Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.

2017-07-09 774
Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.

Вопросы для обсуждения:

1. Миф как средство концептуализации мира. Специфика мифологического мышления. Категории мифов

2. Понятие мифопоэтической модели мира. Мифопоэтическая модель мира кельтских народов.

3. Космогонические и эсхатологические мифы кельтских народов.

4. Тотемические, антропогонические и героические мифы ирландцев.

5. Древнеирландский эпос как один из основных источников сведений о мифологии кельтских народов. Группы саг древнеирландского эпоса. Своеобразие формы и содержания саг.

6. Основные циклы саг, их культурно-историческая основа.

7. Мифопоэтическая модель мира древнеирландского эпоса: происхождение мира, деление Ирландии на части, роль Миде и Тары, сказания о сидах. Пантеон: Луг, Огме, Мананнан, Морриган. Племена богини Дану и сказания о первопредках.

8. Сакральная роль литературного творчества. Соотношение прозы и стихотворных вставок в сагах (на основе саги «Похищение быков из Куальнге»).

9. Сюжетная основа «Уладского цикла». Образы Конхобара и Кухулина.

Список обязательных терминов и понятий:

космогонические мифы, демиург, культурный герой, время мифическое, пространство мифологическое, сакральный, профанный, мифопоэтическая модель мира, скела

Конспект: Мелетинский Е.М. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МИФА, МИФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ЕГО «ПАРАДИГМЫ» // Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/

Литература:

Основная:

Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999.

Бондаренко Г. В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003.

Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. -М., 2001.

Иванов В. В. Происхождение имени Кухулина. // Проблемы сравнительной филологии, М. - Л., 1964, с. 451—461.

Смирнов А. А. Кельтские литературы.//Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы, М.: Л., 1965.

Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984.

Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.

Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 (1) с.:

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1988.

Кендрик Т. Д. Друиды. – СПб., 2007.

Леру Ф. Друиды. - СПб., 2001.

Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.

Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.

 

 

Литература

1. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1975 (БВЛ).

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. (БВЛ)

Основная:

1. Аэурбах Э. Роланда назначают вождем арьергарда франков //Ауэрбах Э. Мимесис. - М., 1976. С. 111-136.

2. Бахтин М. М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) //infolio. Электронная библиотека.

3. Гуревич А. Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - М. -Л., 1962.

5. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995.

6. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XY веков. – М., 1986.

7. Смирнов А. А. Кто был автором «Песни о Роланде»?// Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. - М. -Л., 1965. - С. 67-76.

8. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М., 1984.

Дополнительная:

1. Смирнов А. А. Испанский народный эпос и поэма о Сиде // Культура Испании. - М., 1940.

2. Типология народного эпоса. - М., 1975.

3. Томашевский Н. Б. Героические сказания Франции и Испании.//Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1965. С. 5-24.

4. Практические занятия по зарубежной литературе. - М., 1985. - С. 58-66.

5. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. - М., 1973. - С. 16-33.

 

Практическое занятие 5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла».

Вопросы для обсуждения:

1. Рыцарство как культурная элита Средневековья. Быт и нравы рыцарского сословия.

2. Концепция идеального рыцаря. Место любви и красоты в жизни рыцаря.

3. Основные центры рыцарской культуры.

4. Рыцарский роман. Источники происхождения рыцарского романа. Роль кельтского эпоса в генезисе рыцарского романа (хроники Гальфрида Монмутского. и Роберта Васа).

5. Античный цикл рыцарских романов. «Александрия» Л. Де Тора и А. де Берне. Романы «античного цикла» как преамбула к собственно рыцарским.

6. Программа воспитания идеального рыцаря.

7. Формы фантастического в романе.

8. Романы артуровского цикла.

9. Творчество К. де Труа.

10. Понятие авантюры.

11. Пять романов Кретьена - пять концепций: любви и супружества, любви и подвига, идеала куртуазного рыцаря, любви и веры.

12. Новаторство романов Кретьена.

13. Психологизм в романе «Эрек и Энида».

14. Художественное мастерство Кретьена в романе «Ивэйн, или Рыцарь Льва».

15. Проблемность романов Кретьена. Элементы пародии в поздних романах Кретьена.

16. Два способа циклизации рыцарских романов. Легенды о святом Граале - вторая идейно-художественная основа для циклизации рыцарских романов и альтернатива артуровскому мифу.

Список обязательных терминов и понятий: трубадур, куртуазный, семь рыцарских добродетелей, роман, авантюра, идиллия, коллизия, саморазвитие характера

  • Конспект: Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Истоки рыцарского романа.Французский рыцарский роман// История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С.548—562. http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/rycarskij-roman.htm

Литература:

Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.

Дополнительная:

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983.

Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.

Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М., 1993.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963.

Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом Сокращенный перевод со старофранцузского В.Микушевича//http://lib.ru/INOOLD/DETRUA/ivane.txt

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М., 1984.

Средневековый роман и повесть. – М., 1974.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980.

Две старофранцузские повести. Мул без узды. Окассен и Николет. – М., 1956.

 

Практическое занятие 7. Контрольная работа по Разделу 1 «Литература Средневековья»

Вопросы для обсуждения:

1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.

2. Германо-скандинавская мифология. «Старшая Эдда»

3. «Беовульф» как памятник архаического средневекового эпоса.

4. Героический эпос периода Зрелого Средневековья. «Песнь о Роланде» в системе типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья.

5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла»

Литература:

Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.


Практическое занятие 8. «Божественная Комедия» Данте Алигьери как единое художественное целое

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки Ренессанса в Италии. Эпоха Дученто. Италия в начале XIII века. Города-коммуны.

2. Данте и Флоренция. Поэзия «сладостного нового стиля». Сонет и канцона как ведущие жанры итальянской лирики Дученто.

3. Особенности мировоззрения Данте.

4. Жанровое своеобразие «Новой жизни». Автобиографическое и общечеловеческое. «Новая жизнь» и «Пир» - как лирический и философский пролог к «Божественной комедии» - главному творению Данте.

5. «Божественная комедия» - проблема названия и жанра.

6. Принцип композиционного единства «Комедии», ее числовая и цветовая символика, образ автора - основа целостности произведения, три лика автора.

7. Особенности симметрии «Божественной комедии» Данте.

8. Строфа и стиль.

9. Концепция греховного и святого в «Божественной комедии», этические принципы Данте.

10. Человек - главный герой «Божественной комедии». Гуманистический идеал Данте. Концепция человека в «Божественной комедии»: образы человека в «Комедии» (грешники в аду, праведники в раю), ведущий принцип создания образов грешников; концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха.

11. Три плана повествования, три уровня смысла.

12. Значение «Божественной Комедии» в истории мировой литературы.

Список обязательных терминов и понятий: предгуманизм, пополаны, комедия, терцина, сонет, поэзия «нового сладостного стиля», концепция человека

Литература

1. Данте Алигъери. Новая жизнь. Божественная комедия. - М., 1967. (БВЛ) (пер. М. Л. Лозинского). 2. Данте. Малые произведения. - М., 1968. 3. Данте. Божественная комедия. - М., 1968. (ЛП) 4. Данте Алигьери. Божественная комедия. (пер. А. Илюшина). – М., 2000. (ШБ).

Андреев М. Л. Данте. //История литераутры Италии. В 3 т. Т. 1. «Средние века». – М., 2000. С. 307-367. 2. Ауэрбах Э. Фарината и Кавальканти.// Ауэрбах Э. Мимесис. –М., 1976. С. 182-211. 3. Баткин А. Данте и его время. Поэт и политика. - М., 1965. 4. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. - М., 1971. 5. Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения // Работа размещена на сайте: http://svr-lit.niv.ru/. 6. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М., 1990. 7. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1990. -Т. 2. - С. 214-256.

Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск, 1989. 2. Елина Н. Г. Данте. Критико-биографический очерк. - М., 1965.

Илюшин А. Данте. - М., 1990. 4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.

Штайн К. Э. Язык. Поэзия. Гармония. - Ставрополь, 1989. 6. Шубников А. Б., Копщик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972.

Раздел 2. Литература Возрождения.

Литература

Боккаччо Дж. Декамерон. - М., 1970. (БВЛ).

Дополнительные:

Боккаччо Дж. Малые произведения. - Л., 1975.

Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. - М., 1968.

Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. -М.,1990.

Смирнов А. А. Джованни Боккаччо. // Джовании Боккаччо. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. – М., 1968.

Холодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. - М., 1982.

Санктис Ф. де История итальянской литературы. В 2 т. – М. 1963. Т. 1.

Дживелегов А. К. Очерки итальянского Возрождения. – М., 1929.

Раздел 2. Литература Возрождения.

Литература

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Любое издание.

Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля // Э. Ауэрбах. Мимесис. – М., 1976. С. 265-285.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965, 1994.

Смирнов А. А. Рабле и его роман // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. – М. -Л., 1965.

Шайтанов И. О. Ф. Рабле и гуманизм во Франции //Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. – М., 2001. С. 105-128.

Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. - М., 1964.

Пинский Л. Е. Смех Рабле // Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1981.

Раздел 2. Литература Возрождения.

Литература

Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления. - М., 1962.(ЛП)

2. Мор Т. Утопия. - М., 1978.

3. Утопический роман XVI - XVII веков. - М., 1971. (БВЛ)

Русская литературная утопия. - М., 1976.

Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры средних веков и эпохи Возрождения. - М., 1976. - С. 222-244.

Зверев А. Когда пробьет последний час природы… (Антиутопия, ХХ век) – Вопросы литературы, 1989, № 1.

Осиновский И. Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. - М., 1978.

Чаликова В. А. Утопия и культура. – М., 1992.

Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли. – М., 2007.

Шестаков В. II. Понятие утопии. Современные концепции утопического // Вопросы философии, 1972, № 8.

Юрьева Л. М. Русская антиутопия в контексте мировой литератруы. - М., 2005.

Алексеев М. Л. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора. - М.. 1955.

Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. – М., 1992.

Геллер Р. Вселенная за пределами догмы. – Лондон, 1995.

Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. – М., 1993.

Свентославский В. В. Каталог утопий. – Пг., 1923.

Свентоховский А. История утопий. – М., 1910.

Чаликова В. А. Утопия рождается из утопии. – Лондон, 1992.

 

Раздел 2. Литература Возрождения.

Раздел 2. Литература Возрождения.

Раздел 2. Литература Возрождения.

Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.

Вопросы для обсуждения:

1. Миф как средство концептуализации мира. Специфика мифологического мышления. Категории мифов

2. Понятие мифопоэтической модели мира. Мифопоэтическая модель мира кельтских народов.

3. Космогонические и эсхатологические мифы кельтских народов.

4. Тотемические, антропогонические и героические мифы ирландцев.

5. Древнеирландский эпос как один из основных источников сведений о мифологии кельтских народов. Группы саг древнеирландского эпоса. Своеобразие формы и содержания саг.

6. Основные циклы саг, их культурно-историческая основа.

7. Мифопоэтическая модель мира древнеирландского эпоса: происхождение мира, деление Ирландии на части, роль Миде и Тары, сказания о сидах. Пантеон: Луг, Огме, Мананнан, Морриган. Племена богини Дану и сказания о первопредках.

8. Сакральная роль литературного творчества. Соотношение прозы и стихотворных вставок в сагах (на основе саги «Похищение быков из Куальнге»).

9. Сюжетная основа «Уладского цикла». Образы Конхобара и Кухулина.

Список обязательных терминов и понятий:

космогонические мифы, демиург, культурный герой, время мифическое, пространство мифологическое, сакральный, профанный, мифопоэтическая модель мира, скела

Конспект: Мелетинский Е.М. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МИФА, МИФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ЕГО «ПАРАДИГМЫ» // Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/

Литература:

Основная:

Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999.

Бондаренко Г. В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003.

Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. -М., 2001.

Иванов В. В. Происхождение имени Кухулина. // Проблемы сравнительной филологии, М. - Л., 1964, с. 451—461.

Смирнов А. А. Кельтские литературы.//Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы, М.: Л., 1965.

Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984.

Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.

Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 (1) с.:

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1988.

Кендрик Т. Д. Друиды. – СПб., 2007.

Леру Ф. Друиды. - СПб., 2001.

Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.

Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.