Абсолютное преобладание государства над обществом. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Абсолютное преобладание государства над обществом.

2017-07-25 504
Абсолютное преобладание государства над обществом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Отсутствие гражданского общества, которое основывается на индивидуализме.

4. Регулирующую роль в государстве вместо основных законов играет религия,

5. Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты, как правило, религиозно-производственного характера

Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:

1. неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти, имеющая результатом обожествление правителя;

2. наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;

3. четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:

· общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;

· военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;

· финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;

4. тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.

Вопрос 3. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

«Авилум» - это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов выделяются два социальных полюса:

Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например, авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

1. Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

2. Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

 

4. Государственный строй Древнего Вавилона.

Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер и передавалась по наследству. Он был также верховным военачальником.

Центральный аппарат управления выделяет 3 ведомства:

1. общественных работ

2. военная

3. финансовая

«Мубанда» - правитель дворца и первый помощник царя был который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов.

Шуканакум - страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники. Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:

1. Административная (управление общинной землей).

2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).

3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).

4. Судебная (суд общины).

Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:

1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:

сохранялось общинное самоуправление;

центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;

хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;

Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.

5. Варно-кастовый строй (Общественный строй) Древней Индии.

Жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие.

Первые три варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

1. Снижается статус варны Вайшии,

2. происходит расслоение внутри варн

3. растёт число брахманов, которые вынуждены заниматься не характерными для них делами

4. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией. К касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст.

Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.