Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-07-01 | 259 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (т. е. о добре и зле). Добро — это основная моральная категория, показывающая содержание нравственных ценностей. Добру противостоит зло. Взаимосвязь этих понятий выражается в том, что они тесно связаны с духовной жизнью человека. Видимо, человек по своей природе одинаково способен и на добро и на зло, поэтому только его действия и поступки, поведение и позицию можно назвать добрыми или злыми. Умение человека делать различие между добром и злом является основой его духовного развития. Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными (жестокими, бесчестными, эгоистичными).
Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. В религиозном понимании добром считается жизнь в соответствии с требованиями Божественного, а зло — порождение дьявола, источник всех бед и несчастий. В светском понимании добро — то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящееся к приумножению богатства, сохранению здоровья или карьерному росту, зло — все, противоречащее жизни, человеконенавистничество, склонность к насилию и агрессивности. Существует множество определений морали, общим в которых является признание определенных принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; системы санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребностей и установок индивида, а также поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими к понятию морали являются нравственность, совесть, этика.
|
Таким образом, в понятии мораль можно выделить три основных аспекта:
1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим). В этой связи возникает вопрос о том, является ли это знание врожденным или ему надо учить. Можно ли научить морали? Как передавать моральные нормы подрастающему поколению?
2. Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. Отношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание. Очень важно, чтобы человек не только знал о нравственности, но и умел анализировать происходящее вокруг с точки зрения соответствия моральным нормам. Такая оценка своих действий, называемая рефлексией, является важной отличительной чертой человечества — отказываясь от нее, мы обедняем собственную жизнь и лишаемся жизненных ориентиров.
3. Деятельностный аспект. Практическое применение норм морали в своих поступках (нравственное или безнравственное поведение, действие или бездействие). Недостаточно просто знать о нравственных нормах и давать оценку действиям, важно следовать моральным представлениям в своей повседневной жизни. В идеальном варианте все эти три аспекта должны быть в системе.
В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью, хотя история человечества знает разные примеры организаций и сообществ, осуществляющих контроль за соблюдением морали: специальная «полиция нравов», средства массовой информации и общественные организации, производственные коллективы, товарищеские суды, суды чести и т. п. (в советское время —специальные собрания), политические партии (особенно в тоталитарных государствах), государственные органы, религиозные организации (если признается, что религия — основа морали) и т. п.
|
Таким образом, контроль может осуществляться на разных уровнях — общественном, государственном, экспертном, религиозном, семейном и др. При этом мораль должна поддерживаться прежде всего общественным мнением, которое создает духовную атмосферу.
Существует мнение, что нравственные нормы извечны и постоянны, они даны человеку свыше, вне веры не существует морали. «Бога нет — значит, все дозволено», — писал Ф. М. Достоевский. Выгода и нравственность — несовместимые понятия. Многие нормы морали носят общечеловеческий характер. «Золотое правило» нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности.
Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься по-разному: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения порядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Среди ученых продолжается спор о том, существуют ли общечеловеческие ценности, которые не зависят от исторического этапа развития, государства, культурных особенностей и религиозных воззрений. Противники вечных нравственных норм говорят о невозможности соблюдения морали в экстремальных ситуациях — в условиях войны, террористических актов, роста сепаратизма, агрессивности и ненависти. Они утверждают, что любые поступки стоит оценивать с учетом сложившихся условий: так, трудолюбие может стать предательством, если человек работает на врага и захватчика; смелость становится отвратительной подлостью, когда террористы совершают свои дерзкие нападения.
В ответ им возражают, что нет такого народа на земле, где не чтили бы отца с матерью, где родители не любили бы своих детей, радовались бы при виде человеческих мучений, безжалостно убивали бы малолетних и больных, брали людей в заложники, не стремились к справедливости, отвергали верность другу, поощряли вероломство и предательство.
Список общечеловеческих ценностей можно представить следующим образом:
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!