Педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в воспитательном процессе — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в воспитательном процессе

2017-07-24 448
Педагогические условия реализации личностных потенциалов обучающихся в воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка проблем развития личности является важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку ее решение позволит проектировать деятельность индивида с целью ее оптимального развития. Это связано с тем, что развитие личности, прежде всего, определяется развитием той деятельности, в которую включен индивид, а также тем, насколько теоретически обоснован и экспериментально выверен характер самой деятельности. Предпосылками развития личности являются ее потребности, а также возможности их удовлетворения. По мере развития личности «растет целостность, интегративность ее психических организаций, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития, происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми».

Проблема развития личности является сложной и дискуссионной. По утверждению В.И. Слободчикова и Е.А. Исаева, понятие «развитие» совмещает в себе «три достаточно самостоятельных процесса»: становление - «как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня, как единство уже осуществленного и возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития»; формирование - как оформление (обретение формы) и совершенствование (обретение совершенного, предшествующего в культуре образца); преобразование - как саморазвитие, преодоление чего-то сложившегося.

Теория, развиваемая научной школой Л.С. Выготского, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений, в результате чего происходит воспроизведение в человеке исторически сформировавшихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс развития личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ определенный сложившийся в данном обществе системой воспитания и образования. Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение должно опережать развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития) [1, с. 45].

В целом, и в отечественной и зарубежной науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак, личность - это совокупность выработанных привычек и достоинств, психический настрой и активность, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны с ней. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых родных для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

В дошкольном периоде к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит основную часть своего времени. Это позволяет сделать серьезный шаг от зависимости к независимости и перейти на самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается. С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности. Именно она трансформирует в себе все факторы.

Развитие личностного потенциала обучающихся подразумевает под собой критерии, без которых этот процесс невозможен. Педагог должен понимать всю целостность и систематичность в работе развития для достижения ожидаемых результатов. Расположение обучающегося позволит открыть и свободно обмениваться информацией, что позволит уменьшению внутренних противоречий обучающихся и определить целостность понятий в сознание учащихся. Нарушения естественного течения процесса, такого как складывания всех элементов личности, ведет к нарастанию внутреннего конфликта личности и его раздробленности на субличности, что заставляет заострять внимание биологической и психической энергии на деструктивных внутренних процессах, уходить в себя и не пользоваться коммуникативными умениями общения с обществом и миром в целом. Вследствие чего у учащихся снижается личностный потенциал, включающий в себя процессы регрессии и распада.

Современное состояние школьников требует от них не только физического и психического баланса, а постоянное развитие личностных качеств таких как, воля, умение противостоять стрессовым ситуациям, напряженности, умение искать и извлекать информацию, навык дополнительного познавательного интереса к школьному материалу, базовые знания и формирование всех основных ключевых понятий, которые связанны с внешним миром. Если учащемуся во время не окажут должного внимания, поддержки, воспитательного момента, все это может негативно наложить повышенную нагрузку на функционирование личности, что в следствии может повлиять на поведение школьников, поступки и действия, возникает негативно-психическое и соматическое состояние. По этому, развитие личностного потенциала учащихся неразрывно связанно с поддержкой и обеспечением ресурса благополучности личностных качеств обучающегося. Для этого нужно педагогу организовать свою работу с учетом с нормами развития личностного потенциала учащихся.

Конкретной последовательности не существует для развития личностного потенциала учащихся, условия невозможно ограничить, так как этот процесс не постепенный и гладкий переход, а не прерывистый и ломанный. Ж. Пиаже и Б. Инельдер в своих работах выделяли основные критерии свойственные именно понятию стадия:

(1) что есть некоторая неизменная последовательность, которая не может быть нарушена, ни одна из стадий не может быть пропущена;

(2) что каждая стадия основывается на предыдущей, вбирает ее в себя и трансформирует и одновременно служит приготовлением к последующей;

(3) что в каждой стадии существует своя внутренняя логика, которая обеспечивает равновесие и стабильность в ее рамках [15, с. 63].

Разновидность моделей развития личностного потенциала у учащихся позволяет педагогу, определить, какими методами и приемами поддерживать учащихся в возможности последовательного развития и закрепления с элементами корректировки недостаточных условий. То есть можно сделать вывод о том, что темпы развития каждого учащегося не одинаковы и имеют свои возрастные и индивидуальные особенности, которые не всегда могут влиять на условия одинаковых умственных развитий. Педагог должен приложить массу усилий для воспитания и развития тех личностных качеств, которыми должен обладать учащийся, той возрастной группы, в которой он находится, иначе тех общеобразовательных целей не возможно будет достигнуть.

Значительным элементом является формирование личностного потенциала школьников, является развитие знаний, умений и навыков, которые поспособствуют как социализации, так и активной гражданской позиции обучающихся. Современное воспитание личности школьников направленно именно на распространение качества личностного потенциала. Поэтому педагог определяет не только условия физического, нравственного, познавательного потенциала ученика, но и помогает в реализации таких качеств как самоопределение с учетом индивидуальных особенностей и возможностей личности, найти гармоничное место в жизни, которое позволит общаться с миром и самим собой. Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Вы­готским. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последовательности:

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности.

Создание условий ориентирующих на развитие личностного потенциала учащихся, не может быть реализовано без следующих принципов:

· принцип адаптивности, заключается в том, что образовательные учреждения должны делать акцент на условия с максимальной адаптацией школьника, другими словами способствовать к полному развитию личности и создавать всевозможные меры для этого

· принцип развития, определяет помощь в реализации и развития возможностей каждого из ученика с индивидуальным подходом

· развитие интеллектуальных возможностей школьника, формирование и поддержка познавательного интереса

Все эти критерии принципов, без которых нельзя развивать личностный потенциал обучающихся, обобщая можно сделать вывод, что одним из главных элементом становится гуманистический подход, в основу которого лежит определения процесса складывания гуманных личностных качеств учащегося с применением личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход – это система воспитания, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится на первый план, в центр воспитательного процесса, то есть проявляется глубокое уважение к личности обучающегося с учетом индивидуальных особенностей его развития. Развитие личностного потенциала ученика требует индивидуализации в обучении и определении форм и способов самоорганизации. Организация педагогического процесса в этом направлении должна опираться на следующую позицию: каждый ученик имеет право выбора своей личной образовательной траектории, выбора в изучении тех курсов и спецкурсов, которые он считает необходимыми и соответствующими его интересам и потребностям.

Проблема личностного потенциала находит решение в создании развивающей среды, также требует индивидуальности в подходе к каждому ученику. Раскрытию человеческой возможности способствует технология личностно – ориентированного обучения.

Воспитание личностных качеств учащихся позволит педагогу выполнить свои цели и задачи и получить ожидаемый результат, выбор методов и приемов работы с школьниками зависит как было рассмотрено выше от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Развитие личностного потенциала не может быть поддержанно на основе старых данных, которые педагог провел в другое время или же в другой возрастной группе. Поэтому систематический подход и определение деятельности учеников поможет в правильной комбинации работы по развитию, многочисленные формы урочной так и воспитательной деятельности позволяют многогранно раскрыть потенциал обучающихся. Например, познавательные элементы потенциала помогут сформировать состояние учащихся во всевозможных школьных кружках и клубах, в которых одной из главных задач становится развить у ученика исследовательско-поисковый метод (проектная деятельность, выступление на днях науки). Творческие элементы личности формируются на основе ролевых игр, в которых задача состоит дать возможность показать школьнику себя с новой стороны и проявить свои способности и возможности связанные с творческой деятельностью (викторины, КВН, предметные недели в школе). Поэтому педагог действует с помощью учеников и их интересов, ставя в центр именно школьника и воспитывая и развивая его личностные качества и потенциал.

На сегодняшний день ситуация в образовательной среде заставляет будущих педагогов задуматься о том, что развитие потенциальных возможностей учащихся играет значимую роль в становлении личности человека, предопределении его перспектив, жизненных позиций и приоритетов. Раскрытие внутренних ресурсов требует направленности и создания особых условий, для реализации которых необходимо понять каким образом происходит личностное становление. В отечественной психологии широко рассматриваются понятия: потенциал человека и личностный потенциал. Личностный потенциал подразумевает под собой более сложную форму мышления. Речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме. Сегодня феномен личностного потенциала является не до конца изученной проблемой в психологии, исследованием которой занимаются различные ученые.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.