Личностный потенциал обучающихся как психолого-педагогическая проблема. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Личностный потенциал обучающихся как психолого-педагогическая проблема.

2017-07-24 1295
Личностный потенциал обучающихся как психолого-педагогическая проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное состояние образовательной системы подталкивает профессиональных педагогов задуматься о том, что развитие личностного потенциала учащихся, играет значительную роль в формировании личности человека, предопределение его перспектив, приоритетов. Становление и раскрытие ресурсов личности имеет определенную направленность с благоприятными условиями, для осуществления которых необходимо, понимание каким способом определяется личностное становление. В отечественной психологии широко рассматриваются понятия: потенциал человека и личностный потенциал.

Нововведение в систему образования, в основу которого лег федеральный государственный образовательный стандарт преобразовывает и модернизирует традиционную систему обучения. Одной из главных задач образовательного процесса становится развитие личности обучающихся, которые владеют умениями и могут применить их на практике, такие как самообразование и самовоспитание. Именно школьный возраст различного периода, позволяет либо корректировать, либо развивать личностные качества учащихся. Этот процесс является последовательный и поддается изменению, так как сознание школьников видоизменяется относительно возрастных и индивидуальных особенностей. Еще в семье развитием личности занимаются родители, вкладывают в ребенка основные понятия об окружающем мире. Зависимость воспитания от внешней среды, определяются не полностью, в основном усилия возлагают различные социальные институты. Развитие личности с возрастом усложняются, так как знания увеличиваются и расширяются. Так, в детском возрасте ребенок получает основные представления о Родине и в общих чертах формирует представление об обществе в целом, в котором он живет. В свою очередь образовательные организации имеют возможность распределить и систематизировать, охарактеризовать и добавить основные понятия уже к полученным ранее знаниям.

Само понятие личностного потенциала, отличающееся от гуманистического понятия «человеческого капитала», «человеческого потенциала» основной идеей считается, возможность качественного развития, не является абсолютно новым; в последние годы к нему стали обращаться самые разные исследователи, что также говорит о его актуальности, хотя понимание личностного потенциала далеко от однозначности.

Понятие личностного потенциала было задано, в частности, через его соотношение с человеческим потенциалом, проблема которого разрабатывалась в междисциплинарном аспекте в Институте человека РАН. В частности, О. И. Генисаретский, Н. А. Носов и Б. Г. Юдин (1996) констатируют исчерпанность и неперспективность понятия «человеческий фактор», плохо поддающегося конкретизации и операционализации.

Ю. М. Резник выдвигает почти столь же обобщенную комплексную форму личностного потенциала человека, состоящего из реализованных способностей (актуальных ресурсов) и невостребованных или нереализованных возможностей (неразвитых способностей, задатков и др.) [22]. В структуру личного потенциала человека, автор включает творческий центр личности, набор всевозможных видов деятельности, а также технические навыки личности. Личностный потенциал человека подразделяется на профессионально-квалификационный потенциал, информационно-познавательный потенциал, организационно-коммуникативный потенциал, духовно-нравственный потенциал и репродуктивный потенциал. Основными методами и приемами выполнения качеств личностного потенциала человека выступают личностные технологии, в частности, стратегия жизненного благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации.

Личностный потенциал – это системная организация личностных особенностей, образующих «стержней личности» и образующий уровень личностной зрелости. Личностный потенциал предусматривает под собой особую форму мышления. Речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования.

На сегодняшний день понятие личностный потенциал ни до конца рассмотрено и изучено в психологической литературе. Д. А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как основополагающей характеристики личности.

Под личностным потенциалом понимается интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности»[15].

По мнению, Д.А. Леонтьева термин личностный потенциал можно интегрировать с понятием «жизнестойкости», в свою очередь предложенным С. Мадди. Он определяет жизнестойкость ни как личностное качество, а как основа установок и убеждений в определенной мере поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений. Жизнестойкость, в свою очередь, включает в себя различные личностно-психологические свойства, которые можно расценивать как личностные ресурсы, позволяющие справляться с жизненными задачами. То есть потенциал является основной внутренней составляющей личности человека, характеризующий ее выбором тактики действий и проявлением устойчивой избирательности.

По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков. В понятие потенциала Б. Г. Ананьев, включал развитие человека как личности и как субъекта деятельности и определял потенциал человека во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека […]. (Ефанова М.И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции.– Барнаул: АлтГПА, 2009. – 406 с.)

А. И. Герцен высказал мнение относительно того, что личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностью и носят на себе их печать – тут взаимодействие. Ключевым моментом здесь является именно процесс взаимодействия между личностью и социальной средой. Главной характеристикой личности является воля и способность к действию. В своих целенаправленных, мотивированных и осознанных действиях человек достигает наивысшей ступени развития личности и таким образом закрепляет себя в социуме. Соответственно, в результате бездействия, отсутствия жизненных целей, интересов и увлечений личность медленно, но верно начинает деградировать.

Н.А. Коваль понимает потенциал как личностный ресурс, реализуемый в наличной или предлагаемой ситуации. В содержательном плане потенциал раскрывается автором через характеристику нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей и на этой основе выделяются его (потенциала) структурные компоненты: познавательный (как сфера поиска истины), нравственный (как сфера поиска добра) и эстетический (как сфера поиска красоты). К основным свойствам потенциала Н.А. Коваль относит: плотность как насыщенность значительного количества ценностей, обогащающих потенциал человека; силу как энергию, с которой человек распространяет свой потенциал; устойчивость как постоянство и противодействие внешним неблагоприятным воздействиям; системность как упорядоченность связей между составляющими потенциала; продуктивность как активность человека в достижении поставленных целей; индивидуальность как умение индивида осуществлять саморазвитие и находить адекватные способы самореализации своего потенциала [10].

Подобное научное представление опирается на индивидуальный жизненный опыт личности. Каким образом прожитые события преодолеваются человеком, так и используется ресурсная база личностью для построения последовательности действий.

Э. Фромм считал, что личность – это совокупность моральных качеств человека, которые он приобретает по наследству и в течение всей жизни. Каждый человек уникален по-своему.

С этим трудно не согласиться, ведь все люди разные: у одних, например, ярко выражен творческий потенциал, отсюда способность сочинять стихи, песни и умело их преподносить обществу, другие же склонны к техническим наукам и преуспевают в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, нефтедобыча и нефтепереработка. И те, и другие – личности, и каждый уникален по-своему [25, с. 6].

Следует отметить, что в каждом человеке заложен потенциал на определенные виды деятельности. В процессе жизни индивид расставляет для себя приоритеты, ставит перед собой цели и выполняет их. Традиционно под потенциалом понимают способность к выполнению тех или иных действий: принятие решений, совершение поступков, возможность стать кем-либо. Исследованием потенциала занимались М. Вебер, Н. Макиавелли, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Н.Г. Чернышевский, М. В. Виноградов и другие [5, с. 56]. С точки зрения психологии, потенциал – это способность духовно развивать свою личность и преодолевать жизненные трудности. При определенных обстоятельствах потенциал может быть раскрыт полностью либо частично, в зависимости от стремления индивида к саморазвитию.

Понятие личностный потенциал используется в различных направлениях современных наук. И каждый ученый физик, психолог или же педагог трактует данное понятие по своему, в контексте своего предмета исследования.

Такие исследователи как Е. Ф. Зеер, В. И. Носков, А. М. Павлова рассматривают личностный потенциал как структуры, в которой компоненты образуют взаимодействующие факторы. То есть к первому фактору можно отнести, способности учащегося в соответствие с его умственным развитием, что касается второго фактора, то основным элементом является стремление и направление личности на основе уже сформированных понятий об окружающем мире, моральных ценностей. И именно два рассмотренных фактора образуют третий уровень личностного потенциала, сущность которого заключается в самоиндефикации обучающегося и ощущение самодостаточности [20].

Известный философ и культуролог М. С. Каган в своей научной работе «Человеческая деятельность»(1974) выстроил свою модель системности личности и выделил основные компоненты, опираясь на учения Рубинштейна. По его мнению, в структуре личности можно выделить пять потенциалов [9]:

1. Гносеологический потенциал личности. С данным видом личностного потенциала связанно, как правило, познавательная деятельность учащихся. Для успешного получения и закрепления учебной информации школьник должен иметь и опираться на приобретенные знания о внешнем мире и практическом опыте, основанном на природно-социально сложившегося самообразования обучающегося;

2. Аксиологический потенциал личности. Основными элементами является заложенные ими развивающиеся способности определения моральных норм общества в процессе социализации личности на основе влияния религиозных, политических, нравственных сферах, после которых учащейся может уверенно владеть собственными жизненными целями, идеалами, и нравственными устоями.

3. Творческий потенциал личности. Важной частью данной структуры личностного потенциала является самостоятельный упор на сформированные умения и навыки школьников, которые используются в творческой деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности. Изначально ученик в процессе развития личностных качеств реализует себя в коммуникативных умениях, то есть учащееся должен выбрать в себе такие качества как взаимопомощь, сопереживание, работа в команде. Складывание характера и формами общительности определяет учащегося как активную личность и умение устанавливать контакт с другими людьми.

5. Художественный потенциал личности. Приобщение школьников к эстетическому воспитанию духовных качествах личностного роста, является одной из главных задач как во время урочной и внеклассной деятельности. Школьник должен развивать свою необходимость к художественной потребности и удовлетворять Их через различные формы и методы, которые организует педагог.

Попытку сформулировать понятие личностного потенциала, связав его с понятием успешности социальной адаптации, предложили В. Н. Марков и Ю. В. Синягин, понимающие под потенциалом личности концепцию ее восстанавливаемых ресурсов, которые выражаются в работы, сосредоточенной в приобретение общественно важных итогов [17]. Составная часть модели заключается в том, что «все жизненные достижения личности, зафиксированные в ее биографии, суть внешние проявления ее потенциала и могут служить для оценки его уровня». В. Н. Марков и Ю. В. Синягин предлагают соотнести элементы личностного потенциала и показать реализацию качеств, составляющие структуру человеческой жизни, по которым можно отследить воссоздание личностного потенциала во всех сферах деятельности. В качестве таких сфер в упрощенном варианте были предложены следующие: здоровье; общение (в частности, общественная работа); учеба; увлечения (обеспечивающие вместе с учебой саморазвитие личности); работа (содержит успехи в области управления, творческие успехи в работе по специальности и социальную оценку трудовых достижений); семья; затраты на социальную мобильность. Этот подход характеризуется, во-первых, расширительным пониманием потенциала личности, в который включены, по сути, все ее полезные ресурсы, во-вторых, взглядом с позиции управленца, которого интересует не личность как таковая, а обобщенная картина ресурсов организации и популяции.

Широкую трактовку предлагает также Г. М. Зараковский. Он вводит понятие психологического потенциала человека как ядра качества его жизни, указывая на переклички с такими понятиями, как ментальность и самоэффективность, а также ссылаясь на целый ряд подходов к личности в отечественной и зарубежной психологии. С 2000 года используется термин «психологический потенциал» в двух вариантах: «психологический потенциал индивида» и «психологический потенциал населения» [8].

Обобщая взгляды ряда исследователей личностного потенциала, С. В. Величко отмечает, что «с позиций психологии потенциал выступает как психологическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления к достижению вершин личностного, профессионального развития человека и реализации творческих возможностей и способностей» [4, с. 127].

Общим во всех проанализированных подходах она считает изучение потенциала как активно проявляемого индивидом в окружающей среде ресурса, который формируется под воздействием субъективных и объективных, то есть внутренних и внешних, факторов. Автор отмечает, что «потенциал отдельно взятой личности превращается в социальную ценность через механизмы самореализации» обеспечивая личности более гармоничное взаимодействие с окружающим миром.

Одна из специфических форм проявления личностного — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

Это только одна из форм проявления свойственная при более сформированных жизненных ресурсах и активности. Педагогу чаще приходится распознавать заложенные потенциалы и взрастить их, посредством создания благоприятных условий.

Развитие личностного потенциала ученика требует индивидуализации в обучении и определении форм и способов самоорганизации. Организация педагогического процесса в этом направлении должна опираться на следующую позицию: каждый ученик имеет право выбора своей личной образовательной траектории, выбора в изучении тех курсов и спецкурсов, которые он считает необходимыми и соответствующими его интересам и потребностям [...]. (Белозерова В.Н. Психологические основы повышения личностного потенциала школьника / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции.– Барнаул: АлтГПА, 2009. – 406 с.)

Проблема личностного потенциала находит решение в создании развивающей среды, также требует индивидуальности в подходе к каждому ученику. Раскрытию человеческой возможности способствует технология личностно-ориентированного обучения.


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.