Типология участников общения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типология участников общения

2017-07-09 517
Типология участников общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

● Говорящий;

● Слушающий;

● Адресат;

● Косвенный адресат;

● Слушатель;

Случайный слушатель.

Компоненты коммуникативно-ситуационного пространства

В каждом конкретном случае общения каждый из коммуникантов имеет свою установку, свой замысел и тактики реагирования в речевом общении. Адресант осуществляет свое высказывание не только почему-то, но и зачем-то, с какой-то коммуникативной и более общей (посткоммуникативной) целью.

Наряду с интенцией говорящего существенное значение имеет и настрой адресата – то, что он думает о предмете общения и ситуации в целом, и как он собирается реагировать на интенцию говорящего.

В связи с этим акт коммуникации является результатом столкновения и взаимодействия интенций двух или более участников речевого общения.

Роббинс «организационное поведение»

 

Личностные характеристики коммуникантов

Юнг, Бриггс-Майерс 16 психологических типов личности 4 пары альтернативных предпочтений

Экстраверт Интроверт
Сенсорик Интуит
Логик Этик
Рационал Иррационал

 

 

Экстраверт: может охватывать большой объем новой информации. Может легко общаться сразу с несколькими людьми. Ориентирован на растрату энергии. Расширяет поле своей деятельности. Объективное восприятие реальности.

Интроверт: рассказывает о своем мнении, своих взглядах. Общается один на один с конкретным человеком, тяжело удерживает внимание более чем на троих людей. Ориентирован на сохранение энергии. Субъективное восприятие.

 

Интуит: растекается по времени, живет в мире идей и мыслей. Чувствует вероятности, может прогнозировать развитие событий. Не такое большое внимание уделяет собственному пространству, не всегда может долго отстаивать свое мнение силой

Сенсорик: живет здесь и сейчас, в мире конкретных ощущений. Для него важна собственная территория, вещи, предметы. Может долго и упорно работать, доводить начатое. Переживает из-за непредсказуемости.

Логик: общение для логика – это обмен информацией. Сколько слов и никакой конкретики. Говори уже по делу! Доверяет фактам, судит по параметрам правильно – неправильно, логично – не логично. Судит других по делам, слушает, что ему говорят, а не как. Обычно переходит к фактами и умозаключениям, даже когда его спрашивают о взаимоотношениях.

Этик: судит по интонациям, мимике, жестам собеседника. Слушает, как, а не что ему говорят. Он только сказал Алло, а мне сразу уже все было понятно. Говорит о людях, об отношениях, даже когда вопросы идут на логические темы. Кем я работаю? О у нас дружный коллектив! Такие замечательные люди. Действует по тому, как подсказывает сердце, настроение.

Рационал: имеет цель, доводит дело до конца. Направлен на сохранение традиций и шаблонов, как логических так и этических. Склонен к планированию, отсутсвие плана дает ощущение нестабильности и неуверенности

Иррационал: легко меняет цель или может существовать вообще Без конкретной цели. Не любит планов, любой план ограничивает.

Говорящий как основная составляющая контекста. Личностные характеристики коммуникантов

 

Говорящий

В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.

 

Cусов: Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.

 

Говорящий воплощает в высказывании ряд установок:

➢ на самого себя;

Субъект речевого действия осознаёт себя как исполнителя центральной роли – роли Говорящего. В своём высказывании и поведении в целом он осуществляет самоидентификацию. Свою роль он обозначает волшебным и ко многому обязывающим словом Я. РА-жалоба

➢ на адресата (слушающего);

Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.

Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами:

1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего);

2) Сменой коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями);

3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.

➢ на координаты данного речевого события (время и место);

➢ на своё высказывание (его содержание – ситуацию внешнего мира, отображаемую в пропозициональной структуре, на выражаемые цели и намерения, на модальный план, оценку по шкале «истинно - ложно» и по шкале «искренне – не искренне», стиль и регистр общения, эмоциональную окраску, его дискурсивные связи);

➢ на используемый в данном акте язык в той или иной социальной форме – литературный язык, просторечие, местный диалект, жаргон или др. коммуникативные системы;

➢ на обстановку акта коммуникации;

➢ иногда и на постороннего слушающего.

 

1. Г взаимодействует с другим субъектом, которому говорит Ты/вы

2. Г учитывает сходства/различия в социальных статусах

3. Г выбирает нейтральную или почтительную форму обращения

4. Г предполагает, что адресат примет на себя в данной коммуникативной ситуации подло единую роль С, а также окажется способен воспринять высказывание и понять намерения

5. Г предполагает что Г и Слушающий обладают сходными знаниями о мире и о социальных нормах коммуникативного общения

6. Г намерен следовать пргаматическим принципам общения – прежде всего принципу Кооперации и принципу вежливости

7. Г выбирает понятный обоим язык и языковые средства для построения высказывания

8. Г намечает стратегию, которая могла бы сделать высказывание уместным для адресата и обеспечить понимание как сказанного так и подразумеваемого

 

Говорящий знает:

▪ о своей коммуникативной роли Говорящего/Пишущего;

▪ о своём физическом и психическом состоянии;

▪ о своих физических и интеллектуальных возможностях;

▪ о своём социальном статусе вообще и о своём функциональном статусе в рамках данного коммуникативного события;

▪ о своих потребностях и мотивах;

▪ о своих практических и коммуникативных целях (интенциях). (И.П. Сусов)

▪ Г действует в определённой коммуникативной обстановке и с учётом этого выбирает:

▪ Соответствующий канал связи;

▪ Соответствующий условиям общения устный или письменный код (а также субкод);

▪ Ту или иную вербальную репрезентацию положения дел, которое отражается в своём сообщении.

 

Макросоциальные факторы (гендер, возраст, национальная принадлежность, социальный статус, географическое положение и др.);

Микросоциальные факторы (социальная дистанция, властная дистанция и др.)

Социальный фактор нелегко нейтрализовать: чрезвычайные обстоятельства общения (= устанавливается нестандартная иерархия участников общения) или перевод общения в экстремальный эмоциональный режим нейтрализует статусные различия.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.