Детская субкультура как социокультуральная система характ-я след.особенностями. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Детская субкультура как социокультуральная система характ-я след.особенностями.

2017-07-25 462
Детская субкультура как социокультуральная система характ-я след.особенностями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Она явл. самост. частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб‑, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»).

2. Д.С. отлич. консерватизмом (игры, шалости,). При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно‑детские культуральные структуры.

3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально‑психологических проблем.

4. Д.С. явл. продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах.

5. Психоло.предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим.

Термин "детская субкультура" происходит от лат. sub – под, cultura – возделывание, воспитание, развитие. Ее изучению посвятили свои исследования детские писатели (К. И. Чуковский, М. Носов, Д. Драгунский и др.) и психологи (Е. В. Субботский, М. В. Осорина, Н. Иванова, В. Кудрявцева, Т. Алиева и др.).

два основных значения:

в широком смысле под ним подразумевается все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;

в более узком он подразумевает смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

6.Основные виды деят-ти детей раннего и дошко. возраста: предметная, познав., игр, труд., худ.о-эстет-я и общение. Их особенности, взаимосвязь, орг-я и рук-во.

Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок про­ходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы обще­ния со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освое­ние пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с пред­метом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продук­тивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невоспол­нимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей по­знавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в про­цессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего воз­раста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

Характер педаг.воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

- вначале это непосредственное эмоц. взаимодействие в соче­тании с предоставлением возм-ти ребенку действовать с игруш­ками и предметами;

- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;

- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;

- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со сло­весными пояснениями.

Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста. От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидак. материалом, музык. за­нятия, игры и развлечения. От 2 до 3 лет: физкул. занятия, заня­тия по сенсор.развитию, развитие речи и ознак-е с окружаю­щим, развитие элементарных математических пре-й, изо.деяте-ь, конст-ие из строит. материала, му­зыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей опред. усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.

Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на за­нятиях закл-ся в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидак. игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуман­ный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечи­вает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение зна­ний детьми.

7. Характеристика цели и задач дошк. воспитания в современных норма-ных документах (Концепция дошк. воспитания, ФГОС ДО и др.).

Дошкольное образование является первой ступенью системы непре­рывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование.

Очевидные недостатки - в качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руково­дил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной програм­мой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспи­тателя.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач ДО определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси­хического ). Приоритетность этой задачи связана с особенностями перио­да раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребен­ка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка,

3. Признание уникальности дошк. детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в дет­ском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уни­кального периода. Забота об эмоц. благополучии кажд. ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деят-и (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на раз­витие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей ДО явл-я, прежде всего, разви­тие главных новообразований дошкольного возраста - творческой актив­ности, самост-сти, произвольности, самосознания и др. Показате­лем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психиче­ского развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в сво­ей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, ДУ призваны решать комплекс задач:

· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

· приобщать к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ре­бенка.

Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.

Стандарт преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошк.образ-я;

● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обяз. требований к условиям реализации основных обр.программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и эмоц.благополучия);

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития ин. способностей и творч. потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эст.качеств, иниц-сти, самост-и и отв-ти, формирования предпосылок учебной деятельности;

обесп-я вариативности и разно-зия содержания образ. программ и организ-х форм

● фор-я социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошк. детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,

обеспечения преемственности основных образ.программ

8. Цель и задачи социал.-нравств.воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).

Методы соц.-нрав.воспитания в ДОУ В дошк. учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям. Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.

К основным средствам социально-нравственного воспитания в ДОУ можно отнести:

Художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка (литературные произведения, искусство, музыка, театр и кино);

Природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию;

Деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т.д.);

Методы нрав­ственного воспитания - это способы педагогического воздействия, по­средством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Не­чаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошколь­ников: 1) методы организации практического опыта общественного по­ведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных пред­ставлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор отно­сит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, в три группы:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упраж­нение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Отрицательную оценку и наказание нельзя использовать как обяза­тельный метод воздействия. Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания лишение ребенка прогулки, приема пищи, сна; применять физические наказания; а также резкие отрицатель­ные оценки, унижающие достоинство ребенка.

9. Цель, задачи, содержание худ.-эстет. восп-я детей (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). Методы и формы организации э.в.

Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от

Цели худ.-эст. воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников:

- развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

- формирование элементарного эстетического сознания;

- формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти.

практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств худ.-эстет. воспитания опреде.целями, задачами, возрастными и индиви.особенностями детей.

10. Гражданско-патр. восп-е дош-ов: цель, задачи, содержание. Концепции и программы патр. воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова и др.). Методы, приемы и формы орг-и гражданско-патр. воспитания детей. Технологии патр. воспитания.

Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привя­занность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Гражда-сть - это принадлежность к постоянному населению данного государ­ства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чув­ство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстет.чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогиче­ском наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская.

Основы патри.вос. отражены в современных про­граммах В ДОО.

Средства патр. восп-я: окружающая среда, художе­ственная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важ­ной составной частью патр.воспитания яв.приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего наро­да, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участ­вовать в них, принимать их, привыкать к ним. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриот. воспитания: ч тение художественной литера­туры, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюст­раций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Пе­речисленные методы повышают познав. активность, эмоци.восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей пред­ставления о Родине, координируют разные виды деятельности.

…. В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического 9 воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям

11. Воспитание культуры поведения в дош.возр.: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.). Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.

с ранних лет у детей необх. воспитывать культуру поведения, которая не ог­раничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и дей­ствий, формируемый на основе нравст. обычаев, традиций и при­вычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для че­ловека обычным, постоянным.

Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет -это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя сово­купность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления чело­веческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем обли­ке человека

Способы педагогического воздействия на детей разнообразны. Среди тех, что используются при обучении детей правилам этикета, выделим основные: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание.

В упражнении многократно повторяется то или иное действие, например правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

Воспитывающие ситуации возн. тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет.

Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.

Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Важным условием воспитания этикетного поведения является разумность поощрения, т.е. его адекватность совершенному поступку.

Этическая беседа с детьми

В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внеш­няя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведе­ния, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и поня­тиями детей. Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.

Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах дея­тельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка куль­туру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соот­ветствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуа­циях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.

Культурно-гигиенические навыки это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение со­держать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил дик­туется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отноше­ний.

Выделяют следующие особенности формирования культуры поведе­ния у дошкольников:

- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;

- форми-е культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;

- необходимо сфор-ть у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребе­нок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразви­тости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сра­зу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;

- для успешного формирования потребности поступать определенным об­разом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые моти­вы, побуждающие ребенка к определенному поведению;

- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;

- волевые проявления ребенка для достижения определенного результа­та необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.

Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, по­каз действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражне­ние, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.