Карты внутренних водных путей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Карты внутренних водных путей

2017-08-11 895
Карты внутренних водных путей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При построении географических карт изображение земной поверх­ности искажается. В результате масштаб изображения у карт в раз­ных местах получается неодинаковым и изображение становится разномасштабным. Поэтому на картах различают главный и част­ные масштабы. Для измерений на мелкомасштабной карте необходимо знать оба масштаба.

Учитывая величину земного шара, для решения практических за­дач можно без ощутимой погрешности некоторую ограниченную часть земной поверхности принять за плоскую и проектировать ее без учета сферичности. В этом случае длина и ширина участка не должны пре­вышать 80—100км. Такое ограниченное в размерах изображение зем­ной поверхности без учета ее сферичности называется планом.

Планы в основном относятся к группе топографических карт. Иногда изображения земной поверхности, составленные как.планы, называют картами. В частности, рассматриваемые ниже навигацион­ные карты являются фактически планами участков водного пути.

Из определений понятий плана и карты видно, что основное их различие состоит в масштабах. На плане изображение местности дано в одном и том же заданном масштабе, а на карте — разномасштабно.

Топографические карты СССР составляют в масштабах от 1: 10 000 до l: 500 000. Получающиеся при этом искажения практически неза­метны, поэтому масштаб такой карты считается постоянным в любой его части и по любому направлению. Для планов (карт) рек чаще ис­пользуют масштабы 1: 10 000 и l: 25 000. Карта или план должны характеризовать рельеф и дать возможность определить превышение одних точек местности над другими. Рельеф поверхности Земли на планах передается так называемыми гори­зонталями. При изображении водоемов применяют изобаты.

Главная и необходимая ситуация на местности, например населенные пункты, растительность, железные дороги, овраги и т. д., показы­вают на планах условными знаками.

Для плавания по внутренним водным путям составляют карты внутренних водных путей— изображение участка вну­треннего водного пути и прилегающей полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Для второстепенных водных путей, например для притоков с нерегулярным судоходством, издают схемы судового хода. Карты внутренних водных путей называют также навигационными картами.

Для плавания по крупным озерам и устьям рек, впадающим в мо­ря, используются навигационные морские карты — карты, главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки. Навигационные карты по своему содержанию представляют схема­тизированный вид водного пути. Их составляют на основе исходного материала: топографических карт, аэрофотосъемки, изысканий, про­меров планов перекатов и т. д. Карты могут иметь различную степень подробности изображения участков, разные краски для показа глу­бин, различные условные обозначения и т. д.

Карты, сброшюрованные в альбомы, содержат обычно такие части: титульный лист (где указывают наименование участка реки, для которого составлена карта, масштаб, издателя и год издания); предис­ловие или введение (содержат сведения о материалах, использованных при составлении карты, сведения об уровнях, глубинах, масштабах и т. д.); условные обозначения знаков (нарисованные знаки с их сло­весным объяснением); схемы расположения листов карты (приводятся в мелком масштабе изображение контуров русла и нумерация листов карты); листы карты (урезы воды, соответствующие проектному уровню, изобаты, ось судового хода или фарватера, с разбивкой на километ­ры, сооружения и постройки, навигационные препятствия, знаки судо­ходной обстановки, направление магнитного меридиана, расположе­ние и направление неправильных течений, описание судового хода с ре­комендациями для плавания и т. д.).

На некоторых картах приводят дополнительные сведения о гид­рологических особенностях, физических условиях навигации, а также планы трудных перекатов в крупном масштабе, рисунки и фотографии приметных ориентиров.

Атласы Единой глубоководной системы европейской части РСФСР включают в себя следующее:

лист для учета корректуры (где указывают основания для корректировки атласов, дату корректирования, исполнителя); преди­словие (сведения об участке, входящем в данный том, виде проекции, масштабе, -Глубинах, пункте начала отсчета километража, годе состав­ления атласа и др.); навигационно-гидрологический очерк (общие сведения об участке плавания, габаритах пути, затруднительных для судоходства местах, судоходной обстановке, шлюзах, портах и рейдах, местах и видах комплексного обслуживания флота); гидрометеороло­гические сведения (данные о ветре и волнении, туманах и осадках, те­чении, ледовом режиме); алфавитный указатель и лист условных обо­значений; схему расположения томов атласов; листы атласов, имею­щие желтый фон (белой и голубой красками изображен судовой ход с прилегающей местностью, даны знаки судоходной обстановки, словесные предупреждения судоводителям, описания портов, берегов, и др.); лоцийные сведения и данные об укрытиях на водохранилищах.

Карты низовьев рек, впадающих в море (например, Енисея и Северной Двины),составляют в меркаторско й проекции. Они представляют собой большие отдельные листы светло-желтого фона, ограниченные рамкой. Русло реки рисуется светло-голубой краской. Границы судового хода, показываемого белым цветом, обозначают штрих-пунктиром, ось судового хода (фарватер) — сплошной черной линией. У каждого прямого участка фарватера над­писывают значение истинного курса для движения вверх и вниз по течению (например, 190° — 10°, 218, 9° — 38, 9° и т. д.). Глубины обо­значают цифрами, расположенными по всему руслу с определенной ча­стотой, род грунта — буквами. Знаки обстановки показывают такими же условными обозначениями, как и на морских картах, границы пере­катов — пунктиром со стрелками. На свободных местах карты приво­дят сведения о масштабе по определенной параллели, магнитном скло­нении и его годовом изменении, данные о приведении глубин к оп­ределенному уровню и т. д.

Карты водохранилищ могут быть составлены в про­екции Гаусса (Цимлянское, Кременчугское водохранилища), ори­ентированы вертикальной рамкой полистанному меридиану (Куйбы­шевское, Горьковское, Братское, Иркутское водохранилища), а также составлены в меркаторской проекции (Рыбинское водохранилище). Эти карты имеют титульный лист, предисловие, лист условных обо­значений и схему расположения листов карты. У некоторых карт до­полнительно приводятся таблицы силы ветра по румбам, графики и таблицы характерных уровней воды, сведения о длительности нави­гации и судоходной обстановке, о порядке движения судов по трассам, о режиме огней освещаемых знаков навигационной обстановки и т. д.

На листах карты, где изображается водная площадь (дается обыч­но в нескольких красках), показывают: урезы воды при проектном или нормальном подпорном уровне (НПУ), принятом за нуль карты;

изобаты минимального навигационного и минимального зимнего уров­ней; цифры, показывающие глубины; русла рек, старые озера, протоки, затопленные острова, пашни (пунктиром), старые судовые ходы трас­сы, обозначенные сплошными или пунктирными линиями (иногда у трассы надписывают ее азимут и протяженность). Рельеф берегов на картах обозначают при помощи горизонталей, а навигационную обста­новку, сооружения и опасности — условными знаками.

На свободных местах листов карты помещают рекомендации по проводке судов, розы ветров, фотографии и рисунки приметных ори­ентиров, дают пункты отстоя для ветров определенных направлений, схемы расчета ориентирного угла. Некоторые карты имеют так назы­ваемые врезки, которые представляют собой такого же формата листы альбома, где приведены в крупном масштабе планы портов-убежищ, розы ветров и описание убежищ.

Карты крупных озер (например, Байкала, Ладож­ского, Онежского) составляют в меркаторской проекции. Карты мень­ших озер издают в проекции Гаусса. Карты озер Ладожского и Онеж­ского имеют общий стандартный вид меркаторских карт.

Атлас озера Байкал (прибрежная часть) включает: введение, об­щие сведения (краткие гидрометеорологические данные, навигацион­ная судоходная обстановка, описание пассажирских пристаней);

условные обозначения к листам альбома, схему расположения листов карты озёра, листы прибрежной зоны озера (где также дают описания заливов, якорных стоянок и укрытий, мерных линий и др.); приложе­ния (здесь в крупном масштабе изображаются планы рейдов и бухт).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.