Управление в здравоохранении: определение, принципы, задачи, методы и структура управленческого процесса. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Управление в здравоохранении: определение, принципы, задачи, методы и структура управленческого процесса.

2017-07-25 1622
Управление в здравоохранении: определение, принципы, задачи, методы и структура управленческого процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

"Менеджмент" это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

"Менеджмент" нужно рассматривать и использовать как комплексную технологию современного управления организациями здравоохранения (независимо от форм собственности) и работающим в них персоналом.

Что же касается термина "управление", то его будем использовать применительно к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Основные принципы управления

 


  • принцип целенаправленности;

  • принцип правовой защищенности управленческого решения;

  • принцип непрерывности в оптимизации системы управления;

  • принцип достаточности в централизации и децентрализации управления;

  • принцип единоначалия;

  • принцип делегирования полномочий.


выделяют три уровня управления:

• стратегический;

• тактический;

• оперативный.

На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития ситуации, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных (прогнозируемых) результатов. Это, пожалуй, самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей систем здравоохранения страны, субъектов РФ.

Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Этот уровень отвечает за организацию работы отдельных служб и организаций здравоохранения.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях. Оперативный уровень отвечает за практическую реализацию принятых на стратегическом и тактическом уровнях решений. На этом уровне управления в полной мере реализуются такие функции, как учет, анализ, контроль.

Методы управления здравоохранением

Методы руководства — это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:

• организационно-распорядительные (административный метод);

• экономико-математические;

• социально-психологические;

• общественные или коллективные.

организационно-распорядительные (административный метод);

Эти методы используются для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления регламента деловых взаимоотношений.

Экономические методы появились с внедрением нового хозяйственного механизма, медицинского страхования, внедрением платных услуг в здравоохранении

Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому в задачи руководителя органа управления или организации здравоохранения входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Стили управления

С личностью руководителя во многом связан стиль управления. Стиль управления — это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.

В теории управления используются три подхода к определению стиля руководства:

• личностный подход;

• поведенческий подход;

• ситуационный подход.

Авторитарный стиль руководства — совокупность характерных черт руководителя, приемов и средств деятельности, его поведение и взаимоотношения с подчиненными, абсолютизирующие власть в одних руках. Предполагает полное отрицание коллегиальности в принятии решений. Для авторитарного стиля управления характерно преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководители такого стиля ориентируются, прежде всего, на дисциплину и жесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже, в отдельных случаях, подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления еще называют формальным, анархическим, попустительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности, как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

Для динамичного стиля руководства характерны: четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.

Управленческое решение - это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определении цели действий и содержащий программу достижения цели.

Это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического и медико-социального обоснования и выбора единственного из множества вариантов решения для достижения поставленной цели.

Управленческие решения классифицируются по различным признакам:

• по времени реализации решения(стратегические, тактические, оперативные, рутинные);

• по степени участия коллектива, отдельных специалистов (индивидуальные, коллегиальные);

• по содержанию управленческого процесса (медико-организационные, административно-хозяйственные, санитарно-профилактические и др.);

• учитывающие стиль и характерологические особенности руководителя(интуитивные, основанные на суждениях, уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные и др.).

 

  • планирование;
  • нормирование;
  • стандартизация;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • маркетинг;
  • контроль и учет.

Планирование и финансирование

Планирование – это целенаправленная деятельность по динамическому, пропорциональному развитию системы ЗО и его ресурсов в целом на уровне РФ, субъектов и муниципальных органов. П – это научное обоснование потребности в кадрах, сети учреждений, материально-техническом оснащении, установление обоснованных норм и нормативов, выявление устойчивых тенденций изменения потребностей.

Задача Планирования – поиск оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактической помощи (ЛПП) и возможностью ее удовлетворения на данном этапе развития общества.

 

  • Виды планов:


1. Отраслевые – (план ЗО – отраслевой),

2. территориальные – план развития отдельной территории

I. по уровню П

1. на уровне РФ

2. субъектов РФ

3. муниципальных образований

4. отдельных ЛПУ.

При стратегическом планировании составляется прогноз состояния здоровья населения, определяются ресурсы для охраны здоровья, составляется прогноз развития системы ЗО, выделяются приоритеты: ОМД, борьба с ХНЭЗ, социально значимыми, разработка вакцин против вирусных инфекций, утверждаются нормы и нормативы, принимаются целевые программы

Разделы плана ЗО

При планировании выделяют 5 разделов:

 

1.
Планирование сети ЛПУ( АПУ, дневные стационары, стационары восстановительного лечения и прочие),

2.
кадров и персонала для учреждений ЗО,

3.
капитальное строительство (если запланировано строительство какого-либо объекта – выделение земельного участка, согласование со всеми службами; составление генерального проекта и его согласование…), износ основных фондов – 65%.

4.
^ Материально-техническое оснащение – планируется оснащение вновь построенных учреждений. Обеспечение ЛПУ медработниками. Питанием…

5.
Основной раздел плана – БЮДЖЕТ – это финансовый план, который составляется на уровне ЛПУ (Состоит из доходной части и расходной части)→ согласовывается в планово-финансовом отделе → выносится на утверждение. Обычно подписывается начальником управления ЗО территории. Он утверждается на заседании Городского Совета и д.б. включен в план развития города,


Бюджетный процесс:

1. составление,

2. рассмотрение и утверждение.

3. исполнение.

4. контроль

План ЗО строится по определенному кругу вопросов, которые выражаются в показателях. Набор показателей различен в зависимости от уровня, на котором составляется план, – чем выше уровень, тем уже круг показателей.

 

  • ^ Показатели плана ЛПУ можно свести к 4-м группам:


1. мощность – объем деятельности, характеризуют обслуживание населения – число посещений, койко-дней, дней лечения в условиях дневного стационара, выездов…

2. деятельность – использования коечного фонда (СГЗК, ОК, СДПБ)

3. медицинские кадры – использования труда медицинских работников (фактическая нагрузка на персонал), обеспеченности кадрами,

4. финансы. Финансовым выражениям плана учреждения является СМЕТА. Каждый показатель плана имеет свой измеритель. Например, показателем мощности стационара – число коек, объем поликлинического обслуживания – числом врачебных должностей. посещений…

 

  • Этапы П:


1. составление проекта плана

2. обсуждение проекта

3. утверждение

4. исполнение.

 

  • Методы планирования:


I. Аналитический – определяется обеспеченность населения кадрами, койками. Мы проводим анализ

а. показателей здоровья (численность и возрастно-половой состав населения, заболеваемость), исходя из этого, рассчитываем потребность в койках (К) и врачах (В) того или иного профиля;

б. фактического состояния ЗО (обеспеченность кадрами, показатели деятельности ЛПУ…), сравниваем с тем, что должно быть по ПГГ.

II. Нормативный – составная часть аналитического, использует нормы и нормативы. (Метод применяется при составлении плана, основанного на использовании балансового метода).

Используется с применением норм (№) и нормативов (Н) по отдельным направлениям ЗО.

III. Балансовый метод – баланс между потребностью и возможностью. Это основной метод планирования. Позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана. Например, баланс между подготовкой кадров и ростом сети ЛПУ; размещение сети ЛПУ с учетом плотности населения, наличия промышленных объектов.

Различают:

 

  • материальные,
  • натуральные,
  • стоимостные,
  • трудовые и
  • межотраслевые балансы.


IV. Экономико-математический –

V. Метод соотношения – между врачами и м/с., скорой и неотложной МП (1: 4), соотношение взрослых и детей в структуре населения 78% и 22%

VI. Экспериментальный – бригадная форма оплаты труда, новая методика при оформлении ВН – врачом единовременно – на 10 дней, единолично – на 30 дней…

^ ПРОГРАММА ГОС. ГАРАНТИЙ (ПГГ)

Основным документом для планирования ЗО является ПГГ оказания гражданам бесплатной МП, которая принимается на каждой территории ежегодно.

Задачи:

 

1. создание единого правового механизма для реализации прав граждан,

2. единой системы планирования и финансирования МП,

3. обеспечение баланса между обязательствами государства по обеспечению бесплатной МП и выделяемых для этого ресурсов.


Принципы ПГГ:

 

1. соответствия объема МП уровню заболеваемости населения,

2. соответствие выделяемых финансовых средств нормативам, существующим для оказания бесплатной МП,


Билет № 14


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.