Текст 1.2. Информационно-психологическая безопасность — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Текст 1.2. Информационно-психологическая безопасность

2017-07-25 335
Текст 1.2. Информационно-психологическая безопасность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информация:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, вопринимаемые человеком или специальным устройством.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».)

Информация–убыль неопределенности, мера определенности. (Работы Больцмана, Н.Винера, А.Реньи и др.)

«Информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом». (В.И. Шаповалов). Совсем в духе того, что писал Ошо Раджниш: «Посмотрите в зал кинотеатра, и вы увидите множество людей, вытирающих глаза. Но ведь на экране на самом деле нет ничего, кроме игры света и тени».

Издревле информация рассматривается в онтологическом аспекте как то, из чего всё начинается. И библейское «И вначале было слово …» относится именно к такому представлению об информации. Это предел сложности смыслового значения понятия «информация», недвусмысленно отождествляемого в библейском тексте с Самим Богом (… и Слово было у Бога, и Слово было Бог), претендующего на статус его сущности, которая в силу своей бесконечности не может быть полностью описана текстом, а может лишь познаваться и раскрываться через свои явления, частные представления о которых и образуют семантическое поле смысловых значений этого понятия. Однако параллельно с развитием рационального мышления развивалось и другое – максимально упрощённое, представление об информации как о сообщении, как о некоторых данных, выраженных в системе того, или иного языка (цифр, слов, звука, цвета и т.п.). Такое представление отображает логический аспект феномена информации. (Непомнящий А.В. Представления об информации и их роль в процессах социализации личности)

Очевидно, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества. Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом.

Современное общество характеризуется существенной зависимостью его нормального функционирования и тенденций развития от созданной им же информационной среды. В информационной среде, представляющей сложное системное образование, выделяется процессуальная составляющая и наиболее динамичная и изменяющаяся ее часть – информационно-коммуникативные процессы, которые активно воздействуют на индивидуальное, групповое и массовое сознание. В наибольшей степени непосредственному воздействию информационной среды подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей и т.п., влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни, в том числе политической и экономической. Скрытые формы принуждения личности, манипулирование людьми, использование различных средств и технологий воздействия на психику человека стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. В общем виде эти воздействия обозначаются как информационно-психологические. (Грачев Г.В.)

«Негативные информационно-психологические воздействия – это, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия» (Аносов, Лепский).

Проблема информационной безопасности различных производственных, общественных, государственных объектов относится к сфере государственной политики и уже продолжительное время является актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане. Необходимость обеспечения информационной безопасности обоснована в Доктрине национальной безопасности России, где сказано: «Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России».

Пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации проблемы безопасности и перенос их с интересов государства, которые воспринимались в отрыве от нужд и потребностей человека, на интересы самого человека поставил науку и практику перед необходимостью разработки совершенно нового аспекта этой проблемы – информационно-психологической безопасности личности.

Она занимает в проблеме безопасности человека особое место. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, с движением общества, с одной стороны, к информационной цивилизации, где информация является основным ресурсом производства и условием жизнедеятельности человека, а потому преобладающим потоком в обществе, с другой – к цивилизации потребления, тайным интересом которой является развитие дисгармоничной, деструктивной личности, что при интенсивном развитии информационных и психотехнологий может привести к непредсказуемо печальным последствиям. Во-вторых, существует достаточно обоснованное мнение, что от войн традиционных, когда безопасность человека определялась, в основном, сохранностью его тела и биологических функций, человечество переходит к войнам информационным (психосферным, концептуальным, смысловым, ресурсным и т.п.), где основным объектом безопасности выступает сознание человека. Хотя и в современном мире природа воздействий, нарушающих безопасность личности, может быть разной, но «особенность информационных воздействий на сознание человека состоит в том, что они в силу своей универсальности могут представлять угрозы для любого вида безопасности человека». В-третьих, воздействия информационные наиболее эффективны в плане влияния на человека, поскольку направлены непосредственно к его «управляющему центру» – сознанию (в единстве осознаваемой и бессознательной подструктур психики). И, наконец, личность как единица общества – непосредственный носитель индивидуального сознания, воздействуя на которое, можно влиять и на менталитет социума, а потому вопросы информационной безопасности общества, государства в определенной мере (в зависимости от аспекта ее рассмотрения) производны от проблем безопасности личности.

В связи с этим закономерно появление большого количества исследований, посвященных информационно-психологической безопасности (ИПБ) личности, в которых рассматриваются: теоретико-методологические основы ИПБ (А.В. Брушлинский, А.Е. Войскунский, Г.В. Грачев, А.К. Грязнов, Г.М. Зараковский, В.Е. Лепский, Е.Ю. Митрохина, А.В. Непомнящий, С.Ю. Решетина, С.К. Рощин, П.И. Сатлейкин, В.А. Соснин, А.Н. Сухов, И.И. Ткачев и др.), различные внешние угрозы ИПБ, скрытые формы насилия над личностью – духовное принуждение, морально-психологическое давление, информационно-психологическое воздействие (В.Д. Аносов, А. Егоров, Т.С. Кабаченко, В.Е. Лепский, С.П. Расторгуев, Г. Силласте и др.), в частности вопросы негативного влияния на индивидуальное сознание средств массовой информации (А.А. Журин, М.Л. Князева, И.К. Мельник, А.В. Непомнящий и др.), различные виды манипулятивного воздействия в межличностном общении и способы защиты от них (Г.В. Грачев, Е.Л. Доценко, В.Н. Куликов, В.Е. Лепский, И.К. Мельник, Э. Шостром и др.), способы самобеспечения безопасности, критерии ИПБ личности (Т.И. Колесникова, Т.М. Краснянская, С.Ю. Решетина, Г.Л. Смолян, Л.И. Шершнев и др.).

В ряде исследований показано, что на безопасность человека оказывают влияние политические, социально-экономические и духовные факторы. Особое значение в современных условиях придается последним, таким как: кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и, как следствие, утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий; появление новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных технологий и т.п.; недооценка национальных и культурно-исторических традиций России и проникновение в общественное сознание западной массовой культуры; деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост исламского фундаментализма и религиозного сектантизма; ослабление важнейших социокультурных институтов государства – науки, образования, воспитания и культуры; неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности. В такой ситуации, еще усугубляющейся недостатком социальных механизмов контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, особую роль играют не столько внешние условия ИПБ, сколько внутренние образования, позволяющие человеку самому обеспечивать собственную безопасность. Для современной науки очевидно, что сам человек в силу его активности должен рассматриваться двояко: как объект и как субъект безопасности.

(Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании)

Информационно-психологическая безопасность – состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора.

Информационно-психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. В более общем виде информационно-психологическая безопасность личности – это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой (Грачев Г.В.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.