Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-07-24 | 1290 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение…3 | |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием…7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием…7 1.2. Особенности ориентировки в пространстве при нарушении зрения…15 1.3.Организация работы по формированию навыков ориентировки в пространстве в ДОУ для детей с нарушением зрения..21 Глава II. Эмпирическое исследование проблемы пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием….35 II.1 Состояние развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…35 II.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента..38 II.3 Организация работы по формированию простарнственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…49 | |
Заключение…82 | |
Литература…84 | |
Приложение |
Введение
Одной из актуальных и сложных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения остается проблема обучения их ориентировке в пространстве и формирования пространственных представлений, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах и проявлениях имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.
Для старших дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У многих детей с нарушением зрения часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической ориентировки, наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому проблема развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием считается для нас первостепенной и актуальной и является темой курсовой работы.
|
Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц, М.В. Вовчик-Блакитная, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.
Цель данной работы – изучить процесс развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования является ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – процесс развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность ориентировки в пространстве детей 6 - 7 лет с амблиопией и косоглазием на основе изучения психолого-педагогической литературы.
• Выявить психологические особенности ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.
• Составить комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием.
|
В качестве гипотезы мы предположили, что развитие пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием будет проходить успешно, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• правильная постановка задач работы;
• системная организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;
• положительной обратной связи;
• комплексности и системности коррекционно-развивающих занятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации накопленных в науке и практике знаний о содержании работы по формированию пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием.
Практическая значимость выражается в выявлении эффективных путей и средств формирования пространственной ориентировки у детей с амблиопией и косоглазием.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикации статьи по теме исследования какой статьи и где?
Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования стало МБДОУ Детский сад № 25 комбинированного вида г. Орла, В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (2014 – 2015 гг.) – поисковый. На данном этапе проводилось теоретическое изучение состояния проблемы особенностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения. В результате этой работы была выявлена проблема, определены методология, его объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, понятийный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.
Второй этап (2015 – 2016 гг.) – экспериментальное исследование. Была составлена методика экспериментальной работы и процедура исследования пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, осуществлён выбор экспериментальной базы; проведено исследование особенностей запоминания детей.
На третьем этапе (2016 – 2017 гг.) – формирующий этап эксперимента. Была разработана и проведена программа формирующего эксперимента. Проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление фактического материала исследования. Завершающей стадией этапа стало литературное оформление выпускной квалификационной работы.
|
Вывод по Главе1.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы по работе.
Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит такое психическое свойство как восприятие пространства. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть физиологические механизмы восприятия пространства.
Пространственно-различительные функции свойственны в той или иной мере всем органам чувств, и восприятие пространства имеет в своей основе системное взаимодействие зрительного, осязательного, двигательного и кинестетического анализаторов.
Ребёнок с раннего детства ориентируется в пространстве, но образование полных представлений о пространстве происходит в течение всего дошкольного возраста. Ребёнок ориентируется в пространстве на определённом возрастном этапе.
В настоящее время в результате неблагоприятных факторов увеличивается число детей с нарушениями зрения. Каждое из этих нарушений по-разному влияет на развитие ребёнка. Были рассмотрены виды нарушений зрения, а также психолого-педагогические особенности детей, имеющих эти нарушения.
Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Поэтому, у них необходимо воспитывать навыки ориентировки в пространстве в процессе специально организованного обучения.
К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений – о пространственных признаках предметов (форма, величина), о направлениях пространства и о пространственных отношениях между предметами.
|
Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них не только свободной ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями. При недостаточном внимании к формированию навыков пространственной ориентировки в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности при усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.
Формирование и созревание зон коры головного мозга, обеспечивающих сложный пространственный синтез, заканчивается приблизительно к семилетнему возрасту. Такое позднее развитие этой функции делает ее очень ранимой: любая аномалия развития может вызвать ее недостаточность, тем более такая, как сочетание зрительного нарушения с задержкой психического развития, поскольку даже в изолированном варианте, по данным литературных источников, эти дефекты вызывают значительные нарушения пространственной ориентировки.
Нарушения бинокулярного зрения (косоглазие и / или амблиопии) являются одним из самых распространённых видов глазной патологии в дошкольном возрасте, которыми по данным различных авторов, страдают от 2 до 4 % детей.
Дети с косоглазием и амблиопией при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в процессе усвоения различного учебного материала, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. К числу общих проблем проблем относятся низкий уровень развития двигательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, несформированность мотивационной потребностной и эмоционально – волевой сферы, снижение произвольности психических процессов, ослабление произвольного регулирования деятельности и поведения, слабости словесного опосредования, задержка формирования понятий.
Особенности представлений о пространстве и ориентировки в нем у слабовидящих дошкольников, в частности у детей с косоглазием и амблиопией, раскрыты Е. О. Незнамовой, М. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Рудаковой и др. При данной форме зрительных нарушений особо страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленности, пространственной протяженности, глубине, высоте, ширине, объемности и т. д.
Особенно значительный дискомфорт при ориентации в пространстве дети испытывают в период окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз. У дошкольников старшего возраста с этой патологией отражение пространства носит еще диффузный, нерасчленненый характер; представления о пространстве неточны, фрагментарны, их уровень значительно ниже, чем у нормально видящих дошкольников того же возраста. Это касается как микро-, так и макроориентировки: дети способны выделить только отдельные признаки пространства при ориентировании на плоскости, не устанавливая связи между ней и предметами; система ориентиров и точек отсчета не сформирована у них даже и старшем дошкольном возрасте.
|
Опосредованное словом представление пространства находится на уровне приблизительных словесных обозначений, а имеющиеся представления приобретают зачастую вербальный характер, что обусловлено монокулярным характером зрения, при котором нет возможности точно отражать эти признаки.
Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет работа по развитию зрительно – пространственного восприятия. Необходимо научить детей сравнивать окружающие предметы по сходству и различию признаков, выделять с помощью зрения заданные объекты среди нескольких других.
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости у детей с косоглазием и амблиопией может быть успешным, если в процессе занятий использовать специальные приемы, задания и упражнения, обеспечивающие следующее: уточнение в речи дошкольников понятий, обозначающих направления пространства; освоение детьми способов ориентировки на микроплоскости («относительно себя», «от окружающих предметов»); совершенствование навыков выделения основных направлений пространства; совершенствование навыков, направленных на выделение промежуточных направлений пространства.
Вывод по главе 2.
Для детей с амблиопией и косоглазием характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро – и макроориентировки, выявлены затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Анализируя литературу по проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения, следует выделить методики и работы Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, послужившие основой разработанных и изученных в данной работе методик.
На основе результатов проведенных методик выяснилось:
1) дети ориентируются в пространстве, как по схеме, так и по словесной инструкции, в микропространстве листа, бумаги, стола;
2) дети ориентируются в пространстве с точкой отсчета «от себя», определяют пространственное положение объектов относительно себя;
3) дети используют пространственную терминологию, передающую прямое направление («впереди», «слева», «вверху» и т.д.), понимают и используют предлоги («над», «под», «между», «около», «за», «перед» и др.)
В ходе проведения методик возникали трудности:
1. При определении местоположения предметов дети используют приблизительные словесные обозначения или же указательные в сопровождении жестов.
2. Трудности в определении расстояния, перспективы.
3. Трудности в составлении описательных рассказов о местоположении предметов, игрушек.
4. Трудности в выделении направления «справа - слева», «вправо – влево».
6. Испытывают затруднения в работе со схемой, в движении по направлению, словесной инструкции.
7. Трудности при определении формы окружающих предметов, геометрических фигур на плоскости.
8. Для детей с косоглазием и амблиопией характерно выделение части предмета, а не всего предмета в целом.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы для развития пространственной ориентировки.
Заключение
Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.
Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.
Ряд исследований отечественных психологов показал, что развития ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность - ориентировка в пространстве.
Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.
Ориентировка в пространстве - характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.
Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
Список используемой литературы
• Абенова А. К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения / А. К. Абенова, Б. Е. Тайлак // Молодой ученый. -2014. - №6. - С. 669-671.
• Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. – М.: «Логос», 2008. – 122с.
• Алексеев, О. Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения.: учеб. пособие. / О. Л. Алексеев;– Екатеринбург: Урал. Гос.пед.ун-т, 2004. – 85 с.
• Алексеев, О. Л. Повышение эффективности ориентировки слепого в окружающей среде. / О. Л. Алексеев // Дефектология. – 2002. - № 8. – С. 5-8.
• Венедиктова М.В., Галкина Л.Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. – Нижний Новгород: «Перспектива», 2004.
• Вишневская Т. А. Завалишина О. В. Программа дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. – Алматы, 2010
• Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернардская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96с.
• Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернардская, И. В. Блинникова., О. Г. Солнцева – М.: Школа – Пресс, 2001. – 96 с.
• Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборникигр для педагогов и родителей. / под редакцией Л. А. Головчиц. – М.: ООО «ГРАФ ПРЕСС», 2003 – 160 с.
• Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Методические рекомендации / Дружинина Л.А. – Челябинск: Алим, изд-во Марины Волковой. – 2008. – 206с.
• Дьяченко О.М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. / Под. Ред. О.М. Дьяченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000. – 91с.
• Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2000. – 240 с.
• Ермаков, В. П. / Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие. / В. П. Ермаков, Якунин Г. А. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
• Забрамн6ая, С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей: метод. рекомендации. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 32 с.
• Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого – педагогическая диагностика и консультирование» / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова – М., 2001. – 80 с.
• Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
• Кручинин, В. А. Работа по совершенствованию сенсорно-перцептивной сферы у слепых на занятиях по физическому воспитанию и ориентировке в пространстве. / В. А. Кручинин // Дефектология. – 2003. № 5. – С. 34
• Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
• Малёва, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. / З. П. Малёва. – Челябинск: Изд - во ЧелГУ, 2006. – 150с.
• Мельяновская Л. Суметь увидеть лето // Орловская Искра. – 28 июля. – 2010. – С.8.
• Мишин М.А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003. -№4.- С. 46-68.
• Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№2. - С. 30-40.
• Мишин М.А., Смирнова И.А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка. Тестирование и развитие // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004. -№5. – С.47-69.
• Мишин М.А., Тюбекина З.Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя дефектолога (тифлопедагога) // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2000. -№1. - С. 44-60.
• Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.Наука, 2001. – С.8-11.
• Никулина, Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого – педагогические работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Никулина Г. В., Фомичёва Л. Ф., Артюкевич Е. В. / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 86 с.
• Подколзина Е. Н. Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения. / Е. Н. Подколзина // Дефектология, 2005. –№ 6.- С. 33-37.
• Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве // Дефектология.-2003. № 3.-. 24
• Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.
• Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения // Дефектология. - № 7. - 2002. – с. 19
• Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 2008. - №4.
• Программа воспитания и обучения в детском саду // под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С..- М., 2010
• Программа коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной – М: Просвещение, 2003.- 327с.
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) / под ред. Л. И. Плаксиной. М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
• Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев,2001. – 168 с.
• Солнцева, Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп / Л.И. Солнцева // Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. – М.:
• Солнцева. Л.И. Тифлопсихология детства. / Л. И. Солнцева – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250с.
• Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие. / Е. А. Сребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. - 312 с.
• Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Назаровой Н.М. — М.: «Академия», 2000. – 519с.
Содержание
Введение…3 | |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием…7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием…7 1.2. Особенности ориентировки в пространстве при нарушении зрения…15 1.3.Организация работы по формированию навыков ориентировки в пространстве в ДОУ для детей с нарушением зрения..21 Глава II. Эмпирическое исследование проблемы пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием….35 II.1 Состояние развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…35 II.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента..38 II.3 Организация работы по формированию простарнственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием…49 | |
Заключение…82 | |
Литература…84 | |
Приложение |
Введение
Одной из актуальных и сложных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения остается проблема обучения их ориентировке в пространстве и формирования пространственных представлений, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах и проявлениях имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.
Для старших дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушенным зрением во всех сферах деятельности. У многих детей с нарушением зрения часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической ориентировки, наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому проблема развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием считается для нас первостепенной и актуальной и является темой курсовой работы.
Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц, М.В. Вовчик-Блакитная, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.
Цель данной работы – изучить процесс развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования является ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – процесс развития ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность ориентировки в пространстве детей 6 - 7 лет с амблиопией и косоглазием на основе изучения психолого-педагогической литературы.
• Выявить психологические особенности ориентировки в пространстве детей с амблиопией и косоглазием.
• Составить комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей с амблиопией и косоглазием.
В качестве гипотезы мы предположили, что развитие пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием будет проходить успешно, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• правильная постановка задач работы;
• системная организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;
• положительной обратной связи;
• комплексности и системности коррекционно-развивающих занятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации накопленных в науке и практике знаний о содержании работы по формированию пространственной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием.
Практическая значимость выражается в выявлении эффективных путей и средств формирования пространственной ориентировки у детей с амблиопией и косоглазием.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикации статьи по теме исследования какой статьи и где?
Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования стало МБДОУ Детский сад № 25 комбинированного вида г. Орла, В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (2014 – 2015 гг.) – поисковый. На данном этапе проводилось теоретическое изучение состояния проблемы особенностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения. В результате этой работы была выявлена проблема, определены методология, его объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, понятийный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.
Второй этап (2015 – 2016 гг.) – экспериментальное исследование. Была составлена методика экспериментальной работы и процедура исследования пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, осуществлён выбор экспериментальной базы; проведено исследование особенностей запоминания детей.
На третьем этапе (2016 – 2017 гг.) – формирующий этап эксперимента. Была разработана и проведена программа формирующего эксперимента. Проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление фактического материала исследования. Завершающей стадией этапа стало литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Глава 1. Теоретические особенности развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!