Коррекционно-педагогический процесс с учащимися с ТНР как целостное явление — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Коррекционно-педагогический процесс с учащимися с ТНР как целостное явление

2017-08-11 1202
Коррекционно-педагогический процесс с учащимися с ТНР как целостное явление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-педагогический процесс – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ОПФР. Система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, которая приобретает новые свойства благодаря своим внутренним и внешним связям.

Процесс обучения в специальном образовательном учреждении отличается целенаправленностью, противоречивостью, двусторонностью, систематичностью, коррекционной направленностью, комплексностью и другими особенностями. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, учителя, логопеда, психолога, школьного врача. Деятельность учителя, логопеда и психолога имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида -учебной деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизания" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация". Этого можно достичь при условии готовности учителя, логопеда и психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя, психолога и логопеда, комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работы по преодолению или предупреждению у школьников с нарушениями устной и письменной речи школьной дезадаптации, являются следующие:

1. единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора наличный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.

В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие блоки:

§ диагностико-консультативный;

§ коррекционно-развивающий;

§ физкультурно-оздоровительный;

§ воспитательно-образовательный;

§ социально-педагогический.

Каждый из блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

 

Организация целостного воспитательно-образовательного процесса в школе для детей с ТНР

Учебный план школы. Учебные программы, учебники для учащихся с ТНР.

Содержание образования отражается в учебных планах и программах, учебниках и пособиях. Существует несколько подходов к его конструированию и структурированию, которые определяют способы составления программы и создания учебника.

Линейный способ – отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс.

Концентрический способ – один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне.

Спиралеобразный – многократное возвращение к проработке одних и тех же тем и дополнение новых, т.е. ставится проблема, к решению которой уч-ся и педагог постоянно возвращаются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.

Модульный способ – все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностный, контрольно-проверочный.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

· Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

· Полный перечень изучаемых предметов;

· Распределение предметов по годам обучения;

· Количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

· Количество часов в неделю на изучение конкретного предмета.

Количество часов на изучение предмета зависит от его общеобразовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования ЗУН, которыми должны овладеть уч-ся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций, актуальной концепции формирования содержания.

В настоящее время в спец. общеобразовательных школах-интернатах предлагаются базовые учебные планы, которые позволяют работать по 5-6-ти дневной рабочей неделе и использовать в школе (классе) индивидуальный учебный план с учетом конкретных условий. Этот документ является нормативным и должен предусматривать изучение предметов базового уровня, коррекционного и школьного компонентов. Создание такого плана начинается с определения языка обучения (русский либо бел.). Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий (1 ч/нед.), уроков по интересам и факультативов, работы спортивных секций и общественно-полезного труда, секций для обучения смежной профессии. С учетом условий деятельности школы устанавливается протяженность учебной недели для 1-5 и 6-10 классов.

Специфические особенности учебного плана спецшколы по сравнению с массовой состоят в наличии коррекционного блока предметов наряду с общеобразовательным и школьным.

Учебная программа – государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем ЗУН по отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам. Программы составляются на основе образовательных стандартов по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В них концентрируется содержание учебных предметов в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.

Структура программы состоит из основного (образовательного) и операционного или практического. В образовательном компоненте может быть расширяющий или сужающий компонент, проблемный, ситуационный и корректирующий компоненты и блок самоконтроля. Программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по основным разделам курса и распределение материала по четвертям. Программы могут быть разноуровневыми и индивидуальными, рассчитанными на учащихся с разными возможностями усвоения материала.

Учебники и учебные пособия для специальной школы создаются как инструмент процесса обучения и обладают определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся с ТНР более полно усвоить содержание образования.

Общие функции учебника:

§ образовательная, реализуемая через усвоение учащимися фактологических сведений и знаний о про методологические принципы, которые используются в учебно-познавательной деятельности;

§ воспитательная, заключающаяся в формировании мировоззрения и положительных качеств личности;

§ коррекционно-развивающая, выражающая в стимуляции развития познавательной деятельности.

Для содержательного оснащения спе­циальных (коррекционных) предметов также подготавливаются и используются учебники, аналогов которым в массовой школе нет.

В учебниках, создаваемых для специальных школ, должны при­сутствовать:

- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития и ограничением возможностей;

- средства актуализации знаний и личного опыта;

- средства активизации познавательной деятельности и моти­вации учения;

- средства, направленные на развитие речи и мышления ре­бенка в соответствии с особенностями недостатков развития;

- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

- задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

- упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов на основе возможностей данного учебного предмета и с учетом своеобразия тех или иных отклоне­ний развития.

Кроме того, при разработке таких учебников учитываются:

осо­бенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти детей той категории, для которой предназначен учебник;

возможности дифференцированного и индивидуального подхода при пользова­нии данным изданием;

определенные требования к оформлению речевого и изобразительного материала в соответствии с речевы­ми и интеллектуальными особенностями учащихся.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.