Субъекты отношений в сфере коммерческого учета — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Субъекты отношений в сфере коммерческого учета

2017-07-01 370
Субъекты отношений в сфере коммерческого учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К субъектам отношений в сфере коммерческого учета относятся:

- ОАО «АТС»;

- Системный оператор (СО);

- Федеральная сетевая компания (ФСК);

- МРСК

- Генерирующие компании

- Предприятия – участники ОРЭ, покупающие на нем ЭЭ.

 

Функции АТС:

§ организация торговли на ОРЭ и мощности с равными условиями участников рынка и урегилирования споров между ними;

§ обеспечение расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка

§ разработка правил рынка и контроля над их соблюдением

§ контроль над действиями системного оператора (СО).

 

ОАО «СО ЕЭС» имеет трехуровневую иерархическую структуру, в которую входят:

§ Исполнительный аппарат (г. Москва)

§ 7 Филиалов — Объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) – диспетчерский центр, осущестляющий управление режимами работы энергосистемы.

§ 59 Филиалов — Региональных диспетчерских управлений (РДУ).

Функции СО:

§ обеспечение централизованного оперативно-технологического управления Единой энергетической системой России.

§ управление режимами работы единой электроэнергетической системы (ЕЭС РФ), обеспечение её надежного функционирования и устойчивого развития;

§ обеспечение соблюдения установленных технологических параметров функционирования электроэнергетики и стандартных показателей качества ЭЭ;

 

Функции ФСК – оператора магистральных электрических сетей России:

§ управление единой национальной (общероссийской) электрической сетью с предоставлением услуг субъектам ОРЭпо передаче ЭЭ и присоединению к электрической сети;

§ развитие электрической сети;

§ поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей и технический надзор за состоянием сетевых объектов ЕЭС Росии.

 

В состав ФСК входят магистральные электросети (МЭС):

- МЭС Центра;

- МЭС Северо-Запада

- МЭС Волги

- МЭС Юга

- МЭС Урала

- МЭС Сибири

- МЭС Западной Сибири

- МЭС Востока.

 

Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) — основа структуры распределения электроэнергии в России.

В МРСК входят распределительные сетевые компании (РСК). В распределительные сетевые компании, в свою очередь, вошли сетевые активы реорганизуемых региональных энергокомпаний.

В зоне ответственности компаний Холдинга МРСК эксплуатируются электрические сети десяти классов напряжения от 0,4 до 220 кВ. Общая протяженность сетей дочерних операционных компаний Холдинга МРСК превышает 2,1 млн. км. По протяженности линий электропередачи и количеству потребителей Компания является одной из крупнейших электросетевых в мире.

В структуру входят:

МРСК Волги, Северо-Запада, Сибира, Урала, Центра, Центра и Приволжья, Юга, МОЭСК, несколько АО-энерго (около 190 тыс. чел.).

 

Генерирующие компании ОРЭ (ОГК, оптовые генерирующие компании) — семь экстерриториальных энергокомпаний, выделенных из РАО ЕЭС в процессе его реформирования.

В ОГК выделены крупные электростанции, способные формировать российский оптовый рынок электроэнергии. Шесть тепловых ОГК (имеют наименования от ОГК-1 до ОГК-6) объединяют подавляющее большинство крупных ТЭС(в каждую ОГК входит несколько электростанций, общая мощность каждой ОГК составляет около 9 ГВт); в ГидроОГК («ОГК-7») были объединены практически все подконтрольные РАО ЕЭС гидроэлектростанции (за исключением некоторых каскадов малых ГЭС.

 

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

 

 

Оптовый рынок ЭЭ и мощности

С 2006 года постановлением Правительства РФ введены новые Правила функционирования оптового рынка ЭЭ (мощности), которые меняют систему взаимоотношений покупателей и поставщиков ЭЭ и мощности.

На оптовом рынке ранее действовала система регулируемых договоров между продавцами и покупателями ЭЭ, означающая, что цены на ЭЭ регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В 2006 году регулируемые договоры заключались на полные объемы производства и потребления ЭЭ в соответствии с прогнозным балансом ФСТ России на год.

Начиная с 2007 года, объемы ЭЭ (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, планомерно уменьшаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 205 от 7 апреля 2007 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу определения объемов продажи ЭЭ по свободным (нерегулируемым) ценам» в следующих долях от базового прогнозного объема ЭЭ (указаны некоторые контрольные точки):

· по 31 декабря 2007 г. –до 90 процентов;

· по 31 декабря 2008 г. –до 75 процентов;

· по 31 декабря 2009 г. –до 50 процентов;

· по 31 декабря 2010 г. –до 20 процентов.

С 1 января 2011 г. ЭЭ в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.

 

 

На оптовом рынке поставщиками ЭЭ являются генерирующие компании и импортеры ЭЭ.

В роли покупателей выступают:

· крупные потребители, покупающие ЭЭ для удовлетворения собственных производственных нужд;

· сбытовые компании, приобретающие ЭЭ с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени;

· экспортеры ЭЭ – организации, осуществляющие деятельность по покупке ЭЭ с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы.

 

Имеется два способа торговли ЭЭ по свободным ценам:

1) Свободные двусторонние договоры – участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки;

2) Рынок "на сутки вперед", при котором коммерческим оператором осуществляется конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки ЭЭ с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

 

При конкурентном ценообразовании цена определяется для каждого часа и отражает стоимость производства электроэнергии для покрытия всего потребления в этот час. В первую очередь загружаются самые "дешевые" электростанции. Чем меньше потребление, тем ниже цена. Поэтому в ночное время цена существенно ниже, чем утром и днем - в часы пикового потребления. Такое ценообразование позволяет потребителям розничного рынка, заинтересованным в сокращении расходов на электроснабжение, лучше понимать, когда им потреблять электроэнергию, чтобы получить экономию.

Основой для расчетов стоимости электроэнергии для участников ОРЭ являются данные коммерческого учета.

Чтобы воспользоваться возможностью оплачивать электроэнергию по часам суток, потребитель должен обеспечить почасовой учет. Однако даже наличие зонных счетчиков (день-ночь) позволяет получить определенную экономию.

Практика внедрения конкурентного рынка в других странах показывает, что происходит снижение цен под давлением конкуренции.

 

Особым сектором оптового рынка является торговля мощностью, которая осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки ЭЭ. До введения правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность в составе одноставочного тарифа на ЭЭ (мощность). Теперь мощность и ЭЭ оплачиваются раздельно.

 

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии. Типы системных услуг:

§ регулирование частоты тока;

§ регулирование напряжения;

§ поддержание резервов мощности;

§ возможность запуска генерирующего объекта;

§ регулирование нагрузки потребителей;

§ противоаварийное управление.

 

 

Розничный рынок ЭЭ

 

Розничный рынок электроэнергии - это сфера продажи ЭЭ конечным потребителям вне оптового рынка. Посредниками между оптовым и розничным рынками являются энергосбытовые компании, которые не имеют собственных сетей, но при этом обязаны доставить ЭЭ потребителям.

Потребитель может сам заключить договор с сетевой организацией. Раньше потребитель мог обслуживаться только той энергоснабжающей организацией, к сетям которой он был присоединен. Фактически это препятствовало развитию конкуренции в сфере сбыта электроэнергии.

Доля населения в электропотреблении - около 17%, промышленности - около 50%.

 

Модель розничных рынков имеет следующие основные черты:

· право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;

· наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;

· нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика;

· цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки, и стоимость прочих регулируемых услуг, обеспечивающих процесс поставки – услуг по передаче в первую очередь.

 

 

В соответствии с правилами работы розничных рынков в числе энергосбытовых компаний имеется особая категория - гарантирующие поставщики, которые обязаны заключить договор с любым обратившимся к ним потребителем. В некоторых странах такой субъект розничного рынка называется "поставщик последней надежды". В случае если потребителя не устраивает его действующий продавец электроэнергии или ему не удалось договориться с другими энергосбытовыми компаниями, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику. Каждый гарантирующий поставщик имеет четко определенную территорию деятельности, и каждый потребитель может узнать, кто является для него гарантирующим поставщиком. При этом на территории каждого субъекта РФ должен существовать как минимум один гарантирующий поставщик.

 

Гарантирующими поставщиками назначены:

· неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

· оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые осуществляют снабжение электрической энергией населения в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

· энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

· хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с ЕЭС России

 

Правилами функционирования РРЭ закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

 

Основная задача АСКУЭ на розничном рынке ЭЭ – переход предприятия на более выгодные дифференцированные тарифы по времени суток.

 

 

Тарифы, тарифные политики

 

Термин «тариф» - форма, время и размер оплаты товара или услуги. Тарифы на тепловую и электрическую энергию устанавливает ФСТ и региональные энергетические комиссии, которые формируются местными органами власти, которые и контролируют их работу.

 

Тарифы на электроэнергию во многих развитых странах варьируются как по сезонам, так и по времени суток, в зависимости от нагрузок на мощности энергокомпаний.

При заключении договора с энергоснабжающей организацией бытовой потребитель может выбрать себе наиболее оптимальное тарифное меню. Так, во Франции в настоящее время действует более 6 видов тарифных систем, разбитых на 4-5 зон потребления. В итоге электроэнергия отпускается по 20-30 различным ценам, оптимально управляющим спросом и предложением на энергию. При этом стоимость энергии в пиковом режиме (при максимальной нагрузке на мощности) может быть в 20 раз дороже стоимости энергии в базовом режиме.

 

В РФ предельные уровни тарифов на электрическую энергию как правило устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) ежегодно для каждого региона.

 

Для установки тарифов, энергоснабжающая организация отправляет в энергетическую комиссию заявку, в которой предлагает привести тариф в соответствие с предполагаемыми затратами на производство электроэнергии и развитие энергосистемы в следующем году. Заявка включает в себя расчеты затрат на покупку топлива, транспортные услуги, ремонт и обновление оборудования, выплату заработной платы сотрудникам.

Чтобы определить цену ЭЭ для конечного потребителя, нужно к цене электроэнергии на оптовом рынке прибавить стоимость услуг по передаче, и сбытовую надбавку энергоснабжающей организации, которая отражает ее расходы по обслуживанию потребителей и допустимый уровень прибыли.

 

В качестве одного из факторов дифференциации тарифов принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети. Используются три категории потребителей электрической энергии (мощности):

- потребители, получающие ЭЭ на высоком напряжении - 110 кВ и выше;

- потребители, получающие ЭЭ на среднем напряжении - 35 - 6 кВ;

- потребители, получающие ЭЭ на низком напряжении - 0,4 кВ (и ниже);

 

На территории РФ три основных вида тарифообразования:

1. Одноставочный тариф.

2. Двухставочный тариф.

3. Многотарифный учет.

 

Для двуставочного тирифа или многотарифного учета необходимо применять многофункциональные счетчики.

Выбор тарифа зависит от потребителя электроэнергии. Важную роль при выборе тарифа играет анализ суточных графиков потребления электроэнергии (мощности), усредненных на 60 минутном интервале.

При равномерном потреблении мощности в течение суток наиболее целесообразно применять двухставочный тариф, при этом должны применяться многофункциональные счетчики, имеющие функцию – «фиксации максимальных значений мощности в часы «пик». В настоящее время многие промышленные предприятия оплачивают электроэнергию по двухставочному тарифу. Суть способа состоит в том, что потребитель заявляет максимальный уровень мощности, который он обязуется не превышать в часы максимума нагрузок сети. Потребитель оплачивает до 1-го числа следующего месяца заявленную мощность (первая ставка) и после окончания отчетного месяца оплачивает потребленную энергию (вторая ставка). Если потребитель превысит заявленную мощность, то на него налагается штраф в сумме, равной произведению количества превышенных кВт на десятикратную их стоимость. За недобранную мощность также могут последовать штрафные санкции.

 

При многотарифном учета каждые сутки разбиваются на временные зоны, в которых цена кВт/час. различна.

В настоящее время в разных регионах существуют все или несколько тарифов из указанных:

1. Льготный тариф – минимальная цена за кВт/ч. Применяется в зоне ночного провала мощности.

2. Полупиковый тариф – средняя цена за кВт/ч. Применяется в зонах среднего потребления мощности.

3. Пиковый тариф – максимальная цена за кВт/ч. Применяется в зонах максимального потребления мощности. Пиковый тариф может быть в несколько раз выше, чем льготный.

4. Резервный тариф – составляет 0,7 цены за кВт/ч пикового тарифа. Применяется в пиковых зонах субботних дней. (Имеет второе название «Субботний пик»)

 

Потребитель может управлять графиком нагрузки путем переноса максимумов потребления из зон пиков (где цена самая высокая) в зоны полупиков или ночную (где цена самая низкая). Главная цель многотарифного учета сделать потребление электрической энергии равномерным в течение суток.

 

Усредненный тариф применяется при отсутствии у потребителя счетчика электрической энергии или при выходе счетчика из строя. Расчет оплаты производится по средней оплате за последние шесть месяцев или по суммарной мощности (потреблению) установленных у потребителя электроустановок.

 

Двухтарифная система учёта (счетчик день/ночь) — это дифференцированная по времени суток система учёта, позволяющая оплачивать потребление электроэнергии в ночные и дневные часы по различным тарифам.

В России наиболее часто встречается двухтарифная система, однако в некоторых регионах, а также за рубежом можно встретить до 12 различных тарифов.

В России двухтарифная система учёта энергии появилась в 1996 году. Чтобы воспользоваться этой услугой, необходим специальный двухтарифный электросчетчик. Смысл его использования заключается в том, что сутки делятся на две тарифные зоны — день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00). Для каждой назначается отдельный тариф. Ночной тариф ниже дневного. Это вызвано тем, что нагрузка на электростанции в течение суток неравномерна. По утрам и вечерам отмечается пик энергопотребления. Чтобы снизить потребление во время пиковых нагрузок, и была введена двухтарифная система учёта. Абоненты будут меньше платить за использованное ночью электричество, а нагрузка на энергосистему станет более равномерной. Неравномерная нагрузка имеет следующие негативные последствия:

· ухудшается техническое состояние оборудования, вследствие чего увеличиваются затраты на его ремонт

· увеличение потребления энергоресурсов (уголь, нефть, газ) для выработки энергии.

При равномерной нагрузке это значение снижается, что позволяет экономить ценные природные, что в свою очередь снижает и долю вредных выбросов в атмосферу. Каждая сэкономленная тонна угля — это почти две тонны углекислого газа (СО2).

Условия перевода абонента на многотарифную систему:

1. отсутствие задолженности за потреблённую электрическую энергию;

2. оплата услуг по переводу на многотарифную систему расчетов за электроэнергию;

3. заключение договора энергоснабжения.

 

В условиях не платежей за потребленную электроэнергию большой интерес у поставщиков электроэнергии вызывают счетчики с предоплатой. В счетчик в специальный разъем вставляется магнитная карта, на которую записывается сумма кредита. Счетчики учитывают кредит, оплаченный потребителем, и отпускают электроэнергию по тарифам согласно произведенной ранее оплате.

 


 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.