться в процессе работы).
3. Календарный план работы (планирование ежедневных подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми) Год, число, день недели, номер группы, из которой тифлопедагог берёт детей на подгрупповые занятия; вид занятия (например, развитие зрительного восприятия), тема занятия, задачи занятия, используемый игровой, демонстрационный и раздаточный материал; основные методические приёмы коррекционного обучения на данном занятии и его краткое содержание (перечисление проводимых с детьми игр и упражнений). Индивидуальные коррекционные занятия (с указанием детей, с которыми они проводятся, и решаемых задач; перечисляются игры и упражнения, подобранные для каждого ребёнка).
4. График работы Дни недели и часы, в которые проводятся коррекционные занятия с детьми. Сетка коррекционных занятий, где указываются конкретные виды подгрупповых занятий (например, понедельник – РЗВ, вторник – ориентировка в пространстве), время проведения с детьми индивидуальных занятий.
5. Табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога Фиксируются пропуски детьми занятий (это позволяет оценить систематичность и целенаправленность работы, отслеживать часто болеющих и пропускающих занятия детей, своевременно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении программным материалом).

 

В конце учебного года тифлопедагогом составляется характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

 

Функции воспитателя

Воспитатель планирует и проводит ежедневную целенаправленную работу с детьми в ходе общеразвивающих занятий и режимных моментов. Планирование работы воспитатель осуществляет совместно с педагогом-дефектологом (тифлопедагогом).

Названный специалист решает обучающие, воспитательные, развивающие и коррекционные задачи, строя работу с учётом требований и рекомендаций врача-офтальмолога, тифлопедагога.

Воспитатель должен подготавливать и приобщать дошкольников ко всем видам деятельности; с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей воспитывать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать каждого ребёнка жить в коллективе.

Воспитатель сотрудничает со всеми специалистами ДОУ, соблюдая преемственность в работе по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей. Помимо этого указанный специалист обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку группы. Воспитатель консультирует родителей (законных представителей) детей с нарушениями зрения по вопросам воспитания ребенка в семье, а также ведёт необходимую документацию, а именно:

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно - педагогической работы.

 

Функции педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В функции этого специалиста входит следующее:

- психологическое обследование воспитанников;

- участие в составление индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно - психологической работы с воспитанниками (психолог в обязательном порядке проводит работу по снятию у дошкольников психоэмоционального напряжения, вызванного лечением зрения);

- динамическое психолого - педагогическое изучение воспитанников;

- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье;

- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

- консультирование персонала группы (психолог посещает занятия воспитателя, тифлопедагога, других специалистов ДОУ и даёт им рекомендации относительно развития различных психических процессов и сторон личности ребёнка);

- заполнение отчетной документации.

Педагог-психолог ведёт следующую документацию:

1. Карта психологического обследования воспитанников.

2. План работы педагога-психолога.

3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.

4. Журнал консультаций педагога-психолога.

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребёнку.

6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).

7. Программа коррекционно-развивающих занятий.

8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьёй, журнал учёта групповых форм работы, программа работы педагога - психолога с группой и т.д.).

 

Функции музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Музыкальный руководитель осуществляет

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

- консультирование родителей по использованию в воспитании ребёнка музыкальных средств;

- ведение соответствующей документации, а именно:

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

 

Функции инструктора по физической культуре

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы инструктора по физической культуре предусматривает следующее:

- проведение занятий со всеми воспитанниками с учётом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребёнка в семье;

- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

- ведение необходимой документации, а именно:

1. Планы (перспективные и календарные) проведения занятий с детьми.

2. План организации и проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и т.п.

3. Аналитический отчёт о работе за учебный год.

 

Функции учителя-логопеда

Логопед организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с воспитанниками ДОУ. Названный специалист обследует детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, выявляет дошкольников со сходными речевыми нарушениями (обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй). Логопед комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Кроме того, логопед осуществляет профилактическую работу, предупреждая возникновение у детей нарушений устной и письменной речи, подготавливая дошкольников к овладению грамотой.

Учитель-логопед работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, посещает их занятия. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям данной категории, обеспечивая тем самым успешную логопедизацию всего учебно-воспитательного процесса.

В своей работе логопед использует данные медицинского обследования детей. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии воспитанников.

Логопед должен иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и работы с ними.

Указанный специалист ведёт необходимую документацию. Так, в начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые обозначаются в отчете за год). На основании материалов обследования детей логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы воспитанников. В плане для группы отмечается следующее: состав детей с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно - наглядные пособия. Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий. Помимо этого логопед ведёт журнал учёта детей с недостатками речи, журнал учёта посещаемости; заполняет на воспитанников речевую карту. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

В целом работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, специфична. Она требует от названного специалиста знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики и других, смежных с ними, наук.

Функции медицинского персонала

В ДОУ для детей с нарушениями зрения предусматривается должность врача офтальмолога (из расчёта 1 должность на 200 слабовидящих детей). На данную должность назначаются врачи, прошедшие специализацию по детской офтальмологии. Кроме того, на 25 слабовидящих детей предусматривается 1 должность сестры-ортоптистки. На эту должность назначаются педиатрические медицинские сёстры, прошедшие специальную офтальмологическую подготовку.

Функции врача-офтальмолога

- проведение офтальмологического обследования детей 1 раз в две недели: проверка остроты зрения, характера зрения на цветовом приборе, определение зрительной фиксации, исследование на синоптофоре, офтальмохромоскопия с записью результатов осмотра, а также подготовка детей к хирургическому лечению;

- проверка наличия очков и окклюдоров, оценка зрительной нагрузки по результатам работ детей, контроль за исполнением медсёстрами назначений врача;

- тематическая и фронтальная проверка групп;

- анализ и учёт результатов работы 1 раз в три месяца;

- учёба сестёр-ортоптисток, воспитателей и тифлопедагогов;

- проведение лекций и бесед с родителями;

- организация (при наличии показаний) консультаций детей с невропатологом, педиатром, психоневрологом, отоларингологом и другими специалистами;

- участие в заседаниях педсовета, а также в работе ПМПК, осуществляющей приём и выписку детей;

- контроль за правильным ведением офтальмологической документации;

- составление планов и отчётов о работе.

Функции сестры-ортоптистки

- в соответствии с назначениями врача осуществляет проведение плеоптического, ортоптического и диплоптического лечения, используя специальные аппараты и приборы;

- проводит окклюзию детям и следит за состоянием окклюдоров в течение дня;

- 3 раза в месяц (а по показаниях чаще) проверяет остроту, характер зрения, определяет фиксацию, вместе с врачом участвует в подборе очков;

- следит за состоянием и чистотой очковых стёкол;

- следит за исправностью и чистотой офтальмологической аппаратуры;

- проводит тематическую проверку групп 1 раз в неделю;

- проводит беседы с родителями и специалистами ДОУ;

- ведёт офтальмологическую документацию и вместе с врачом ДОУ составляет отчёт о работе.

 

Несмотря на наличие у названных специалистов своих, особых функций, все они работают в тесном взаимодействии.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.