Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания

2017-07-24 434
Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из основных задач специальной школы VIII вида является планомерная, последовательная деятельность педколлектива, направленная на формирование профессионального самоопределения воспитанников средствами профессионально-трудового обучения и воспитания. Наибольший объём в учебном плане отводится трудовому обучению. Трудовая подготовка в нашем образовательном учреждении учитывает:

- Социально-экономические особенности развития Сланцевского района;

- Партнёрское сотрудничество с учреждениями профессионального обучения, другими специальными образовательными учреждениями области, Санкт-Петербурга;

- Возможности технического и материального обеспечения школы-интерната;

- Особенности развития каждой из групп учащихся и своеобразие индивидуального развития.

Исходя из выше сказанного, формирование профессионального самоопределения включает в себя трудовое обучение в 1-4 классах и трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность по следующим предметам: столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство, строительно-отделочные работы.

Трудовое обучение в 4 кл. имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, рассматривается как пропедевтическая подготовка к профессионально трудовому обучению в старших классах.

В 5-9 классах трудовое обучение имеет профессиональную направленность (девочки – швейное дело, мальчики – столярное дело, строительно-отделочные работы, смешанные группы учащихся – подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство), предполагающую формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

С седьмого класса вводится сопутствующий основному виду труда дополнительный труд из числа имеющихся, с нагрузкой в рамках программы. Целью дополнительного труда является расширение рамок общего развития, объёма профессиональных знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Так как для детей с отклонениями в развитии выбор профессии сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей, то и главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Профориентационная направленность кроме прочих, осуществляется в двух направлениях:

1. Практические уроки по профессиональной ориентации, как необходимый компонент уроков профессионально-трудового обучения.

2. Просветительская деятельность в отношении родителей выпускников, в большей степени неготовых к профессиональному самоопределению своих детей, явно завышающих их возможности.

Эффективность данных направлений повышает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда обучающиеся выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. Так на уроках цветоводства и декоративного садоводства учащиеся выращивают комнатные цветы для создания уюта и озеленения школьных помещений, рассаду однолетних цветов для облагораживания пришкольной территории – разнообразных клумб. Уроки швейного дела – обеспечивают специальными изделиями школьную кухню, столовую, аккуратный внешний вид учащихся на уроках столярного и швейного дела, строительно- отделочных работ.

Профессиональное обучение в специальной школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии. Этому способствуют:

- Встречи с успешными выпускниками школы. Именно такие встречи являются авторитетными для учащихся и имеют особую значимость для будущих выпускников. Доступным пониманию учащихся языком они доносят особенности выбранного профессионального пути, демонстрируя его «лучшие, захватывающие, выигрывающие именно для них» стороны.

- Приглашение на уроки специалистов доступных данной категории учащихся видов труда: рабочих предприятий общественного питания, жилищных компаний, прачечной, младшего медицинского персонала и др.

- Экскурсии на немногочисленные производства города и района

- Внеклассная работа по предметам, включающая презентации любимых профессий, защиты проектов «Я люблю свою работу», фотосессии изделий с уроков профессионально-трудового обучения, предоставление стендовой информации о возможностях трудоустройства выпускника.

- Организация совместных с родителями общих и классных родительских собраний с привлечением учителей профессионально-трудового обучения, выступлений родителей и рабочих образовательного учреждения.

- Привлечение родителей к посещению Дней открытых дверей профессиональных училищ Лицея – 15, г.Сланцы, ПУ 70, г.Санкт-Петербурга, Лесобиржской специальной (коррекционной) школы Кингисеппского района Ленинградской области с углублёнными программами профессионально-трудовой подготовки 10 – 12 классов – партнёров, оказывающих образовательные услуги определившимся в выборе жизненного пути выпускникам школы.

Таким образом, профессионально-трудовое обучение является этапом процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников Сланцевской школы-интерната.

С учетом специфики социального опыта учащихся первоочередной задачей воспитания в нашей коррекционной школе является – социализация воспитанников с целью их успешной адаптации в современном мире. С целью организации дополнительной работы по социально – трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья была разработана воспитательная программа «Уроки жизни». Настоящая программа направлена на обеспечение социально – трудовой адаптации учащихся коррекционной школы с целью приобретения ими умений и навыков, значимых для ориентации в социальной среде.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Целостности, реализующейся в охвате всех составляющих образовательного процесса в школе.

2. Многоаспектности, предполагающей использование разнообразных форм и методов работы.

3. Достаточности, состоящей в выделении из всего объёма учебного материала того, который необходим и достаточен для осуществления самостоятельной жизнедеятельности.

Содержание программы структурируется в направлениях специальной работы по формированию качеств личности и умений самостоятельности, жизненной перспективы, готовности к самообеспечению на основе труда, продуктивности социальных контактов.

Что соответственно подразумевает:

1. Наличие жизненной перспективы. Конкретная содержательность и временная определённость жизненных планов. Достижение такого результата предполагает преодоление размытости жизненной перспективы.

2. Готовность к самообеспечению на основе труда. Положительная мотивация к труду, выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам. Умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда, чувство хозяина.

3. Продуктивность социальных контактов. Правильное, общественно приемлемое поведение, умение получить необходимую информацию и использовать её адекватно ситуации. Толерантное общение.

Программа содержит 5 блоков, имеющих конкретную направленность:

1 блок (1. 2 классы) «Мы сами -1»: повышение социальной компетентности; формирование позитивного «Я - образа», адекватных границ личности, способности к саморегуляции; развитие навыков самообслуживания и самообеспечения.

2 блок (3, 4 классы) «Мы сами - 2»: формирование социально – бытовых умений и общего развития профессионального самоопределения; ознакомление с профессиями взрослых, значимостью труда в жизни людей; формирование знаний о нормах культуры поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

3 блок (5, 6 классы) «Я и другие»: социально психологическое развитие; развитие навыка сотрудничества в группе сверстников; развитие сильных сторон личности; формирование социально приемлемых способов выражения эмоций, совладения с гневом и агрессией.

4 блок (7, 8 классы) «Я и общество»: социально – правовое развитие; формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, о защите своих прав и свобод в самостоятельной жизни; формирование готовности воспитанников к выполнению социальных ролей в гражданском обществе.

5 блок (9 класс) «Я сам»: формирование профессионального самоопределения; ознакомление с видами и особенностями профессий; развитие способности к адекватному профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации.

В ходе выполнения программы воспитатели активно используют наглядность и практическую деятельность с реальными предметами. При усвоении материала на занятиях – практикумах главной опорой служат наглядные средства обучения: натуральные предметы, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, изображения, практический показ действий. Одним из главных условий эффективной реализации программы являются тесное сотворчество и сотрудничество с учителями предметных областей, соотнесение материала занятия с материалом учебной программы и его расширение. Так материал 1 и 2 блока находит отражение уроков развития речи на основе ознакомления с окружающим миром 1-4 классов учебной программы; 3 блок – литература и тесная взаимосвязь с психологом; 4 блок – СБО и обществоведение; 5 блок – трудовое обучение, СБО, психолог.

Несомненно, способствуют эффективному выполнению программы экскурсии ознакомительного и тематического плана. Ценность этого приема заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе этого вида деятельности формируется и обогащается социальный опыт детей.

Также способствует результативности работы метод моделирования реальных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Сюжеты берутся из жизни в соответствии с уровнем развития и возрастными особенностями детей.

Важную роль носит формирование навыка общественного поведения, правил этикета. Работа по привитию этих навыков начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. При этом педагог является «главным образцом, носителем» правильности выполнения и поведения, он берёт на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей. Постепенно помощь взрослого уменьшается, самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуаций необходимо руководить детьми и следить, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая различные сюжеты, посещая во время экскурсий различные места, дети приобретают незаменимый опыт социального общения и поведения. Обязательное условие работы – полученные знания, умения и навыки, рассмотренные и приобретённые на занятиях должны закрепляться на практике, в повседневной жизни. С этой целью в планирование воспитательной работы включаются целевые прогулки, практикумы, часы доверительного общения. Только таким образом у детей с ограниченными возможностями здоровья будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им безболезненно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Рекомендуемые формы реализации программы – занятия – практикумы, прогулки, вечерний досуг, разговоры по душам и т.д. занятия проводятся в интерактивной форме. Методика организации и проведения занятия – классическая с включением инновационных технологий и современных требований. Работа по формированию большинства социально – бытовых и трудовых умений и навыков организовывается и проводится воспитателем в ежедневной практической деятельности в ходе разнообразных режимных моментов.

Таким образом, созданная в нашем учебном заведении образовательно-адаптационная среда позволяет компенсировать ограничения обучающихся, воспитанников средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Р.Р. Воробьева


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.