Лиц с задержкой психического развития — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Лиц с задержкой психического развития

2017-07-09 167
Лиц с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Магистерская программа:

« Психолого-педагогическое сопровождение

образования лиц с нарушениями речи »

 

 

Челябинск, 2017

 
 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Магистерская программа:

« Психолого-педагогическое сопровождение

образования лиц с нарушениями речи »

 

 

Челябинск, 2017


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………..5

 

2. Содержание дисциплины…………………………………………………… 6

 

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины… 10

 

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и

промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине……………… 12

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……16

 

6. Перечень информационных технологий…………………………………….18

 

7. Описание материально – технической базы………………………………..19

8. Иные сведения и материалы…………………………………………………19

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих логопедов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо сформировать у них умение организовывать сопровождение логопедом развития детей с различными нарушениями развития, в том числе и детей с нарушениями зрения.

Дисциплина «Логопедическое сопровождение лиц с задержкой психического развития» на очной форме обучения имеет трудоемкость 2 ЗЕТ, из них 18 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 12 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (54 часа). Дисциплина изучается в течение 2 курса в III семестре.

На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 6 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 4 часа – практических занятий), 62 часа отводится для самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в III семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Логопедическое сопровождение лиц с задержкой психического развития» тесно связан с дисциплинами «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Медико-биологические проблемы дефектологии», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии речью». Для освоения дисциплины студентам необходимы знания основных закономерностей развития ребенка и особенностей развития детей с нарушениями зрения; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для осуществления производственной практики в ДОУ для детей с ЗПР и написания магистерской диссертации.

1.4. Цель дисциплины: формирование компетенций по логопедическому сопровождению детей с нарушениями зрения.

Задачи дисциплины:

- Формирование у студентов знаний о закономерностях психического развития детей с ЗПР, своеобразии их речевого развития и коммуникативно – речевой деятельности;

- Формирование у студентов умений, связанных с планированием и реализацией логопедического сопровождения с учетом возрастных, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР;

- Формирование способности к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний в коррекционно-образовательной работе с детьми с НР

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

№ п/п   Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
Знать Уметь Владеть
  ОПК-3 Готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования З1- особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР У.1 – учитывать особенности психофизического развития детей с ЗПР В.1 - способностью к учету индивидуальных особенностей развития ребенка с ЗПР
  ПК-5 Готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения З-2 - диагностические методики изучения состояния речевого развития детей с ЗПР У.2. - проектировать содержание коррекционной работы с учетом структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ЗПР В.2. – навыками организации логопедического сопровождения детей с ЗПР

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 2

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС ВСЕГО
  Раздел. Теоретические основы формирования речи.          
1.1 Развитие речи и общения дошкольников и младших школьников.          
1.2. Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР          
  Раздел 2. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с ЗПР          
2.1. Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР.          
2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР          
  Всего:          

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС ВСЕГО
  Раздел. Теоретические основы формирования речи.          
1.1 Развитие речи и общения дошкольников и младших школьников. -   -    
1.2. Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР          
  Раздел 2. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с нарушениями зрения.          
2.1. Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР.          
2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР -        
             
  Контроль          
  ВСЕГО          

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) для заочной формы обучения

Раздел I. Теоретические основы формирования речи.
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1, У.1, В.1 ПК-5: У.2
Содержание раздела 1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного детства. Возрастные особенности коммуникативных компетенций на предшкольной ступени и в начальной школе. Категории детей с ЗПР. Особенности формирования речи у детей с ЗПР. Особенности коммуникативной деятельности у детей с ЗПР.  
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема 1.1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (2) План: 1.Онтогенез развития речи на этапе дошкольного детства. 2. Развитие общения на этапе дошкольного детства. 3.Возрастные особенности коммуникативных компетенций на предшкольной ступени и в начальной школе Список литературы: [2,3,5,9] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу. Практическое занятие 1. Тема 1.1. Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (2) Форма проведения: дискуссия 1.Онтогенез развития речи на этапе дошкольного детства. 2. Развитие общения на этапе дошкольного детства. Список литературы: [2,3,5,9] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу.
Лекция 2 Тема I.2 Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР (2) План: 1.Категории детей с ЗПР. 2. Особенности коммуникативной деятельности у детей с ЗПР. Список литературы: [4,5,6,810, 11] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация по курсу. Практическое занятие 2 Тема I.2 Особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с ЗПР (2) Форма проведения:выполнение творческого задания «Особенноси формирования компонентов речи у детей с ЗПР». Изучаемые вопросы:
  1. Нарушения фонетического компонента речи детей с ЗПР
  2. Нарушения лексического компонента речи детей с ЗПР
  3. Нарушения грамматического компонента речи детей с ЗПР.
  4. Особенности коммуникативной деятельности у детей с ЗПР
Список литературы: [4,5,6,810, 11] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация по курсу.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Контрольная работа«Структура дефекта детей с ЗПР» (5б) 2.Подготовка таблицы «Особенности формирования компонентов речи у детей с ЗПР». -5 б 3. выступление на семинаре (10б) 1.Презентация «Онтогенез развития речи и общения на этапе дошкольного возраста (5б) 2.Представление видеофрагментов по теме (5б)
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-3: З.1-особенности речевого развития и коммуникативно-речевой деятельности детей с НЗ; У.1 - учитывать особенности психофизического развития детей с НЗ В.1 -способностью к учету индивидуальных особенностей развития ребенка с НЗ 1.Контрольная работа«Структура дефекта детей с ЗПР» 2.Подготовка таблицы «Особенности формирования компонентов речи у детей с ЗПР». 3. Выступление на семинаре
Раздел II. Организационные основы логопедического сопровождения ребенка с нарушениями зрения.
Требования к результатам освоения раздела: ПК-5: З.2, У.2, В.2
Содержание раздела 2. Тема 2.1. Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. Особенности изучения нарушений речи у детей с ЗПР.Диагностическое обследование состояния коммуникативно-речевой деятельности ребенка. Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР Принципы логопедического сопровождения. Логопедизация педагогического процесса. Методы и формы организации логопедической работы. Особенности логопедической работы с детьми разного уровня сформированности речи у детей с ЗПР. Планирование логопедического занятия с детьми с ЗПР.  
Лекция 3 Тема 2.1 Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР (1) План:
  1. Особенности изучения нарушений речи у детей с ЗПР.
  2. Диагностическое обследование состояния коммуникативно-речевой деятельности ребенка.
Список литературы: [4,5,6,11,] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу
Практическое занятие 3 Тема 2.1 Изучение особенностей речи и коммуникативно – речевой деятельности ребенка с ЗПР. (2) Форма проведения: выполнение творческого задания Изучаемые вопросы:
  1. Аннотация диагностических методик
Список литературы: [4,5,6,11,] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу  
Лекция 4 Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР (1) План: 1. Принципы логопедического сопровождения. 2. Логопедизация педагогического процесса. 3. Методы и формы организации логопедической работы. 3.Особенности логопедической работы с детьми разного уровня сформированности речи у детей с ЗПР. Список литературы: [ 4,5,6] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу Практическое занятие 4. Тема 2.2. Особенности логопедического сопровождения детей с ЗПР (2) Форма проведения:дискуссия Изучаемые вопросы: 1. Особенности формирования коммуникативных умений 2. Этапы формирования умения воспринимать неречевые средства общения. 3. Этапы формирования умения продуцировать эмоции. Список литературы: [ 4,5,6 ] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация по курсу  
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Аннотация диагностических методик по изучению коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР (10б) 2. Контрольная работа «Уровни сформированности речи у детей с ЗПР и организация их логопедического сопровождения (10б) 1.Ведение терминологического словаря.(3б) 2.Обзор материала методических журналов. (3б) 3.Представление видеофрагментов по теме (5б)
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ПК-5: З.2 - диагностические методики изучения состояния речевого развития детей с ЗПР У.2 - проектировать содержание коррекционной работы с учетом структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ЗПР В.2 - навыками организации логопедического сопровождения детей с ЗПР 1. Аннотация диагностических методик по изучению коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР 2. Выступление на семинаре. 3. Контрольная работа «Уровни сформированности речи у детей с ЗПР и организация их логопедического сопровождения  
           

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.