Воспитание и его закономерности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Воспитание и его закономерности

2017-07-09 219
Воспитание и его закономерности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 
Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус- ловий (материальных, духовных, организационных) для воения новым поколением; общественно-исторического опы- та с целью подготовки его к общественной жизни и произво- дительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в це- лом, и воспитание в узком смысле — ка к целенаправленную де- ятельность, призванную сформировать систему качеств личнос- ти, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо

ной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким обра- зом, воспитание — это целенаправленное формирование лич- ности на основе формирования: 1) определенных к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззре-

 
3) поведения (как проявление отношений и мировоззре- ния). Можно выделить виды воспитания (умственное, нрав- ственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

 
Различные типы обществ в разные исторические времена по- разному понимали цель и смысл воспитания. В эпоху целью воспитания является формирование

сти, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии,

 
гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонич- но развитой личности становится основной целью (идеа- лом) современного воспитания.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его со- держание, й характер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнооб- разие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу состав- ляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формиро- вание заданных обществом свойств личности. Это можно на- звать авторитарной, технократической педагогикой. Воспита-

 

34 9


тельным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагма- тизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихе- виоризм являются психологической основой большинства вос- питательных концепций Запада.

 
 
Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» челове- ка — исполнителя, адаптированного к жизни в данной обще- ственной системе, подготовленного к выполнению соответствую- щих социальных в США эти роли таковы: гражда-

нин, работник, семьянин, Воспитание следует

 
 
строить на рациональной научной основе, программируя поведе- ние людей и управляя его формированием. (Скиннер — созда- тель технократической педагогики.) Советская педагогика пы- талась строить воспитание именно как управляемый контро- лируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технокра- тического подхода на Западе также стоят на позиции, что про- цесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым Од-

 
нако в этом подходе таится угроза манипулирования личнос- тью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездум- ного Воспитание понимается как модификация

 
 
как выработка «правильных» поведенческих на- выков. В технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пре- небрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желае- мого поведения в различных социальных ситуациях с помощью

 
 
«подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В нет ничего плохого, если имеет-

 
ся в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приво- дит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит адаптации, не апеллируя к собственной воле и

 
 
свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним I жением технократического подхода является теория и практи- ка психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспи-

 


 
с помощью фармакологическиих препаратов противоре- чит всем нравственным и юридическим нормам.

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе ко- торой лежит направление гуманистической психологии, разви- валась в 50-60-е годы в США в трудах таких ученых, как Мас- лоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.