Основы формирования здорового образа жизни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основы формирования здорового образа жизни

2017-07-25 440
Основы формирования здорового образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.

Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.

Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои.

Основными особенностями программы здоровья должны быть:

§ добровольность;

§ затрата некоторых физических и других сил;

§ ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает, с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.

Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий, расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты... Потом — постараться пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня. Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.

 

Билет

1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - является первым уровнем контакта населения с системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья. Территориальная доступность ПМСП обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом сложившихся и перспективных систем расселения населения, а также ряда других факторов.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, неотложную, общепрофильную медицинскую помощь и призвана удовлетворить потребности населения в: укреплении здоровья, лечении, реабилитации, санитарном просвещении. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, медико-санитарными частями, женскими консультациями, поликлиническими отделениями диспансеров, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. Основным учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, является поликлиника. Принципами работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений в нашей стране являются: обязательность медицинского страхования всех граждан, проживающих на территории России, общедоступность первичной медико-санитарной помощи, единство лечебных и профилактических мероприятий, диспансерный метод работы, принцип участковости. Участковость представляет собой обслуживание какой-то группы населения одним врачом - участковым. Участки бывают: территориальные, цеховые, участок врача общей практики, семейный, гинекологический, педиатрический, сельский.

Амбулаторно-поликлиническая помощь

Амбулаторно-поликлинические учреждения являются самыми

многочисленными учреждениям, в которых оказывается первичная медико-

санитарная помощь (ПМСП) населению. Первичная медико-санитарная

помощь – это зона первого контакта населению со службами

здравоохранения. Учреждениями, оказывающими ПМСП, являются также

женские консультации, учреждения скорой помощи, учреждения

родовспоможения и ряд других.

Поликлиника – это специализированное ЛПУ, в котором оказывается

медицинская помощь приходящим больным, а также больным на дому,

осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по

лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Основным амбулаторно-поликлиническим учреждением, оказывающим

помощь городскому населению, является городская поликлиника. Внедрение

системы врачей общей практики (семейных врачей) происходит по типу

семейных амбулаторий, семейных поликлиник, отделений семейных врачей,

кабинетов семейных врачей. Практически 80% всех обратившихся за

медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в условиях

поликлиники.

Поликлиники подразделяются по организации работы – на

объединенные со стационаром и самостоятельные; по профилю – на общие

для обслуживания взрослого и детского населения и поликлиники,

обслуживающие только взрослое или только детское население, на

стоматологические, физиотерапевтические, курортные. Мощность и

категория поликлиники определяется числом посещений в смену: 1

категория – 1600 посещений, 2 категория – 1200 посещений, 3 категория –

800 посещений, 4 категория – 600 посещений, 5 категория – 400 посещений.

Амбулатория отличается от поликлиники уровнем специализации и

объемом деятельности. В амбулатории прием ведется по небольшому числу

основных специальностей: чаще по терапии (общей врачебной практике),

реже по хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии.

В основу организации амбулаторно-поликлинической помощи

населению положен территориально-участковый принцип: всю территорию,

обслуживаемую поликлиникой, делят на врачебные участки, по

установленным нормативам один городской участок должен охватывать 1700

человек взрослого населения. При развитии системы врачей общей практики

(семейных врачей) нормативы снижаются.

Большое значение в амбулаторно-поликлинической помощи имеет

организация помощи больным на дому, которая способствует улучшению

качества лечения больных, уменьшает опасность контакта в поликлинике на

приеме, способствует сохранению и лучшему использованию коечного

фонда стационара.

Важную роль в работе поликлиники играет профилактическое

направление, оно выражено в проведении профилактических осмотров с

целью раннего выявления заболеваний. Диспансеризация населения является

одним из важнейших методов профилактической работы в поликлинике.

Диспансерный метод включает три обязательных элемента: активное

выявление больных в ранних стадиях заболеваний; систематической

наблюдение за выявленными больными и обеспечение их

квалифицированной медицинской помощью; общественная профилактика и

санитарное просвещение. Критерием эффективности диспансеризации для

больных острыми заболеваниями является полное выздоровление от данного

заболевания. Для больных с хронически текущими заболеваниями

критериями эффективности диспансеризации являются следующие

показатели: частота обострения заболевания, по поводу которого больной

состоит на диспансерном учете; заболеваемость с временной утратой

трудоспособности и стойкой утратой трудоспособности (инвалидность),

динамическая оценка состояния здоровья (улучшение, без перемен,

ухудшение).

 

 

2. Заболеваемость инфекционными болезнями изучается путем учета каждого инфекционного заболевания или подозрения на него. Учетным документом является экстренное извещение об инфекционном заболевании. Экстренное извещение составляется на каждое инфекционное заболевание или подозрение на заболевание и направляется в течение 12 ч в центр ГСЭН. Экстренное извещение до отправления регистрируется в журнале инфекционных заболеваний (форма № 060). На основе записей в этом журнале составляется отчет о динамике инфекционных заболеваний за каждый месяц, квартал, полугодие и год. Анализ инфекционной заболеваемости проводится с помощью общих и специальных показателей. Общий показатель инфекционной заболеваемости — это число инфекционных заболеваний, зарегистрированных за год на 10000 жителей, деленное на численность населения. Специальные показатели — возрастно-половые, в зависимости от профессии, стажа работы и др. Рассчитывается структура инфекционной заболеваемости (в %) — удельный вес инфекционных заболеваний среди общего числа зарегистрированных заболеваний, оценивается показатель летальности (число умерших на 10000 зарегистрированных больных) и др. При углубленном изучении инфекционной заболеваемости анализируются сезонность, источники заражения, эффективность профилактических прививок и т. д., что дает возможность врачам разработать мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями.

 

3. Автоматизированная система управления (АСУ) представляет собой средство сбора, обработки, накопления, хранения и передачи медицинской информации, предназначенное для автоматизации, как управленческого процесса, так и профессиональной деятельности каждого работника медицинской сферы.

Использование АСУ позволяет добиться снижения численности управленческого аппарата, повысить эффективность и оперативность управления, освободить персонал от большого объема рутинной работы, создав условия для максимального использования его творческих способностей, в кратчайшие сроки обеспечить специалистов различных уровней необходимой информацией и решить многие иные проблемы.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными производителями сознано немало АСУ, предназначенных для использования в здравоохранении на различных уровнях: индивидуальном (для одного специалиста), учрежденческом (для управления ЛПУ), территориальном (для управления здравоохранением города, района), региональном и федеральном (для управления здравоохранением всего государства).

Компонентами АСУ являются:

1. Технические средства – вычислительные устройства, устройства ввода-вывода, запоминающие и накопительные устройства, сетевое оборудование.

2. Программное обеспечение – компьютерные программные средства, обеспечивающие работу технических средств и обработку информации.

3. Пользователь или оператор, который осуществляет взаимосвязь с программными и аппаратными средствами системы.

Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции:

1. сбор, обработка и анализ информации о состоянии объекта управления (например, посредством АСУ в стационаре собирается информация о каждом пациенте, рассчитываются и анализируются показатели работы каждого врача, лечебного и вспомогательного отделения и учреждения в целом);

2. выработка управляющих воздействий (например, АСУ, располагая сведениями о потребности в медикаментах и наличии их в аптеке, может в автоматическом режиме принять решение о необходимости приобретения лекарственных препаратов);

3. передача управляющих воздействий на исполнение и контроль их передачи (например, АСУ передает в бухгалтерию заявку на приобретение медикаментов);

4. реализация и контроль выполнения управляющих воздействий (АСУ контролирует поступление новых медикаментов в аптеку и лечебное отделение);

5. обмен информацией с другими связанными с ней автоматизированными системами (например, показатели работы учреждения АСУ направляет в министерство здравоохранения и центр медицинской статистики).

К АСУ предъявляется ряд общих требований:

1. должна быть обеспечена совместимость элементов АСУ друг с другом, а также с внешними АСУ, взаимодействующими с рассматриваемой - все компоненты АСУ должны «общаться на одном языке»;

2. должна предполагаться возможность расширения, развития и модернизации АСУ с учетом перспектив учреждения (например, при создании нового отделения, оно должно быть легко и быстро включаться в АСУ ЛПУ);

3. АСУ должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования (например, внедрение в практику новых нормативных актов, должно найти соответствующее отражение в алгоритмах АСУ);

4. АСУ должна иметь достаточную степень надежности, так как любой сбой в ее работе негативно отразится на деятельности всего учреждения;

5. должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизированных функций и возможность диагностирование системы, позволяющие выявить место, вид и причину неполадки;

6. должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации.

Современные автоматизированные системы управления строятся на основе концепции локальной обработки информации. Структурной единицей такой АСУ является автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Однако простую совокупность АРМ еще нельзя считать автоматизированной системой управления. В АСУ все элементы должны быть связаны между собой средствами коммуникации (локальной сетью). Именно они, обеспечивая обмен информацией между рабочими местами, делают АСУ системой.

Автоматизированное рабочее место - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

АРМ врача как и любая компьютерная система, оно состоит из аппаратных средств и программного обеспечения. В большинстве случаев к аппаратным средствам особых требований не предъявляется. Однако врачи некоторых специальностей нуждаются в специальных устройствах ввода информации, нередко в их роли выступают медицинские приборы. Например, автоматизированное рабочее место врача функциональной диагностики должно содержать в качестве устройств ввода информации электрокардиограф, спирограф и т.д.

 

«MIS-Стоматолог» предназначена для комплексной автоматизации работы стоматологического лечебного учреждения.

«MIS-Стоматолог» состоит из двух автоматизированных рабочих мест:

1. АРМ "Медрегистратор " - ведет базу данных пациентов, закачивает и передает списки на прикрепление и открепление, формирует карты пациентов, формирует прайс листы работы с организациями и страховыми компаниями, ведет окончательный финансовый расчет с пациентами по оказанныи им услугам

2. АРМ "Врача стоматолога" - вносит информацию об оказанных услугам, ведет предварительную и повторную запись на прием, фиксирует поступление медикаментов в кабинет, автоматически списывает их по оказанным услугам, ведет медицинскую документацию.

 

Билет

1. Врачебно-трудовая экспертиза — исследование трудоспособ­ности человека, проводимое врачом с целью определения наличия, степени и длительности нетрудоспособности.

1. Временная нетрудоспособность — невозможность выполне­ния человеком работы вообще или по конкретной специальности, носящая относительно кратковременный характер.

2. Экспертиза временной нетрудоспособности — вид медицин­ской экспертизы, основной задачей которой является оценка со­стояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимо­го обследования и лечения, возможности осуществлять профессио­нальную деятельность, а также определение степени и сроков вре­менной утраты трудоспособности.

3. Уровни проведения экспертизы временной нетрудоспособно­сти:

§ первый — лечащий врач;

§ второй — клинико-экспертная комиссия лечебно-профилак­тиче­ского учреждения;

§ третий — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации;

§ четвертый — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации;

§ пятый — главный специалист по экспертизе временной нетру­доспособности Министерства здравоохранения России,

1. Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетру­доспособности:

§ определяет признаки временной утраты нетрудоспособности на основе оценки состояния здоровья характера и условий труда и других социальных факторов;

§ фиксирует в первичных медицинских документах анамнести­ческие и объективные данные, подтверждающие диагноз заболева­ния или другую причину, обуславливающую нетрудоспособность;

§ определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивиду­альных особенностей течения заболевания и ориентировочных сро­ков нетрудоспособности при различных заболеваниях;

§ выдает документ, удостоверяющий нетрудоспособность, в том числе и при посещении на дому, назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первич­ной медицинской документации;

§ своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособно­сти и решения других экспертных вопросов (частнопрактикующий врач направляет пациента в клинико-экспертную комиссию учреж­дения здравоохранения, обеспечивающего его медицинской помо­щью в соответствии с программой обязательного медицинского страхования;

§ при нарушении пациентом назначенного лечебно-охраните­льного режима, в том числе при алкогольном или наркотическом опьянении, делает соответствующую запись в листке нетрудоспо­собности и амбулаторной карте (истории болезни) с указанием даты и вида нарушения; при несогласии пациента с диагнозом опьянения направляет его на комиссию по экспертизе опьянения;

§ подготавливает документы в клинико-экспертную комис­сию для направления пациента на МСЭК при наличии у него признаков стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности;

§ анализирует причины и динамику заболеваемости с времен­ной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалид­ность, разрабатывает и осуществляет мероприятия по их снижению;

§ постоянно совершенствует знания по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности,

2. Заведующий отделением амбулаторно-поликлинического и стационарного учреждения:

§ осуществляет постоянный контроль за организацией и прове­дением экспертизы временной нетрудоспособности лечащими вра­чами отделения, включая качество и эффективность лечения и пра­вильность оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

§ совместно с лечащим врачом направляет пациента на клинико-экспертную комиссию и на медико-социальную экспертизу;

§ ежемесячно анализирует причины и сроки временной нетру­доспособности, первичного выхода на инвалидность населения участков и госпитализированных больных, качество экспертной работы лечащих врачей отделения.

3. Клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения, возглавляемая заместителем руководителя по клинико-экспертной работе, либо заместителем по лечебной работе, а при их отсутствии — руководителем, состоящая из ведущих специали­стов этого и других медицинских учреждений и организаций:

§ проводит экспертную оценку качества и эффективности ме­дицинской помощи и результатов деятельности специалистов и структурных подразделений в своем учреждении;

§ принимает решения по представлению лечащих врачей и за­ведующих отделениями: о продлении листка нетрудоспособности; по конфликтным и спорным случаям экспертизы; о направлении пациентов на МСЭК; о переводе пациентов по состоянию здоровья на другую работу и их рациональном трудоустройстве; при направ­лении на лечение за пределы обслуживаемой учреждением террито­рии; в случаях предоставления по состоянию здоровья дополни­тельной жилплощади и первоочередного получения жилья; при освобождении по состоянию здоровья школьников от сдачи экза­менов и предоставлению академического отпуска студентам; по искам и претензиям граждан и страховых организаций по качеству медицинской помощи и экспертизы трудоспособности; по запросу организаций, учреждений (в т.ч. и медицинских), фондов социаль­ного страхования, суда, прокуратуры, военных комиссариатов и др. по вопросам экспертизы трудоспособности.

4. Руководитель учреждения здравоохранения и его заместитель по клинико-экспертной работе:

§ отвечают за постановку работы по экспертизе временной не­трудоспособности в учреждении, разрабатывают и контролируют реализацию мероприятий по улучшению качества экспертной рабо­ты;

§ осуществляют выборочный контроль проведения экспертизы лечащими врачами и заведующими отделениями по медицинской документации и при личном осмотре больных;

§ принимают участие в решении сложных и конфликтных слу­чаев экспертизы, рассматривают иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования и пациентов по вопросам качества проведения экспертизы;

§ осуществляют взаимодействие с соответствующими медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК) с целью анализа, выявления и исправления недостатков в проведении клинико-экспертной работы в учреждении.

 

2. Статика населения. Методика изучения и основные данные по России и странам мира. Значение для здравоохранения.

Статика населения изучается по следующим основным признакам: пол, возраст, социальные группы, профессия, брачное состояние, национальность, образование, гражданство, место жительства, плотность населения на определенный (критический) момент времени. Эти данные получают из переписей населения и специальных выборочных исследований. Они необходимы, прежде всего, для анализа и перспективного планирования социально-экономического развития страны.

Перепись населения - всеобщий (сплошной) учет населения, в процессе которого осуществляется сбор данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны или административной территории.

Всего в России проводилось 9 переписей населения: первая перепись населения - в 1926 г., последняя - в 2010 г.

Наряду со сплошным учетом населения осуществляются выборочные социально-демографические исследования, которые позволяют проследить изменения численности и структуры населения в межпереписной период.

На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14; 15-49; 50 лет и старше можно определить возрастной тип населения. Различают следующие типы возрастных структур населения (рис. 1.2):

• прогрессивный;

• стационарный;

• регрессивный.

Прогрессивным считается тип населения, в котором доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

Стационарным называется тип, при котором доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше.

Регрессивным типом принято считать население, в котором доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю детского населения.

Прогрессивный тип народонаселения обеспечивает дальнейшее увеличение численности населения, регрессивный тип угрожает нации депопуляцией. На сегодняшний день в целом по России сложился регрессивный тип населения: доля населения в возрасте 0-14 лет составляет 15%, а старше 50 лет - 31%.

Показатели, характеризующие статику населения, имеют важное значение в практическом здравоохранении. Они необходимы для:

— расчета показателей естественного движения населения;

— планирования всей системы здравоохранения;

— расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, как общей, так и специализированной;

— определения необходимого количества средств, выделяемых бюджетом на здравоохранение;

— расчета количественных показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений здравоохранения;

— организации противоэпидемической работы и т.д.

Не говоря уже о всей системе здравоохранения, каждое амбулаторно-поликлиническое учреждение должно иметь четкое представление о численности и составе населения в районе своей деятельности. Численность, возрастно-половой состав населения лежит в основе организации участковой службы, анализа ее деятельности, а в последние годы — в составе организации общеврачебной практики в нашей стране.

3. планирование здравоохранения. Методы планирования. Виды планов

 

основной задачей планирования здравоохранения является нахождение оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактической помощи и возможностями ее удовлетворения на данном этапе развития нашего государства. Для этого необходимо прежде всего научное обоснование потребности населения в медицинской помощи и профилактическом обслуживании; установлении обоснованных нормативов; выявление временных и устойчивых тенденций изменения потребностей.

План здравоохранения является составной частью государственного плана экономического и социального развития страны.

План - это директива, основной документ по управлению здравоохранением на различных уровнях (государство, область, город, район).

Виды планов: территориальные, отраслевые, текущие, перспективные и комплексные.

Основные методы планирования здравоохранения:

1. Аналитический - анализ состояния здоровья, демографической ситуации в регионе, оценка показателей деятельности ЛПУ.

2. Сравнительный - сопоставление имеющихся данных с показателями других административных территорий или в динамике за ряд лет.

3. Балансовый - его широко применяют при составлении межотраслевых балансов (например, балансов труда и рабочей силы, производства и потребления медицинских услуг).

4. Нормативный - использование нормативов потребности населения в медицинской помощи, нормы нагрузки на час работы врача и т.д.

Норматив - это временная оптимальная норма медицинского обслуживания в конкретных экономических, географических и социальных условиях.

5. Экспериментальный - например, для апробации результатов научных исследований перед внедрением их в практику медицинских учреждений.

 

Основные виды планирования в здравоохранении

Планирование подразделяется:

1. по уровню:

• федерации (государственное планирование)

• отраслей (отраслевое планирование)

• регионов (региональное планирование)

• отдельных организаций, предприятий, учреждений

2. по фактору времени:

• стратегическое

• перспективное

• текущее

3. по методам:

• балансовое

• нормативное

4. по направленности:

• директивное;

• индикативное;

• договорное;

• предпринимательское планирование здравоохранения.

Стратегическое планирование.

Основным документом, в котором отражены принципы стратегического планирования развития здравоохранения в России, является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, одобренная Постановлением Правительства № 1387 от 5 ноября 1997 г.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, порядок и условия деятельности здравоохранения, его субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу 10 лет и более.

Стратегическое планирование проводится на двух уровнях:

• федеральный уровень;

• уровень субъекта Российской Федерации.

Стратегическое планирование на федеральном уровне.Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в установленном порядке:

• стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения Российской Федерации;

• прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;

• федеральные нормы, нормативы, социальные стандарты, методика их адаптации к условиям субъектов Российской Федерации;

• федеральные целевые медико-социальные программы, обеспечивающие достижение стратегических целей и задач;

• методология планирования инвестиций, оценки их эффективности, порядок согласования инвестиционных проектов здравоохранения.

Стратегическое планирование на уровне субъектов Российской Федерации.Стратегической задачей органов управления здравоохранения субъектов РФ является разработка планов и программ формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе параметров, устанавливаемых на федеральном уровне, с учетом региональных особенностей.

В процессе планирования должны быть решены следующие задачи:

• произведен анализ и разработан прогноз состояния здоровья населения территории на плановый период;

• произведен анализ состояния системы здравоохранения территории, соответствия ее требованиям федерального уровня;

• установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на плановый период;

• утверждены региональные нормы и нормативы, применяемые при планировании системы здравоохранения территории;

• определены стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности здравоохранения территории;

• определены ресурсы, необходимые для развития системы здравоохранения территории, и источники их получения;

• принят комплекс планов и целевых программ, обеспечивающих реализацию стратегических целей и задач развития системы здравоохранения субъектов Российской Федерации;

• установлены параметры для планирования здравоохранения муниципальных образований.

Перспективное планирование.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, как правило, на 3—5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития территории.

Текущее планирование

Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Билет

1. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные тенденции и возрастно-половые особенности показателей заболеваемости, инвалидности и смертности.

Обоснование проблемы:

1. 2 место (более %) в структуре смертности; рост показателей смертности;

2. В структуре распространенности среди взрослых на 12 месте. Рост первичной заболеваемости как среди мужчин, так и среди женщин (за 5 лет на 11%).

Среди первичной заболеваемости у мужчин: 25% - трахеи, бронхов, легкого, 12,7% - желудка, 9,7% - кожи, 5,3% - предстательной железы. У женщин: 19,3% - молочной железы, 16,7% - матки и ее придатков, 14,4% - кожи, 9% - желудка. Отмечаются наибольшие темпы (скорость) увеличения опухолей: молочной железы, матки и ее придатков, нижнего отдела кишечника, предстательной железы.

3. 2 место в структуре инвалидности среди взрослых, рост показателя первичной инвалидизации от злокачественных новообразований в динамике за 5 лет на 18 %.

4. Экономические потери связаны с безвозвратными потярями в связи со смертью и огромными затратами на медицинское обслуживание больных.

5. Первостепенную роль в возникновении, течении, и исходах новообразований играют факторы образа и условий жизни

6. Профилактика должна осуществляться в соответствии с разработанными программами в зависимости от нозологии, вида и стадии; требует дополнительного финансирования.

7. Организация лечебно-профилактической помощи осуществляется в зависимости от нозологий, экстренности и других факторов в рамках общетерапевтической и специализированной помощи.

Распространенность он­козаболеваний в мире составляет 143 случая на 100000 населения (первичная заболеваемость). В Российской Федерации частота дан­ной патологии значительно выше среднемирового значения и рав­на 272 случая на 100000 населения. Болезненность и смертность в России соответственно составляют 1172 и 200 случаев на 100000 населения.

Онкология

Тра


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.