Глава 10. Символический интеракционизм. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 10. Символический интеракционизм.

2017-07-25 238
Глава 10. Символический интеракционизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основатель символического интеракционизма американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931) усматривал решающее отличие человеческого бытия от существования животных в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию (английское слово interaction означает взаимодействие). Человеческий язык отличается от голосовых сигналов животных тем, что использует значимые символы, т. е. такие знаки, которые несут для индивидов, отличающихся от них, определенные смыслы или значения. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе взаимодействия людей предпосылки к их социальному развитию.

Символизация, осуществляемая посредством языка, считал Дж. Г. Мид, делает возможным существование определенной социальной ситуации и конституирует (т.е. создает) сам социальный объект

Взаимодействуя с другими индивидами, определенная общность которых выступает как "обобщенный другой" (т.е. множество других), индивид развивает в этом процессе собственную самость или индивидуальность. В форме обобщенного другого сообщество людей осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов. Следовательно, индивид обладает самостью (индивидуальностью) лишь в отношении самости других членов своей социальной группы.

Сторонники социодрамматического ответвления символического интеракционизма К. Берк, Э. Гоффман, Х. Даккен рассматривают взаимодействие между индивидами как своеобразные пьесы, в которых каждый человек одновременно является продюсером, приглашающим людей на определенные роли, актером, играющим отведенную ему роль, и режиссером, следящим за исполнением. Каждый индивид использует предметное окружение как реквизит и тщательно охраняет места своих "частных кулис", где он может расслабиться после представления.

Взаимодействие неотрывно от интерпретации, которая возникает в процессе коммуникации. Сама же коммуникация подразделяется на внешнее и внутренне общение. Внешнее - это взаимодействие индивидов друг с другом посредством слов-символов, несущих в себе определенные смыслы и значения. Внутреннее - общение между частями нашего "Я", в процессе которого и возникает интерпретация, т.е. толкование, разъяснение смысла, значения определенного события, объекта, жеста или слова. Этот процесс означает видение себя глазами других людей, возникающее из способности языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что в других людях. На основании этого Дж. Г. Мид развил концепцию обобщенного другого, под которым понимается определенная социальная группа, воздействующая на сознание любого из своих членов. Сущность этого процесса представляет собой становление социальных качеств личности, происходящее путем усвоения каждым индивидом тех социальных ролей, которые культивируются в данной группе, например, у игроков в бейсбол.

В рамках символического интеракционизма исследуется поведение не только отдельных индивидов, но и больших масс людей (Р. Тернер), массовых социальных движений (Г. Блумер). Групповая активность, приводящая к формированию коллективного поведения, означает, утверждает Г. Блумер, что индивиды действуют вместе определенным образом, между ними существует разделение труда и определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения.

В блумеровской версии символического интеракционизма утверждается, что ключ к пониманию природы коллективного поведения дает круговая реакция - такой тип взаимного возбуждения, в рамках которого реакция одного индивида воспроизводит и одновременно усиливает возбуждение другого индивида. Вследствие этого взаимное возбуждение приобретает круговую форму, при которой индивиды отражают настроения друг друга и таким образом интенсифицируют их, например, во время ссоры или в концертном зале во время захватывающего их выступления популярного певца.

Г. Блумер считал, что коллективное поведение, связанное со взаимным возбуждением индивидов, чаще всего возникает в условиях неустойчивости или нарушения привычных форм существования людей, что приводит последних в состояние беспокойства, выражающееся в дискомфорте, фрустрации, неуверенности или, наоборот, в чувстве агрессивности. Когда такое беспокойство вовлекается в круговую реакцию, захватывая не одного, а множество индивидов, возникает социальное беспокойство. Оно воплощается в трудовых контфликтах, женских протестах, аграрных и религиозных волнениях, революционных выступлениях.

Поборники символического интеракционизма обращают внимание на двойственную роль социального беспокойства. Оно: 1) выступает симптомом распада или крушения определенного жизненного устройства; 2) означает подготовку к новым формам коллективного поведения, которое на волне всеобщего возбуждения, принимающего круговой характер, с нарастающим эффектом усиливающегося влияния на отдельных индивидов, подталкивает многих из них к таким формам нового коллективного поведения, о котором они прежде и не помышляли.


 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.