Критерии и методики оценки особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Критерии и методики оценки особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР

2017-07-09 468
Критерии и методики оценки особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерий Методики
1. Социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов, уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Социометрическая методика Р. Жиля [28]
2. Критерии социометрического выбора друга. Анкетирование0(Райгородский0Д.Я.) [26]
3. Эмоциональный климат класса. Тест - семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» (Шмелёв А.Г.) [35]
4. Реализация факта предпочтения эмоций и проникновение в глубинные слои психической организации социального опыта Проективный тест «Домики» (Орехова О.А.) [24]
     
       

Эксперимент проводится в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, проводится анализ литературы по проблеме исследования, проводится первичное знакомство с испытуемым.

Второй этап – конструирующий. На этом этапе осуществляется подбор методов научного исследования и методики сбора фактического материала адекватных целей и задачи исследования, готовится необходимое экспериментальное оборудование. На этом же этапе проводится исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Третий этап – заключительный. На этом этапе проводится количественный и качественный анализ эмпирических результатов, а также их интерпретация и изложение их результатов.

Представим подобранные нами методы и методики.

1. Социометрическая методика Р. Жиля [28]

Цель: определить социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов, уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся.

Инструментарий: рисунки.

Инструкция: подумай, кого из ребят ты пригласишь к себе на день рождения. Посади приглашенных на стулья вокруг стола, напиши их имена. А теперь подумай, кого ты не хотел бы приглашать на день рождения. Посади этих ребят на стулья, стоящие подальше от стола. Напиши их имена. Количество выборов не ограничивается.

Обработка: две группы показателей, характеризующих систему отношений ребенка и связанных с ней личностных особенностей, образуют 13 шкал. Помимо этого, указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 «Отношение к матери» их 20) и, соответственно, номера этих заданий.

2.Анкетирование [26]

Цель: определить критерии социометрического выбора друга.

Инструментарий: бланк с готовыми высказываниями относительно друга.

Инструкция: ребятам предлагается выбрать лучшего друга и поставить отметки напротив тех качеств, которыми обладает друг.

Обработка: результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), а так же в виде социограммы.

3. Тест - семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе». [35]

Цель: определить эмоциональный климат класса.

Инструментарий: бланки с обозначением положительных/отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.

Инструкция: подумаем над тем, какой у вас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у вашего коллектива.

Обработка: оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в бал­лы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между дву­мя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шка­лам семантического дифференциала.

4. Проективный тест «ДОМИКИ». [24]

Цель: реализация факта предпочтения эмоций и внедрение в глубинные слои психической организации социального опыта.

Инструментарий: рисунок с изображением домиков, 6 цветных карандашей и 3 задания к тесту.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обработка: процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета).

Задания №2 и №3, по сути, расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

 

2.2. Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Существует гипотеза, что нарушение темпа психического развития у детей с ЗПР отражается на формировании межличностных отношений. Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений возрастает на основе благоприятного психологического климата, с другой - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Для улучшения межличностных отношений младших школьников существуют игры и упражнения:

№1

Цель: для формирования эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников.

- Упражнение «Ласковое имя»

Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева.

- Упражнение «Хочу сказать приятное»

Каждый ребенок хвалит соседа слева, а потом себя. Обсуждается то, что чувствовали дети, когда их хвалили, что им больше понравилось, слушать похвалу в свой адрес или хвалить самому.

- Упражнение «Я икс…»

Все участники пишут на бумаге название предмета, который находится в поле их зрения (мел, доска, розетка, сумка). Учащиеся по очереди рассказывают от имени своего предмета, ассоциируя его с собой (о детстве, о дружбе, об эмоциях и переживаниях).

№ 2

Цель: формирование положительного отношения к одноклассникам; воспитание дружелюбия.

- Упражнение «Нарисуй подарок», «Сделай открытку»

Дети рисуют подарки и делают открытки, дарят друг другу. Обсуждают, что понравилось больше, дарить или получать.

- Упражнение «Рисунки на спине»

Дети встают друг за дружкой. Первый пишет указательным пальцем на спине стоящего впереди простое слово. По цепочке это слово передается игроками путем написания на спинах впереди стоящих игроков.

- Упражнение «Кто Я?»

Каждый пишет загадку, в которой он описывает самого себя. Завершает вопросом «кто я?». Написав, все загадки складывают в коробку. Каждый достает одну из загадок, нужно отгадать, кто имеется в виду.

№ 3

Цель: формирование положительного эмоционального климата во взаимоотношениях.

- Упражнение «Мое самое любимое - это…»

Участникам предлагается назвать свое самое любимое блюдо, фильм, животное, время года, песню, актера…и т.д.

- Упражнение «Сравнение с вещью»

Ведущий берет предмет (книга, сумка, линейка, часы). Один ученик встает в центре круга. Участники говорят, что общего, одинакового у этой вещи и человека. Последним говорит доброволец (о себе).

- Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

Участники меняются местами те, например, у кого темные волосы, зеленые глаза, белая кофта.

№ 4

Цель: развитие навыков сотрудничества: действовать согласованно, синхронно; развитие чувства МЫ.

- Упражнение «Опознать на ощупь»

Ведущий закрывает глаза, участники меняются местами, ведущий должен опознать их, используя только руки (ощупывать волосы, плечи, руки).

- Упражнение «Трио»

Выбирается три человека. Кто по середине ставит ноги в разные пустые коробки, двое других ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой центрального игрока, а стоящий слева-правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Взяться за плечи и пройти несколько метров. Каждый должен побывать и в центре и с краю.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой - ведущего. Ведомый закрывает глаза. Ведущие должны провести своих подчиненных по самому трудному маршруту в комнате. Затем участники меняются местами и игра повторяется.

Подведение итогов - каждый говорит, что ему понравилось, что составило трудности.

- Упражнение «Распускающийся бутон»

Сесть в круг на полу взявшись за руки. Постараться всем вместе, одновременно встать, не отпуская рук. После этого, дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки.

№ 5

Цель: конструктивное решение конфликтных ситуаций.

- Детям предлагается прослушать несколько ситуаций, обсуждается, как нужно выйти из нее.

1. Ты сидишь в парке на траве, на улице хорошая погода, у тебя хорошее настроение. Рядом играют маленькие дети, один из них упал и заплакал. Что ты сделаешь, чтобы помочь ему? Как ты чувствуешь себя после того, как кому-нибудь поможешь?

2. Тебе наступили на ногу, извинились. Что ты сделаешь? Что скажешь? А если человек не извинится?

3. Ты на игровой площадке, качаешься на качелях. Ты раскачиваешься и чувствуешь себя как птица - легко и свободно. Подходит другой ребенок, он тоже хочет покачаться. Уступишь ли ты место? Почему важно, чтобы люди делились друг с другом? Как ты относишься к ребятам, которые не хотят уступать другим?

Игра 1. «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ».

Для игры понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (шишка, камешек и пр.)

Задание: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое.

Например:

1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать... И т.д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, "примерить" ее, включаться в процесс кругового общения и взаимодействовать друг с другом.

Игра 2. «РАССКАЖИ СКАЗКУ».

Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца.

Форма игры: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка).

Основное условие такое: сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики. Первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: "И жили они счастливо, и умерли в один день"). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: " И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо, и умерли в один день". И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказки и рассказывает ее от начала и до конца.

В этой игре развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать" информацию.

ВАРИАНТ: сказка рассказывается по одному слову.

Игра 3. «И НЕ ТО, ЧТОБЫ " ДА ", И НЕ ТО, ЧТОБЫ " НЕТ "…»

Участники игры образуют «сидячий» круг. Вне круга находятся добровольцы, которые беседуют с сидящими. Вопросы задаются в такой форме, чтобы можно было ответить «да» или «нет».

Но ответы даются самые странные, иногда явно не соответствующие правде.

Добровольцы должны выяснить, от чего зависит тот или иной ответ.

Разгадка не так уж сложна: ответ зависит от позы сидящего. Если руки скрещены на груди (поза, закрытая для общения), на любой вопрос человек отвечает "нет". В другом случае ответ всегда положительный.

Обсудить, кому было труднее - тем, кто отгадывал, или тем, кто попадал в смешное положение, говоря явную ерунду? И т.д.

 

 

Заключение

Нами был проведён анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме. На основе теоретического анализа были выявлены следующие особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития: у младших школьников с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что у них отсутствует интерес друг0к0другу.0Также0в0связи0с0этим0у0детей0слабо0сформирована коммуникативная деятельность. Особенности коммуникации детей с задержкой0психического0развития,0сочетающиеся0со0сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности.

Мы рассмотрели организацию, методы и методики исследования особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР. К рассмотренным нами методикам относится следующее: Социометрическая методика Р. Жиля, Анкетирование, Тест - семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе», Проективный тест «Домики».

Нами были разработаны методические рекомендации по развитию навыков общения по следующим направлениям: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников, формирование положительного отношения к одноклассникам; воспитание дружелюбия, формирование положительного эмоционального климата во взаимоотношениях. В процессе ознакомительных и творческих игр, на рисовании, на выполнении упражнений, направленных на формирование межличностного общения. По отношению к детям младшего школьного возраста со слабо выраженной недостаточностью центральной0нервной0системы0употребляется0понятие0"задержка психического развития". У таких детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается0незрелость0сложных0форм0поведения,0недостатки целенаправленной0деятельности0на0фоне0повышенной0истощаемости, нарушенной работоспособности.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 – 624 с.

2. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989 с. 300.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996 г.

4. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1 – 4 классы / И.С. Артюхова. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.

5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦЭНАС», 2003

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М, 2008.

7. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5 - 7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник московского университета МВД России. – 2010.

8. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М.: ЭКСМО, 2006.-608 с. (с. 500-514)

9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – 174 с.

10. Кодобнова И.В. и др. Искусство слышать. Методическое пособие / И.В. Кодобнова. – М.: Изд. «Радуница», 1994 – 54 с.

11. Коломинский Я. Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

12. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

13. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч. пособие для студентов ВУЗа. / А.Г. Лидере. – М.: Изд – во «Академия» 2003 г. – 256 с.

14. Лисина М.И. Обшение, личность и психология Воронеж: Модэк, 1997. с. 383

15. Лук А.Н. Эмоции и чувства / А.Н. Лук. – М., 1972.

16. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. 2-е изд., стереотип. / Е.И. Морозова. - М.: Изд. – во НЦЭНАС, 2005. – 56 с.

17. Мухина В.С. Детская психология. Спб., 1992

18. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000 г.

19. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения обращения как проблеме общей и социальной психологии // Социально – психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1980

20. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1998 с. 170

21. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт – терапии // Социосфера. - 2013.

22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС. 2008. – 632 с.

23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений Киев, 1990

24. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. Спб., 2002

25. Петровский М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973 г.

26. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Редактор-составитель Райгородский Д.Я.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009

27. Реньи А. Трилогия о математике / А. Реньи-М.: Мир, 1980-376 с.

28. Роббер М.А. Психология индивида и группы М.: Прогресс, 1988 с. 374

29. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы личности и проблема личности // Психология личности. Тексты. – М.: Изд – во МГУ, 2012.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2002. – 720 с.

31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова – Москва: Аспект пресс, 2009. – 460 с.

32. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985, №5

33. Р.Д. Тригер Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития М., 2008

34. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 384 с.

35. Шмелёв А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: дисс. … докт. психол. наук. М.: МГУ, 1994. С. 15

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

приложение 1

1. Социометрическая методика Р. Жиля [28]

1.0Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого бы из нынешних одноклассников ты бы взял? Запиши 5 имён.

2.0А кого бы из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Запиши 5 имён

3.0Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы ты перешёл в другую школу? Запиши 5 имён.

4.0Укажи тех одноклассников, которые не захотят взять тебя в свой новый класс. Запиши 5 имён.

5.0Если бы тебе предложили посмотреть ответы твоих одноклассников, то чьи бы имена ты бы хотел увидеть запиши имена в порядке значимости.

 

№ шкалы Значение шкал Номера заданий Общее количество заданий
  Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42  
  Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19  
  Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42  
  Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41  
  Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40  
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40  
  Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32  
  Лидерство 20-22, 39  
  Общительность 16, 22-24  
  Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42  
  Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38  

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.