Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-07-09 | 317 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Символический интеракционизм Г. Блумера
ство есть деятельность. Опираясь на этот теоретический тезис, Блумер подчеркивает, что активность, которая служит источником действия, исходит от человека. Тем самым он полемизирует сразу с двумя авторитетными социологическими концепциями общества — с концепцией общества как культуры и с концепцией общества как социальной структуры — и пишет: «Не важно, что понимается под культурой: обычаи, традиции, нормы, ценности, правила и тому подобное — это всегда производное от деятельности людей. Это относится и к социальной структуре, всем ее аспектам, выраженным в понятиях социальной позиции, статуса, роли, авторитета и престижа, в отношениях, вытекающих из способов социального взаимодействия между людьми».1 Первая концепция была разработана в функ-ционалистских теориях, в произведениях У. Самнера (1840-1910) и Р. Линтона (1893-1953), возникших под влиянием культурной антропологии, вторая концепция — в структурном функционализме, прежде всего в творчестве Т. Парсонса (1902—1979). В противоположность обеим концепциям Блумер выдвинул тезис, что общество представляет собой непрерывный процесс взаимного согласования действий своих членов.
В исходном теоретическом положении символического интеракционизма утверждается, что «человеческие группы состоят из действующих лиц», точнее, что «способом существования человеческих групп и общества является деятельность».2 Обще-
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 84.
2 Ibid. S. 85.
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86.
54 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Сущность интеракции
Символический интеракционизм Г. Блумера 55
|
этом уровне действующие люди определяют себя, узнают и интерпретируют совместные действия.
Блумер исходит из важнейшего постулата социологии об условиях возможности общества: «Совместная жизнь людей в социальных группах с необходимостью предполагает интеракцию между их членами. Иначе говоря, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом».1 Это теоретическое положение имеется и в других определениях общества, но там социальное взаимодействие скорее следует из норм, ценностей, санкций и социальных ролей, не обладая самостоятельным значением. В противоположность такому утверждению символический интер-акционизм придает социальному взаимодействию (интеракции) центральное значение, учитывая его своеобразие. Интеракция не является условием, в котором проявляются социологические детерминанты поведения, а представляет собой взаимосвязанное поведение его участников. Поэтому интеракция является процессом, который сам формирует человеческое поведение. «Проще выражаясь, люди в процессе интеракции должны обращать внимание на то, что делает или намерен сделать другой человек».2
Как показал Мид, это удается благодаря взаимному принятию роли другого, обоюдному распознаванию и интерпретации поведения. «Интеракция в человеческом обществе происходит преимущественно на символическом уровне».3 Именно на
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86.
2 Ibid. S. 87.
3 Ibid. S. 89.
Сущность объектов
Для символического интеракционизма не существует так называемых «миров в себе», для него есть лишь такие миры, какими люди конструируют их для себя и друг для друга. Эти «миры» составлены из «объектов», которые опять-таки «являются продуктом символической интеракции. К объектам можно отнести все, что может быть показано, все, на что может быть указано или по отношению к чему можно иметь отношение. Это могут быть, например, облако, книга, законодательное собрание, банкир, религиозное вероучение, дух и т. д. Простоты ради можно разбить объекты на три категории: а) физические объекты, например, стулья, деревья или велосипеды; б) социальные объекты, например, студенты, священник, президент, мать, друг; в) абстрактные объекты, например, нравственные принципы, философские учения или идеи, например, справедливость, эксплуатация, сочувствие».1
|
Значение объектов для разных людей может быть различным. Для одного вода — символ жизни, для другого — просто сырье. В этой связи Блумер отмечает: «Человек понимает значение объектов по сути дела благодаря способам, с помощью которых другие лица, с которыми он взаимодей-
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 90.
56 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
ствует, определяют для него это значение».1 Индивид принимает указанное значение объектов или дает ему свою интерпретацию. Таким образом, значение объектов заложено не в объектах самих по себе, а в их определениях, которые действующие люди взаимно демонстрируют друг другу. Поэтому нужно всегда помнить, что сами объекты являются продуктами человеческих действий. «Короче говоря, с точки зрения символического интеракциониз-ма, совместная жизнь людей представляет собой процесс, в котором значение объектов создается, подтверждается, изменяется и отрицается».2 Если мы желаем понять действия человека, то следует определить мир его объектов.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!