Группа методов теоретического исследования. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Группа методов теоретического исследования.

2017-07-09 300
Группа методов теоретического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными из мате-матических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация — метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование — введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала — определении средних величин полученных показателей.

Вклад в современную отечественную педагогику методологов В. В. Краевского, В. И. Загвязинского: концепция связи педагогической науки и практики; методология рефлексии в научной и учебной работе; система методологических характеристик педагогического исследования и его логика; методологические основы построения содержания образования, принципы и уровни его формирования; общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса и принципы его построения.

 

ТЕМА 3

Сущность, движущие силы, логика и структура образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения, требования к их реализации в современной дидактике. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Образовательный процесс — понятие, тождественное педагогическому процессу (широкое значение); отражающее сущность процесса обучения (узкое значение).

Образовательный процесс — специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Процесс (от лат. processus — «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых — сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся.

Обучение как образовательный процесс— есть целенаправленное и организованное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого обучающиеся овладевают зна­ниями, умениями и навыками, развивают личностные качества.

Сущность процесса образования и обучения исследует отрасль научного педагогического знания — дидактика (от греч. Didactikos), термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Основоположником дидактики считают Яна Амоса Коменского (1592-1670), т. к. он впервые осуществил научную разработку теории обучения в книге «Великая дидактика» (1632). Существенный вклад в дидактику внесли в XIX веке Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев; в XX — П. Н. Груздев, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Н. А. Сорокин, Ю. К. Бабанский

Задачи образовательного процесса:

Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся.

Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.

Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.

Основные функции образовательного процесса

Движущая сила процесса обучения — это противоречия, возникающие в процессе обучения между выдвигаемыми требованиями, познавательными и практическими задачами и уровнем развития у учащихся сфер индивидуальности, знаний, умений и навыков (М.А.Данилов). Однако возникновение противоречия еще не означает, что произойдет продвижение в развитии ученика. Для этого необходимо перевести противоречие во «внутренний план» ученика, т.е. сделать его осознаваемым как трудность, которую он хочет и стремится преодолеть.

В педагогической теории выделены противоречия между: возникающими потребностями и достигнутым уровнем их удовлетворения; новыми познавательными задачами, и ранее достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, мыслительных операций; новыми ситуациями и прежним опытом; мотивационными состояниями (хочу- надо, уверен –сомневается) и др.

 

 

Познавательный процесс
Учебный процесс
ощущение
созерцание
восприятие
представление
понятие
Абстрактное мышление: понимание, осмысление, обобщение
практика

Логика процесса обучения основана на взаимосвязи механизмов познавательного и учебного процессов, что отражает следующая схема:

Структура процесса обучения имеет многоуровневый характер.

В процессе обучения, как и во всякой другой деятельности, выделяют следующие структурные компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; регулирующий; оценочно-результативный.

 

Структура процесса обучения также представлена деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение).

Преподавание — специальная деятельность учителя, направленная на передачу обучаемым знаний, умений, навыков, воспитание в процессе обучения.

Основу деятельности учителя составляет управление актив­ной и сознательной познавательной деятельностью учащихся путем:

- постановки перед учащимися целей и задач (с постепенным их усложнением), что обеспечивает поступательное движение мыс­ли ребенка по пути познания;

- создания условий, необходимых для успешного протека­ния обучения;

- использования разнообразных форм, методов, средств обучения;

- контроля и корректировки успешности процесса обучения.

Управление процессом обучения включает планирование, ороганизацию, регулирование и контроль.

 

ТЕМА 4.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.