Стилей учебно-познавательной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Стилей учебно-познавательной деятельности

2017-07-09 326
Стилей учебно-познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 
 
Перед педагогической психологией встают проблемы разра- ботки своеобразных «информационных моделей» для организа- ции профессионального обучения, т. е. способов передачи обуча- емому знаний (и организации их усвоения) о строении и рабо- те технической системы для формирования требуемой структуры деятельности и ее ориентировочной основы. Чем более четкой является структура информационной модели, тем легче она усваивается "отражается в концептуальной модели

 
тем меньше усилий и времени необходимы специалисту для решения задач. Чем полнее и точнее образ объек-

та, тем меньше времени требуется для оценки реальной ситуа- ции и принятия оптимальных решений.


Важное значение в обеспечении эффективности профессио- нального обучения имеют логико-психологические механизмы усвоения знаний. Логико-психологический и дидактический анализ процесса усвоения знаний требует выяснения понятия

«знание». Это понятие многозначно и имеет несколько опреде-

лений. Знание определяется как часть сознания, ка к общее в отражении предмета, как способ упорядочения действительнос- ти, как деперсонифицированная форма выражения сущности вещей, как продукт и результат познания, ка к способ воспроиз- ведения в сознании познаваемого объекта.

 
Подобная многозначность в определении понятия «знание» обусловлена множеством функций, которые реализуются зна- нием. В дидактике знани е выступает и ка к результат осуще- ствления дидактического замысла, и ка к содержание, и ка к средство педагогического воздействия. Знание, входя в

туру прошлого индивидуального опыта обучаемых, меняет и пре- образует структуру, поднимая обучаемого на более высокий уро- вень психического развития, опережая развитие (Л.С. Выготский).

С точки зрения перечисленных дидактических функций зна- ния перед преподавателем всегда стоит несколько задач:

— перевести знание из его застывших форм в процесс познава-

тельной активности учащихся;

— преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности;

 
— сделать знание средством формирования человека как ности и субъекта деятельности.

Познание — это процесс порождения знания. Результатом по- знания может быть обыденное, научное и учебное знание. Обы- денное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и свя- зи окружающей действительности. Научное знани е представ- ляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпири- ческих, но и на теоретических формах отражения мира и зако- номерностей его развития. В процессе обучения предметом ус- воения становится научное знание. В своих абстрактных формах научное знание не совсем и не всегда доступно, поэтому оно пред- полагает такие изменения формы его презентации, которые обес- печивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения. Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается, с учетом психологических осо- бенностей и возможностей обучаемых, порождает учебное зна- ние. Таким образом, учебное знание является производным от

 


 

 
и в отличие от последнего является познанием уже известного или познанного, т.е. учебное и научное знание имеет разные источники происхождения или генетически различны.

 
Вторым отличием учебного знания от научного является их различие, т.е. по назначению. Основной функ-

 
цией учебного познания является определен-

 
 
ного уровня общей профессиональной квалификации, тогда как целью научного знания является создание и описание мира.

 
Учебный и научный типы познания различны и в операцио- плане. Специфика учебного познания определяется тем,

 
 
учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных приемов, умений и действий, в то время как познание связано с поисковыми задачами, решаемыми с привлечением особых исследовательских методов.

 
Учебное познание, как правило, осуществляется под руковод- ством преподавателя, который выступает посредником между познающим субъектом и научным знанием, являющимся пред- метом усвоения. В научном познании роль посредника выполня- ет информационно-пояснительная деятельность специалистов той или иной области научного познания.

При всем многообразии различий между учебным и науч- ным познанием, их отличает взаимообусловленность. Успешность учебного познания определяется прогрессом научного знания, а продуктивность научного познания оказывается зависимой от технологии учебного познания и его результатов в виде сформи- рованных определенного рода знаний, умений и навыков.

 
 
Учебное знание существует в трех формах: в форме учеб- ной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи. Адаптированная форма научного знания образует учеб- дисциплину, включающую закономерности познавательной деятельности учащихся и саму предметную форму научного знания, часть учебной дисциплины. Языковая форма

 
 
ния образует текст. По виду учебные тексты

бывают письменные (алфавитные, формульные, пиктографиче- ские), устные и технотронные (радио, звукозапись).

 
Учебная задача как форма учебного знания может быть опре- делена как некоторый этап учебно-познавательной деятельности и как упрощенная, рафинированная форма реальных проблем- ных ситуаций и как учебный текст или его /при этом решение задачи связано с пониманием текста).

Процесс учебного познания состоит из нескольких этапов:

— восприятие объекта, связанное с выделением его из общего фона и определением его существенных свойств;

 


 
этап осмысления (установление наиболее существенных вне- внутрисубъективных связей и отношений);

процесс запоминания выделенных свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации;

- этап активного воспроизведения воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений. Этот этап свя- зан с включением вновь воспринятого знания в структуру про- шлого опыта либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

 
Часто перечисленные этапы усвоения знания соотносятся с критериями оценки их усвоения: уровень различения и распоз- навания предмета, уровень его запоминания, уровень

ния и уровень его применения.

Важную роль в процессе усвоения знаний выполняет понима- ние. Ведущим признаком понимания считается вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях. Пони- мание характеризуется также способом выделения общего в раз- личных формулировках, самостоятельным переформулированием знания в системе разных понятий, способностью к квалифика- ции, систематизации, группировке, квалификации объектов, доказательству теорем и теорий, способностью проводить при- емы, решение нестандартных задач и решение задач нестандар- тными способами.

 
 
 
Успешному усвоению знаний способствует такое системное психологическое образование, как индивидуальный стиль учеб- но-познавательной деятельности студентов (ИСПД). ИСПД при- нято рассматривать как психологический механизм усвоения студентами, школьниками знаний, умений и навыков, форми- рование, которого является одним из важных резервов повыше- эффективности обучения. Как синоним ИСПД часто ис- понятие «когнитивный (в зарубежной пси-

хологии).

 
Обращаясь сопоставлению между индивидуальными сти- лями в трудовой и профессиональной деятельности, необходимо отметить следующее. B.C. Мерлин и Е.А. Климов подчеркива- ли, что в трудовой деятельности индивидуальный стиль мо- жет проявиться только в способах и приемах работы, в то время как в учебной деятельности он проявляется и в про- дуктах творчества.

 
Признавая положение Выготского о том, что орудие —

 
знак является условием управления процессом познания и по- знавательными процессами в можно предположить, что индивидуальные стили пользования орудием — знаком харак-

 


 
 
 
 
теризуют особенности индивидуальных стилей деятельности. В операциональном плане ИСПД выступает доминирование в ней аналитического или синтетического ко Подобно тому, как содержание стиля трудовой

 
тельности, по Е.А. Климову, определяется соотношением, а

 
 
нее, преобладанием ориентировочных или исполнительских ствий в ней, так и в познании перевес в сторону анализа синтеза можно рассматривать ка к выражение ИСПД. Форми- рование индивидуального стиля в познании возможно лишь при условии положительной к нему мотивации. Ведущей формой положительной мотивации в сфере познания является интерес. ИСПД может стать условием преобра-

 
зования положительной мотивации в профессиональную направ- ленность личности. Если при этом понимать направленность ка к отношение к целям деятельности, то ИСПД является превращения абстрактного познавательного интереса в конкрет- ную целевую установку, являющуюся психологической осно- вой реальной деятельности. ИСПД является фактором профес- сионального становления личности.

Вместе с тем, профессиональное становление студентов не сво- дится только к формированию системы знаний. Оно включает в себя и усвоение определенных умений и навыков. Поэтому важ- ным показателем ИСПД является наличие таких практиче- ских навыков, которые могут иметь значение, как в учебной, так и в профессиональной деятельности студентов. К их чис- лу следует отнести умения и навыки машинописи и фоносте- нографии, одинаково полезные как в учебной деятельности для ускорения записи лекций или для работы с клавиатурой ЭВМ, так и в разных видах профессиональной деятельности.

 
Таким образом, усвоение знаний и формирование индиви- дуальных стилей познавательной деятельности является не- обходимым условием учебной деятельности в сис-

теме профессионального образования.

 

 
аспекты обучения и воспитания

 

Несомненно, период обучения в вузе — это важнейший од социализации человека. Социализация — это процесс мирования личности в определенных социальных условиях, про- цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данной группе

 


 
 
и обществе. Процесс социализации включает освоение куль- туры человеческих отношений и общественного опыта, соци- альных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы механизмы социализации: это и освоение социальной роли сту- подготовка к овладению социальной роли «профессио- нального специалиста», и механизмы подражания, и механиз- мы социального влияния со стороны преподавателей и студен- ческой группы. Явления внушаемости и конформизма также выражены в студенческой среде.

 
Понятие «социализация» более широкое, чем понятие

 
тание». Социализация не равна воспитанию, ибо воспитание — это намеренное формирование личности в соответствии с приня- тым идеалом под влиянием умышленно направляемых различ- ных воздействий (внушения, убеждения, эмоциональное зара- жение, личный пример, вовлечение в определенные виды дея- тельности и др. приемы психолого-педагогического воздействия) со стороны педагогов, родителей (порой эти воздействия

ются неадекватными или неэффективными или даже ми для личности воспитуемого (а индивид при этом может иг- рать пассивную роль).

 
При социализации индивид играет активную выби-

рает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, — широк и неопре- делен. Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, ву- зовское обучение является мощным фактором социализации лич- ности студента, и этот процесс социализации идет в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Но встает воп- рос, требуется ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны преподавателей и эффективны ли они?

 
Нет, пожалуй, более спорной проблемы в психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспиты- вать взрослых людей?» Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. «Если его понимать ка к воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, об- ществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузов- ского обучения, то ответ должен быть однозначно положитель- ным» Смирнов).

Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов — это воздействие на их психику и дея- тельность с целью формирования личностных качеств и свойств

 


 
направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дис- циплинированности, умения работать с людьми, самокритично- сти, любви профессии и пр. В вузе воспитание интереса и любви к профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содер- жании профессиональной работы, путем формирования у каж- дого студентаубеждения в своей профессиональной пригоднос- ти, понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, предусмотренными учебным планом данной специальности, пу- тем выработки стремления следить за всем прогрессивным в де- ятельности передовых специалистов, постоянно пополнять свои знания.

 
Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалис- та, с которыми он вступит в новую для него атмосферу профес- сиональной деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие ка к личности. Требуется гибкий подход к воспи- танию молодежи, умение использовать и развивать лучшие сто- роны психики, направлять по нужному руслу ее поведение.

 
При отсутствии общественного воспитания студенческой молодежи возникает почва для развития «культуры нарцис- сизма» молодежи, которая характеризуется равнодушием мо- лодежи к социальным проблемам, процессам, к

 
творческой профессиональной деятельности и состоянию нра- вов, переключением интересов молодежи в сферу досуга, иж- дивенчества, антисоциального поведения. Школы и универси- теты, считает Л. должны помочь молодежи осознать необходимость и развить в себе такие качества для выполне- ния в будущем тех функций и той деятельности, которые бу- дут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества.

 
Дискуссии на моральные темы (отличие добра от понятие справедливости, свободы, истины, достоинства и пр.), деловые игры, обращение к реальным явлениям и фактам жизни обще- ства, организация определенной общественно-полезной и лич-

деятельности, в которой молодой человек мо-

жет себя проявить, чувственно-эмоционально и рационально пе- режить свои трудности и успехи, вовлечение студентов в различные формы студенческого самоуправления, реализация педагогики сотрудничества и уважительного отношения к лич- ности студента как полноценного и равноправного партнера лю- бой совместной деятельности — все это необходимые компонен- ты вузовского воспитательного процесса.

 
В современной психологии и педагогике начинает преобла- дать подход к воспитанию как к целенаправленному форми-

 


рованию личности в соответствии с избранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности студента. Пе- дагоги не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те ре- шения, которые ему приходится принимать. Самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Означает ли это, что педагог должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник? Разумеется, нет. Главная задача педагога-вос- питателя — раскрыть перед молодым человеком широкое поле выбора, которое часто не открывается самим ребенком или юношей из-за ограниченности его жизненного опыта, недостат- ка знаний. Раскрывая такое поле выбора, педагог не должен скрывать своего оценочного отношения к тому или иному выбо- ру, но следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспи- танником право на самостоятельное принятие решения.

Другая важная задача воспитания — помочь молодому человеку в выработке его индивидуального стиля жизни, ин- дивидуального стиля деятельности и общения. Необходимо относиться к студенту как к социально зрелой личности, не ог- раничивая его возможности развития личности, а усиливая их своей поддержкой, эмоциональной теплотой и уважением. Не- допустимо негативную оценку результатов учебной деятельнос- ти студента переносить на оценку личности студента в целом, демонстрируя словами и мимикой, что он неумен, ленив, безот- ветственен и т.п. Важно поддержать студента в его стремлении к достижению успехов, признания, саморазвития, профессио- нального или научного роста.

 
Наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в веду- щих видах совместной деятельности. Ведущей формой совмест- ной деятельности в системе профессионального образования яв- ляется учение. То, в каких формах протекает совместная учеб- ная деятельность обучаемых, определяет их общее, социальное и профессиональное становление. Особое значение в формиро- вании личности имеет коллектив учебной группы и уровни его развития. положение студента в окружаю-

щей его среде, в студенческой группе содействует нормальному позитивному развитию его личности. В случае необходимости педагог может помочь создать такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в

 


Схема 9

 


ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА


не совпадают


j НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ |

 

более важна в студенческой группе (стихийно


 
(официальное соотношение позиций членов группы, заданное извне: староста, профорг) официальный руководитель


возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов к (формируется постепенно)

 
 
 
ОТНОШЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СИМПАТИИ -АНТИПАТИИ УВАЖЕНИЯ -


 

 
Психологические методыдля выявления


(эмоциональная сфера)

 
СОЦИОМЕТРИЯ


(деловая сфера) РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ


Социально-психологический статус

(каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений одногруппников с другом)

 
i i i

«Звезда»-наибо- «Предпочитаемый» «Пренебрегаемый» «Изолированный» «Отвергаемый»

 
популярные (узкий круг (отсутствие не хотят тельный член для общения) общения, общаться) группы (максимум пассивность)

выборов) 1-2 выбора нет выборов отрицат. выборы

УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ ОТНОШЕНИЙ в группе:

 
 
 
 
(Если сумма «звезды» + «предпочитаемые» больше, меньше

 
чем «пренебрегаемые» + «изолированные» НИЗКИЙ

«ЗВЕЗДА» неравен (обладает наиболее сильным влиянием на членов группы, е е основных ценностей)

, ситуативный универсальный (метод: оценить, кто из членов группы наиболее влиятелен в той или иной ситуации)

Варианты социально-психологической структуры

студенческой группы

• - Отсутствие структуры вообще (каждый сам по себе или попарные связи)

• - Складывающаяся структура (есть группировка из нескольких членов, остальные сами по себе)

• - Конкурирующая структура (наличие 2-3 конкурирующих между собой группировок)

• - Взаимодействующая структура (наличие нескольких группировок, взаимодействующих при организации совместной деятельности)


Групповые роли

- Координатор

- Генератор идей

- Шлифовщик

- Энтузиаст

- Контролер-аналитик

- Исполнитель

- Искатель выгоды

(посредник между людьми)

- Работяга (не стремится занять чье-либо место)


Признаки малой группы

- Личные контакты, восприятие индивидуальности всех людей в группе

- Наличие эмоциональных отношений

- Взаимодействие членов группы

- Наличие постоянной цели совместной деятельности (ближние перспективы, вторичные цели, дальние перспективы)

- Наличие организационной структуры

- Распределение групповых ролей

- Выработка групповой культуры


Групповые интересы - Потребности - Ценности - Цели - Мнения - Нормы

 

 


 
выгодном свете и получил оценку, что улуч-

 
шит его психологическое состояние и сделает более благоприят- ной позицию в целом. Таким образом, в вузе сущность воспи- тания заключается в создании благоприятных возможнос- тей для саморазвития и самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных и их послед-


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.