Рождаемость. Методы изучения, общие и специальные показатели. Факторы, влияющие на уровень рождаемости. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Рождаемость. Методы изучения, общие и специальные показатели. Факторы, влияющие на уровень рождаемости.

2017-07-25 3426
Рождаемость. Методы изучения, общие и специальные показатели. Факторы, влияющие на уровень рождаемости. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе кото­рого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. На уровень и ди­намику рождаемости влияют также социально-экономические, исторические, куль­турные и другие факторы.

Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости:

Как статистический показатель рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8—10‰, преобладают однодетные семьи. В девяностые годы двадцатого века в России отмечалось резкое снижение рождаемости, уровень которой составлял 8—9‰ (в Ставропольском крае — 10‰). Начиная с 2005 года, рождаемость начала медленно повышаться, достигнув в 2013 году 13,2‰. В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9—12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15—49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15—19, 20—24, 25—29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000.

Общий коэффициент рождаемости не дает исчерпывающего представле­ния об интенсивности процесса деторождения, пригоден лишь для приблизи­тельной, грубой характеристики и оценки явления, которое в значительной сте­пени зависит от социально-демографической структуры населения.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

а) состав населения по полу

б) социально-экономические факторы

в) образовательный уровень женщин

г) занятость женщин в общественном производстве

д) помощь государства семьям, имеющим детей

е) традиции народа и религия

ж) состояние здоровья женщины

з) время вступления в брак

и) браки и разводы

к) соотношение абортов и родов

Основные причины снижения рождаемости в РБ:

- участие женщин в производстве

- высокий уровень образованности

- социально-материальное положение семьи

Специальные показатели рождаемости:

1) коэффициент плодовитости - среднее количество детей, рожденных одной женщиной; позволяет устранить влияние половой и частично возрастной структур населения.

2) повозрастные показатели рождаемости - рождаемость среди женщин определенного возраста (интервалы 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет).

Коэффициент плодовитости менее 64 - низкий, 64-100 - средний, 101-120 - выше среднего, 121-160 - высокий, 161 и более -очень высокий.

3) показатели воспроизводства

а) суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь фертильный период жизни. Данный показатель не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период.

б) брутто-коэффициент воспроизводства («грязный», «неочищенный» ко­эффициент) - число девочек, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста (15-49 лет)

в) нетто-коэффициент воспроизводства («чистый», «очищенный» коэффи­циент) - число девочек, достигающих половоз­релого возраста, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста. Характеризует степень замещения поколения жен­щин их дочерями и представляет обобщенную характеристику не ближайших перспектив роста населения, а уровней рождаемости и смертности в данный период.

По нетто-коэффициенту судят о типе воспроизводства населения:

а) расширенное - нетто-коэффициент больше 1;

б) простое - нетто-коэффициент равен 1;

в) суженное - нетто-коэффициент меньше 1.
Нетто-коэффициент воспроизводства может быть рассчитан не только для женского, но и мужского населения по методике расчета этого показателя для женского населения. Он показывает, сколько мальчиков оставляет после себя каждый мужчина с учетом того, что часть их не доживет до возраста отца в момент их рождения.

 

Билет № 10

1. Травматизм как медико-социальная проблема. Система лечебно-профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.

) Травматизм является одной из важнейших медико-соци­альных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. ак­туальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.

Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.

1 - связано с вне­запностью травм.

2 - связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.

По уровню первичной заболеваемости взрослого на­селения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособ­ности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 ра­ботающих), а по числу случаев на 100 работающих - третье место (10-11 случаев на 100 работающих).

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматиз­ма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующие виды травматизма.

1. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте. Около 40 % умерших в России от травм погибают в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти моло­дежи, особенно юношей, - около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

2. Производственный травматизм -совокупность повреж­дений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный трав­матизм и сельскохозяйственный травматизм.

Всего в России в 2000 г. от производственных травм погиб­ло 437 человек, в 2001 г. — 418 человек.

Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).

Основные причины произ­водственного травматизма:

1). Технические причины - не зависящие от уровня организации труда на пред­приятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых ра­бот, несовершенство предохранительных уст­ройств и т.п.

2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; на­рушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.

3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное ос­вещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излу­чений выше допустимых значений и т.п.

4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.

3. Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4. Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5. Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Спортивный травматизм редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:

1) причины организационного характера;

2) причины, обусловленные индивидуальными особенно­стями спортсмена;

3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;

4) плохая психологическая подготовка спортсмена;

5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

 

2) Профилактика травматизма

Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспорт­ного движения, включающие: улучшение дорожной сети, ус­тановление ограничений скорости, введение правил, тре­бующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и нар­котическом опьянении.

Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.

В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следу­ет обратить на водителей автомототранспорта.

Производственный травматизм. Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев проводятся в со­ответствии с «Положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.

Важную роль в профилактике производственного травма­тизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические меро­приятия.

Профилактика спортивного травматизма строится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортив­ной травме.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за не­правильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спорт­сменов, обеспечение надежной страховки спортсменов и др.

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнени­ем установленных санитарных норм на каждого занимающе­гося.

Для профилактики травматизма, обусловленного отсутст­вием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточ­ностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицин­ских осмотров спортсменов и др.

Детский травматизм

В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.

Показатель рассчитывается на оп­ределенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического разви­тия ребенка.

В общей структуре травматизма у де­тей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны со­ставляют 18%, переломы костей конечностей - 19,6%.

Важной предпосылкой профилактики повреждений являет­ся изучение причин травм.

На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при быто­вых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины - 31,9%, раны - 20,7 %; переломы - 17,3%.

Основные факторы, определяющими бытовой травма­тизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.

Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листо­пада.

Школьный травматизм составляет - 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе про­исходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 - 35% пострадавших. Наибольшее ко­личество травм приходится на школьный возраст, осо­бенно на 1 - 4-й классы.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.