Программа Б2. П. 1. Производственной практики — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Программа Б2. П. 1. Производственной практики

2017-06-29 241
Программа Б2. П. 1. Производственной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В г. Апатиты

 

ПРОГРАММА Б2.П.1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Направление подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВР

Составитель(и): Асминг С.В., доцент, к.б.н., Исакова Е.А., заведующий учебной лабораторией кафедры физики, биологии и инженерных технологий   Рецензент: Салтыкова С. А., зам. директора по научно-образовательной деятельности ФБГУН «Полярного альпийского ботанического сада-института», канд.биол.наук Утверждено на заседании кафедры физики, биологии и инженерных технологий (протокол № 1 от 24 января 2017 г.)   Зав. кафедрой   ______________________ /Николаев В.Г. подпись  

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

БИОЛОГИЯ С ПРОФИЛЕМ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

Тип учебной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способ проведения учебной практики: стационарная, выездная (полевая).

CРОКИИ ОБЪЁМПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

3 КУРС, 6 СЕМЕСТР – 4 2/3 НЕДЕЛИ, 7 ЗЕТ

1. ЦЕЛИ ПРАКТИКИ:

1. освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, выполнять работу в коллективе;

2. закрепление теоретических знаний и полученных навыков их практического применения; обучение навыкам практического решения задач;

3. формирование профессиональной позиции биолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний, и приобретение первичных профессиональных умений, навыков эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;

4. применение на производстве базовых общепрофессиональных знаний теории и методов современной биологии, использование современных методов обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрация знаний принципов составления научно-технических проектов и отчётов;

5. знакомство со спецификой деятельности биолога в профильных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях.

 

2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

1. познакомиться с особенностями структуры и основными направлениями деятельности организации – места прохождения производственной практики (предприятия, научно-исследовательские институты, профильные лаборатории и т.д.) в области биологии, экологии и охраны окружающей среды;

2. принять участие в научно-исследовательской деятельности лаборатории, отдела и т.д. – места прохождения практики;

3. научиться работать с каталогами в библиотеке, составлять картотеку по теме исследований;

4. выработать навыки анализировать и обобщать обзор литературы;

5. освоить основные методики сбора научных данных, постановки эксперимента, планирование и осуществление полевых исследований;

6. приобрести навыки статистической обработки полученных данных.

 

 

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Производственная практика представляет вариативную часть Блока 2 «Практики» и базируется на знаниях, умениях, навыках, полученных в ходе изучения учебных дисциплин 1 – 3 курсов: Иностранный язык, Математика и математические методы в биологии, Физика, Химия, Ботаника, Зоология, Физиология растений, Физиология животных, Цитология и гистология, Биохимия и молекулярная биология, Введение в биотехнологию, Организмы и среда, Гидробиология.

Производственная практика направлена на формирование научно-исследовательских навыков в научной работе и в применении их в практической деятельности.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится:

· на предприятиях и организациях Мурманской области (ФГУ «Кандалакшский государственный природный заповедник»; Государственный природный заповедник «Кивач»; Лапландский государственный природный биосферный заповедник, ОАО «Апатитыводоканал», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области, в г.г. Кировск, Апатиты»; Клинико-диагностическая лаборатория ГОБУЗ «Апатито-Кировская ЦГБ»)

· в научных учреждениях КНЦ РАН («Полярно-альпийский Ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина»; «Институт проблем промышленной экологии Севера»)

· в отдельных случаях ведущие НИИ и университеты России.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
  Подготовительный этап, включающий установочную конференцию в филиале МАГУ г. Апатиты и организацию знакомства студентов с администрацией и сотрудниками организации или научно-исследовательского института. Установочная конференция
  Основной этап 1. Ознакомление с должностными обязанностями сотрудников предприятия-базы практики; анализ методов и технологий, применяемых на предприятии-организации. 2. Выполнение функций помощника научного сотрудника предприятия-организации или научно-исследовательского института. 3.Освоение основных методик сбора научных данных, постановки эксперимента, планирования и осуществления полевых исследований; 4. Приобретение навыков статистической обработки полученных данных Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики
  Заключительный этап: Подготовка и защита отчёта по практике. Итоговая конференция. Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения учебной практики у обучающегося формируются компетенции, по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Результаты освоения ОП. Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;   Знать: устройство и принципы работы современной аппаратуры и оборудования; технику безопасности в биологических лабораториях; Уметь: применять научные методы в своей профессиональной деятельности при решении задач, связанных с повышением уровня биолого-экологической грамотности общества. Владеть: навыками работы на современном оборудовании; современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации.
ПК-2   способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. Знать: основные методы и технологии, формы научно-исследовательской работы. Уметь:анализировать информацию; составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки; излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. Владеть: уметь грамотно применять полученные знания на практике биологической направленности;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Внеаудиторная самостоятельная работа под руководством руководителя практики от университета включает практическую деятельность на рабочем месте специалиста, написание отчета по практике, подготовку материала для выпускной квалификационной работы бакалавра.

1. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда: Сборник студенческих работ / под ред. И.А. Куянцева. - М.: Студенческая наука, 2012. - 2015 с. - (Вузовская наука в помощь студенту). - ISBN 978-5-00046-015-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219998

2. Техника лабораторных работ по учебной практике: лабораторный практикум / Л.Б. Кашеварова, Н.Р. Стрельцова, Т.П. Павлова, В.А. Моско; Федеральное агенство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет". - Казань: КГТУ, 2009. - 185 с.: ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-7882-0792-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270543

Общие сведения

  Кафедра Физики, биологии и инженерных технологий
  Направление подготовки 06.03.01 Биология
  Дисциплина (модуль) Б2.П.1. Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Перечень компетенций

ПК-1: способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; ПК-2: способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

Критерии и шкалы оценивания

Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.

 

1. Беседа с руководителем практики (критерии оценки)

 

Баллы Характеристики ответа студента
  - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - свободно владеет понятиями
  - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - владеет системой основных понятий
  - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - частично владеет системой понятий

 

 

2. Презентация (критерии оценки презентации)

Структура презентации Максимальное количество баллов
· Содержание  
· Сформулирована цель работы студента-практиканта 0,5
· Понятны задачи, решаемые на практике и ход работы студента 0,5
· Информация изложена полно и четко 0,5
· Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации 0,5
· Сделаны выводы 0,5
· Оформление презентации  
· Единый стиль оформления 0,5
· Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой 0,5
· Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах 0,5
· Ключевые слова в тексте выделены 0,5
· Эффект презентации  
· Общее впечатление от просмотра презентации 0,5
Max количество баллов  

 

3. Выступление студентов с докладом на итоговой конференции (критерии оценки)

Баллы Характеристики ответа студента
  - студент детально ознакомился с организацией; - в полной мере владеет методами, использующимися на предприятии: знает и свободно применяет на практике; - делает выводы и обобщения.
  - студент на достаточном уровне ознакомился с организацией; - владеет методами, использующимися на предприятии: знает и применяет на практике; - делает выводы и обобщения.
  - студент на достаточном уровне ознакомился с организацией; - частично владеет методами методами, использующимися на предприятии: знает и применяет на практике: знает, но испытывает трудности при применении на практике; - слабо аргументирует свои выводы.

 

 

4. Критерии оценки отчетной документации по результатам практики (отчет и характеристика)

Баллы Характеристики отчетной документации студента
79-85 - в отчёте глубоко раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - соблюдены требования по оформлению отчёта; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой оценкой «отлично».
69-78   - в отчёте в достаточном объеме раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - соблюдены требования по оформлению отчёта; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой оценкой «хорошо».
52-68 - в отчёте недостаточно полно раскрыты все необходимые разделы; - в отчёте представлен список литературы; - текст отчёта оформлен с недочётами; - представлена характеристика руководителя практики от предприятия с рекомендуемой положительной оценкой.

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

В период прохождения производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) студент выполняет работу по индивидуальной тематике, включая анализ данных литературы по изучаемой проблеме; знакомится и осваивает комплекс основных методов научных, производственных исследований в области биологии; выполняет обработку и анализ полученных результатов с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе доступа в Интернет.

В зависимости от базы прохождения практики и индивидуального задания студента содержание данного раздела может варьировать.

Основными методами производственной практики являются:

- наблюдение, описание, идентификация, классификация, биологических объектов;

- анализ и оценка состояния живых систем;

- работа с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

- выполнение функций помощника научного сотрудника под руководством руководителя практики.

 

Вопросы беседы

1. Техника безопасности в лаборатории.

2. Правила работы в лабораториях научно-исследовательской деятельности.

3. Оборудование специализированных лабораторий.

4. Планирование методики опыта для изучения проблемных вопросов.

5. Планирование наблюдений и учётов для изучения проблемных вопросов.

6. Методы исследований, используемые для изучения проблемных вопросов.

7. Система структурных подразделений организаций и предприятий.

8. Система документооборота на предприятии.

9. Традиционные методы санитарно-гигиенического контроля окружающей среды, их дос­тоинства и недостатки.

10. Многообразие живых организмов, существующих на планете, и проблема его оценки. Приблизительная оценка таксономического разнообразия растений и животных. Открытие новых видов.

11. Видовое разнообразие как показатель состояния экосистем.

12. Почвенные беспозвоночные как индикаторы состояния среды.

13. Охрана и обогащение фауны и флоры.

14. Фундаментальные и прикладные задачи гидробиологии.

15. Какая группа гидробионтов принимает наиболее значимое участие в очистке воды от взвеси? Аргументируйте свой ответ.

16. Какой вред водоемам и их обитателям наносят попавшие в воду нефть и нефтепродукты?

17. Почему в озерах Мурманской области обитает значительное количество реликтовых видов гидробионтов?

18. Общая биомасса и продукция населения водных экосостем. Соотношение зоо- и фитомассы. Понятие промысловой продуктивности и потенциальной продуктивности. Места сосредоточения различных видов продукции. Пространственное распределение основных групп организмов.

19. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.

20. Документация и отчётность в научно-исследовательской работе.

 

2) Презентация: алгоритм и рекомендации по созданию презентации

Алгоритм создания презентации

1 этап – определение структуры презентации по итогам практики

2 этап – подробное раскрытие информации,

3 этап - основные тезисы, выводы.

Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:

- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;

- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;

- оставшиеся слайды имеют информативный характер.

Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.

Рекомендации по созданию презентации:

· Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.

· Тщательно структурированная информация.

· Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.

· Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.

· Главную идею надо разместить в первой строке абзаца.

· Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.

· Графика должна органично дополнять текст.

· Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

3) Доклад на итоговой конференции: структура и рекомендации по подготовке

При подготовке доклада студент должен обратить внимание и включить в свое выступление ответы на следующие обязательные вопросы:

1. Опишите организационную структуру, численность и основные направления деятельности предприятия?

2. Какой стиль управления характерен для данного предприятия?

3. Каким образом осуществляется взаимодействие между отделами, службами внутри предприятия?

4. Опишите систему документооборота предприятия.

5. Какие задания были выполнены за время прохождения практики, какие результаты получены?

6. Какие теоретические знания были закреплены благодаря прохождению практики?

 

Требования к характеристике и отчету по производственной практике

Характеристики даются по окончании практики каждому студенту руководителями практики от предприятия на основании личных наблюдений за работой практикантов. Их пишут на отдельных листах. Характеристики обязательно заверяются подписью руководителя практики от предприятия и печатью предприятия, на котором проходила практика.

 

Составление и защита отчета по следующей схеме:

- характеристика организации-базы практики, её организационная структура, организация труда, опыт работы предприятия;

- спектр работ, осуществляемых в организации-базе практики (объекты, методы и т.д.).

- нормативная документация, применяемая в организации-базе практики;

- отчёт о работе в качестве помощника научного сотрудника.

Отчет сопровождается презентацией в редакторе Power Point и выступлением с докладом. Количество слайдов – 10-15.

Требования к оформлению отчёта:

Отчет оформляется индивидуально каждым студентом. Форма А-4, шрифт Tames New Roman, кегль 14, поля 2 см. Каждый раздел начинается с новой страницы. Объем отчета не менее 10-15 страниц

Сдача отчета на кафедру производится в первые 7 дней после окончания практики.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

а) основная литература:

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Очная форма обучения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация производственной практики может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

 

Приложение №1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»

в г. Апатиты

 

 

Кафедра физики, биологии и инженерных технологий

 

 

Утверждаю Заведующий кафедрой Николаев В.Г.   _____________________ (подпись) «___» _________ 20__ г  

 

 

ОТЧЕТ

РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН)

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

_____________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

_____________________________________________________________________

(под руководством Ф.И.О. руководителя практикой)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

(Характеристика должна включать оценку теоретического и практического уровня подготовки студента к информационно-методической, коммуникативной, вспомогательно-технологической (исполнительской) и организационно-регулирующей деятельности, необходимо отразить умение студента работать с источниками информации, степень владения автоматизированными информационными системами, степень самостоятельности и творчества в работе, достоинства и недостатки в работе, разработанного студентом, учесть личные и профессиональные качества студента, дать советы и рекомендации по самосовершенствованию)

 

 

Оценка по учебной практике ____________________________

 

Руководитель практики _________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись)

М.П.

«_____» _____________20__ г.

 


Приложение № 5

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

 

 

___________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

_________ ________________________________________________________

(курс) (шифр и наименование направления подготовки)

 

 

___________________________________________________________________

(место практики)

 

 

Дата Краткое содержание проделанной работы за день, неделя анализ и выводы
   

 

 

В г. Апатиты

 

ПРОГРАММА Б2.П.1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

Направление подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.