Ритмические определители (элементы) стиха — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ритмические определители (элементы) стиха

2017-07-25 2083
Ритмические определители (элементы) стиха 4.60 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Когда поэт сочиняет стихи, он обычно ощущает вначале общую звуковую схему (метр) будущей вещи (по определению Маяковского, «гул-ритм»). Затем эту схему поэт реализует в определенных словосочетаниях, дающих различные ритмические вариации метра. Чтобы понять ритмическое своеобразие стихотворения, нужно знать не только размеры, но и другие особенности ритмико-интонационного строя.

Вспомогательные ритмические элементы:

1) чередование стихов с разным количеством стоп

а) регулярное чередование строк разной длины (стопности)

 

Весна, весна! как воздух чист! V-/V-/V-/V- (4)

Как ясен небосклон! V-/VV/V- (3)

Своей лазурию живой V-/V-/VV/V- (4)

Слепит мне очи он. V-/V-/V- (3)

(Баратынский)

Такие стихи называются разностопными.

б) стопность отдельных стихов свободно меняется без видимых закономерностей

 

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» - V-/V-/V-/V-/V- (5)

И вмиг ворота на запор; V-/V-/VV/-V (4)

В минуту псарня стала адом. V-/V-/V-/V-/V (4)

Бегут: иной с дубьем, V-/V-/V- (3)

Иной с ружьем. V-/V- (2)

«Огня! – кричат, - огня!» - Пришли с огнем. V-/V-/V-/V-/V- (5)

(Крылов)

Такой стих называется вольным.

2) клаузула

Клаузула – окончание стиха, начиная с последнего ударного слога в данном стихе. Односложные клаузулы называют мужскими:

Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…

(Лермонтов)

Двусложные – женскими:

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют…

(Тютчев)

Трехсложные – дактилическими:

Чуть живые, в ночь осеннюю

Мы с дороги возвращаемся,

До ночлега прошлогоднего,

Слава богу, добираемся.

(Некрасов)

 

Более многосложные клаузулы называются гипердактилическими:

 

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

(Брюсов)

 

3) анакруза

Анакруза – группа безударных слогов в стихотворной строчке, предшествующая первому метрическому ударению. Соответственно различают:

нулевую анакрузу: в хорее (-V), дактиле (-VV);

односложную: в ямбе (V-), амфибрахии (V-V);

двусложную: в анапесте (VV-)

4) ритмические словоразделы

Ритмические словоразделы – межсловесные границы или паузы. В стихе ритмическими словоразделами являются:

а) строфоразделы – паузы, отделяющие одну строфу от другой;

б) стихоразделы – паузы, отделяющие одну стихотворную строчку от другой;

в) цезуры – паузы внутри многостопного стиха, делящие его на два относительно равных полустишья (цезура обязательна для шестистопных и более длинных стихов).

Ритмические словоразделы могут совпадать, но могут не совпадать с синтаксическим членением текста. Совпадения наиболее часты в лирических стихотворениях:

 

Надо мною буря выла,

Гром на небе грохотал,

Слабый ум судьба страшила,

Холод в душу проникал.

(Кольцов)

 

В эпических и драматических стихотворных произведениях несовпадение ритмических и синтаксических словоразделов (анжабеман/перенос) встречается часто. Оно выполняет важную функцию - передает интонации живой разговорной речи:

 

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

(Пушкин)

Рифма и способы рифмовки

Рифмой называется звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов. Определение рифмы как концевого созвучия не совсем точно, так как рифма может быть и начальной, и внутренней. В стихах рифма играет ритмообразующую и композиционную роль. Так как основными ритмическими единицами стихотворной речи являются стихи, то возвращение через равные промежутки созвучных окончаний стихов подчеркивает ее членение. Как изобразительно-выразительное средство рифма во многих случаях выделяет слова, имеющие смысловое значение в стихе.

По слоговому объему рифмы, как и клаузулы, делятся на:

- мужские (ударение на последнем слоге, а),

- женские (ударение на предпоследнем от конца слоге, А),

- дактилические (ударение на третьем от конца слоге, А´),

- гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге, А´´).

По характеру звучания (критерием являются не буквы, а звуки) различают рифмы:

- точные (гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают): жемчужною – южною (Лермонтов); свободной – благородной (Пушкин);

- неточные:

усеченные (рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого): силищи – текстильщик, улей – кули, орлами – парламент (Маяковский);

ассонансы (рифмы, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные): молот – город (Пушкин); лужею – оружие (Маяковский); закат – музыкант (Ахмадулина);

диссонансы (рифмы, в которых совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают): слово – слева – слава (Маяковский), кедр – эскадр (Северянин);

- составные (рифмы, образованные из нескольких слов): почему ж бы – службы (Бенедиктов); я ни на… - Северянина (Маяковский); невыговариваемые – товар, и вы, и мы, и я (Брюсов).

Хотя рифма – одни из важнейших ритмических элементов, но все же вспомогательный. Рифмы может и не быть в стихах. Ее не было в античной поэзии. Нет в большинстве случаев рифмы и в народных стихах. Только в начале XVII в. рифма была освоена русской поэзией. Однако и в эпоху господства рифмованного стиха предпринимались опыты создания безрифменного (белого) стиха. Например, белым стихом написаны «Борис Годунов» Пушкина, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова и т.д.

Помимо видов рифм, нужно различать и способы рифмовки:

- смежная/парная (рифмуются соседние стихи – первый со вторым, третий с четвертым и т.п):

Русалка плыла по реке голубой, (а)

Озаряема полной луной; (а)

И старалась она доплеснуть до луны (б)

Серебристую пену волны. (б)

(Лермонтов)

 

- перекрестная (предполагает концевое созвучие первого стиха с третьим, второго с четвертым):

Нивы сжаты, рощи голы, (А)

От воды туман и сырость. (Б)

Колесом за сини горы (А)

Солнце тихое скатилось. (Б)

(Есенин)

 

- кольцевая/опоясывающая (рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, второй с третьим):

 

Как океан объемлет шар земной, (а)

Земная жизнь кругом объята снами; (Б)

Настанет ночь – и звучными волнами (Б)

Стихия бьет о берег свой. (а)

(Тютчев)

Назначение рифмы – объединить стихи парами и более. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма):

 

В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь,

И люди думают: жена, дочь.

А я запомнила одно: ночь.

(Цветаева)

 

В поэзии используются также трехкратно и многократно повторяющиеся рифмы в самых различных сочетаниях и вариантах. Из сочетания парной, перекрестной и кольцевой рифмовки образуются более сложные конфигурации рифм.

 

Виды строф

Строфой в стиховедении называют группу стихов, объединенных какими-то общими формальными признаками. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающая строфе завершенность. Строфа включает в себя от двух до четырнадцати стихов.

Моностих – одностишие, с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой. Для моностиха, как правило, выбирается длинная строка:

Словно ущелья гор обрывистых в молодости был я.

(Архилох, пер. Вересаева)

Рим золотой, обитель богов, меж градами первый.

(Авсоний, пер. Брюсова)

Покойся, милый прах, до радостного утра.

(Карамзин)

Дистих – в античной поэзии двустишие, выражающее оригинальную глубокую мысль. Чаще – это так называемый элегический дистих, состоящий из гекзаметра и пентаметра:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

(Пушкин)

Наиболее известной трехстишной строфой является терцина, канонизированная Данте в «Божественной комедии» и вызвавшая многочисленные подражания почти во всех европейских литературах. Размер стихов в Т. – пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему. Способ рифмовки: аба бвб вгв гдг дед е

 

Но мой удел – могу ль не звать ужасным? (А)

Едва холодный и больной рассвет (б)

Исполнит Ад сияньем безучастным, (А)

Из зала в зал иду свершать завет, (б)

Гоним тоскою страсти безначальной,- (В)

Так сострадай и помни, мой поэт: (б)

Я обречен в далеком мраке спальной, (В)

Где спит она и дышит горячо, (г)

Склонясь над ней влюбленно и печально, (В)

Вонзить свой перстень в белое плечо! (г)

(Блок «Песнь Ада»)

 

Самым распространенным видом строфы является четверостишье или катрен, в котором стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно и по принципу «кольца». Как самостоятельное стихотворение, К. используется для надписей, эпиграмм, эпитафий, изречений. Например:

 

Умом Россию не понять, (а)

Аршином общим не измерить: (Б)

У ней особенная стать – (а)

В Россию можно только верить. (Б)

(Тютчев)

 

Секстина – сложная шестистишная строфа с разной системой рифм. Стихотворный размер С. – чаще пятистопный или шестистопный ямб. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, - абабвв:

 

В избушке позднею порою (А)

Славянка юная сидит. (б)

Вдали багровой полосою (А)

На небе зарево горит… (б)

И, люльку детскую качая, (В)

Поет славянка молодая… (В)

(Лермонтов «Баллада»)

 

Варианты рифмовки С. – ааббвв (Лермонтов «Три пальмы»), аабввб (Пушкин «Зимнее утро»).

Октава – восьмистишная строфа, близкая по своему построению секстине (абабабвв). И это не случайно: О. также зародилась в поэзии итальянского Возрождения. Стихотворный размер О. – обычно пятистопный или шестистопный ямб:

 

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает (А)

Последние листы с нагих своих ветвей: (б)

Дохнул осенних хлад – дорога промерзает. (А)

Журча еще бежит за мельницу ручей. (б)

Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает (А)

В отъезжие поля с охотою своей. (б)

И страждут озими от бешеной забавы, (С)

И будит лай собак уснувшие дубравы. (С)

(Пушкин)

 

Триолет – восьмистишие, основанное на тройном повторении: первая строчка повторяется как четвертая и седьмая, а вторая строчка повторяется как восьмая, заключительная. Т. пишется чаще всего четырехстопным ямбом. Т. появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к Т. испытывали русские поэты «серебряного века»: В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Северянин, Ф. Сологуб.

 

Твой лик загадочный и нежный (А)

Как отраженье в глубине (б)

Склонился медленно ко мне. (б)

Твой лик загадочный и нежный (А)

Возник в моем тревожном сне. (б)

Встречаю призрак неизбежный: (А)

Твой лик, загадочный и нежный, (А)

Как отраженье в глубине. (б)

(Брюсов)

Одическая строфа – десятистишие, написанное четырехстопным ямбом. Эта строфа была выработана в XVIII веке для использования в торжественных одах. Канонический способ рифмовки: абабввгддг.

 

Ты здраво о заслугах мыслишь, (А)

Достойным воздаешь ты честь, (б)

Пророком ты того не числишь, (А)

Кто только рифмы может плесть, (б)

А что сия ума забава (В)

Калифов добрых честь и слава. (В)

Снисходишь ты на лирный лад; (г)

Поэзия тебе любезна, (Д)

Приятна, сладостна, полезна, (Д)

Как летом вкусный лимонад. (г)

(Державин)

 

Сонет – лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. С. возник в Италии в XIII веке. Его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. В своей канонической форме С. состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Каждая строфа С. – это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене. В первом терцете намечается развязка, во втором терцете происходит развязка. Заключительная строка в С. является самой сильной по мысли и образности.

Виды С.:

- итальянский: абаб/абаб/вгв/гвг (вариант вгд/вгд);

- французский: абба/абба/ввг/ддг (вариант ввг/дгд);

- английский (Шекспир): абаб/вгвг/деде/жж (основная часть – три катрена и заключительное двустишие).

В русскую поэзию С. введен Тредиаковским. Обращались к С. Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Лермонтов. В эпоху символизма дань С. отдали Брюсов, Вяч. Иванов, Бальмонт.

 

Благословен день, месяц, лето, час (а)

И миг, когда мой взор те очи встретил! (Б)

Благословен тот край и дом тот светел, (Б)

Где пленником я стал прекрасных глаз! (а)

Благословенна боль, что в первый раз (а)

Я ощутил, когда и не приметил, (Б)

Как глубоко пронзен стрелой, что метил (Б)

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас! (а)

Благословенны жалобы и стоны, (В)

Какими оглашал я сон дубрав, (г)

Будя отзвучья именем Мадонны! (В)

Благословенны вы, что столько слав (г)

Стяжали ей, певучие канцоны, - (В)

Дум золотых о ней единый сплав! (г)

(Петрарка, пер. Вяч. Иванова)

Суровый Дант не презирал сонета; (А)

В нем жар любви Петрарка изливал; (б)

Игру его любил творец Макбета; (А)

Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (б)

И в наши дни пленяет он поэта: (А)

Вордсворт его орудием избрал, (б)

Когда вдали от суетного света (А)

Природы он рисует идеал. (б)

Под сенью гор Тавриды отдаленной (В)

Певец Литвы в размер его стесненный (В)

Свои мечты мгновенно заключал (г)

У нас еще его не знали девы, (Д)

Как для него уж Дельвиг забывал (г)

Гекзаметра священные напевы. (Д)

(Пушкин)

Венок сонетов – цепь из 15 сонетов. 14 стихотворений образуют кольцо, так как каждый следующий сонет начинается последней строкой предыдущего, а первый – последней строкой последнего. 15-ый сонет, называемый магистралом, состоит из первых (они же одновременно и последние) строк всех 14 остальных в том порядке, в каком они следуют друг за другом. При этом естественно, что форма здесь должна соблюдаться крайне строго, иначе весь смысл В.с. теряется. Первый В.с. на русском языке появился в переводе филолога Ф. Корша из словенского поэта Франца Прешерна (1889). В 1909 г. В.с. написали Вяч. Иванов и М. Волошин.

Онегинская строфа была придумана Пушкиным специально для своего романа в стихах «Евгений Онегин». Это четырнадцатистрочная строфа, состоящая из трех четверостиший и замыкающего двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка, во втором – смежная, в третьем – кольцевая, последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман, за исключением писем Татьяны и Онегина.

 

Театр уж полон; ложи блещут; (А)

Партер и кресла – все кипит; (б)

В райке нетерпеливо плещут, (А)

И, взвившись, занавес шумит. (б)

Блистательна, полувоздушна, (В)

Смычку волшебному послушна, (В)

Толпою нимф окружена, (г)

Стоит Истомина; она (г)

Одной ногой касаясь пола, (Д)

Другою медленно кружит, (е)

И вдруг прыжок, и вдруг летит, (е)

Летит, как пух из уст Эола; (Д)

То стан совьет, то разовьет (ж)

И быстрой ножкой ножку бьет. (ж)

Бывают стихи, не членимые на строфы. Они называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные и кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы. Примером таких стихов могут служить поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный всадник» Пушкина, «Беглец» и «Демон» Лермонтова, «Тишина» и «Коробейники» Некрасова и др.

 

Неклассические формы стиха

1. Дольник (паузник)

Между силлабо-тонической и тонической системой стихосложения располагается целый пласт стихов, которые называются дольниками (паузниками). Д. представляет собою размер, в котором так же, как и в размерах силлабо-тонических, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена. Д. соединяет в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры. В Д. количество безударных слогов между ударными (иктами) свободно колеблется от одного до двух.

В русской поэзии дольники появляются в начале XIX в., прежде всего в переводах с немецкого и английского, при усвоении творчества западных романтиков, опирающихся на народную песню. Впервые дольники встречаются у Жуковского. Одновременно с переводами и под их непосредственным влиянием дольники проникают и в оригинальную русскую поэзию. В пушкинскую эпоху единичные примеры дольников можно найти у Бестужева-Марлинского и Хомякова. Изредка дольники встречаются у Лермонтова. Гораздо чаще к дольникам прибегали Тютчев и Фет. И все же русские поэты XIX в. применяли дольники редко. Широкое распространение дольники получили в поэзии русских символистов (З. Гиппиус, Брюсов, Бальмонт). Органическим явлением для русской поэзии дольники стали в творчестве Блока. После Блока дольники стали общим достоянием русской поэзии.

 

анакруза

Вхожу я в темные храмы, V-V-VV-V (1)-1-2-(1)

Совершаю бедный обряд. VV-V-VV- (2)-1-2-(0)

Там жду я Прекрасной Дамы V-VV-V-V (1)-2-1-(1)

В мерцанье красных лампад. V-V-VV- (1)-1-2-(0)

(Блок) клаузула


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.