Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции

2017-07-25 1450
Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль -- это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены.

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль -- это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль -- проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль -- экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль -- госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

13.Руководство преподавателем самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.

Для эффективности самостоятельной работы студентов преподавательскому коллективу необходимо выполнить ряд условий:

1. Обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы.

2. Предъявление одинаковых методических требований к организации и выполнению самостоятельной работы студента - в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.

Второе условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должно учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы не только в аудитории, когда присутствует преподаватель, но и вне её, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий процесс личности студента, когда он остается наедине с заданием и учебным материалом. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе самостоятельного решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о “рейтинге студента” по выполняемым заданиям и т. п.).

Третье условие – это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, лекционных материалов преподавателей, что сейчас уже частично реализуется. Вместе с тем переход на такой способ общения со студентом требует разработки, возможно это одна из задач, в том числе, и наших внутренних вузовских, мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и распространить авторское право. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник – Internet.

Четвертое условие в той или иной форме присутствует и в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы в целом.

Самостоятельная деятельность студентов – задача, которую решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами. Преподавателями кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

14.Методика преподавания отдельных юридических дисциплин: общее и особенное

15.Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр.

Основными формами промежуточной аттестации являются:

● экзамен по отдельной дисциплине;

● комплексный экзамен (по профессиональным образовательным программам СПО);

● зачет по отдельной дисциплине (практике);

● семестровая контрольная работа (по профессиональным образовательным программам СПО).

Семестровая контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра.

Защита всех видов практик, предусмотренных требованиями ГОС по конкретным направлениям (специальностям) является обязательной формой промежуточной аттестации. Зачет по практике является дифференцированным, т.е. может оцениваться по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), или «зачтено» или «незачтено».

Для объективной оценки по промежуточному контролю успеваемости студентов по балльно-рейтинговой системе учитываются следующие параметры:

усвоение материала по дисциплине;

формирование практических навыков по дисциплине и практическое их применение.

Промежуточный контроль проводится в форме семестровой контрольной работы, зачетов и экзаменов.

Семестровая контрольная работа, предусмотренная учебным планом, является формой организации промежуточного контроля для дальнейшего изучения дисциплины. Зачеты как составная часть системы промежуточного контроля знаний студентов служат формой проверки выполнения студентами лабораторных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики. Экзамен по учебной дисциплине позволяет оценить работу студента за семестр либо курс, полученные им теоретические знания, глубину знаний, способность студента творчески мыслить, приобретенные им навыки самостоятельной работы, умение систематизировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Шкала оценок при промежуточном контроле по балльно-рейтинговой системе.

Наименование формы промежуточной аттестации Форма проведения Шкала
Экзамен Зачет, семестровая контрольная работа письменно устно 20- «3» 30- «4» 40- «5» собеседование и правильное выполнение 50% - 10б более 50% - 20 б
компьютерное тестирование не более 50% - 19б -2 50-65% - 30б – 3 65-80% - 35б – 4 80-100% - 40б - 5

Экзамен, зачет призваны способствовать систематизации и закреплению знаний студента по специальности (направлению) при решении конкретных задач, а также выявить уровень подготовки будущего выпускника к самостоятельной работе в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Экзамены, проводимые согласно учебному плану, являются дифференцированными и оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Форма аттестации зачета оценивается «зачтено» или «незачтено», исключение составляют специальности и направления СПО.

Экзамен или зачет могут проводиться устной, письменной или в смешанных формах.

По завершению всей аттестации допускается повторная сдача экзамена, зачета, по которым студент получил неудовлетворительную оценку или «незачет».

С целью повышения оценки допускается одна повторная сдача экзамена (зачета) за учебный год.

Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки), документально подтвержденным соответствующим учреждением, учебным управлением устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов (по личному заявлению студента). При этом срок ликвидации задолженностей должен быть не более одного месяца следующего семестра (для очной и очно-заочной форм обучения) или в межсессионный период (для заочной формы обучения).

Студенты заочной формы обучения выполняют домашнюю контрольную работу, которую должны предоставить за 10 календарных дней до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

Подготовка и проведение зачета по дисциплине

Зачеты служат формой подведения итогов выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабочими учебными планами.

Зачеты по дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, проводятся по окончании изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии.

Зачеты проводятся письменно, устно или с помощью компьютерного тестирования. Зачеты, проходящие в форме компьютерного тестирования, проводятся в компьютерной аудитории (компьютерном классе).

Студенты допускаются к зачету при условии сдачи всех контрольных мероприятий, предусмотренных учебным планом соответствующего семестра или рабочей учебной программой по дисциплине.

Зачеты проводятся до экзаменационной сессии. По заочной форме обучения зачеты сдаются во время промежуточной аттестации.

Время на подготовку к зачету не отводится.

Даты зачетов доводится до сведения студентов и преподавателей с помощью расписания.

Для студентов заочной формы обучения вопросы к зачетам для подготовки к следующей промежуточной аттестации выдаются в конце текущей лабораторно-экзаменационной сессии.

Студент, показавший хорошие знания, активно участвовавший на семинарских и практических занятиях, имеет право претендовать на зачет по учебной дисциплине без опроса.

Подготовка и проведение зачета по практике

По окончании каждого вида практики студенты сдают зачет. Зачет проводится руководителем практики от института.

Условия допуска к сдаче зачета по практике:

своевременная сдача руководителю практики отчетной документации, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями;

положительная полученная оценка по отчету практики.

В исключительном случае студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в каникулярное или в свободное от учебы время.

Подготовка и проведение экзамена

Экзамены проводятся в период проведения промежуточной аттестации. Расписание экзаменов для очной формы обучения доводится до сведения студентов и преподавателей и вывешивается на доску объявлений не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии. Расписание экзаменов по заочной форме обучения доводится до студентов за 5 дней до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

В начале чтения дисциплины студентам очной формы обучения выдаются вопросы для их подготовки.

Для студентов заочной формы обучения вопросы к экзаменам для подготовки к следующей промежуточной аттестации выдаются в конце текущей лабораторно-экзаменационной сессии.

Содержание билетов не доводится до сведения студентов. Количество билетов должно быть больше, чем количество студентов в группе не менее чем на один билет.

На выполнение заданий по билету студенту отводится не более 15-20 минут. На ответ студента по билету отводится 5-7 минут, но не более 8 часов на учебную группу. Если проводится письменный экзамен, то студенту на выполнение заданий билета отводится два академических часа.

Экзамен, как правило, принимается преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.