Права и обязанности налоговых и других уполномоченных органов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Права и обязанности налоговых и других уполномоченных органов

2017-07-25 238
Права и обязанности налоговых и других уполномоченных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно ст. 30 Налогового кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

 

Налоговые органы согласно ст. 31 НК вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными орга­нами и органами местного самоуправления, служащие основа­ниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правиль­ность исчисления и своевременность уплаты (удержания и пе­речисления) налогов, сборов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

- производить выемку документов при проведении налого­вых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушении, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заме­ нены;

- вызывать на основании письменного уведомления в нало­говые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удер­жанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налого­вой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполне­нием ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщи­ков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и на­лагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК;

- осматривать (обследовать) любые используемые налого­плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содер­жанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принад­лежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

- определять суммы налогов, подлежащие внесению нало­гоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем па основании имеющейся у них информации о налого­плательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлече­ния дохода либо связанных с содержанием объектов налогооб­ложения, непредставления в течение более двух месяцев нало­говому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогооб­ложения или ведения учета с нарушением установленного по­рядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законода­тельства о налогах и сборах и контролировать выполнение ука­занных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взы­скивать пени и штрафы в порядке, установленном НК;

- требовать от банков документы, подтверждающие испол­нение платежных поручений налогоплательщиков, плательщи­ков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (рас­поряжений) налоговых органов о списании со счетов налого­плательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пени и штрафов;

- привлекать для проведения налогового контроля специа­листов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приоста­новлении действия выданных юридическим и физическим ли­цам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

ФНС России в целях реализации полномочий в установлен­ной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований,
испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных ис­следований по вопросам осуществления контроля и надзора в
установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для при­нятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориаль­ных органов ФНС России и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки во­просов, отнесенных к установленной сфере деятельности, науч­ные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юри­дическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в целях пресечения фактов нарушения законодательства РФ;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятель­ности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке об­разцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удосто­верений, а также порядок ношения форменной одежды.

ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме слу­чаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Пре­зидента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

Перечень названных прав не является исчерпывающим, по­скольку в процессе осуществления конкретных контрольных мероприятий налоговые органы вступают в различные правоот­ношения и, следовательно, приобретают новые права либо де­тализируют имеющиеся.

В целях реализации возложенных на налоговые органы за­дач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым орга­нам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановле­нии нарушенных прав государства в финансовой сфере посред­ством искового судопроизводства.

Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к налогоплательщикам и другим участниками налоговых право­отношений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших на­рушения законодательства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или государственной регистрации фи­зического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-право­вой формы по основаниям, установленным законодательст­вом РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответ­ствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фон­ды), числящейся более трех месяцев за организациями, являю­щимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с кон­кретных основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) за­висимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за органи­зациями, являющимися в соответствии с гражданским законо­дательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) ос­новных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

Статьей 31 НК предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях. В частности, нало­говые органы имеют право обратиться в арбитражный суд с ис­ком о привлечении банка к ответственности в случае неиспол­нения решения налогового органа о приостановлении опера­ций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК); непредставления банком налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогопла­тельщиков — клиентов банков.

Способы защиты финансовых интересов государства по­средством искового судопроизводства предусмотрены и Зако­ном РФ «О налоговых органах Российской Федерации», соглас­но ст. 7 которого налоговые органы вправе предъявлять иски:

- о признании сделок недействительными и взыскании в
доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании в доход соответствующего бюджета неосно­вательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налого­вые органы наряду с должником, прокурором и иными упол­номоченными лицами имеют право на обращение в арбитраж­ный суд с заявлением о признании должника банкротом в свя­зи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

Право на обращение в суд за защитой финансовых интере­сов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным зако­нодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Напри­мер, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм недоимок и пеней с юридических лиц (ст. 46 НК) на­логовые органы не могут отказаться от ее реализации и восста­навливать нарушенные права государства в порядке искового судопроизводства.

Составным элементом компетенции налоговых органов яв­ляются их обязанности, установленные ст. 32 НК. Осново­полагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществ­ление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уп­латы налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплатель­щиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в поряд­ке, предусмотренном НК;

- соблюдать налоговую тайну;

- направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — нало­говое уведомление и требование об уплате налога или сбора;

- при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятиднев­ный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уго­ловного дела.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налого­вых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых право­отношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта: коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и налоговых агентов и обеспечение фискальных интересов госу­дарства. Поскольку перечень прав налогоплательщиков и нало­говых агентов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотрен­ные НК и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц на­логовых органов некоторыми статьями НК, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК уста­навливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК до обращения в суд налого­вый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

На основании Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуще­ствлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис­пользованием платежных карт» налоговые органы обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

- осуществлять контроль за полнотой учета выручки в орга­низациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверять документы, связанные с применением органи­зациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении прове­рок;

- проводить проверки выдачи организациями и индивиду­альными предпринимателями кассовых чеков;

- налагать штрафы в случаях и порядке, которые установле­ны Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпри­нимателей, которые нарушают требования указанного Феде­рального закона.

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция право­мерности действий и актов (как нормативного, так и индивиду­ального содержания) налоговых органов, вытекающая из поло­жения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавлива­ет исполнения обжалуемого акта или действия.

Полномочия органов внутренних дел как субъектов налого­вого контроля определены гл. 6 НК. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налого­вых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к уча­стию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых ор­ганов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения налогово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десяти­дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.