Общее представление о памяти. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общее представление о памяти.

2017-08-11 343
Общее представление о памяти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 23

Общее представление о памяти. Память как сквозной психический процесс. Физиологические основы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти.

Методические рекомендации к изучению темы. При изучении темы важно помнить, что знание закономерностей функционирования этого психического процесса может сказаться на эффективности вашего обучения. Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это необходимое условие для научения и приобретения знаний. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память существует у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, различные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает разные элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Изучая материал данной темы целесообразно поразмышлять об особенностях своей памяти и пробовать новые приемы для ее развития. Прочтите материалы лекции, посмотрите определения глоссария и рассмотрите схемы презентации

Рисунок: Конрад Лоренц и недавно родившиеся утята, принявшие его за маму.

 

Непроизвольное запоминание происходит без намерения запомнить и без специально поставленной цели.

Непроизвольно запоминаются:

· сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

· факторы, провоцирующие ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

· раздражители, значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

· раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

· раздражители, связанные с потребностями данного человека;

· объекты активной деятельности.

Теории забывания.

 

Ø Теория систематической деформации следов памяти: перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга, в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Ø Теория ретроактивного и проактивного торможения: любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное забывание) Любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).

Ø Теория мотивируемого забывания: цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает информацию, которая вызывает боль, страх или вину).

Ø Современные теории забывания.

Согласно Розенцвейгу процесс консолидации следа памяти объясняется двумя свойствами: силой и уязвимостью следа. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени.

Рисунок Формы забывания

Наличие обратимой формы забывания подтверждают следующие феномены:

Ø реминисценция или спонтанное улучшение воспоминания. Для появления реминисценции необходим оптимум научения.

Ø Амнезияпосле электрошока (от нескольких минут до нескольких часов). Причиной забывания является не нарушение процесса консолидации следа, а трудность припоминания.

Ламбер получил данные о том, что возбуждающие наркотики частично снимают амнезию, так как шок нарушает не сами следы, а доступ к этим следам. Ламбер предполагает, что для консолидации следа нужен некий уровень тревоги. В качестве иллюстрации он ссылается на эффект Камина - улучшение припоминания происходит через несколько минут и через 24 часа. Последнее объясняется режимом функционирования гипоталамически - гипофизарной системы. Первоначальный стресс вызывает высвобождение ахетилхолина (лучшее запоминание), а наступающее после этого истощение ведет к ослаблению силы следов.  

 

 


4. Воспроизведение – актуализация информации из памяти.

В зависимости от времени отсрочки между научением и воспроизведением, оно подразделяется на: непосредственное и отсроченное. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным. Как и в случае с запоминанием, в зависимости от характера целей (намеренность—ненамеренность) выделяют так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Немаловажную роль в припоминании играет контекст.

 

 

Рисунок Формы воспроизведения

Тульвинг показал, что припоминание зависит от сходства контекста кодирования и контекста припоминания (физического и аффективного). Узнавание при работе оперативной памяти зависит от количества заученных стимулов и от интервала между
предъявлением и опросом. При узнавании, адресованном долговременной
памяти, первостепенную роль играет фактор знакомства с материалом (как с
физическими параметрами стимула, так и с его семантикой). Например, было
показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Точность и скорость узнавания зависят от материала (знакомости, осмысленности и т.п.): знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во времени: различают контаминацию (перепутывание) и конфабулацию (домысливание).

 

Виды памяти

 

Существуют разные классификации видов памяти:

1. По характеру участия воли память делят на: непроизвольную и произвольную.

  • Непроизвольная память означает запоминание и автоматическое воспроизведение, без всяких усилий. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.
  • Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

2. По характеру психической активности: память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словесно - логическую.

· Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

· Эмоциональная память – память на переживания. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

· Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Хорошо развита эта память у ученых, лекторов, преподавателей. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, она более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Блонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

· Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Образную память делят по виду анализаторов,которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

 

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она важна для художников, инженеров, композиторов. Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

 

Слуховая память -это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память необходима при изучении иностранных языков, музыкантам

 

Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

 

Глоссарий

ПАМЯТЬ – это психический процесс, выполняющий объединительную функцию психики. В памяти сохраняется информация о мире, приобретаемая человеком и человечеством в целом. Память обеспечивает непрерывность во времени всей психической жизни.

ЗАПОМИНАНИЕ -это процесс ввода информации в память.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ происходит без намерения запомнить и без специально поставленной цели.

 

МОДЕЛЬ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ Ф. Крейка и Р. Локхарта память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ или мнемическая деятельность характеризуется целенаправленностью и использованием различных приемов для запоминания. Произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное запоминание.

 

СОХРАНЕНИЕ -это динамический процесс, преобразования материала введенного в память.

ЗАБЫВАНИЕ - процесс противоположный сохранению. Позитивная функция забывания в том, что оно отсеивает ненужную информацию, не допускает перегруженности памяти, способствует обобщению

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – актуализация информации из памяти.


ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Презентация

Лекция 23

Общее представление о памяти. Память как сквозной психический процесс. Физиологические основы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти.

Методические рекомендации к изучению темы. При изучении темы важно помнить, что знание закономерностей функционирования этого психического процесса может сказаться на эффективности вашего обучения. Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это необходимое условие для научения и приобретения знаний. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память существует у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, различные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает разные элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Изучая материал данной темы целесообразно поразмышлять об особенностях своей памяти и пробовать новые приемы для ее развития. Прочтите материалы лекции, посмотрите определения глоссария и рассмотрите схемы презентации

Общее представление о памяти.

Память – это психический процесс, выполняющий объединительную функцию психики. В памяти сохраняется информация о мире, приобретаемая человеком и человечеством в целом. Память обеспечивает непрерывность во времени всей психической жизни. Ощущения и восприятия не исчезают бесследно, после соответствующей переработки их следы закрепляются и сохраняются в памяти в виде специфических образов, которые называются представлениями.

Память – это процесс приобретения, хранения и повторного использования человеком информации и опыта.  

 

 


Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение – называют мнемическими процессами, по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины, которая считалась матерью всех муз.

Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.  
Богиня Мнемосина (Мнемозина), персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал.  

 


Функция памяти Значение функции памяти
Накопление и сохранение опыта Обеспечивает выживание отдельных индивидов и вида в целом
Обеспечение связи прошлого с настоящим Возможна непрерывность психической деятельности

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

1.Запоминание - это процесс ввода информации в память. Новый материал включается в систему ранее приобретенного материала через механизмы ассоциативных связей. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.

Рисунок: Формы запоминания

Запечатление. Фиксация материала в результате однократного предъявления.

Запечатление происходит

· очень быстро,

· без какого-либо подкрепления,

· образ сохраняется долго.

· образ запомнившегося объекта трудно изменить.

Известен феномен «импринтинга», одной из форм которого является реакция следования. Эта реакция следования - одна из ранних форм внутригруппового поведения.

 

Рисунок: Конрад Лоренц и недавно родившиеся утята, принявшие его за маму.

 

Непроизвольное запоминание происходит без намерения запомнить и без специально поставленной цели.

Непроизвольно запоминаются:

· сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

· факторы, провоцирующие ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

· раздражители, значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);

· раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

· раздражители, связанные с потребностями данного человека;

· объекты активной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.