О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

О присяге, каким образом присягу или обещание чинить,

2017-06-29 303
О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О присяге, каким образом присягу или обещание чинить,

От генералов и до фендриха

Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять

вверх с простертыми двумя большими персты.

А салдатам (понеже их множество) правую толко руку поднять

пред предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по

прочтении целовать евангелие.

Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а штап,

обор и ундер-офицерам и солдатам при полку или роте, при

распущенном знамени.

Присяга или обещание всякого воинскаго чина людем 328

«Я (имя рек) обещаюсь всемогущим богом служить

всепресветлейшему нашему царю государю верно и послушно, что в

сих постановленных, також и впредь поставляемых воинских

артикулах, что оные в себе содержати будут, все исполнять

исправно. Его царского величества государства и земель его

врагам, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем,

в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в протчих воинских

случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить

противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели

что вражеское и предосудительное против персоны его величества,

или его войск, такожде его государства, людей или интересу

государственного что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по

лутчей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и

ничего не утаить; но толь паче во всем ползу его и лутчее

охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным надо мною,

во всем, где его царского величества войск, государства и людей

благополучию и приращению касаетца, в караулах в работах и в

протчих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их

не противитца. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе

или гарнизоне, никогда не отлучатца, но за оным, пока жив,

непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и

живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному,

послушному, храброму и неторопливому салдату надлежит. В чем да

поможет мне господь бог всемогущий».

Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, того ради

надлежит тому, кто к присяге приводить, выписывать, которому чину

что принадлежит, а ундер-офицерам и салдатам все.

Б о г у е д и н о м у с л а в а

ВОИНСКИМ АРТИКУЛАМ

Глава третья - о команде, предпочтении и почитании

Глава четвертая - о самовольном обнажении шпаги,

О тревоге и карауле

Артикул 36. Кто из офицеров, или рядовых, в присутствии

фелтмаршала, или командующаго генерала, или при бою, походе, или

во время и оном месте, где воинский суд, или на оном месте, и во 335

время, когда служба божия отправляется, или во время

розставленного караула, хотя в городех, лагерах или крепостях в

сердцах свою шпагу обнажит в том намерении, чтоб уязвить; оный

имеет, хотя он никакова вреда не учинит, живота лишен

аркебузированием будет.

Артикул 37. По разставлении караулу и после бою тапты, или в

ночи, никто да не дерзает непотребную тревогу, или какой крик

учинить, разве когда приказ, или нужда требовать будет. Кто

против того погрешит, имеет живота лишен быть.

Толкование. При сем надлежит судье внимать и осмотреть, что

оная тревога из злости ли нарочно, или незапно, или иных ради

притчин учинена, и в таком случае надобно упомянутое в

вышереченном артикуле наказание убавить, и по разсуждению

наказать.

Сей артикул имеет свою полную силу, ежели неприятельский

умысел в том есть. Буде же учинится не из неприятельскаго какова

намерения, и опасности и страху в том никакова не будет, тогда

может офицер потерянием ружья своего, из которого он стрелял, и

вычетом жалования его на несколько месяцов, а рядовой

шпицрутенами наказан быть. Ибо сей заказ для того более чинится,

понеже во время неприятеля, под тем выстрелом или криком, некая

измена умышлена бывает, от чего иногда город, или все войско вред

получить может.

Артикул 38. Когда знак на караул дастся, никто да не дерзнет

умедлить, кто к оному учрежден. Есть ли офицер учинит, имеет один

месяц за рядового служить, а рядовой посажением в железа наказан

быть.

Артикул 39. Офицер, который на валу, или ином каком месте

караул имеет, да не дерзает без позволения (хотя в лагере или

гарнизоне) коменданта, или вышняго офицера с караулу сходить, под

опасением лишения живота. Оных же всех надлежит, которые на вал

взойдут, роспросить. А ежели караульной что подозрительного

найдет, тогда имеет о том коменданту донесть. А иностранные и

незнакомые, без позволения и указу коммендантскаго ежели взойдут

на вал, наказаны будут.

Толкование. Такожде не вельми охотно позволяется, чтоб

офицер другаго, который караулу на том месте не имеет, на караул

с собой брал, дабы караульной чрез компанию к пиянству, игре и

сему подобному побужден не был, и чрез оное что на карауле своем

просмотрел.

Артикул 40. Каждый офицер, который в крепости, лагере, на

валу у ворот или в поле караул имеет, должен в том ответ дать.

Ежели он то презрит, что исправить должен, или на карауле своем

неосмотрителен и не осторожен и ленив будет, оный имеет живота

лишен быть, аркебузирован (розстрелян).

Толкование. Ибо караул есть живот крепости и лагеря, и не

токмо един генерал, но и все войско во время сна своего надежду 336

имеет на караульных. Караул есть наизнатнейшая служба, которую

салдат в войне отправляет.

Артикул 41. А который в лагере, поле или в крепости на

карауле своем уснет, или напьется пьян так, что своего караулу

отправить не может, или прежде смены с караула пойдет и оставит

свое место: хотя б офицер или рядовой был, розстрелен быть имеет.

Толкование. Буде же караул иногда не с лености или от

неосторожности, но за приключившеюся болезнию ему, или телесною

слабостию уснет, а не в опасном месте оный поставлен. Или

случится в такое время, что ни страху ниже неприятеля притом не

будет; такожде естьли караульной при приключенной той слабости,

от другаго караульнаго во отдалении стоит, и не может о своей

слабости оному сказать, дабы о том офицеру, стоящему на карауле

известить, чтоб оный другаго вместо болнова командировал. Такожде

когда салдат вновь в службу принят, и воинскаго артикулу не

слыхал, и не знает еще, какая сила есть в том, что не спать на

карауле, то все сии притчины имеют от судьи в приговоре уважены

быть, и может наказание вместо смерти в гоняние шпицрутенами

превратить.

А оный, который с караулу сойдет прежде смены, не оправдится

тем, хотя скажет, что сверх надлежащаго времени стоял. Ибо он

должен до того времени стоять, пока он сменится. А ежели и он

свыше того времени принужден был стоять, однако должно ему тогда

жалобу приносить, когда сменится.

Артикул 42. Понеже офицер и без того, который в непрестанном

пьянстве, или протчих всегдашних непотребностях найден будет, от

службы отставлен, и его чин другому годному офицеру дан имеет

быть.

Артикул 43. Когда кто пьян напьется, и в пьянстве своем что

злаго учинит, тогда тот не токмо, чтоб в том извинением прощение

получил, но по вине вящшею жестокостию наказан быть имеет.

Толкование. А особливо, ежели такое дело приключится,

которое покаянием одним отпущено быть не может, яко смертное

убивство и сему подобное: ибо в таком случае пьянство никого не

извиняет, понеже он в пьянстве уже непристойное дело учинил.

Артикул 44. Всяк долженствует часового и протчие караулы,

патрулиры и рунды в обозах, городах и крепостях пристойным

образом почитать, и оным, когда окликают, учтиво отвечать. Есть

ли кто дважды окликан будет со угрожением, а ответу часовому не

учинит, а часовой по нем выстрелит, тогда той имеет самому себе

оный вред или несчастие причесть, ежели какой ему таким образом

приключится, а часовой от всякаго наказания свободен. Однако же

часовой во осмотрении имети должен сие чинить в опасных местах.

Артикул 45. Есть ли кто дерзнет часового, патрулир или рунд 337

бранить, или оному противитися будет, когда оным повелено будет

кого за арест взять. Есть ли сие офицер учинит, лишится чина

своего, и имеет за рядового служить, пока паки выслужится, а

рядовой гонянием шпицрутен наказан будет.

Артикул 46. Буде же кто против караулу или часового, такожде

против патрулира и рунду, шпагу обнажит, или на оных нападет, или

учинит оным какой вред и препятствие, оного надлежит без всякой

милости аркебузировать (розстрелятъ).

Артикул 47. Насупротив того, долженствуют караулы, рунды, и

патрулиры в своих мерах себя содержать. И отнюдь бы сами не

дерзали начало и притчины ссорам и к возмущению подавать,

мимоходящих никакими непристойными поступками и невежеством к

тому злу побуждать. А естьли кто против того поступит, оного

надлежит, по состоянию дела и чину тех особ, отставлением от

чину, гонянием шпицрутен, и жесточае наказать.

Артикул 48. Кто ночью в крепостях, или в городех, на улице,

какой крик или какие излишествы учинит: есть ли кто из офицеров

учинил оная, то имеет он, и которыя с ним были, каждый, вместо

наказания, жалование свое двумесячное в шпиталь дать, а рядовой

заключением в железа наказан будет.

Артикул 49. Всяк должен примечать прилежно пароли и лозунги,

которые отдаются. А кто найдется, что он оные запомнил, и вместо

того какой иной имеет, тогда по обстоятельству и состоянию дела

на теле наказан, или чести и живота лишен будет.

Глава седьмая - о смотре

Артикул 60. Никто как из вышних, так и из нижних офицеров да

не дерзает противитися, чтоб на смотре (в уреченное и за

благообретеное время от фелтмаршала, генералов или комиссаров)

самому не явитися, и салдат своих к смотру не поставить. Кто сие

нарушит, имеет, яко бунтовщик, наказан быть.

Артикул 61. Больные при смотре имеют выставлены, или от

комиссаров осмотрены быть, или от лекарей свидетельство иметь.

Артикул 62. При смотре долженствует всяк с своим ружьем

явитися, а отнюдь у другова ничего не брать, и кто сие учинит,

оный шпицрутенами, или иным наказанием будет наказан.

Артикул 63. Кто себя больным нарочно учинит, или суставы

свои переломает, и к службе непотребными сочинит, или лошадь свою

самовольно испортит в том мнении, чтоб отставлену быть от службы,

оному надлежит ноздри роспороть, и потом его на каторгу сослать.

Добычей и пленных

Артикул 104. Когда город или крепость штурмом взяты будут,

тогда никто да не дерзает хотя вышнего или нижняго чина, церкви,

школы или иные духовные домы, шпитали, без позволения и указу

грабить, или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном

здачею медлить, и великой вред чинить будут. Кто против сего

преступит, оный накажется яко разбойник, а именно лишен будет

живота.

Артикул 105. Такожде имеет женской пол, младенцы, священники

и старыя люди пощажены быть, и отнюдь не убиты ниже обижены

(разве что инако от фелтмаршала приказано будет) под смертною

казнию.

Толкование. Ибо оныя или невозможности своей или чина своего

ради, никакого ружья не имеют при себе, и тако чрез сие чести

получить не можно, оных убить, которые оборонятися не могут.

Артикул 106. Когда город приступом взят будет, никто да не

дерзает грабить, или добычу себе чинить, или обретающимися во

оном питьем пьян напитца прежде, пока все сопротивление

престанет, все оружие в крепости взято, и гварнизон оружие свое

низположит, и квартиры салдатам розведены, и позволение к грабежу

дано будет: под опасением смертной казни.

Артикул 107. Когда в неприятельской обоз впадут, или онаго с 347

поля собьют, никто добычь чинить или грабить да не дерзает, до

тогож времени, как уже неприятель из обозу или с поля весьма

сбит; и за оным сколько возможно в погоне будут, и когда сие

учинится, тогда может всяк часть, которая ему назначена, грабить.

Кто же похочет другаго часть взять, оный без всякаго розмышления,

от товарища своего может убит быть. Ежели же от того преступления

неприятель поправится, и вред причинится в войске, тогда оный

чинящий добычь живота лишен. А естьли вред чрез оное не учинитца,

то шпицрутенами жестоко наказан, а добычь неимущим роздана быть

имеет.

Артикул 108. Такожде никто другаго квартиру, которая ему

назначена, грабить, или у другаго добычь насильством отнять да не

дерзает. Кто против сего преступит, имеет отнятое паки

возвратить, и сверх того по изобретению и состоянию дела, жестоко

наказан быть.

Артикул 109. Под наказанием запрещаетца всякому, чтоб

добычную скотину из обоза не продавать, но в обозе за пристойную

цену продавать имеет, дабы рядовые и слуги оную употребить могли,

разве за излишеством рядовым более непотребно будет. Однако ж с

позволения вышняго командира.

Артикул 110. Офицеры да не дерзают у своих сущих под

командою салдат полученную правом добычь отнимать, под опасением

жестокаго наказания, и возвращением взятого.

Артикул 111. Что неприятель двадцать четыре часа или сутки в

своем владении имел, оное почитается за добычь.

Толкование. Наприклад: неприятель возмет у Андрея в партии

подводную лошадь, а по трех или четырех днях случится, что Петр с

помянутым неприятельским партизаном бой учинит, и возмет у оного

лошадь взятую у Андрея; но понеже оная лошадь более 24 часов в

неприятельских руках была, того ради Андрей более оной требовать

не может, но оная лошадь Петру достатся имеет, и почитается за

добрую добычь.

Артикул 112. От полученной добычи, хотя в городах, замках,

местечках, крепостях или лагерях, принадлежит его величеству все

ружье, порох, свинец и аммуниция. Такожде весь провиант, которой

во всех домах найден будет. И не надлежит взятые городы, замки и

места, когда оныя присягу учинили, более повреждать или поборами

отягчать. А остальное имеет отдано быть по вычету десятой доли,

больным салдатом.

Толкование. Между сим, что его величеству достатся имеет,

счисляются все денги, которыя найдутся собранныя к общей

потребности.

Артикул 113. Все штандарты и знамена, которые от неприятеля

возмутся, имеют его величеству или генералу, сколь скоро возможно

без замедления отданы быть. Кто сего не учинит, и оставит из оных

при себе, тогда оный от чина своего без абшиду оставлен, а 348

рядовой шпицрутенами наказан будет.

Артикул 114. Всех пленных, которые при взятии городов в

баталиях, сражениях, или где инде взяты будут, имеют немедленно

оному, которой команду имеет, объявить и отдать. Никто ж да не

дерзает пленнаго под каким нибудь предлогом при себе удержать,

разве когда указ инако дан будет. Кто против сего преступит,

имеет, ежели он офицер, чина лишен, а рядовой, жестоко

шпицрутенами наказан быть.

Толкование. Ибо часто генералу или командиру зело потребно

есть, чтоб он тотчас пленных получил, и от иных о состоянии

неприятеля и его намерении уведомится возмог. Ибо в малом

умедлении времени великой интерес пренебрежен быти может.

Артикул 115. Никто да не дерзает пленных, которым уже пощада

обещана и дана, убити, ниже без ведома генерала и позволения

освобождать, под потерянием чести и живота.

Артикул 116. Никто да не дерзает у другаго его пленнаго

силою или инако отнимать, под жестоким наказанием, и отдачею паки

взятой особы.

И ругателных словах

Артикул 149. Кто паскивли, или ругательныя письма тайно

сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным

образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени

некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким

наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх

того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толкование. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил

изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко

изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или

напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно

прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не

изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный

обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя

обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож

пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на

катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он

истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругательным

писмам вспоможет, оные тайно прибьет, кому в дом или на улице

подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого,

наказать, однакож по разсмотрению обстоятельств против оных

иногда наказание легче чинитца.

Артикул 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож

надлежит пасквиль от палача сожжен быть под виселицею, а

сочинителя оного за безчестнаго объявить.

Артикул 151. Ежели офицер о другом, чести касающияся или

поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать

и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать

свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на

полгода в заключение.

Толкование. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя

обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому

принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить.

И ежели сему учинитца противен, то тюрмою крепчае, а дачею

денежною в двое прибавить, и иный срок назначен будет. И ежели

уже и в сем учинитца противен, то может профос в присутствии

упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над

винным исполнить.

Артикул 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или

не опамятовась, бранными словами выбранит, оный пред судом у

обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о 355

прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх того

наказанием денежным и сносным заключением наказан будет.

Толкование. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в

том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому

принудить.

Артикул 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным

своеволством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх

того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный

право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго

бранен будет.

О присяге, каким образом присягу или обещание чинить,

От генералов и до фендриха

Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять

вверх с простертыми двумя большими персты.

А салдатам (понеже их множество) правую толко руку поднять

пред предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по

прочтении целовать евангелие.

Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а штап,

обор и ундер-офицерам и солдатам при полку или роте, при

распущенном знамени.

Присяга или обещание всякого воинскаго чина людем 328

«Я (имя рек) обещаюсь всемогущим богом служить

всепресветлейшему нашему царю государю верно и послушно, что в

сих постановленных, також и впредь поставляемых воинских

артикулах, что оные в себе содержати будут, все исполнять

исправно. Его царского величества государства и земель его

врагам, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем,

в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в протчих воинских

случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить

противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели

что вражеское и предосудительное против персоны его величества,

или его войск, такожде его государства, людей или интересу

государственного что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по

лутчей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и

ничего не утаить; но толь паче во всем ползу его и лутчее

охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным надо мною,

во всем, где его царского величества войск, государства и людей

благополучию и приращению касаетца, в караулах в работах и в

протчих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их

не противитца. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе

или гарнизоне, никогда не отлучатца, но за оным, пока жив,

непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и

живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному,

послушному, храброму и неторопливому салдату надлежит. В чем да

поможет мне господь бог всемогущий».

Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, того ради

надлежит тому, кто к присяге приводить, выписывать, которому чину

что принадлежит, а ундер-офицерам и салдатам все.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.