Сетевой организационный дизайн — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сетевой организационный дизайн

2017-07-25 320
Сетевой организационный дизайн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новейший подход к формированию организационных структур организаций – «динамическая сетевая организация» . Сетевой подход является поистине революционным, так как ответить на вопрос «Что есть организация?» в традиционных терминах невозможно.

Влияние на изменение и совершенствование организационных структур оказывает современная организационная парадигма.

В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. В политической области сближаются страны, имеющие примерно одинаковый уровень развития, их границы становятся более условными. В экономике международный менеджмент трансформируется в глобальный.

Постоянно совершенствуется интеллектуальный аппарат современного менеджмента. Управление современным автоматизированным, компьютеризированным предприятием, интегрированным с внешней средой, требует иных теоретических и методических подходов.

Обращение к сетевым принципам организации становится в начале нынешнего века ведущим направлением в менеджменте. По мнению автора , это обусловлено следующими причинами:

- постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;

- постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности компаний;

- повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);

- расширение пространства компании (если она хочет выжить, необходимо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);

- низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;

- стремлением к автономным формам труда;

- наличием межорганизационных систем информации и коммуникации.

Построение информационного общества создает условия для возникновения сетевых и виртуальных компаний:

- любой человек или группа лиц могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ к любой необходимой для них информации;

- любой человек или группа лиц умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ним проблем;

- любой человек, группа лиц или общество в целом имеют необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства требуемой информации.

Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой.

Под сетевой организацией авторы понимают идеальный организационный тип, который характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равномерных и независимых партнеров. Вследствие ограниченности собственных ресурсов члены сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения. При этом могут возникнуть иерархические и демократические сетевые формы, функционирующие на базе консенсуса и на ограниченные сроки. Главные усилия сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым разнообразия их ресурсов) при одновременном признании, или коллективных ценностей и стремлений к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.

В соответствии с концепцией развития сетевых структур организаций в процессе децентрализации управления создаются нетрадиционные структуры. Сетевая структура означает, что организация дезагрегирует свои основные функции (производство, инжиниринг, продажи, финансы) между отдельными, работающими по контрактам компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация. Такой организационный подход наиболее характерен для международных операций. «Смекалистые» компании обнаружили, что обращение к услугам внешних производителей и дистрибьюторов позволяет им добиться снижения издержек, повысить качество и выйти со своими товарами на крупные рынки.

Организационная схема такой компании может быть представлена следующим образом (рис. 3.11) .

 
 

 

 


Рис. 3.11. Гипотетическая схема сетевой глобальной компании

 

По мнению автора , сетизация может привести к двум организационным моделям:

- сетевой структуре компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных задач. Фирмы в свою очередь могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но требующие очень высокой специализации. В этом случае сеть является иерархизированной, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком. Мелкие структуры быстро попадают в зависимость от более мощного партнера, что для них нежелательно. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а через рыночный механизм. Крупные фирмы (предприятие – сеть) подбирают партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адекватностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом;

- совокупности (сети) предприятий, близких по размеру, большинство которых самостоятельны (юридически), но поддерживают устойчивость друг друга (в хозяйственном плане), что очень важно для всех. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг.

Такое выделение сетевых структур созвучно организационным моделям, выделенным в :

- сеть, формирующаяся вокруг крупной компании;

- сеть компаний, близких по масштабам.

Здесь же выделен один тип сетевых компаний – оболочная компания. В ней часть бизнес–функций и, прежде всего, собственно производство продукции передается на контрактной основе сторонним подрядчикам. Сама компания занимается «трансакционной составляющей бизнеса», определяя, что и сколько производить и кому реализовать.

В таких компаниях, большинство из которых работает в России на продовольственном рынке, возникают проблемы, связанные с конкуренцией со стороны собственных подрядчиков и невозможностью отследить качество производства.

Сетевые модели одинаково применимы в качестве структурной формы как для сотрудничества между компаниями и группами компаний, так и для внутриорганизационного строения.

Организация в форме сети – гибридное решение, объединяющее три предшествующих типа структур (функциональную, дивизиональную, матричную), обеспечивающее более эффективный вариант разграничения деятельности и связей, а также пропорций между автономией и контролем [36].

Господствует мнение, что сетевая организация – продукт последовательного развития современных «антитейлористстких» принципов организации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.