Социология: хеппенинг или практическая неуверенность? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социология: хеппенинг или практическая неуверенность?

2017-07-09 290
Социология: хеппенинг или практическая неуверенность? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этнометодология направлена на исследование методов повседневного конституирования социаль­ной реальности, следует интересам классической феноменологической социологии и символического интеракционизма. Ее отличительной чертой явля­ется поиск этих методов путем разрушения нормаль­ных повседневных ситуаций, по реакции на кото­рое можно судить, к примеру, о сущности обычной социальной нормальности. Поэтому Гарфинкель умышленно принимает на себя роль чужака, для которого повседневная жизнь общества не являет­ся само собой разумеющейся, но делает это иначе, чем это описано у Г. Зиммеля в его знаменитом очерке о чужаке.1 Гарфинкель описывает не спосо­бы ориентации «чужака» в непонятной ему соци­альной реальности, а попытки обычных людей при­вести в порядок реальность, которая вдруг стала им непонятной. Кто-то однажды заметил, что этно-методолог превращает себя в «чужака» в обыден­ной жизни. Это несколько упрощенная оценка. «Кризисные эксперименты» показывают, что Гар­финкель претендует на большее. В своих экспери­ментах он разрушает фундамент рутинных действий в мире повседневности и по реакции судит о кон­ститутивных методах конструирования социальной реальности.

1 Simmel G. Exkurs uber den Fremden // Soziologie. Simmel Gesamtausgabe Bd. 11. Frankfurt am Main, 1992.


 

 

Этнометодология о методах...

«Кризисные эксперименты» связаны прежде все­го с именем Гарфинкеля. По поводу таких экспери­ментов А. Гоулднер, один из самых видных крити­ческих умов западной социологии, заявил, что эт-нометодология сводит социологию к хеппенингу.1 По его мнению, она является «элегантным анархиз­мом», который бросает маленький вызов установ­ленному порядку,2 не желая изменить его. Рево­люции не требуется, достаточно лишь немножко побунтовать. Это обвинение в адрес этнометодоло-гии было высказано еще в 70-е годы, причем имен­но в тот период оно имело значение. Его можно оценить лишь на фоне студенческого движения того времени, да и вся привлекательность этнометодо-логии связана с духом той поры и воспоминаниями о ней.

Исходя из этого политически разрушительного настроения, Гоулднер дал оценку этнометодологии с точки зрения ее направленности на изменение общественных отношений. Однако на самом деле такой направленности в этнометодологии вообще не было. Было лишь желание «просветить» людей. Поэтому нейтральность этнометодологии направлена на нечто иное: она демонстрирует, что никакой еди­ной социальной реальности не сущес-г^ШФ^ЗГе^ть лишь множество реальностей,~~й~ что нет никакой абсолютной рациональности, а есть лишь индиви­дуальная рациональность, согласно которой дей­ствие приобретает смысл. Социолог может сожалеть по этому поводу, но это его личное дело. В качестве

1 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. Reinbek, 1974. S. 466.

2 Ibid. S. 472.


6. Ирвинг Гофман: Техники презен­тации

186 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация

исследователя он может лишь изучать, почему люди так хорошо уживаются друг с другом в мире по­вседневности, несмотря на то, что каждый придер­живается своей рациональности. На этот «тонкий лед» само собой разумеющихся предпосылок повсе­дневной жизни и выходит Гарфинкель в своих «кри­зисных экспериментах». Ответить на вопрос, поче­му он делает это, принимая в расчет, что «тонкий лед» повседневности постоянно проваливается под ногами, можно так: он надеется обнаружить, что такое социальный порядок в его самых сокровен­ных основах посредством его разрушения. Вероят­но, он надеялся, что тогда люди будут действовать в повседневной жизни немного сознательнее.


Социолог массового общества

Едва ли найдется социолог, который не слыхал бы что-нибудь об Ирвинге Гофмане. Бесспорно, что «его работы часто обеспечивают единственный кон­такт с социологией антропологам, правоведам, пси­хологам, психиатрам, криминологам, представите-

На фотографии: Ирвинг Гофман / Erving Goffman.

Фотография предоставлена: Hettlage, Robert/Lenz, Karl (Hrsg.), Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation, Bern; Stuttgart: Haupt, 1991 (UTB fur Wissenschaft: Uni-Taschenbucher; 1509). © 1991 by Verlag Paul Haupt, Bern und Stuttgart.


188 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация

лям других социальных наук».1 Оценки творчества Гофмана настолько противоречивы, насколько это вообще возможно. Так, в 1972 году в одном обзоре в журнале «New York Times Book Review» он был назван самым видным из ныне живущих писате­лей, имеющим наибольшие основания называться «Кафкой нашего времени». Интересно, что такая оценка дана в статье под заголовком «Таинственный свет на нашем пути».2 Эта оценка наряду с другими обстоятельствами способствовала росту популярно­сти Гофмана. Он прослыл таким социологом, ко­торый в точных выражениях рассказывает, что осо­бенного и даже немного тревожного на самом деле творится с нами. В одном из номеров журнала «The Sociological Quarterly», в котором была опублико­вана серия рецензий на его исследование «Отноше­ний на публике» (1971), рецензент назвал Гофмана одним из самых видных послевоенных социологов 3. В то же время другой рецензент считает, что Гоф­ман просто сочиняет романы, в которых гротеск переводится на уровень китча. Тем не менее он тоже сравнивает Гофмана с выдающимися личностями, причем заявляет, что ничего лучше этих произве­дений, не уступающих Достоевскому или Диккен­су, он не читал.4 Третий рецензент не видел в оцен-

1 Williams S, Appraising Goffman // The British Jour­nal of Sociology. 1986. Vol. XXXVII. № 3. P. 349f.

2 Berman M. Weird but brillant light on the way we live now; цит. no: Manning P. Relations in public // The Socio­logical Quarterly. 1973. № 14. P. 135.

3 Colhns R. Relations in public // The Sociological Quar­terly. 1973. № 14. P. 137.

4 Aronoff J. Relations in public // The Sociological Quar­terly. 1973. № 14. P. 143.


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

ке Гофмана как писателя ничего удивительного, так как, по его мнению, Гофман является, во-первых, необычайно одаренным писателем, а во-вторых, его исследования настолько оригинальны, что их мож­но сравнить лишь с работами Томаса Манна, Зиг­мунда Фрейда, Карла Маркса и Макса Вебера.1

Репутация Гофмана, как пояснил Р. Коллинс, сложилась в основном в среде простой публики, которая воодушевляла его своей поддержкой изоб­ражения вещей такими, каковы они есть.2 Одним он казался политическим радикалом, другим — консервативным представителем среднего слоя или вообще аполитичным человеком.3 Социологическо­му сообществу с самого начала было непросто с Гофманом. В то время как уже при жизни он пользо­вался чрезвычайно большим авторитетом у филосо­фов, антропологов, лингвистов, психиатров и поли­тологов, он был практически изолирован от своих современников-социологов, которые, как традици­онные ученые, придерживались строгого система­тического мышления в исследованиях. Конечно, эту ситуацию следует рассматривать и с другой точки зрения: Гофман принес академической социологии своего времени немало «хлопот». Мы еще не раз вернемся к этому сюжету.

Кто же такой Ирвинг Гофман? Гофман родился в 1922 году в маленьком канадском городке Ман-вилл (провинция Альберта) в еврейской семье. Он изучал социологию сначала в университете Торон-

1 Manning P. Relations in public. P. 135. Правда, сей­час уже невозможно выяснить, действительно ли П. Мэн-нинг имел в виду Томаса Манна, отнеся его к ученым.

2 Colhns R. Relations in public. P. 138.

3 Williams S. Appraising Goffman. P. 348.


192 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ник... Здесь исследуются исключительно драматур­гические проблемы, касающиеся человека в соци­альной группе, связанные с презентацией себя пе­ред другими людьми».1 Этой теме посвящено все творчество Гофмана, в том числе и его непрочитан­ное послание президента Американской социологи­ческой ассоциации «Порядок социального взаимо­действия». Гофмана интересует основной вопрос: «как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия».2 По этой причине Скотт и Лаймэн на­зывают Гофмана «корифеем в управлении впечат­лениями».3

Однако дело не ограничивается лишь проблемой презентации. Другой постоянной темой всего твор­чества Гофмана были «опасности, которые подсте­регают человека в социальном взаимодействии».4 В этой связи С. Уильяме назвал социологию Гоф­мана «типичной социологией человека в массовом

обществе».5

Здесь невозможно рассмотреть все богатство со­циологии Гофмана. Остановимся лишь на четырех темах, которые позволят коснуться творчества Гоф­мана в целом. Прежде всего рассмотрим, как вооб­ще работает Гофман. Ключевым здесь является так называемое «смещение перспектив». Затем вкрат­це проанализируем наиболее важные работы Гоф-

1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 17f.

2 Oswald H. In memoriam Erving Goffman // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1984. Die

Nummer. S. 211.

3 Scott M., Lyman S. Praktische Erklarungen. S. 86.

4 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 211.

5 Williams S. Appraising Goffman. P. 349.


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

мана и покажем, как в них трактуется проблема угрозы идентичности человека. В третьей части оста­новимся на наиболее известном произведении Гоф­мана «Представление себя другим в повседневной жизни», причем в центре внимания будет вопрос о репертуаре и реквизитах представления себя дру­гим. Это ведет нас к проблеме изучения сложного балансирования человека между нормативными требованиями и сохранением уникальности лич­ности.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.