Общественная психология и силы развития в эпоху торгового капитала. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общественная психология и силы развития в эпоху торгового капитала.

2017-07-25 220
Общественная психология и силы развития в эпоху торгового капитала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Торговый капитализм представляет из себя вторую стадию развития менового общества – стадию, тесно переплетающуюся с первой и, лишь для удобства изучения, рассмотренную здесь отдельно. Во всех наиболее существенных чертах психология общества продолжает неуклонно развиваться в том же направлении, какое наметилось ещё в эпоху перехода от натурального общества к мелко-буржуазному; преобладающей психологический тип всё ещё мелко-буржуазный.

В прочных промышленных корпорациях и в феодально-крепостных отношениях мелко-буржуазное общество сохранило ещё некоторые условия прежнего патриархального подчинения личности – условия, препятствующие развитию личности. Подрывая эти условия, торговый капитал содействует дальнейшему высвобождению личности. Патриархальные отношения остаются в прежней силе на двух полюсах общественного единения: в политических формах абсолютной монархии и в семейных формах частного хозяйства. Здесь, впрочем, также наблюдается некоторые изменения.

Умственный запас людей расширяется по мере того, как торговые сношения соединяют всё более и более прочными связями различные отдалённые друг от друга области и целые страны. Необходимость развития знаний чувствуется всё сильнее; и в этом торговый класс с его наёмными работниками (приказчики, бухгалтера, торговые агенты и т. под.) идёт впереди остального общества: обмен вызывает в этих классах потребность вести торговые книги, отыскивать наиболее выгодные рынки для покупок и сбыта, изучать экономические и юридические условия своей страны, а также учреждения и нравы чужих стран, говорить на иностранных языках и т. д. Прежние школы духовенства оказываются недостаточными и негодными; возникают светские школы, вначале только в городах. В организации и поддержании этих школ принимаю деятельное участие светские феодалы, которые, как и горожане, видят в науке средство борьбы против духовного феодализма. Но и в низших слоях народных масс распространяется стремление к образованию; уже тот факт, что торгово-ростовщический капитал беспощадно эксплоатирует в свою пользу народное невежество, сильно содействует пробуждению в массах этого стремления. Да и сама по себе торгово-ростовщиеческая экслоатация предполагает грамотность, по крайней мере, самих скупщиков и кулаков. А главное – в грамотности, в образовании крестьянин начинает видеть единственное средство выбиться из своего тяжёлого положения, подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

В то же время устраняются некоторые серьёзные препятствия, мешавшие развитию народного образования; падение крепостного права особенно важно в этом смысле: при крепостных отношениях, как раньше при феодальных, не только образование, но простая грамотность была почти недоступна крестьянству; с точки зрения господ всё это совершенно бесполезно для крестьян, даже вредно для их «нравственности».

Остатки натурального фетишизма продолжают деградировать параллельно с развитием знаний. Особенно ясно выступает этот процесс при сравнении католицизма с теми реформаторскими учениями, которые пришли ему на смену.

Зато продолжал развиваться и укрепляться в общественной психологии фетишизм товарный. Тесно связанная с ним страстная жажда денег, неутомимое их искание – характерная черта второй половины средних веков и начала нового времени. Ради одной и той же цели предпринимались упорные исследования алхимиков и дальние путешествия авантюристов; философский камень и Индия играли одинаковую роль в психологии того времени.

 

Развитие менового фетишизма легко выражается в экономических воззрениях изучаемой эпохи. Но рассматривать их всего удобнее вместе с воззрениями мануфактурного периода, торговый капитал разрушил те взгляды, которые выражались в политике «денежного баланса». Для торгового капитала известная свобода обмена и передвижения товаров в высшей степени полезна, даже необходима. Всякие препятствия к вывозу денег стесняют операции торгового капитала. Система же монополий симпатична для торгового капиталиста лишь там, где монополию где монополию захватывает он сам. На сцену выступает школа «меркантильная» или школа «торгового баланса». Она по-прежнему полагает, что богатство общества – это его деньги, но находит, что надо более заботиться об увеличении ввоза денег, чем о сокращении их вывоза. Для этого школа торгового баланса требует, чтобы государство покровительствовало различными способами собственной промышленности страны и сокращало с помощью высоких пошлин ввоз тех товаров, которые возможно производить самой страны. Кроме того, меркантильная школа рекомендует государству, вообще, известную осторожность в отношении к регламентации производства и торговли к системе монополий. Подробнее об этой школе дальше).

 

Основной силой развития в торгово-капиталистическом обществе, как и во всяком меновом, является по-прежнему конкуренция. Действие её выступает всё яснее и резче, развитие общества совершается всё быстрее, по мере того, как ослабевают и уничтожаются старые препятствия на её пути – феодальные и цеховые формы, чрезмерная регламентация промышленности и торговли со стороны государства и т. д.

Торговый класс идёт во главе развития и ведёт за собой другие общественные силы, и прежде всего – правительства. Его погоня за рынками, его стремление расширить область обмена приводят к усовершенствованию техники мореплавания: научаются строит более крупные и прочные корабли, годны даже для океанических плаваний; прогресс астрономии и применение компаса дают возможность более уверенно управлять ходом корабля.

В тесной связи с общим развитием сношений стоит возникновение целых новых отраслей промышленности, которые оказывают громадное влияние на дальнейшую экономическую жизнь: производство писчей бумаги и книгопечатание. Являясь могущественным орудием распространения всяких знаний, эти отрасли производства чрезвычайно ускорили развитие производительности труда.

Общий прогресс жизни сказывается и во всех других областях промышленности. Размеры производства возрастали, техника изменялась. Вообще, именно с эпохой торгового капитала совпадает тот период, который историки часто обозначают, как «период великих изобретений и открытий».

 

Это же время совпадает с «возрождением наук и искусств», совершавшимся при сильном содействии оставшихся от классического мира юридических, литературных и художественных образцов. Это наследство оставалось без движения до тех пор, пока общество не достигло вновь той стадии развития меновых отношений, на которой стоял древний мир в эпох своего расцвета, когда же оно её достигло – наследство древнего мира облегчило и ускорило образование новых форм мышления и деятельности.

 

Историческое начало периода торгового капитала относится для юга Западной Европы к XIII веку, для севера – приблизительно к концу XIV. В сущности, развитие торгового капитала почти неотделимо от развития самих меновых отношений. Конец периода торгового капитала условно можно отнести к началу XVI века, когда стали возникать мануфактуры; но и дальше развитие торгового капитала, возрастание его общественной роли продолжалось наряду с прогрессом промышленного капитала.

Первоначальное развитие торгового капитала в республиках Италии (Венеция, Генуя и др.) было результатом их посреднической деятельности в торговле между Западной Европой и азиатскими странами. Это посредничество, к которому итальянские республики были призваны в силу своего географического положения, позволяло им обогащаться путём торговой эксплоатации обеих областей производства, между которыми они поддерживали меновые связи.

Дальнейшее развитие товарного капитала с его погоней за рынками вызвало открытие новых стран: Америки, берегов Африки; были найдены океанические пути в Ост-Индию и Китай. Торговый капитал стал быстро развиваться в тех странах, которые по своему приокеаническому положению могли лучше других воспользоваться новыми рынками, – прежде всего в Португалии и Испании. Старая, сухопутная торговля с Восточной Азией почти прекратилась; посредницы в этой торговле – итальянские республики – начали быстро приходить в упадок.

Испания, захватившая затем эксплоатацию новооткрытых стран в свою монополию, быстро достигла высшей ступени богатства и могущества. Благородные металлы Америки играли очень важную роль в этом обогащении. Да и вся европейская торговля стала ускоренно развиваться под влиянием их усиленного прилива.

Но и развитие торгового капитала Испании оказалось неустойчивым и непродолжительным, потому что оно не опиралось на соответственное развитие производства в самой Испании. Торговля и экономическое господство перешли к Голландии, которая развивалась в промышленном отношении гораздо быстрее (Голландию же затем сменила, как известно, Англия).

Одновременно с этим переходом торговли от одних стран к другим происходит также постепенное расширение организаторской роли торгового капитала в области производства: торговый капитал, увеличивая своё влияние на ход производства, всё более принимал оттенок промышленного.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.